Рынок и государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. А также не маловажно развитие отечественного рынка и расширение Российской экономики.

Экономика России представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции государства играют в ней очень существенную роль. В экономике России большой упор делается на централизованное планирование. Наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции государства играют в ней очень существенную роль.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Связь рынка и государства.
Место государства в рыночной экономике…………………………………6
Государственное регулирование - его субъекты и объекты………………..7
Этапы государственного регулирования…………………………………..16
Экономические функции государства……………………………………..17

Глава 2. Средства государственного вмешательства.

2.1 Средства прямого государственного вмешательства……………………..20

2.2 Средства косвенного государственнго вмешательства…………………...24

Глава 3. Расчет основных экономических показателей………………….29

Заключение……………………………………………………………………..40

Список использованной литературы……………………………………….42

Файлы: 1 файл

Курсовик.Рынок и государство .doc

— 130.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Связь рынка и  государства.

    1. Место государства в рыночной экономике…………………………………6
    2. Государственное регулирование - его субъекты и объекты………………..7
    3. Этапы государственного регулирования…………………………………..16
    4. Экономические функции государства……………………………………..17

Глава 2. Средства государственного вмешательства.

2.1 Средства прямого  государственного вмешательства……………………..20

2.2 Средства косвенного  государственнго вмешательства…………………...24

Глава 3. Расчет основных экономических показателей………………….29

Заключение……………………………………………………………………..40

Список  использованной литературы……………………………………….42 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение

       На  сегодняшний момент острой проблемой  нашего государства является его  роль в экономической системе. А также не маловажно развитие отечественного рынка и расширение Российской экономики.

       Экономика России представляет собой преимущественно  рыночную систему. Вместе с тем экономические  функции государства играют в  ней очень существенную роль. В  экономике России большой упор делается на централизованное планирование. Наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции государства играют в ней очень существенную роль.

       Роль  государства в экономическом  развитии неоднозначна. Оно может играть прогрессивную, созидательную роль, поддерживая назревшие тенденции трансформации экономики, стратегические направления развития и тем самым способствуя быстрейшей адаптации к реалиям меняющегося мира. Оно может играть нейтральную роль, вторгаясь в экономические процессы лишь в целях самообеспечения и самосохранения и предоставляя возможность назревшим изменениям самостоятельно пробить себе дорогу. Но возможна и реакционная роль государства, если оно стремится поддержать обреченные институты, создавая простор для разрушительных сил, отказываясь выполнять стратегические и созидательные функции и выкачивая ресурсы из истощенной экономики для поддержания своих амбиций и перекачивания ресурсов в карманы олигархической верхушки, сросшейся с лидерами мафиозных структур.

       На  сегодняшний день можно констатировать тот факт, что экономика большинства  стран мира является смешанной. Экономические  системы этих стран в основном занимают некое промежуточное положение  между двумя крайностями –  чистым капитализмом и командной экономикой. Но обычно страна больше придерживается принципов какой-то одной экономической системы, хотя элементы других систем присутствуют. В таком случае мы относим экономическую систему к преобладающей. Современная экономика развитых стран – это экономика по преимуществу смешанная. Смешанная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.

       Цель  данной работы- показать роль государства в рыночной экономике: оказание помощи различным институтам и контроль за рынком.

       Актуальность  данной темы, на мой взгляд, состоит в том, что государство не только осуществляет главный механизм распределения и использования ограниченных ресурсов в рыночной экономике, но и обеспечивает правовую базу для принятия решений экономическими агентами, осуществляет экономическую политику, в некоторых случаях организует производство на государственных предприятиях.

       Все это означает, что современная  рыночная экономика - это смешанная  экономика, где, наряду с частным  сектором, функционирует и государственный  сектор экономики, рыночный организационно-хозяйственный механизм дополняется механизмом государственного регулирования экономики. В широком смысле государственный сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это и государственный бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли. В истории рыночной экономики ХIХ-ХХ вв. в целом наблюдается усиление экономической роли государства. О масштабах экономической деятельности государства свидетельствует колоссальный рост государственных расходов и доходов, увеличение доли государства в перераспределении национального дохода.

       Задачи - определить место государства в рыночной экономике, определить сущность государственного регулирования, раскрыть этапы государственного регулирования, проанализировать экономические функции государства, рассмотреть средства прямого и косвенного государственного вмешательства.

