Рынок и государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. А также не маловажно развитие отечественного рынка и расширение Российской экономики.

Экономика России представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции государства играют в ней очень существенную роль. В экономике России большой упор делается на централизованное планирование. Наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции государства играют в ней очень существенную роль.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Связь рынка и государства.
Место государства в рыночной экономике…………………………………6
Государственное регулирование - его субъекты и объекты………………..7
Этапы государственного регулирования…………………………………..16
Экономические функции государства……………………………………..17

Глава 2. Средства государственного вмешательства.

2.1 Средства прямого государственного вмешательства……………………..20

2.2 Средства косвенного государственнго вмешательства…………………...24

Глава 3. Расчет основных экономических показателей………………….29

Заключение……………………………………………………………………..40

Список использованной литературы……………………………………….42

Файлы: 1 файл

Курсовик.Рынок и государство .doc

— 130.00 Кб (Скачать)

       2. Несогласованные между собой  акции антикризисной и структурной направленности, попытки воздействовать на занятость и цены.

       3. Эксперименты с использованием  денежно-кредитных и бюджетных  средств регулирования хозяйства.  Волна приватизации объектов  государственной собственности.

       4. Переход в ряде стран к отраслевому и региональному среднесрочному программированию, попытки повысить действенность ГРЭ путем изучения совместимости и взаимозаменяемости инструментов регулирования, определения их эффективности.

       5. Осуществление во все большем  числе развитых стран общегосударственного среднесрочного программирования в сочетании с выработкой долгосрочных перспективных 

       ориентиров. Все более адресное, дозированное и комплексное использование  инструментов регулирования.

       6. Меры по согласованию общегосударственных  среднесрочных программ на межгосударственном уровне в рамках интеграционных объединений, шаги в направлении наднационального программирования ЕС. 

1.4 Экономические функции  государства

     Многообразие  задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике, можно выразить через выполняемые государством экономические функции.

     Прежде  всего, на государстве лежит ответственность  за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также  контроль над их исполнением. Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др.

     На  основе законодательства государство  получает возможность выполнять  функции арбитра в области  экономических связей, выявлять случаи нечестной практики экономических агентов и применять власть для наложения соответствующих наказаний.

     Обеспечение рынка средством обращения, гарантирование качества продуктов, определение прав собственности и ответственности  за соблюдение условий контрактов –  все эти меры обуславливают увеличение объёма торговли. Однако есть мнение,  что правительство чрезмерно регулирует взаимоотношения предприятий, потребителей и рабочих, тем самым подавляя экономические стимулы и подрывая эффективность производства.

       Основными направлениями экономической деятельности государства являются:

       1.Обеспечение  нормальных условий работы рыночного  механизма, что предполагает регулярную  демонополизацию экономики, ее  антиинфляционную профилактику  с помощью стабильной денежной  политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья административно-командного управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и много другое.

       2. Выполнение функций, очерченных  минимально необходимыми и максимально  допустимыми границами вмешательства  государства в экономику. В  решении этих экономических проблем  рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или неэффективность.

       3. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и др.7

       Хотя  перечень функций государства обычно служат базой для анализа его экономической роли, но большинство государственных форм деятельности и политических мер, так или иначе, оказывают влияние на  все перечисленные здесь экономические процессы. Например, программа перераспределения дохода в пользу бедных воздействует на распределение ресурсов, поскольку бедные покупают товары и услуги, которые несколько отличаются от товаров и услуг, покупаемых более богатыми слоями общества. В свою очередь, снижение государственных расходов с целью ослабления инфляционного напряжения также ведет к перераспределению ресурсов из государственного сектора в частный.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Глава Средства государственного вмешательства

2.1. Средства прямого  государственного  вмешательства

     Средства государственного вмешательства подразделяются на прямые и косвенные. Средства прямого государственного вмешательства делятся на административные средства, целевое финансирование, система государствнных закупок, участие государства в экономике в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта.

     Административные  средства не связаны с созданием  дополнительного  материального  стимула или опасностью финансового  ущерба. Они базируются на силе государственной  власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

     Приведем  несколько примеров по запретам и  разрешениям. Французские власти запретили  строить новые промышленные предприятия  в пределах Парижской агломерации, и для достижения этой цели они  не увеличили налоги на новые предприятия, не ввели огромные штрафы - это были бы экономические меры, а просто прекратили выдачу лицензий на новое промышленное строительство.

