Технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта цеха по производству тостеров в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 15:13, курсовая работа

Краткое описание

Рынок бытовой техники в Республике Беларусь - это рынок с высоким уровнем конкуренции. Уровень рентабельности в оптовой торговле достаточно низкий. Высока доля «серого» импорта бытовой техники. Поэтому успех на рынке бытовой техники обеспечивают исключительно отлаженная логистика, маркетинговые мероприятия, слаженная работа отделов сбыта, программы лояльности клиентов.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 1.85 Мб (Скачать)

  ж) Тип конкуренции. Каждый производитель предлагает на рынке продукты в различных ценовых категориях. В то же время каждый производитель пытается с помощью рекламы дифференцировать свой продукт от продуктов других производителей, показывая его «уникальные» свойства. Поэтому можно сказать, что конкуренция - несовершенная, как ценовая, так и не ценовая.

  Рынок реализации тостеров, на котором присутствуют многие фирмы-производители, а не только Белорусские, нельзя считать монопольным. Учитывая тот факт, что доля продаж определённых фирм превышает 30% на внутреннем рынке, такой рынок следует отнести к олигополии.

  Целесообразно охарактеризовать рынок с позиции  конкурирующих фирм. Конкуренция является неотъемлемым атрибутом свободной рыночной экономики. Считается, что именно конкуренция между коммерческими структурами является залогом повышения эффективности (а следовательно - роста) экономики государства в целом.

  Ограничение же конкуренции приводит к стагнации экономики, потому что у коммерческих структур теряется стимул совершенствовать свою деятельность.

  На  рынке присутствует довольно большое  количество тостеров от большого числа  производителей. Наиболее распространённые из них :. Vitek, moulinex, bosch, philips и т.д.Все они разделяются по стоимости, материалу изготовления, функциональному набору, электропотреблению, что достаточно сильно влияет на выбор покупателя, поэтому тостер является товаром с высокой степенью дифференцированности.

  Стоимость тостера варьируется в пределах от 50000 до 400000 руб. Каждый потребитель может выбрать ту марку тостера, которая будет иметь небольшую долю затрат в бюджете.

  з) Эластичность спроса и предложения.

             Ценовая эластичность спроса

  Проведем  анализ основных факторов, влияющих на ценовую эластичность спроса.

  1) Наличие и доступность товаров - субститутов. На рынке тостеров постоянно присутствует множество торговых марок в каждой ценовой категории, с одинаковой функциональной направленностью, т.е. для каждой марки на рынке можно найти несколько продуктов, весьма схожих по своим характеристикам (практически полных аналогов). В любых торговых точках, реализующих бытовую технику, всегда есть в наличии широкий ассортимент тостеров, поэтому они являются доступным товаром для подавляющего большинства потребителей. Если рассматривать тостер, как некий обобщенный продукт, удовлетворяющий определенные потребности, то на рынке существуют товары, позволяющие на определенное время заменить этот продукт, например: сковорода, фритюрница.

  2) Интервал времени, имеющийся в распоряжении потребителя. В распоряжении у каждого потребителя всегда есть продолжительный интервал времени, в течение которого можно найти и приобрести на рынке тостер. Случаев, когда тостер крайне необходим в текущий момент времени практически нет, и в этих случаях его можно заменить тостер сковородой. В обычных ситуациях тостер приобретается на длительный срок в среднем до 3-5 лет.

  3) Доля затрат в бюджете потребителя на приобретение данного товара. Доля затрат в бюджете потребителя относительна невелика. Расходы одного домашнего хозяйства на приобретение тостера составляют в среднем 100-200 тыс. руб. в 3-5 года, в зависимости от интенсивности использования.

  4) Отнесение товара к предметам роскоши или первой необходимости. Подавляющее большинство населения республики не считает тостер предметом роскоши и приобретает этот товар. Но так как без тостера можно обойтись, его нельзя отнеси и к товарам первой необходимости, хотя для некоторых потребителей он является товаром первой необходимости.