       Объектом  исследования является взаимосвязь рынка и государства, предметом исследования являются государственно-рыночные отношения.

       Настоящая курсовая работа состоит из введения, трех глав: в первой главе рассматривается  связь рынка и государства, во второй главе рассматриваются средства государственного вмешательства, в третьей главе-расчетная часть; заключение, список использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Глава связь рынка и государства

1.1 Место государства  в рыночной экономике

       Государство регулирует все экономические системы  страны. Ясно, что подобное регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика, особенно по сравнению с системой свободной конкуренции.

       Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям1.

       По  мере развития рыночного хозяйства  возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, отраслевые и общественные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП).

       Теоретически  понятие государственной политики шире государственное регулирование  экономики, так как первая может основываться и на принципе невмешательства государства в хозяйственную жизнь. В современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо. Уже давно споры идут не о необходимости ГРЭ, а о его масштабах, формах и интенсивности. Поэтому термины «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика» в наше время идентичны.

       Объективная возможность ГРЭ появляется с  достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться ГРЭ.

      В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

       В силу ряда причин наиболее развитый механизм ГРЭ сложился в некоторых странах  Западной Европы (во Франции, Германии, Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании) в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее развито ГРЭ в США, в Канаде, Австралии, где в отличие от Европы не было социально-экономических потрясений, аналогичных последствиям второй мировой войны, возникновению лагеря социализма, а затем его распаду и где частный капитал обладал особенно сильными позициями. Тем не менее, ГРЭ и в этих странах играет заметную роль, особенно в периоды ухудшения конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции.

       Особенно  важна роль ГРЭ в развивающихся  странах, создающих независимую экономику, в бывших социалистических странах, осуществляющих переход от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на базе частной собственности. 
 

2.1 Государственное  регулирование - его  субъекты и объекты

     Любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная, нуждается в регулировании.

       В этом свете термин «регулируемая рыночная экономика» обладает выраженной избыточностью, таким образом, подобная экономика не может быть нерегулируемой. Прибавление эпитета «регулируемая» не лишена смысла, если мы подчёркиваем, что экономика в значительной степени регулируется со стороны государства.

     Только  государство – институт, представляет всё общество и обладает правом внеэкономического  вмешательства в экономические  отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы  государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономики максимальную социальную эффективность. Понятно, что бесконечное изменение конкретных обстоятельств превращают эту задачу в «вечную» проблему.

     Как правило, в государственном регулировании  рыночной экономики проявляется  два разных аспекта. С одной стороны, это необходимое для самого рынка, представляющее неотъемлемое условие  для надёжной работы организующее. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержке и обновлении. Организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органичному встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отторгнут политической и социальной структурами. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, на основе выпускаемых правительством нормативных актов2.

     С другой стороны, государственное воздействие на рынок проявляется посредством изъятия части прибыли, дохода, через действия системы налогообложения, путём обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для общегосударственных нужд и определённым образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать  влияние на рынок и рыночные отношения.

       Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

     Носители  хозяйственных интересов - это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, фермеры ми земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, лица свободных профессий, государственные служащие, текстильщики и рабочие военно-промышленного комплекса, крестьяне виноградных районов Франции и жители Рурского угольного бассейна и т.д. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности3.

     Представители этих групп индивидуально выражают свои интересы в средствах массовой информации, на митингах и обращаясь с просьбами, протестами, пожеланиями в государственные учреждения, ответственные за экономическую и социальную политику.

     Это первая линия связи хозяйственных  интересов с государственным  аппаратом, регулирующим хозяйство.

     Носители  экономических интересов объединены в развитых странах рыночного  хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы  предпринимателей, фермеров, различных  торговцев, студентов, маклеров, аптекарей  и т.п. Некоторые из этих союзов насчитывают миллионы членов (профсоюзы, например), другие, играют огромную роль в экономике с раны из-за представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей, банковских учреждений, торговые палаты). Есть и совсем малозначащие объединения, например, ассоциация физических и юридических лиц, заинтересованных в приватизации конкретного земельного участка, принадлежащего муниципалитету. Также объединения являются выразителями хозяйственных интересов.

Информация о работе Рынок и государство