Роль государства в регулировании рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 15:10, реферат

Краткое описание

Регулирование рынка труда представляет собой комплексную систему экономических, законодательных, административных, организационных мер, направленных на стимулирование роста занятости, подготовку и переподготовку работников; введение системы социального страхования безработицы; обязательное пенсионное обеспечение и на другие элементы экономической системы общества.

Файлы: 1 файл

роль государства.docx

— 24.91 Кб (Скачать)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 
 
 
 
 
 
 
 

     Реферат на тему:

       «Роль государства в регулировании рынка труда» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Подготовила

студентка 3 курса

Маковец Диана

Группа 911 

Минск 2012

     Роль  государства в  регулировании рынка  труда 

     Регулирование рынка труда представляет собой  комплексную систему экономических, законодательных, административных, организационных мер, направленных на стимулирование роста занятости, подготовку и переподготовку работников; введение системы социального страхования безработицы; обязательное пенсионное обеспечение и на другие элементы экономической системы общества.

     Становление рынка, усиление конкуренции на базе высоких технологий, необходимость  развития человеческого потенциала приводят к усилению роли государства  в экономике. В развитых странах экономическая функция становится главной: создание необходимых условий для функционирования и прогресса национальной экономики, обеспечение деятельности государства экономическими регуляторами. Основой экономической функции государства является разработка стратегии социально-экономического развития страны в целом и регионов в частности, с четким определением конечных целей, приоритетов, этапов и задач.

     С учетом роли государства в современной  хозяйственной жизни и решающего  значения экономической функции, необходимо определить понятия «государственное управление» и «государственное регулирование экономики». Государственное управление - это деятельность по реализации законодательных, исполнительных, судебных и иных властных полномочий государства в целях выполнения его организационно-регулирующих и служебных функций. Цель государственного управления заключается в создании оптимальных условий состояния общества и государства в соответствии с намеченными перспективами их развития. Наряду с общей целью государство может определить множество иных целей, призванных развивать и дополнять основную цель, - общественно-политические, социальные, духовные, экономические, организационные, информационные, разъяснительные. Так, цели социального развития определяются общественно-политическим курсом государства.

     Основу  управления процессами занятости в  условиях свободы предпринимательства  составляет создание соответствующей экономической инфраструктуры, присущей рыночной экономике, - частной собственности, конкуренции, рынков капиталов и мобильности рабочей силы1.

     Государственное регулирование экономики - это система  мер законодательного, исполнительного, контролирующего характера для стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям, т.е. организованная деятельность государства по выполнению им экономической функции. Масштабы вмешательства в экономику зависят как от уровня экономического развития, так и от национальной специфики (традиционная роль государства в обществе; социальный, религиозный, этический менталитет). Одна из основных и самых сложных задач государственного регулирования рыночной экономики - достижение оптимального баланса между рынком и государственным вмешательством в его механизмы. Абсолютная либерализация рынка так же недопустима, как и тотальное огосударствление в целом.

     Рынок труда как система общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы или ее куплей и продажей, является составной частью структуры рыночной экономики и функционирует наряду с другими рынками: товарным, финансовым и т.д. Труд - это не только ключевой фактор производства, который определяет конкурентоспособность национальных экономик, создает условия для экономического роста, но и важнейший социальный институт, обеспечивающий благополучие населения страны. Требования субъектов, реализующих трудовую функцию или продающих свой труд, многообразны и не сводятся только к эквивалентному вознаграждению. Например, рациональное с точки зрения предприятия использование ресурса «труд» таковым может не являться с общественной или социально-политической точки зрения.

     Поэтому нередко предпринимаются попытки  вывести рынок труда из сферы  обычных рынков и применять по отношению к нему особый тип регулирования. Однако механизмы рыночного хозяйства  чутко реагируют на отсутствие принципа эффективности, создавая новые проблемы там, где используемые способы регулирования, будучи, казалось бы, приемлемыми для всех, не вполне соответствуют требованиям рынка. В условиях мирохозяйственной глобализации рыночное давление становится особенно жестким. Исправить же ситуацию в сфере труда непросто, поскольку экономической необходимости часто противостоят политические соображения и мощные группы интересов.

