Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 15:10, реферат
Регулирование рынка труда представляет собой комплексную систему экономических, законодательных, административных, организационных мер, направленных на стимулирование роста занятости, подготовку и переподготовку работников; введение системы социального страхования безработицы; обязательное пенсионное обеспечение и на другие элементы экономической системы общества.
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Реферат на тему:
«Роль
государства в регулировании
рынка труда»
Подготовила
студентка 3 курса
Маковец Диана
Группа
911
Минск 2012
Роль
государства в
регулировании рынка
труда
Регулирование
рынка труда представляет собой
комплексную систему
Становление рынка, усиление конкуренции на базе высоких технологий, необходимость развития человеческого потенциала приводят к усилению роли государства в экономике. В развитых странах экономическая функция становится главной: создание необходимых условий для функционирования и прогресса национальной экономики, обеспечение деятельности государства экономическими регуляторами. Основой экономической функции государства является разработка стратегии социально-экономического развития страны в целом и регионов в частности, с четким определением конечных целей, приоритетов, этапов и задач.
С
учетом роли государства в современной
хозяйственной жизни и
Основу управления процессами занятости в условиях свободы предпринимательства составляет создание соответствующей экономической инфраструктуры, присущей рыночной экономике, - частной собственности, конкуренции, рынков капиталов и мобильности рабочей силы1.
Государственное регулирование экономики - это система мер законодательного, исполнительного, контролирующего характера для стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям, т.е. организованная деятельность государства по выполнению им экономической функции. Масштабы вмешательства в экономику зависят как от уровня экономического развития, так и от национальной специфики (традиционная роль государства в обществе; социальный, религиозный, этический менталитет). Одна из основных и самых сложных задач государственного регулирования рыночной экономики - достижение оптимального баланса между рынком и государственным вмешательством в его механизмы. Абсолютная либерализация рынка так же недопустима, как и тотальное огосударствление в целом.
Рынок труда как система общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы или ее куплей и продажей, является составной частью структуры рыночной экономики и функционирует наряду с другими рынками: товарным, финансовым и т.д. Труд - это не только ключевой фактор производства, который определяет конкурентоспособность национальных экономик, создает условия для экономического роста, но и важнейший социальный институт, обеспечивающий благополучие населения страны. Требования субъектов, реализующих трудовую функцию или продающих свой труд, многообразны и не сводятся только к эквивалентному вознаграждению. Например, рациональное с точки зрения предприятия использование ресурса «труд» таковым может не являться с общественной или социально-политической точки зрения.
Поэтому
нередко предпринимаются
Регулирование рынка труда представляет собой, как уже отмечалось, сложную систему мер и мероприятий, направленных не только на сферу занятости как таковую, но практически и на все другие элементы экономической системы общества. Его можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. В первом случае регулирование будет охватывать все процессы, связанные с формированием спроса на труд и его предложения. Во втором - регулирование рынка труда можно рассматривать как систему мер, направленных на оказание помощи безработным. Конкретные меры государственного регулирования рынка труда разрабатываются с учетом социально-экономического развития народного хозяйства.
Политика
государства на рынке труда должна
быть связана с проблемами использования
и повышения эффективности труда. На это
же должны быть ориентированы структурные
сдвиги занятости: отраслевой - за счет
возрастания доли передовых технологий;
профессионально-
Впервые
обоснование активной государственной
политики занятости, суть которой заключается
в создании рабочих мест для безработной
части населения, дал Дж. Кейнс. Государственные
органы (законодательные, исполнительные,
правоохранительные, др.) должны выработать
такие условия, которые делали бы для бизнеса
выгодным создание и усовершенствование
рабочих мест в соответствии с возрастающими
потребностями в них населения. Очевидно,
силовые и административные меры не будут
эффективнее мер экономических, опирающихся
на соответствующую законодательно-нормативную
базу.
