Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 04:30, реферат
Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. Это не значит, что японцы управляют более эффективно. Скорее можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения.
Введение
1. Принципы японского управления
1.1 Поведение в организации
1.2 Система контроля
1.3 Система управления качеством
2. Управление персоналом в Японии
2.1 Система «пожизненного найма» рабочих и служащих
2.2 Система оплаты и служебного продвижения «по старшинству»
2.3 Система принятия решений «рингисэй»
2.4 Организационные структуры управления
2.5 Подготовка кадров
3. Практические аспекты японского менеджмента
3.1 Система организации и управления промышленным комплексом
3.2 Условия и практика “трансплантации” японского опыта.
Выводы
Список использованной литературы
Устойчивая ориентация японских фирм на внутренние системы развития кадрового потенциала приводит к тому, что подготовка и переподготовка всех работников фирмы, включая управляющих различных уровней, производится не эпизодически, а постоянно. Следует также отметить, что вопросы подготовки кадров и управления персоналом рассматриваются в качестве одной из важнейших функций аппарата управления фирмой.
Существенным
элементом повышения
3.
Практические аспекты
японского менеджмента.
3.1
Система организации
и управления промышленным
комплексом.
Промышленный
комплекс Японии сегодня состоит
фактически из 6 равновеликих экономических
комплектов - финансово-промышленных групп:
«Мицубиси», «Мицуи», «Сумитомо», «Даичи
Кангин», «Фуе», «Санва», образованных
по общим принципам (под ФПГ следует понимать
совокупность юридических лиц , действующих
как основное и дочерние общества либо
полностью или частично объединивших
свои материальные и нематериальные активы
( система участия ) на основе договора
о создании ФПГ в целях технологической
или экономической интеграции для реализации
инвестиционных и иных проектов или программ,
направленных на повышение конкурентоспособности
и расширение рынков сбыта и услуг, повышение
эффективности производства, создание
новых рабочих мест
). Согласно официальным данным , совокупный
годовой объем продаж шести групп
-
гигантов составляет примерно 14-15
% национального дохода .Если считать,
что общий годовой оборот
-
и до 75% промышленных активов страны
. На торговые фирмы сюданов
приходится более половины
Верхний уровень сюданов образуют горизонтальные
объединения , включающие в среднем 21
- 50 равноправных членов ( в зависимости
от количества остальных
Горизонтально организованные ФПГ - это объединенные под единым контролем два и более предприятия, располагающи полным технологическим циклом одновременно в нескольких отраслях. В качестве консолидирующего ядра сюданов с самого их появления после второй мировой войны (а также в их довоенных предшественниках - «дзайбицу») и по настоящее время выступают компании тяжелой и химической промышленности. Широкое использование корпорациями привлеченных средств - одна из причин японских экономических достижений. Поэтому обязательным членом группы , а по многим оценкам и стержнем, является крупнейший банк. Он контролирует крупную сеть филиалов и дочерних банков. В комплексе с ними и под его контролем работают также страховые и инвестиционные компании, траст банки; все они для фирм данного сюдана образуют его финансовую основу. Благодаря вхождению кредитно-финансовых институтов в ФПГ достигаются стратегические выгоды, связанные в первую очередь с повышение мобильности развития и реализации технологического потенциала всей группы. Скорость технологического обновления производства, темпы наращивания выпуска конкурентоспособной продукции во многом зависит от того, насколько инвестиционные возможности корпорации превышают объемы финансирования.