  Можно сделать вывод, что при определении эластичности спроса на какую-либо конкретную марку и модель тостера наличие субститутов и большой интервал времени для выбора сыграют основную роль, и поэтому спрос можно охарактеризовать как эластичный по цене. Спрос же на тостеры в целом скорее эластичен, так как данный товар не является товаром первой необходимости, занимает незначительную долю в бюджете потребителя и имеет близкие субституты среди других товаров.

  Тостером  пользуется малая часть населения, то есть можно сказать, что тостер встречается достаточно редко в житейском обиходе. В среднем один тостер приходится на 20-25 человек, следовательно, можно сделать вывод, что по виду удовлетворения потребностей тостер не является товаром, который удовлетворяет индивидуальные потребности в средствах существования, так как его наличие или отсутствие не сказывается на здоровье человека, или каких-либо других факторах существования человека.

           Эластичность спроса по доходу.

  Проведем  анализ основных факторов, влияющих на эластичность спроса по доходу.

  1) Отнесение товара к предметам роскоши или первой необходимости. Как уже отмечалось, тостер можно отнести к нормальному товару.

  2) Степень консерватизма спроса. Спрос на конкретные марки тостеров неконсервативен и количественно значительно не меняется в зависимости от доходов потребителей, а спрос на тостер как товар вообще консервативен (если потребитель готовит тосты 2-3 раза в день, то с повышением дохода он всё равно будет делать их 2-3 раза в день, но возможно в более дорогом тостере).

  3) Отнесение товара к товару длительного пользования или текущего потребления. Тостер - это товар длительного пользования (как было указано выше).

  Все эти факторы свидетельствуют  о неэластичности спроса на тостер по доходу. Так как тостер - это  нормальный товар, то эластичность спроса по доходу должна лежать и пределах от 0 до 1. 

        Ценовая эластичность предложения

  Проведем  анализ основных факторов, влияющих на ценовую эластичность предложения.

  а) Интервал времени, имеющийся  в распоряжении фирмы  для реакции на изменение рыночной конъюнктуры. Цикл производства тостера (от закупки сырья и комплектующих

      материалов до производства и сертификации готовой продукции) составляет в среднем 1месяц.

  б) Степень мобильности  факторов производства. Для производства всех видов тостеров используется специализированное оборудование, требующее незначительной доработки при переходе, например, от одного размера тостера к другому. Время доработки оборудования не превышает 1-2 месяца. На данном оборудовании можно организовать выпуск и других видов бытовой техники – фритюрница и т.п.

  в) Способность товара к длительному  хранению. Сроки службы тостера в среднем составляют 3 – 5 лет, при этом эксплуатация осуществляется при нормальных условиях, не требующих дополнительных затрат.

  Указанные факторы свидетельствуют о том, что кратчайшим периодом времени, в течение которого производитель не в стоянии изменить объем выпуска и в течение которого предложение неэластично, является период в 1-2 месяца. В течение краткосрочного и долгосрочного периодов времени (более месяца) предложение достаточно эластично. Если производители не полностью используют имеющиеся производственные мощности, то при необходимости они могут быстро нарастить объем выпуска без приобретения дополнительных производственных мощностей.

  и) Неценовые факторы, влияющие на спрос и предложение тостеров

  Неценовые факторы, которые влияют на спрос  и предложение тостера на рынке, могут быть разделены на факторы, позволяющие изменить общий объем  рынка, и факторы, помогающие перераспределить рынок в свою пользу.

  Примеры неценовых факторов, приводящих к росту спроса на тостеры:

  • серия телевизионных передач, в которых будут рекомендовать ту или иную марку тостера — рост общего спроса;
  • реклама фирмы-производителя, направленная на то, чтобы 
    объяснить потребителям преимущества приобретения продукции 
    именно своей фирмы (высококачественные материалы, новые уникальные функции и современные технологии)— рост спроса на продукцию данной фирмы;
  • естественный прирост населения в стране (увеличение как продолжительности жизни, так и рождаемости) — рост общего спроса;
  • система скидок – рост общего спроса;
  • возможность получения кредита на данный товар или покупка его в рассрочку – рост общего спроса.

