Рынок и государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. А также не маловажно развитие отечественного рынка и расширение Российской экономики.

Экономика России представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции государства играют в ней очень существенную роль. В экономике России большой упор делается на централизованное планирование. Наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции государства играют в ней очень существенную роль.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Связь рынка и государства.
Место государства в рыночной экономике…………………………………6
Государственное регулирование - его субъекты и объекты………………..7
Этапы государственного регулирования…………………………………..16
Экономические функции государства……………………………………..17

Глава 2. Средства государственного вмешательства.

2.1 Средства прямого государственного вмешательства……………………..20

2.2 Средства косвенного государственнго вмешательства…………………...24

Глава 3. Расчет основных экономических показателей………………….29

Заключение……………………………………………………………………..40

Список использованной литературы……………………………………….42

Файлы: 1 файл

Курсовик.Рынок и государство .doc

— 130.00 Кб (Скачать)

     Самые могущественные выразители хозяйственных  интересов - это союзы предпринимателей и профсоюзы. Они осуществляют собственные концепции социально-экономической политики, стремясь оказать максимальное воздействие на ГЭП. У выразителей хозяйственных интересов есть печатные издания, значительные финансовые ресурсы, центры полготовки кадров и связей с общественностью. Союзы предпринимателей и профсоюзы построены по отраслевому и территориальному признаку, все местные и отраслевые союзы иерархически подчинены общенациональным центрам, которые, в свою очередь входят в международные региональные и мировые объединения.

     Рекомендации, советы, консультации, меморандумы, различные  каналы влияния этих выразителей  хозяйственных интересов на органы государственного экономического регулирования - это вторая линия связи хозяйственных интересов с ГЭП.

     Проводить в жизнь программу государственной  экономической политики будут субъекты ГРЭ - исполнители хозяйственных  интересов. Это главная, третья линия  трансформации частных экономических  интересов в ГЭП.

     Исполнителями хозяйственных интересов - субъектами ГРЭ - являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. В государствах с федеративным устройством (США, Канада, Индия, Германия, Испания, Бразилия, Малайзия и др.) существуют федеральные и местные парламенты и правительства, соответственно защищающие общегосударственные и местные экономические интересы. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов ГРЭ, все более независимыми в осуществлении ГРЭ от законодательной власти становятся исполнительные органы.

     Интересным  с точки зрения изучения механизма  ГРЭ является слияние субъектов  государственной и частной экономической  политики и возникновение в результате этого новых регулирующих органов, не вписывающихся теоретически в классическую схему парламентской или президентской республики. Например, создается орган из представителей союзов предпринимателей, профсоюзов и исполнительной власти для регулирования тарифных соглашений между предпринимателями и трудящимися. Организуются комитеты, советы по поддержанию или развитию отдельных отраслей из представителей министерства экономики и отраслевых союзов предпринимателей. Аналогичные советы создаются для осуществления государственных региональных программ.

     Другая группа государственно-частных органов хозяйственного регулирования - это советы по сферам деятельности, например, научно - технический, военно-технический, по региональной политике, по внутренним водным путям сообщений, по профессиональному образованию. В отличие от отраслевых советов в них входят наряду с сотрудниками правительственных органов и экспертами представители самых разных отраслей, банков, различных фондов, объединений инженеров, профсоюзов, общественных движений. Их рекомендации относятся к принципиальной ориентации ГЭП, к направлениям расходования средств из бюджета и различных фондов4.

     Это четвертая линия связи между  носителями экономических интересов  и ГРЭ: носители (в данном случае заинтересованные фирмы) - выразители (союзы предпринимателей) - советы при государственных регулирующих органах. По этой линии происходит корректировка интересов частного хозяйства с интересами других социальных, профессиональных, общественных (например, экологических) групп.

     Существуют  многочисленные возможности воздействия  носителей и выразителей хозяйственных интересов на ГЭП: через органы массовой информации, демонстрации и манифестации, сбор подписей, обращения в суды (от местных до международных), кампании гражданского неповиновения и т.д. Наиболее действенная из них - обоснованное обращение в суд в случае нарушения государственными органами хозяйственного регулирования экономических интересов, защищаемых конституцией или законами.