Обязательным членом группы ( сюдана) является также универсальная торговая фирма . По масштабам своих торговых и информационных сетей и объему деловых операций торговые фирмы относятся к числу крупнейших в мире и играют важную роль в ФПГ . Они выполняют в сюдане функции универсального «сбытовика» и «снабженца» , более того , - «своеобразного департамента внешних связей» при освоении новых сфер деятельности , в которых фирмы сюдана практически не имели возможностей сбыта и снабжения . Промышленные объединения , входящие в ФПГ , построены , как правило , по принципу вертикальной интеграции (кэйрэцу) . Под эгидой головных фирм собрано множество подчиненных ей дочерних ( в единстве они образуют своего рода верхний ярус вертикальной интеграции ). Всего таких ярусов насчитывается до 4 - х , поскольку многие дочерние фирмы имеют под своим начальством другие , включая всевозможные субподрядные . Размещение капитала в дочерних компаниях могут быть самыми разным
- от10 до 50 % .Иногда же у них нет вообще акционерного капитала, т.е. долевое участие не присутствует вовсе . Но тем не менее , во всех случаях связи исключительно крепки и надежны . Система иерархического контроля принимает , таким образом , форму вертикальной пирамиды , вбирающей в себя многие тысячи фирм. Внутригрупповое взаимодействие в японских ФПГ обеспечивается следующими способами:
1.
В качестве руководящего
2.
Объединение корпораций
3.
Реализация общегрупповых
4.
Внутригрупповые контрактные
Внутри сюданов действует не принцип конкуренции, а целенаправленно организуемый принцип внутренней специализации ( когда сферы деятельности фирм не пересекаются ). Таким образом , экономическая среда внутри сюданов оказывается нерыночной. А существующая в японской промышленности организационная структура приводит к закреплению четкой олигопольной системы на рынке конечных продуктов . Тем не менее , интенсивная конкуренция участников олигополии обеспечивает устойчивое развитие соответствующей отрасли .
В качестве примера организационного строения японских сюданов можно рассмотреть группу «Мицуи».
Основу
группы составляет горизонтальное объединение
29 головных фирм ( крупнейших промышленных
и финансовых комплексов ) на основе
перекрестного владения акциями ( их доля
составляет 28.93 % ) . Главный банк - Сакура
банк . Он занимает шестое место в списке
крупнейших банков мира , владеет сетью
дочерних банков , страховой и лизинговой
компаниями .Центральная торговая фирма
группы - «Мицуи Бусан»
Промышленную основу составляет 27 производственных
предприятий (кэйрецу) , построенных по
принципу вертикальной интеграции . Каждая
головная компания является материнской
по отношению к находящимся под ее контролем
фирмам . В рамках «кэйрецу» лежит формула
«объединенных смежников» , а иерархические
вертикали возникают из естественной
направленности технологических цепочек
смежников к конечному продукту .
Тот же принцип реализуется
на следующих структурных
Так , головная фирма кэйрецу «Тоета» , входящая в ФПГ «Мицуи» , объединяет под своим началом 15 подконтрольных компаний , которые занимаются производством компонентов для автомобилей , готовых изделий , фундаментальными исследованиями , экспортом и импортом сырьевых продуктов. Годовой оборот группы «Тоета» на март 1996 г. достигал $ 68.6 млрд.
Помимо изготовления различных компонентов к автомобилям компания «Тоета» занимается производством стали , прецизионных станков , текстиля , товаров и услуг . На сегодня «Тоета» имеет крупные интересы в трех японских телекоммуникационных компаниях.
Опыт
японских ФПГ на сегодняшний день
стал основой для переосмысления
принципиальных вопросов , касающихся
оптимальной организации
3.2 Условия и практика “трансплантации” японского опыта.
Существуют два основных канала, по которым японский управленческий опыт переносится в другие страны. Во-первых, все большее число японских форм и их филиалов обосновывается за рубежом, неся с собой свойственную им практику менеджмента, а во-вторых, заметно растет число и неяпонских компаний, которые в разной степени стремятся использовать опыт Страны восходящего солнца.
