Рынок и государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. А также не маловажно развитие отечественного рынка и расширение Российской экономики.

Экономика России представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции государства играют в ней очень существенную роль. В экономике России большой упор делается на централизованное планирование. Наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции государства играют в ней очень существенную роль.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Связь рынка и государства.
Место государства в рыночной экономике…………………………………6
Государственное регулирование - его субъекты и объекты………………..7
Этапы государственного регулирования…………………………………..16
Экономические функции государства……………………………………..17

Глава 2. Средства государственного вмешательства.

2.1 Средства прямого государственного вмешательства……………………..20

2.2 Средства косвенного государственнго вмешательства…………………...24

Глава 3. Расчет основных экономических показателей………………….29

Заключение……………………………………………………………………..40

Список использованной литературы……………………………………….42

Файлы: 1 файл

Курсовик.Рынок и государство .doc

— 130.00 Кб (Скачать)

     Государство увеличивает свои закупки в период спада и кризиса и сокращает  во время подъема и инфляции в  целях поддержания стабильности внутреннего производства. В то же время эти действия направлены на регулирование рынка, поддержание на нем равновесия между спросом и предложением. Такая цель составляет одну из важнейших макроэкономических функций государства. 

2.2. Средства косвенного  государственного  вмешательства

     Если  прямое воздействие на экономику реализуется путем участия государства в смешанной рыночной экономике в качестве одного из субъектов, то косвенное регулирование означает, что государство помогает рыночной экономике решать макроэкономические проблемы, осторожно и постепенно влияя на рыночный механизм.   Основными финансовыми методами косвенного влияния государства на рыночный механизм являются бюджетные и кредитные рычаги.

     Одним из инструментов косвенного воздействия  государства на экономику является кредитно-денежная политика. Она основана на деятельности банков. Кредитная система связана с производством, торговлей, потреблением, в том числе с личным потреблением. Через нее идет распределение и перераспределение денежных ресурсов. Поэтому кредитная система становиться фактором экономического роста.

     Государственная кредитно-денежная политика осуществляется центральным банком. Его основная функция - создание таких условий, при  которых кредитная система была бы устойчивой и эффективно функционировала  в интересах экономического роста.

     Кредитно-денежная политика получила широкое развитие еще в 50-х годах в США и  ФРГ, а затем распространилась и  на другие страны. Сегодня ее активно  используют все развитые страны рыночной экономики.

     Основными направлениями государственной  кредитно-денежной политики во всех странах являются: изменение учетной ставки центрального банка (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком); изменение норм обязательных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке; операции на открытом рынке, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

     Изменением  учетной ставки центрального банка. Эта мера направлена на изменение  объема ссуд частных банков и центрального банка. Ее смысл состоит в том, что, меняя уровень ставки процента по кредитам, выдаваемым частным банкам, центральный банк тем самым ограничивает кредитную экспансию частных банков, так как если ограничиваются возможности получения ссуд частными банками, то ограничиваются и кредиты самих частных банков. В период спада деловой активности государство проводит снижение ставки процента по кредитам, Удешевление кредита и расширение ресурсов кредитной системы используется как стимул к росту производства.

     В последнее время в США, Великобритании, Германии, Канаде, скандинавских странах наметилась тенденция к превращению процентной ставки во вспомогательный элемент - в средство информирования экономических агентов (банков, фирм, населения) об общем направлении кредитно-денежной политики государства.

     Изменение нормы обязательных резервов. Частные  банки держат свои резервы на счетах центрального банка. Объем обязательных резервов устанавливается в процентном отношении к видам вкладов. Чем  более краткосрочным и наиболее ликвидным является вклад, тем больше общая норма обязательных резервов. Установление нормы обязательных резервов основывается на периодических отчетах частных банков центральному банку о среднесуточных размерах их вкладов. Нормы обязательных резервов относительно стабильны, они пересматриваются один-два раза в год.