     Объекты ГРЭ – это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и  условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдалённом будущем, причём снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

     Объектами государственного регулирования являются:

  • экономический цикл;
  • секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйств;
  • условия накопления капитала;
  • занятость;
  • денежное обращение;
  • платёжный баланс;
  • цены;
  • НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы);
  • условия конкуренции;
  • социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;
  • подготовка и переподготовка кадров;
  • окружающая среда;
  • внешнеэкономические связи.

     Как видно, перечисленные объекты носят  совершенно различный характер. Они  охватывают макроэкономические процессы: хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные  отрасли, территориальные комплексы  и даже отношения между субъектами: условия конкуренции; отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами.

     Рассмотрим  важнейшие из них.

     Суть  государственной антициклической  политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъёма в экономике страны могут возникнуть опасные явления: рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платёжного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача ГРЭ – притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и пере накопление капитала и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.

     ГРЭ в области отраслевой и территориальной  структур. В области отраслевой и территориальной структуры ГРЭ также играет значительную роль. Здесь при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, обеспечиваются привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одном случае поддержка оказывается тем отраслям и единицам хозяйства, которые находятся в состоянии затяжного кризиса; в другом случае поощряется развитие новых отраслей хозяйства и видов производства, призванные привести к прогрессивным структурным сдвигам внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. Но также могут приниматься меры и по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

       Важнейшим объектом ГРЭ является  накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики, поэтому ГЭП поощрение накопления в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектов хозяйства.

     Одновременно  государственное регулирование  накопления опосредованно служит и  другим объектам ГРЭ. Создавая дополнительные стимулы и возможности накопления в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.5

     Регулирование занятости – это поддержание  нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Это соотношение должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, которая может негативно отразится на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, т. к. оно ведёт к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия и самое главное – опасным социальным последствиям. Все меры в области регулирования занятости должны быть направлены на поддержание естественного уровня безработицы.

     Постоянным  объектом внимания государственных регулирующих органов является денежное обращение. Основная направленность регулирования денежного обращения – борьба с инфляцией, представляющей серьёзную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения опосредованно воздействует и на другие объекты – условия накопления, социальные отношения. Меры, предусмотренные правительством в этом направлении, должны быть направлены на снижение темпов инфляции, снижение дефицита госбюджета.

     Состояние платёжного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платёжного баланса путём воздействия на импорт и экспорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, а также путём торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции.

     Ещё один из основных объектов регулирования цены. Обычно считается, что в условиях рынка цены складываются стихийно. Но это не совсем так. За последние сто лет государство регулировало тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, устанавливало государственные монопольные цены на «акцизные» товары и т.д.

     Динамика  и структура цен отражают состояние  экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.

     Государственные регулирующие инстанции стремятся  влиять и на другие объекты ГРЭ, например, они стремятся заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте товаров, капитала и накопляемых знаний и опыта.

     Наряду  с хозяйственными объектами под  постоянным вниманием государственных  регулирующих органов находятся  условия существования и воспроизводства существующего строя, отношения собственности и конкуренции. Законодательство и судебная политика, связанные с защитой собственности, порядком её продажи, наследования, отчуждения, регистрации постоянно совершенствуются. Государственные регулирующие  меры направлены на обеспечение условий конкуренции, поддержку мелкого и среднего предпринимательства. Это направление ГЭП особенно противоречиво, т. к. концентрация производства и капитала – это процесс объективный, а национальная конкурентность на мировом рынке обеспечивается в значительной степени крупными корпорациями.6

     Объектами государственного регулирования всё  в большей степени становятся общие условия существования  и развития человеческого общества – окружающая среда, безопасность личности, уровень образования и культуры, здравоохранение, международное сотрудничество.

     Объекты ГРЭ различаются в зависимости  от уровня решаемых задач. Это следующие  иерархические уровни:  фирмы; регионы; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги): хозяйство в целом (хозяйственный цикл, денежное обращение, НИОКР, цены); глобальный (социальные отношения, экология); национальный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы).

1.3. Этапы государственного  регулирования

       Существующая  ныне система ГРЭ сложилась не сразу. В процессе своего развития она  прошла несколько этапов.

       1. Создание общих благоприятных  условий для воспроизводства  частного капитала, сосредоточение  усилий государства на разработке трудового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечении устойчивости денег. Строительство и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях.

Информация о работе Рынок и государство