     Правительство Нидерландов разрешило использовать бывшую военно-морскую базу в качестве пассажирского и торгового порта, создав, таким образом, новую сферу приложения капитала. В результате в районе порта возросла хозяйственная активность.

     В африканской стране правительство разрешило использовать государственный национальный парк в целях организационного туризма, чем использовать местные и иностранные туристические компании.

     Меры  принуждения можно проиллюстрировать  тем, что государственные органы всех развитых стран обязывают промышленные предприятия организовать у себя производственное обучение молодежи, создавать определенные бытовые  удобства для занятых, устанавливать очистные сооружения.

     Административные  средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используется в незначительных масштабах. Их сфера  действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием  минимальных бытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике. Самыми крупномасштабными государственными административными акциями по регулированию экономики в послевоенной Японии были денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов.

     Государственные капиталовложения осуществляются в  значительно степени в государственном  секторе экономики, играющем важную роль в ГРЭ. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.

     Государственный сектор (ГС) представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком  или частичного принадлежащих центральным  и местным государственным органам. ГС существовал во многих странах задолго до развития капитализма, включая почту, частично транспортную службу, изготовление оружия и др. По мере становления системы ГРЭ государство строило, выкупало у частных собственников хозяйственные объекты, главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было всегда выгодно и необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала8.

     В одних странах государственный сектор возник в основном в результате национализации ряда отраслей и предприятий (во Франции, Италии, Великобритании, Австрии), в других государство строило либо приобретало разоряющиеся хозяйственные объекты (В Германии, США, Швеции, Японии). В первой группе стран доля государственного сектора в национальном богатстве выше, чем во второй.

     Значительная  часть государственного сектора - это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуется больше инвестиций, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных.

     Существование в условиях рыночного хозяйства  секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько  отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать ГС для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства.

     Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль  вообще, не является первостепенной целью  деятельности ГС в инфраструктуре, энергетики, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому ГС стал поставщиком дешевых услуг (в частности транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе.

     Активно используется ГС как средство ГРЭ. Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда  частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в ГС, как правило, растут. Таким образом, правительственные органы стремятся противодействовать спаду производство и росту безработицы. ГС играет заметную роль в государственной структурной политике. Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал притекает недостаточно. Так, ГС играет огромную роль в НИОКР, подготовке и переподготовке кадров. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вызовом капитала за рубеж, зачастую выступая пионерами во внедрении национального капитала в какую-либо страну (пример - участие германского концерна «Фольксваген»), частично находящегося в собственности  федерального и земельного правительств, в автомобильной промышленности Чехии.

     В целом ГС служит дополнением частного хозяйства, там и в какой мере, где и насколько мотивации  для частного капитала оказывается  недостаточной. В результате ГС служит повышению эффективности народного  хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения ВВП.

     Размеры ГС, его доля в национальной экономике, изменяются не только в результате нового строительства и приобретения, но и как следствие приватизации - продажи рентабельных, реконструированных объектов ГС частному капиталу. В 80-х и 90-х гг. эта тенденция заметно усилилась.

     Социально ориентированная рыночная экономика  предполагает значительную - деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что  рыночная экономика не гарантирует  трудящимся право на труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики. Осуществляется перераспределение национального дохода через бюджет, государство реализует систему социальных программ. Система социальных программ сформировалась в развитых странах после второй мировой войны и получила название «государство благосостояния».

     Финансирование  социальных программ осуществляется не только за счет государственных средств, но и за счет местных бюджетов, средств  предприятий, организаций и населения. Определенную роль в социальной защите населения могут сыграть благотворительные фонды, фонды социальной помощи. Политика социальной защиты населения в условиях перехода к рынку включает систему социального страхования и общественное вспомоществование.

     Система мер, программ и законов по социальной защите исходит из основного положения Декларации прав человека, где человеческая жизнь признается высшей ценностью для общества.

     Государственные расходы на закупку товаров и  услуг обычно составляют значительную часть бюджета. В нашей стране они выступают в форме госзаказов предприятиям. Такой заказ практикуется и в странах с развитой рыночной структурой. Так, в США и Англии пятая часть ВВП приобретается государством, и, как правило, фирмы и корпорации всегда стремятся получить заказ от государства, поскольку это обеспечивает их гарантированным рынком сбыта, кредитными и налоговыми льготами, исключает риск неплатежей.

Информация о работе Рынок и государство