     Регулирование рынка труда представляет собой, как уже отмечалось, сложную систему  мер и мероприятий, направленных не только на сферу занятости как  таковую, но практически и на все  другие элементы экономической системы  общества. Его можно рассматривать  как в широком, так и в узком смысле. В первом случае регулирование будет охватывать все процессы, связанные с формированием спроса на труд и его предложения. Во втором - регулирование рынка труда можно рассматривать как систему мер, направленных на оказание помощи безработным. Конкретные меры государственного регулирования рынка труда разрабатываются с учетом социально-экономического развития народного хозяйства.

     Политика  государства на рынке труда должна быть связана с проблемами использования и повышения эффективности труда. На это же должны быть ориентированы структурные сдвиги занятости: отраслевой - за счет возрастания доли передовых технологий; профессионально-квалификационный - за счет увеличения удельного веса квалифицированного труда; демографический - за счет увеличения доли молодежи. Спрос на рабочую силу зависит в основном от количества свободных рабочих мест, вакансий на предприятиях, в фирмах всех организационно-правовых форм в отраслях экономики и социальной сферы. Важны состав, объем, структура спроса по профессионально-квалификационному, половозрастному, другим признакам, а также тенденции динамики этих параметров (сокращение, стабилизация, рост количества рабочих мест).

     Впервые обоснование активной государственной политики занятости, суть которой заключается в создании рабочих мест для безработной части населения, дал Дж. Кейнс. Государственные органы (законодательные, исполнительные, правоохранительные, др.) должны выработать такие условия, которые делали бы для бизнеса выгодным создание и усовершенствование рабочих мест в соответствии с возрастающими потребностями в них населения. Очевидно, силовые и административные меры не будут эффективнее мер экономических, опирающихся на соответствующую законодательно-нормативную базу.  
 
 

     Государственное регулирование рынка  труда с учетом этапов экономического развития страны  

Этапы экономического развития      Стратегия государственного управления рынком труда
Кризис      Основывается  на модели выживания: активные действия на спрос на рабочую силу, повышение  инвестиционной привлекательности  национальной экономики, поддержка  рабочих мест и их активное создание в «новых» отраслях. Главные задачи: поддержка социальной стабильности, уровня жизни населения, сохранение трудового потенциала страны, сдерживание уровня безработицы. Основные методы повышения эффективности производства: (1) активные мероприятия на рынке труда с использованием гибких форм занятости и найма, (2) соблюдение прав работодателей свободно управлять наймом рабочей силы и ее увольнением
Депрессия Поддерживает  сбалансированность рынка труда  на основе:

-анализа и  прогнозирования развития спроса  на рабочую силу;

-планирования  развития профессионально-квалификационной  и других структур предложения  рабочей силы;

-разработки  и реализации других упреждающих  мер на рынке труда

Оживление, подъем Направлена  на:

-поддержание  продуктивной модели занятости  на рынке труда;

-регулирование  спроса, предложения рабочей силы  и ее цены с учетом перспектив социально-экономического развития страны


 

 

     К наиболее распространенным мерам государственного регулирования рынка труда, направленным на стимулирование спроса на труд, можно отнести: программы общественных работ, субсидирование занятости (мероприятия, связанные с поощрением самозанятости и предоставлением субсидий работодателям, нанимающим на работу граждан с низким уровнем конкурентоспособности), финансово-кредитное воздействие на рынок труда. Например, инвестиционные налоговые льготы уменьшают бизнесу налогооблагаемые суммы на величину инвестиций в новое капитальное строительство. Расширение масштабов производства сопровождается созданием новых рабочих мест и увеличивает занятость. Однако это возможно лишь при относительно невысокой цене рабочей силы, иначе сокращение издержек на капитал ведет к замене живого труда овеществленным.

     Поскольку спрос на труд зависит от спроса на товары и услуги, то государство  может стимулировать производство как таковое. На первый взгляд, большинство мер по государственному регулированию объемов и структуры производства не относятся к политике занятости, но сила их воздействия на рынок труда велика. Изменение масштабов и структуры производства всегда влечет за собой изменения в количестве и качестве рабочих мест.