Примером самого успешного переноса многих японских подходов к управлению за рубеж по праву считается NUMMI – совместное предприятие фирм “Тоёта” и “Дженерал моторз” во Фримонте. Из 1800 его работников 250 прошли подготовку в Японии. Здесь получили распространение группы по совершенствованию производства, гибкое комплектование рабочих бригад и выборность их руководителей, контроль над производственным процессом и качеством силами работающих на линии, выполнение ими нестандартных операций. На NUMMI нет жесткого разграничения функциональных обязанностей. Менеджеры проводят много времени на производственных участках, стремясь максимально расширить обмен информацией с работниками. Таковы основные новшества, закрепившиеся на предприятии. Все остальное осталось “американским”. Производительность труда в NUMMI вдвое выше, чем в среднем на американских заводах “Дженерал моторз”. Одним из наиболее активных японских инвесторов за рубежом является компания “Ниссан”. Группа Т.Або провела в 1986-1989гг. обследование предприятий этой фирмы в ряде стран, включая анкетирование менеджеров, ИТР, производственных рабочих. На американском предприятии “Ниссан” попытки японцев ввести оплату труда на основе индивидуальных оценок вне связи с классификацией видов работ работы встретили серьезное сопротивление – как, впрочем, и на других автомобилестроительных заводах японских фирм в США. Тогда фирма значительно упростила саму классификацию, оставив для производственных рабочих всего четыре вида работы, в то время как в американских фирмах их насчитывалось до нескольких сотен. Расчет делался на максимальное расширение трактовки видов работы и пробуждение тем самым у сотрудника интереса к выполнению разнообразных производственных операций. Пока, однако, это не принесло положительных результатов. Скорее наоборот. Упрощение классификации резко сузило возможности перехода занятых на более высокооплачиваемую работу. В условиях, когда не приживаются системы роста зарплаты с выслугой лет и на основе индивидуальных оценок, это лишь ослабило трудовую мотивацию. Пока японско-американский “гидрид” оказался неудачным, но поиски оптимальных решений продолжаются.
На американском предприятии обучение людей осуществляется большей частью не на рабочем месте, а в центре подготовки кадров. Фактически не применяются ротации. Вместе с тем принес плоды курс на поощрение внутрифирменной кооперации.
Введена система регулярной передачи на рабочие места телеинформации по всем основ направлениям деятельности фирмы. Постоянно проводятся встречи президента с группой работников, формируемые по методу случайной выборки.
Функционируют “кружки участия”, которые занимаются как качеством, так и многими другими вопросами совершенствования производства и управления. Они объединяют менеджеров, ИТР, производственных рабочих. Все работники отвечают за контроль над качеством продукции.
С большими трудностями в применении японских подходов к управлению фирма “Ниссан” столкнулась в Испании и Мексике. На мексиканском предприятии удалось более или менее наладить работу небольших кружков рационализации, которые создают сами рабочие. Часто, однако, работа в кружках оплачивается как сверхурочная, что нетипично для Японии. Вошли в практику единая для всех рабочая одежда, организуемые фирмой спортивные мероприятия. В Испании, помимо недавно созданных кружков рационализации, продвижения не видно.
В обеих странах серьезным сдерживающим фактором являются отношения с профсоюзами, которые ничуть не меняются на японский манер. В Мексике найм работников осуществляется по рекомендации профсоюза. Уровни заработной платы, определяемые по результатам ежегодных переговоров, неоднократно пересматриваются в течение года – прежде всего ввиду высокого уровня инфляции в стране. Обычным явлением стали забастовки (например, в 1988году рабочие бастовали 24 дня). По соглашению с профсоюзом классификацией предусмотрено порядка 50 видов работ. Зарплата увеличивается и с выслугой лет, но при этом отсутствуют принятые в Японии индивидуальные оценки.
Ротаций не осуществляются. На испанском предприятии профсоюз, по японским оценкам, более гибок в вопросах наймах, но жестоко контролирует зарплату и рабочее время. В целом ни в Мексике, ни в Испании желательного для японцев гибкого управления, основанного на ротациях, совмещении стандартных и нестандартных операции, всеобщем контроле над качеством, не получается, как не удается добиться и широкого конструктивного взаимодействия с работниками.
Пожалуй, наименьших успехов в деле распространения своего опыта управления за рубежом японские фирмы достигли в Германии. Консультативная компания “Хейдрик и Страгглс” провела обследование трудовых отношений на 225 японских предприятиях на территории ФРГ. Это примерно одна треть от общего числа японских фирм, действующих в ФРГ. Его результаты свидетельствуют о следующим.