Внешние заимствования государства на рынке ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 12:26, реферат

Краткое описание

Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций. По экономической сущности государственные финансы - это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства и его предприятий и использование государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления.

Файлы: 1 файл

доклад.docx

— 23.24 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 

     Доклад  на тему: «Внешние заимствования государства  на рынке ценных бумаг» 
 
 
 
 
 
 
 

                  Работу  выполнила 

                  студентка 5 курса 

                  группы 07-Ф-03

                  Белоусова Яна 
                   
                   
                   

     2011

     Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций. По экономической сущности государственные финансы - это денежные отношения по поводу распределения  и перераспределения стоимости  общественного продукта и части  национального богатства, связанные  с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства и  его предприятий и использование  государственных средств на затраты  по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления.

     Центральное место в системе государственных  финансов занимает государственный  бюджет.

     Государственный бюджет - это годовой план государственных  расходов и источников их финансового  покрытия. Его главнейшие функции— проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства.

     Бюджет  представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом  с помощью налогов и расходуемый  государством для решения своих  задач. 

     В тех случаях, когда имеющиеся  у бюджета доходы недостаточны для  осуществления необходимых расходов, возникает бюджетный дефицит  —  превышение расходной части  бюджета над доходной. При бюджетном  дефиците поступающих доходов оказывается  недостаточно для нормального выполнения функций государства, в связи  с чем, приходится прибегать к  различным займам, прежде всего у  кредитной системы, что отрицательно сказывается на устойчивости всего  денежного обращения и является основной причиной инфляции. Бюджетный  дефицит не обязательно свидетельствует  о каком-то чрезвычайном положении  в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления  крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает скорее рост валового национального продукта, нежели кризисное состояние государственного регулирования. Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета.

     Перед правительством, столкнувшимся с  проблемой роста бюджетного дефицита, встает проблема выбора из трех известных вариантов:

  • первый, кажущийся наиболее лёгким, но и являющийся наиболее инфляционно опасным – дополнительная эмиссия денежных средств;
  • второй — усиление налогового бремени и сокращение государственных расходов;
  • третий — выпуск государственных долговых обязательств — казначейских ценных бумаг (облигаций, векселей, сертификатов и т. п.), которые обеспечивают их покупателям гарантированный доход в виде определённого процента.

     Проблема  бюджетного дефицита порождает проблему государственного долга.

     Государственный долг – это совокупность всех долговых обязательств Правительства РФ иностранным Правительствам, международным финансовым организациям, иностранным банкам и крупным фирмам за определенный период времени, а также задолженность внутри страны физическим лицам – резидентам, коммерческим банкам и другим юридическим лицам.

     В зависимости от рынка заимствований  и валюты возникающих обязательств выделяют внутренний и внешний долг.

     Согласно  Бюджетному кодексу РФ, внешний долг – это обязательства, возникающие в иностранной валюте.

     Долговые  обязательства федерального правительства  обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении.

     Долговые  обязательства Российской Федерации  могут существовать в форме:

  • кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
  • государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;
  • договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьим лицам;
  • переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов;
  • соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

     Проблема  разграничения внутреннего и  внешнего долга резко обозначилась в следствии кризиса в августе 1998 года.

     В действующих до введения в действие Бюджетного кодекса РФ Законах "О  государственном внутреннем долге" от 13 ноября 1992г. и "О государственных внешних заимствованиях" от 26 декабря 1994г. в основу классификации долгов были положены два разных признака.

     В первом законе - это валюта, в которой  выражаются заимствования, во втором - источник заимствований. Это затрудняло принятие обоснованных решений и  приводило к возникновению курьезных  ситуаций. Их примером являлось не включение  до 1997г. долга по внутреннему валютному займу ни во внутренний, ни во внешний государственный долг. Этот заем был номинирован в долларах США. Но его размещение проводилось среди резидентов. Вот оно и удовлетворяло сразу обоим признакам классификации долгов, в силу чего до 1997г. долг по ОВВЗ учитывался отдельно от всех других заимствований.

     Принятый 31 июля 1998г. Бюджетный кодекс Российской Федерации выделяет внешний и внутренний долг на основе одного единственного признака - валюты.

     Предельный  объем государственного долга на очередной финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном  бюджете на очередной финансовый год с разбивкой по формам обеспечения  обязательств.

     Предельный  объем государственных заимствований  Российской Федерации не должен превышать  годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ. Правительство РФ вправе осуществлять внешние заимствования  в объеме свыше установленного федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год, если при  этом осуществляется реструктуризация государственного внешнего долга, которая  приводит к снижению расходов на его  обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга (БК РФ, ст. 106, п. 2). 

     Кредитная история России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена.

     В абсолютном выражении российский внешний  государственный долг на 1 мая 2011 года составил 38,83 млрд. долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны. По состоянию на начало апреля 2010 года объем внешнего долга снизился, составив $31,1 млрд., или 2,5% ВВП. В то же время 22 апреля 2010 года Россия, после двенадцатилетнего перерыва, снова вернулась к заимствованиям на внешнем рынке, разместив два транша еврооблигаций на $5,5 млрд.

     Для сравнения — после кризиса 1998 года внешний долг России составлял 100,0 % от ВВП, а на начало 1999 года 146,4 % от ВВП.

     По  принятому трёхлетнему бюджету  на период 2008—2010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП. Однако вследствие падения цен  на нефть бюджет России стал дефицитным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованных источников литературы

  1. Бескова И.А. Управление государственным долгом.//Финансы №6 2006 г.
  2. Бюджетный кодекс РФ (ст.97, ст.98)
  3. Государственные и муниципальные финансы/ А.М.Бабич, Л.Н.Павлова – М.Юнити.2005г.
  4. Данные Министерства финансов РФ//Деньги и кредит. 1998 г. №12.
  5. Златкис Б.И. Проблемы создания системы управления государственным долгом в РФ.//Финансы №7 2008 г.
  6. Красавина Л.Н., Баранова Е.П. Внешний долг России: уроки и перспективы.//Деньги и кредит №9 2007г.

Информация о работе Внешние заимствования государства на рынке ценных бумаг