Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 04:30, реферат
Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. Это не значит, что японцы управляют более эффективно. Скорее можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения.
Введение
1. Принципы японского управления
1.1 Поведение в организации
1.2 Система контроля
1.3 Система управления качеством
2. Управление персоналом в Японии
2.1 Система «пожизненного найма» рабочих и служащих
2.2 Система оплаты и служебного продвижения «по старшинству»
2.3 Система принятия решений «рингисэй»
2.4 Организационные структуры управления
2.5 Подготовка кадров
3. Практические аспекты японского менеджмента
3.1 Система организации и управления промышленным комплексом
3.2 Условия и практика “трансплантации” японского опыта.
Выводы
Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Принципы японского управления
1.1 Поведение в организации
1.2 Система контроля
1.3 Система управления качеством
2. Управление персоналом в Японии
2.1 Система «пожизненного найма» рабочих и служащих
2.2 Система оплаты и служебного продвижения «по старшинству»
2.3 Система принятия решений «рингисэй»
2.4 Организационные структуры управления
2.5 Подготовка кадров
3. Практические аспекты японского менеджмента
3.1 Система организации и управления промышленным комплексом
3.2 Условия и практика “трансплантации” японского опыта.
Выводы
Список использованной
литературы
Введение.
Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. Это не значит, что японцы управляют более эффективно. Скорее можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения.
Японский менеджмент, основанный на коллективизме, использовал все морально- психологические рычаги воздействия на личность. Прежде всего, это чувство долга перед коллективом, что в японском менталитете почти тождественно чувству стыда. Учитывая то, что налоговая система работает на усреднение доходов и материального состояния населения своим подчеркнуто прогрессивно- фискальным механизмом, в обществе минимально расслоение по благосостоянию, и это даёт возможность использовать чувство коллективизма максимально эффективно.
Чем отличается японский метод управления от методов, используемых в большинстве стран Европы и Америки? Прежде всего своей направленностью: основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий - повысить эффективность работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников. Между тем в европейском и американском менеджменте основной целью является максимализация прибыли, то есть получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями.
По мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть характерных признаков японского управления.
Гарантия
занятости и создание обстановки
доверительности. Такие гарантии ведут
к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают
текучесть кадров.
Стабильность служит стимулом для рабочих
и служащих, она укрепляет чувство корпоративной
общности, гармонизирует отношения рядовых
сотрудников с руководством. Освободившись
от давящей угрозы увольнения и имея реальную
возможность для продвижения по вертикали,
рабочие получают мотивацию для укрепления
чувства общности с компанией. Стабильность
так же способствует улучшению взаимоотношений
между работниками управленческого уровня
и рядовыми рабочими, что, по мнению японцев,
совершенно необходимо для улучшения
деятельности компании. Стабильность
дает возможность количественного увеличения
управленческих ресурсов, с одной стороны,
и сознательного направления вектора
их активности на цели более значимые,
чем поддержание дисциплины. Гарантии
занятости в Японии обеспечивает система
пожизненного найма - явление уникальное
и во многом непонятное для европейского
образа мысли.
Гласность и ценности корпорации. Когда все уровни управления и рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность. В этом отношении встречи и совещания, в которых принимают участие инженеры и работники администрации, дают существенные результаты. Японская система управления старается также создать общую для всех работников фирмы базу понимания корпоративных ценностей, таких, как приоритет качественного обслуживания, услуг для потребителя, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и взаимодействие отделов. Управление стремится постоянно прививать и поддерживать корпоративные ценности на всех уровнях.
