Система экологического менеджмента: проблемы и перспективы становления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 07:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение проблем и перспектив становления системы экологического менеджмента. Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:

- дать понятие системы экологического менеджмента;

- определить основные функции и требования экологического менеджмента;

- изучить проблемы и перспективы внедрения и развития экологического менеджмента в России.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………….3

1 Система экологического менеджмента и стандарты ее регулирующие……………………5

1.1 Экологический менеджмент как система………………………………………………...5

1.2 Стандарты и международные рекомендации в области системы экологического

менеджмента и аудита………………………………………………………………………...7

2 Основные требования и функции экологического менеджмента………………………....15

2.1 Требования стандартов, регулирующих деятельность в области производственного экологического менеджмента………………………………………………………………..15

2.2 Разработка экологической политики и обязательств предприятия…………………...21

2.3 Процедуры в системе экологического менеджмента………….……………….………24

3 Аудит системы экологического менеджмента……………………………………………...26

3.1 Общие принципы аудита систем экологического менеджмента……………………...26

3.2 Особенности экологического менеджмента в России…………………………………31

3.3 Проблемы и перспективы развития экологического менеджмента в России………..35

Заключение……………………………………………………………………………………...42

Список литературы……………………………………………………………………………..44

Файлы: 1 файл

СЭМ.doc

— 1,012.00 Кб (Скачать)
="justify">     - проведение предварительного аудита (обзора) для определения экологических аспектов существующей деятельности предприятия;

     - ведение необходимой документации;

     - осуществление систематического  аудита для подтверждения работоспособности  системы экологического менеджмента.

     При положительных ответах на все поставленные вопросы дается итоговое положительное заключение по второму этапу оценки.

     Качественная  оценка соответствия системы экологического управления и менеджмента  на предприятии расширенным  требованиям стандарта  ISO 14001.

     Такая оценка осуществляется по следующим направлениям:

     - экологическая политика и планирование  деятельности в области экологического  менеджмента;

     - организация деятельности в области  экологического менеджмента;

     - оценка результатов и последовательное  совершенствование деятельности в области экологического менеджмента.

     Для оценки обычно используются анкеты, в  которых фиксируются объекты  оценки; критерии оценки; требования стандарта  ISO 14001; фактическое положение. Необходимо последовательно ответить на все вопросы анкет. При соответствии реальной ситуации на предприятии требованиям стандарта ISO 14001 делается итоговое положительное заключение по третьему этапу оценки.

     Оценка  динамики изменения  основных количественных показателей экологической  деятельности предприятия.

     Для такой оценки используются разнообразные количественные критерии и показатели, как уже применяемые предприятие, так и дополнительно предлагаемые в рамках проводимой программы аудита. При этом важно показать динамику изменения показателей как минимум за последние три года. И основу оценки при анализе динамики изменения количественных показателей закладывается принцип их последовательного улучшения за анализируемый период.

     Система экологического менеджмента на предприятии  считается достаточно эффективной ( при условии, что соблюдены все вышеперечисленные требования и критерии), если подтверждается тенденция непрерывного улучшения во всех аспектах экологической деятельности предприятия, где это практически достижимо.

     Качественная  оценка деятельности предприятии в  области экологического управления и менеджмента. На данном этапе качественно оценивается разнообразная, преимущественно инициативная деятельность предприятии в области экологического менеджмента, включая намерения к осуществлению подобной деятельности и полученные промежуточные результаты.11 

 

      3.2 Особенности экологического менеджменты в РФ: общие возможности и преимущества экологического менеджмента 

     С развитием практической деятельности в области экологического менеджмента (в том числе в Российской Федерации) непосредственно связываются возможности получения ряда конкретных преимущества в решении разнообразных экологических проблем. К подобным преимуществам в первую очередь относят новые подходы, нетрадиционные пути и возможности в преодолении сложившихся негативных тенденций в развитии экологической ситуации на производственном и территориальном уровнях.

     Основная  цель экологического менеджмента –  последовательное улучшение по всех областях деятельности, где это реально  возможно, - позволяет найти новые  подходы, определить нетрадиционные пути и возможности решения разнообразных экологических проблем в условиях переходной и рыночной экономики.

     Как уже подчеркивалось, деятельность в  области экологического менеджмента  уже на первых этапах своего развития ( предотвращения воздействия на окружающую среду) способна приводить к существенным экономических эффектам за счет рационального использования сырья, материалов, энергетических ресурсов; снижения потерь; повышения качества продукции; уменьшения брака; снижения экологических платежей и штрафных санкций; повышения производительности труда; уменьшение аварий и затрат на ликвидацию последствий.

     Определяющее  значение имеет доступность экологического менеджмента для большинства  существующих предприятий, в первую очередь, связанная с широким использованием разнообразных малозатратных и беззатратных методов и средств. Эти методы чрезвычайно просты, понятны и доступны для любого предприятия.

     Экологический менеджмент во многом определяет возможность  достижения быстрых результатов в решении экологических проблем, очевидных для персонала предприятий, населения, общественности, инвесторов, акционеров, местной власти. Получение быстрых очевидных результатов в решении экологических проблем в первую очередь связывается с наведением экологического порядка на производстве ( порядок на промышленной площадке в целом, в санитарно-защитной зоне, в рабочих зонах и офисах, в складском хозяйстве, в размещении и удалении отходов и т.п.)