Государственное
регулирование рынка
труда с учетом
этапов экономического
развития страны
Этапы экономического развития | Стратегия государственного управления рынком труда |
Кризис | Основывается на модели выживания: активные действия на спрос на рабочую силу, повышение инвестиционной привлекательности национальной экономики, поддержка рабочих мест и их активное создание в «новых» отраслях. Главные задачи: поддержка социальной стабильности, уровня жизни населения, сохранение трудового потенциала страны, сдерживание уровня безработицы. Основные методы повышения эффективности производства: (1) активные мероприятия на рынке труда с использованием гибких форм занятости и найма, (2) соблюдение прав работодателей свободно управлять наймом рабочей силы и ее увольнением |
Депрессия | Поддерживает
сбалансированность рынка труда
на основе:
-анализа и
прогнозирования развития -планирования
развития профессионально- -разработки
и реализации других |
Оживление, подъем | Направлена
на:
-поддержание продуктивной модели занятости на рынке труда; -регулирование спроса, предложения рабочей силы и ее цены с учетом перспектив социально-экономического развития страны |
К наиболее распространенным мерам государственного регулирования рынка труда, направленным на стимулирование спроса на труд, можно отнести: программы общественных работ, субсидирование занятости (мероприятия, связанные с поощрением самозанятости и предоставлением субсидий работодателям, нанимающим на работу граждан с низким уровнем конкурентоспособности), финансово-кредитное воздействие на рынок труда. Например, инвестиционные налоговые льготы уменьшают бизнесу налогооблагаемые суммы на величину инвестиций в новое капитальное строительство. Расширение масштабов производства сопровождается созданием новых рабочих мест и увеличивает занятость. Однако это возможно лишь при относительно невысокой цене рабочей силы, иначе сокращение издержек на капитал ведет к замене живого труда овеществленным.
Поскольку спрос на труд зависит от спроса на товары и услуги, то государство может стимулировать производство как таковое. На первый взгляд, большинство мер по государственному регулированию объемов и структуры производства не относятся к политике занятости, но сила их воздействия на рынок труда велика. Изменение масштабов и структуры производства всегда влечет за собой изменения в количестве и качестве рабочих мест.
Иной характер носят меры государственного регулирования, направленные на корректировку предложения труда. Это относительно более консервативный элемент в сравнении со спросом. Предложение труда есть часть экономически активного населения, в его составе выделяют следующие группы: незанятое население, которое ищет работу; часть занятого населения, которая не удовлетворена работой и подыскивает другую; часть занятого населения, которая ищет дополнительную (вторую) работу для увеличения своего дохода; часть занятого населения, которая ищет работу из-за опасения потерять имеющуюся. Большую часть объема предложения составляет доля первой группы.
Естественной
основой предложения труда
Возрастающее влияние на предложение труда оказывает миграционный фактор. Значимость вопросов, связанных с оптимальной реализацией трудовой миграционной политики, обусловлена тем, что здесь, по существу, фокусируется вся сложность происходящих процессов, прежде всего связанных с воспроизводством трудоспособного населения. Можно утверждать, что создание адекватной системы регулирования трудовой миграции - одно из условий дальнейшего развития общественных отношений, обеспечения экономической безопасности, включая рынок труда.
Спрос на труд планируется и обеспечивается через систему обучения и переподготовки. Предложение труда, как правило, монополизировано профсоюзами, а цена на рынке труда определяется на основе контрактов, коллективных договоров и зависит от «экономической силы» договаривающихся сторон. Уровень оплаты труда оказывает корректирующее влияние на спрос и предложение рабочей силы. Под его влиянием фактический объем предложения на рынке труда может быть значительно меньше наличного объема трудовых ресурсов и объема спроса на них, т.е. может иметь место дефицит рабочей силы. Возможна и обратная ситуация, когда предложение превысит спрос в результате относительно высоких ставок оплаты труда. Предложение труда может изменяться в результате банкротства и закрытия предприятий, конверсионных процессов, происходящих в отраслях ВПК, структурных изменений в экономике страны. Сильнодействующими факторами являются условия и охрана труда на предприятии.
В современных условиях государство может реально воздействовать на формирование структуры предложения труда путем реализации программ профессиональной ориентации и профессиональной подготовки. Особое внимание при этом уделяется безработной молодежи. Наибольший эффект имеют те программы профессионального обучения безработных, которые решают конкретные проблемы рынка труда и имеют адресный характер. В них предусмотрено участие самого безработного в выборе типа, содержания и программы обучения. Они предполагают трудовую адаптацию для безработных; возвращение на работу женщин после перерыва, связанного с рождением и воспитанием ребенка; обучение граждан из социально уязвимых групп населения.
Рынок труда, как и рынки любых других товаров, регулируется. Однако наиболее сложной и важной областью государственного вмешательства в экономику является именно рынок труда - самый регулируемый в развитых странах мира. Объясняется это спецификой продаваемого на нем товара: купля-продажа труда неотделима от человека и осуществляется под влиянием всех участников рынка труда; производится в форме найма на более или менее продолжительный период времени. После заключения трудового договора работник уже непосредственно не зависит от конъюнктуры рынка труда. В целом управляющее воздействие на сферу занятости и рынок труда оказывают: государство через законодательную и исполнительную власть; государственная служба занятости (ее региональные и местные органы); частные лица (негосударственные службы занятости); работодатели, профсоюзы.
Информация о работе Роль государства в регулировании рынка труда