Управление, основанное на информации. Сбору данных и их систематическому использованию для повышения экономической эффективности производства и качественных характеристик продукции придается особое значение. Во многих фирмах, собирающих телевизоры, применяют систему сбора информации, при которой можно выявить, когда телевизор поступил в продажу, кто отвечал за исправность того или иного узла. Таким образом выявляются не только виновные за неисправность, но, главным образом, причины неисправности, и принимаются меры для недопущения подобного в будущем. Руководители ежемесячно проверяют статьи доходов, объем производства, качество и валовую выручку, чтобы посмотреть, достигают ли цифры заданных показателей и чтобы увидеть грядущие трудности на ранних этапах их возникновения.
Управление, ориентированное на качество. Президенты фирм и управляющие компаний на японских предприятиях чаще всего говорят о необходимости контроля качества. При управлении производственным процессом их главная забота - получение точных данных о качестве. Личная гордость руководителя заключается в закреплении усилий по контролю за качеством и, в итоге, в работе порученного ему участка производства с наивысшим качеством.
Постоянное присутствие руководства на производстве. Чтобы быстро справится с затруднениями и для содействия решению проблем по мере их возникновения японцы зачастую размещают управляющий персонал прямо в производственных помещениях. По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие нововведения, что приводит к накоплению дополнительных новшеств. В Японии для содействия дополнительным нововведениям широко используется система новаторских предложений и кружки качества.
Поддержание чистоты и порядка. Одним из существенных факторов высокого качества японских товаров являются чистота и порядок на производстве. Руководители японских предприятий стараются установить такой порядок, который может служить гарантией качества продукции и способен повысить производительность благодаря чистоте и порядку.
В
целом японское управление отличает
упор на улучшение человеческих отношений:
согласованность, групповую ориентацию,
моральные качества служащих, стабильность
занятости и гармонизацию отношения между
рабочими и управляющими.
1. Принципы японского управления
Мы любим людей и землю.
Лозунг фирмы «Sanyo electric»
Современные методы управления сложились в Японии в условиях послевоенной разрухи, которая поставила перед руководителями задачу восстановления социальной, политической и экономической жизни. Под влиянием американской оккупационной администрации будущие японские менеджеры познакомились с американской идеологией и методами управления бизнесом.
Именно
в этот период лидеры японского бизнеса
начали постигать социальную ответственность
за последствия своей
Это не означает, что до 19945 года в Японии
не было эффективной системы управления
произодством. Просто послевоенный кризис
дал стимулы для поиска модели национальной
экономики, благо она уже была готова.
Ещё 5 мая 1932 года К. Мацусита, основатель
компании «Мацусита Денки», которого в
Японии называют «всесильным волшебником
менеджмента» и «основателем вероучения
об управлении», произнёс перед почти
двумястами своих служащих пламенную
речь.
Именно в этот день он постиг предназначение производителя: «Роль производителя в том, чтобы преодолеть бедность». Руководители японских предприятий осуществляли свои задачи, сначала применяя традиционные методы управления к новым условиям, а затем с помощью усвоенных ими теории и методов американского управления. Они пытались не только творчески применить предвоенный опыт к новым условиям, но и извлечь полезные уроки, воспринять новые идеи и таким образом найти новый, японский путь развития.
В
результате основные черты японской
системы управления определяет ряд
концепций, отсутствующих в американской
модели. Важнейшими из них являются система
пожизненного найма и процесс коллективного
принятия решений. Японское общество однородно
и пронизано духом коллективизма. Японцы
всегда мыслят от имени групп. Личность
осознает себя прежде всего как члена
группы, а свою индивидуальность - как
индивидуальность части целого. Руководящий
принцип японского менеджмента находится
в согласии с исследованиями Э. Майо, который
показал, что работа есть групповая деятельность.