     Иной  характер носят меры государственного регулирования, направленные на корректировку  предложения труда. Это относительно более консервативный элемент в сравнении со спросом. Предложение труда есть часть экономически активного населения, в его составе выделяют следующие группы: незанятое население, которое ищет работу; часть занятого населения, которая не удовлетворена работой и подыскивает другую; часть занятого населения, которая ищет дополнительную (вторую) работу для увеличения своего дохода; часть занятого населения, которая ищет работу из-за опасения потерять имеющуюся. Большую часть объема предложения составляет доля первой группы.

     Естественной  основой предложения труда является численность трудовых ресурсов общества, которая формируется под влиянием процессов рождаемости и смертности, а также миграции населения. С целью повышения рождаемости разрабатывается и осуществляется демографическая политика. Что касается снижения уровня смертности населения, особенно в рабочем возрасте, то решение этой проблемы лежит за пределами демографической политики, потому что причины, порождающие высокий уровень смертности населения, формируются на макроэкономическом уровне. Кроме причин, лежащих на поверхности (алкоголизм, травматизм, дорожно-транспортные происшествия, курение), настоящая причина смертности - низкая ценность человеческой жизни как психологическая установка. Показатели здоровья населения - также важный социальный индикатор, характеризующий уровень экономической безопасности общества и государства. В первую очередь речь идет о показателях заболеваемости и смертности населения от «социальных болезней»: туберкулеза, гепатита, дизентерии, острой кишечной инфекции, венерических болезней, алкоголизма, наркомании. Степень распространения именно этих заболеваний является своего рода итоговым показателем социального неблагополучия, имеющим глубокие экономические причины и следствия.

     Возрастающее  влияние на предложение труда  оказывает миграционный фактор. Значимость вопросов, связанных с оптимальной  реализацией трудовой миграционной политики, обусловлена тем, что здесь, по существу, фокусируется вся сложность  происходящих процессов, прежде всего  связанных с воспроизводством трудоспособного населения. Можно утверждать, что создание адекватной системы регулирования трудовой миграции - одно из условий дальнейшего развития общественных отношений, обеспечения экономической безопасности, включая рынок труда.

     Спрос на труд планируется и обеспечивается через систему обучения и переподготовки. Предложение труда, как правило, монополизировано профсоюзами, а цена на рынке труда определяется на основе контрактов, коллективных договоров и зависит от «экономической силы» договаривающихся сторон. Уровень оплаты труда оказывает корректирующее влияние на спрос и предложение рабочей силы. Под его влиянием фактический объем предложения на рынке труда может быть значительно меньше наличного объема трудовых ресурсов и объема спроса на них, т.е. может иметь место дефицит рабочей силы. Возможна и обратная ситуация, когда предложение превысит спрос в результате относительно высоких ставок оплаты труда. Предложение труда может изменяться в результате банкротства и закрытия предприятий, конверсионных процессов, происходящих в отраслях ВПК, структурных изменений в экономике страны. Сильнодействующими факторами являются условия и охрана труда на предприятии.

     В современных условиях государство  может реально воздействовать на формирование структуры предложения труда путем реализации программ профессиональной ориентации и профессиональной подготовки. Особое внимание при этом уделяется безработной молодежи. Наибольший эффект имеют те программы профессионального обучения безработных, которые решают конкретные проблемы рынка труда и имеют адресный характер. В них предусмотрено участие самого безработного в выборе типа, содержания и программы обучения. Они предполагают трудовую адаптацию для безработных; возвращение на работу женщин после перерыва, связанного с рождением и воспитанием ребенка; обучение граждан из социально уязвимых групп населения.

     Рынок труда, как и рынки любых других товаров, регулируется. Однако наиболее сложной и важной областью государственного вмешательства в экономику является именно рынок труда - самый регулируемый в развитых странах мира. Объясняется это спецификой продаваемого на нем товара: купля-продажа труда неотделима от человека и осуществляется под влиянием всех участников рынка труда; производится в форме найма на более или менее продолжительный период времени. После заключения трудового договора работник уже непосредственно не зависит от конъюнктуры рынка труда. В целом управляющее воздействие на сферу занятости и рынок труда оказывают: государство через законодательную и исполнительную власть; государственная служба занятости (ее региональные и местные органы); частные лица (негосударственные службы занятости); работодатели, профсоюзы.

Информация о работе Роль государства в регулировании рынка труда