     Макроэкономический  смысл регулирования норм обязательных резервов в регулировании объемов  банковских кредитов. Увеличивая норму  обязательных резервов, центральный  банк ограничивает использование средств, хранящихся на его счетах в виде кредитных ресурсов. Уменьшая нормы резервов, Центральны Банк стимулирует высвобождение средств для расширения кредитов.9

     Операции  на открытом рынке. Операции на открытом рынке являются более гибкой системой регулирования норм банковских резервов, а, следовательно, и объемов кредитов. Они сводятся к купле-продаже за наличные деньги ценных бумаг и соответственно уменьшению или увеличению банковских резервов. Объектом операций на открытом рынке чаще всего служат казначейские векселя и правительственные обязательства. Сделки на открытом рынке являются добровольными, а ценные бумаги могут покупаться и продаваться небольшими партиями. Эта фирма регулирования экономики является наиболее эффективной, так как без особых усилий может способствовать расширению активных операций банков (предоставление кредитов).

     Кроме перечисленных основных направлений  кредитно-денежной политики, государство  использует и другие методы контроля за экономикой.

     Ограничение потребительского кредита - это введение ограничений для потребителей при получении ссуды для покупки товаров в кредит. Эта мера способствует уменьшению спроса и потому рассматривается как часть антиинфляционной программы.

     Преимущества  кредитно-денежной политики - гибкость и оперативность принятия решений  в соответствии с экономической конъюнктурой, свобода от политического давления. Эта политика влияет на денежное предложение, а от него зависит уровень производства. Не случайно монетаристы считают кредитно-денежную политику очень эффективной.

     Недостаток  кредитно-денежной политики государства заключается, прежде всего, в циклической асимметрии ее действий. Политика «дорогих денег» способна понизить объем кредитов, что ограничивает предложение денег. Политика «дешевых денег» создает банкам избыточные резервы (возможность предоставлять ссуды), хотя они могут не использоваться банками. Следовательно, предложение денег может и не увеличиваться.

     Уязвимость  кредитно-денежной политики состоит  также в том, что кредитно-денежные учреждения не могут одновременно стабилизировать процентную ставку и предложение денег. Для стабилизации процентной ставки (снижения ее до первоначального уровня) необходимо увеличить предложение денег. Но это может превратить здоровый подъем экономики в инфляционный бум. А для предотвращения падения процентной ставки необходимо сократить денежное предложение, что приведет к уменьшению совокупных расходов и к усилению спада. Если же целью кредитно-денежной политики станет стабилизация денежного предложения, то процентная ставка будет постоянно колебаться, а частое изменение процентной ставки не стимулирует инвестиции и способствует нестабильности экономики.

     Следовательно, кредитно-денежная политика государства  имеет определенную ограниченность.

     Использование государством кредитно-денежных инструментов не ограничивается воздействием на внутреннюю экономику. Возрастающая зависимость национальной экономики от мирохозяйственных процессов вызвала к жизни систему мероприятий, направленных на регулирование внешнеэкономических операций. Центральные банки стремятся воздействовать на движение капитала и товаров между странами посредством регулирования курсов валют на международных денежных рынках. Во многих странах государство владеет банками и специализированными кредитными учреждениями или осуществляет прямой контроль над их деятельностью. Это позволяет ему через кредитные институты воздействовать на операции предпринимателей и потребителей. Широкое распространение получает государственный кредит (часто льготный) и гарантии государства частному кредиту. В последние годы усилилось кредитование мелких и средних предприятий с предоставлением им налоговых льгот и льготных кредитов.

       Основой финансовой базы государства является бюджет, состоящий из бюджета центрального правительства и бюджета местных органов власти всех уровней.10

     Государственный бюджет- это роспись государственных  доходов и расходов на определенный срок, утвержденная в законодательном  порядке. Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций. В государственном бюджете находят органическую увязку все основные финансовые операции - расходы, различные виды доходов, государственные займы. Внешне самостоятельные, они в бюджете получают единую направленность, находящую отражение в проводимой государственной политике. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Рынок и государство