Вопрос о том, какие черты человека окажутся
достаточно прочными для того, чтобы на
них можно было опереться в условиях быстрого
изменения общественной психологии и
этических ценностей, для Японии, как и
для других стран, остается до сих пор
открытым. Многие исследователи считают,
что даже кажущиеся наиболее современными
особенности мышления и чувствования
личности и общественных групп являются
порождением прошлых эпох и по ходу развития
общества исчезнут. Изменение методов
управления в Японии сегодня характеризуется
возрастанием свободы выбора концепций
для создания оптимальных систем, однако
при этом традиционные методы управления
не забываются. Стремление к изменениям,
основанное на уважении к национальным
духовным ценностям, ярко продемонстрировано
в следующем высказывании одного из виднейших
предпринимателей Японии С. Хонды: «Тот,
кто является руководителем организации,
должен прежде всего сделать свое управление
всесторонне обоснованным. Это значит,
что он должен прекрасно понимать цели
деятельности своей организации, обосновывать
ее политику и создавать планы по достижению
поставленных задач таким образом, чтобы
его подчиненные работали с сознанием
собственного достоинства и получали
от работы удовлетворение. Для того, чтобы
выработать такой образ мышления, который
бы подталкивал подчиненных к достижению
поставленных целей в любых условиях,
лидер должен обладать теоретически сильной
и практически применимой концепцией».
Другой
немаловажной особенностью японского
менеджмента является концепция
непрерывного обучения. Японцы уверены,
что непрерывное обучение приводит
к постоянному совершенствованию мастерства.
Каждый человек путем непрерывного обучения
может улучшить выполнение своей работы.
Это приводит к саморазвитию, а достигнутые
результаты приносят моральное удовлетворение.
С другой стороны, целью обучения является
подготовка к более ответственной работе
и продвижения по службе. Но, в отличие
от западного подхода к управлению, японцы
придают особое значение долгу в совершенствовании
мастерства без ожидания какой-либо материальной
выгоды. Японцы убеждены, что улучшение
мастерства само по себе может приносить
человеку огромное удовлетворение.
Японцы восприимчивы к новым идеям. Они
любят учится на чужих ошибках и извлекать
выгоду из чужого опыта. Они внимательно
наблюдают за происходящим в мире и систематически
пополняют информацию из-за рубежа. Они
заимствуют и быстро усваивают новые технологические
методы и процессы. Японские рабочие не
оказывают сопротивления внедрению новинок
технического прогресса.
Инновация - основа экономического роста, и японцы ей искренне привержены.
Описанные выше представления были важны для подготовки изменений в японской стратегии управления и стиле руководства, а также для структурной перестройки отдельных предприятий и экономической системы в целом.
Стержнем
новых концепций стало
Если руководитель обладает пониманием этой миссии, он обязан довести до сознания служащих, чего хочет достичь компания, указать ее идеалы. И если его подчиненные осознают, что работают не только за хлеб насущный, они получат стимул к более напряженной совместной работе во имя достижения общей цели». Эта же идея выражена в документе, опубликованном в 1956 году: «Действия управляющего в современной корпорации выходят далеко за рамки извлечения прибыли. Как с нравственной, так и с практической точки зрения жизненно необходимо, чтобы управляющие стремились к производству продукции наивысшего качества при наименьших ценах посредством использования производственного потенциала в соответствии с общими интересами экономики и в целях повышения благосостояния всего общества. Несомненно, что ответственность управляющего перед обществом является важным рычагом, развивающим систему управления в направлении поставленных целей».
Таким образом, современное японское управление приобрело дух открытости, который позволил подчинить технологическое развитие решению выдвигаемых самой жизнью проблем. Японскую систему управления можно рассматривать как синтез импортированных идей и культурных традиций. Поэтому, чтобы понять природу современной управленческой мысли Японии, необходимо коснуться некоторых черт традиционной культуры этой страны.
1.1 Поведение в организации.
Как отмечалось, японская система управления сформировалась к настоящему времени как органический сплав национальных традиций и передового опыта менеджмента. Что касается национальных традиций, то их очень существенная (в контексте данной работы) черта состоит в том, что японцы предпочитают не придерживаться писаных правил; а их языку в силу иероглифического характера письменности несвойственна четкая однозначность определений, характерная для европейских языков, в частности, немецкого.