  Примеры неценовых факторов, приводящих к сокращению спроса на тостеры:

  • значительное повышение цен на электричество – сокращение общего спроса;
  • снижение цен на товары субституты – сокращение общего спроса;
  • сообщения в СМИ о выявленных на конкретном предприятии-производителе технологических, санитарно-гигиенических нарушениях - сокращение спроса на продукцию данного производителя;
  • реклама одного производителя влечет за собой увеличение спроса на его продукцию и соответственно к сокращению спроса на продукцию фирм-конкурентов – сокращение спроса на продукцию фирм-конкурентов;

  Примеры неценовых факторов, приводящих к росту  предложения тостеров:

  • отмена обязательной сертификации тостеров в части соответствия самого производства установленным требованиям (но это повлечет за собой ухудшение качества продукции);
  • отмена или снижение таможенных пошлин на сырье, материалы и комплектующие, используемые при производстве тостера;
  • развитие программ импортозамешения, предусматривающих применение систем льготного кредитования отечественных производителей тостеров, создание преимуществ и получении кредитов для инвестиций в оборудование.

  Примеры неценовых факторов, приводящих к сокращению предложения тостеров:

  • ужесточение требований ГОСТ по качеству и безопасности тостеров, например в части содержания некачественных материалов, безопасности использования или потреблении электроэнергии;
  • ограничение ввоза либо рост таможенных пошлин на основное сырье необходимое для производства тостеров;
  • увеличение арендной платы за использование производственных и складских помещений.

        Сегментация рынка тостеров

  Единственным  вариантом сегментации рынка  при производстве и реализации тостеров, которая осуществляется фирмами-производителями  с целью ценовой дискриминации, является сегментация на основе объемов реализации (опт или розница). В зависимости от объемов приобретаемой продукции покупатель получает скидку, либо разовую, либо накопительную.

  Разделить покупателей тостеров на группы с  различной эластичностью спроса с целью проведения ценовой дискриминация других видов очень сложно. Тостеры присутствуют в любое время во множестве торговых точек, и трудно представить себе категорию потребителей, которые готовы были бы заплатить более высокую цену за него.

  Изучение  и сравнение товаров конкурирующих  фирм на рынке, является неотъемлемой частью определения структуры рынка, в данном случае, рынка тостеров. Ниже представлены модели различных фирм-представителей рынка тостеров в РБ: 
 
 
 

          Тест драйв тостеров фирм-конкурентов.

  В процессе испытаний все тостеры  были опробованы на удобство конструкции, скорость, качество и равномерность прожаривания хлеба при максимальной мощности. Также нас интересовал вопрос безопасности – не нагревается ли во время работы корпус прибора.

  На  рисунке 1 изображен тостер Principio (moulinex, франция). 

  

  Рисунок 1 - Principio (moulinex, франция) 

  Мощность  – 800 Вт. Количество отделений/ломтиков хлеба – 2/2. Материал корпуса –  пластик. Цвет корпуса – белый. Цена: 65000 руб.

  Простой и удобный тостер, в котором нет «ничего лишнего» (отсюда и такая привлекательная цена). Корпус из белого пластика имеет классические очертания. Органы управления (рычаг, с помощью которого загружаются тосты, и переключатель шестипозиционного термостата) окрашены в ярко-красный цвет, что не особенно привлекательно с эстетической точки зрения, зато весьма практично. Из дополнительных приспособлений имеются клавиша остановки обжаривания хлеба, механизм для высокого подъёма тостов, выдвижной поддон для крошек и отделение для намотки кабеля (длина которого – 105 см).

  Оценки: эргономика – 4, многофункциональность  – 3, дизайн – 3.

Информация о работе Технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта цеха по производству тостеров в РБ