     Экологический менеджмент предполагает обязательное вовлечение в осознанную целенаправленную разностороннюю экологическую деятельность не только отдельных специалистов, но и руководителей, лиц, принимающих решения, производственного персонала в целом, а также всех остальных заинтересованных в экологической деятельности предприятия сторон. Разрешение подобной задачи возможно на основе принципиально иной мотивации деятельности в системе экологического менеджмента. Здесь создаются условия для проявления неограниченного творческого потенциала предпринимательства в разнообразной экологической деятельности предприятии.12

     С экологическим менеджментом непосредственно  связывают создание более благоприятных  условий и дополнительных возможностей для инвестиций в экономику, экспорта товаров и услуг, увеличения стоимости  акций экологически состоятельных предприятий на фондовых биржах.

     Более экологически состоятельные, экологически культурные, экологически чистые, осуществляющие эффективную деятельность в области  экологического менеджмента предприятия  по всем мире уже используют в мире явные экономические преимущества и дополнительные перспективы для своего развития. 

     Основные  государственные требования к экологическим  аспектам деятельности предприятий  в Российской Федерации 

     В течение последнего десятилетия  в России произошли значительные изменения в государственно-политическом и экономическом развитии. Приняты законодательные и нормативные акты, закрепляющие системы понятий и институтов, рассчитанных на рыночные отношения, на признание различных форм собственности, развитие предпринимательской деятельности, что вызывает определенную заинтересованность иностранных финансовых и инвестиционных структур в участии в реализации проектов, в том числе природоохранных, в России.

     Расширяющееся международное сотрудничество России с зарубежными странами, обязательства по гармонизации законодательства и стандартов, устранению технических барьеров в торговле, связанные со вступлением во Всемирную торговую организацию, требуют применения общепринятых эффективных методов управления и процедур, в частности экологического менеджмента и экологического аудита. Все это усиливает заинтересованность предприятий во внедрении систем экологического менеджмента и аудита.

     Деятельность  в области производственного  экологического управления определяется государством через органы государственного экологического контроля и управления. Па практике государственное регулирование здесь осуществляется через систему природоохранительных требований, закрепленных в законодательных и нормативных документах федерального, регионального и местного уровней.

     Непосредственно деятельность в области производственного  экологическою управления регулируется ГОСТом 24525.4-80 «Управление охраной  окружающей среды. Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Основные положения» и является обязательной.13

     Деятельность  экономических субъектов в области  экологического менеджмента обязательной не является. Подобную деятельность невозможно ввести в рамки еще одного формально  обязательного вида деятельности промышленных предприятий. Государство может только инициировать и стимулировать развитие экологического менеджмента, используя разнообразные косвенные меры и действия, например, через системы лицензирования, сертификации, налогообложения, страхования, экологической экспертизы и т.п.

     Закон "Об охране окружающей природной  среды" (2002 г.) является основным документом, определяющим и регулирующим природоохранительную деятельность в Российской Федерации. Согласно данному закону, контроль и области охраны окружающей среды (экологический контроль) понимается как система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.14

     В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный  и общественный контроль в области  охраны окружающей среды. Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством.

     Субъекты  хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставить сведения об организации  производственного экологическою  контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль в порядке, установленном законодательством.

     Следует подчеркнуть то, что в соответствии с Законом устанавливается обязательное осуществление производственного  экологического контроля, в положение  о котором предприятие может включить любые требования, не противоречащие действующему природоохранному законодательству. Практически речь здесь идет о самоконтроле предприятия за своей деятельностью в области охраны окружающей среды.

     В рамках экологического контроля осуществляется государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Он имеет целью государственное регулирование природоохранной деятельности, а также текущее и перспективное планирование мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и данные об их воздействии на окружающую среду подлежат государственному статистическому учету.

     В России основным нормативным документом в области производственного экологического управления является ГОСТ 24525-80 «Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Управление охраной окружающей среды. Основные положения».

     Данный  ГОСТ имеет следующую структуру:

     - Объекты управления.

     - Цель управления.

     - Основные требования, предъявляемые к управлению.

     - Специальные функции управления.

     - Эффективность управления охраной окружающей среды.

     - Взаимодействие с другими комплексными подсистемами.

     - Приложение. Примерный перечень задач по специальным функциям управления.

     Приведем  некоторые положения данного  ГОСТа.

     Данный  стандарт распространяется на деятельность органов управления производственным объединением и промышленным предприятием и их структурных подразделений, кроме оборонных отраслей промышленности. Стандарт не распространяется на деятельность органов управления по охране производственной среды, регламентируемой другой нормативно-технической документацией.

     Целью управления охраной окружающей среды, обозначенной в ГОСТе, является обеспечение выполнения норм и требований в отношении воздействия производства и выпускаемой продукции на окружающую среду, рационального использования, восстановления, воспроизводства природных ресурсов.

     Собственные стандарты предприятия по управлению охраной окружающей среды могут быть опережающими, ступенчатыми, направленными на постепенное ужесточение норм и правил по охране окружающей среды.

     Общее руководство деятельностью по охране окружающей среды должно осуществляться руководителем предприятия (объединения). Координация деятельности всех подразделений и методическое управление охраной окружающей среды должно осуществляться структурным подразделением по охране окружающей среды или другим подразделением, определенным руководителем.

Информация о работе Система экологического менеджмента: проблемы и перспективы становления