Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 18:32, контрольная работа
Целью контрольной работы является рассмотрение провалов рынка и функций государства в рыночной экономике. Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моему мнению, основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная.
Введение ................................................................................3
1. Функции государства в рыночной экономике ………...5
2. «Провалы рынка» .............................................................10
Заключение………………………………………………….13
Список используемой литературы…………………………15
Уральский социально-экономический институт
(филиал) Образовательного учреждения профсоюзов
«Академия
труда и социальных
отношений»
Кафедра
экономической теории
и статистики
МИКРОЭКОНОМИКА
«Провалы
рынка». Функции государства
в рыночной экономике.
Студента-заочника 1 курса
Группы 101 – ЭСЗ. БУ
Пестряковой Вероники Сергеевны
Контрольная
работа № 1
Челябинск
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
..............................
1. Функции государства в рыночной экономике ………...5
2. «Провалы рынка»
..............................
Заключение…………………………………………………
Список используемой литературы…………………………15
Введение
Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моему мнению, основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто. Однако, по вопросам: в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, и каковы границы и направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов - от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством, до крайнего экономического либерализма, когда утверждается, что эффективной может быть только экономика в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства.
Также существует рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать свое влияние. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике. По моему мнению, государство должно постоянно балансировать, то, увеличивая, то, уменьшая степень вмешательства.
Рыночная система - это, прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе она превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.
В рыночной экономике также имеется и «Провалы рынка» которые, проявляются как неравенство в распределении доходов, монополизаций рынка, появление внешних эффектов, невозможность обеспечения предложения общественными благами и т.д.
Теория, обосновывающая правительственное вмешательство необходимостью исправления и предотвращения фиаско рынка, нередко подвергается критике за то, что она по сути дела в большей степени представляет собой теорию о том, что должно делать государство, чем теорию о том, что оно реально делает. Проблема состоит в том, что многие правительственные программы вместо того, чтобы корректировать фиаско рынка, способствуют распространению неэффективности и неравенства на тех рынках, которые прекрасно бы функционировали бы без правительственного вмешательства. Экономисты давно знали о действии закона непредвиденных последствий - тенденции, согласно которой попытка правительства дает иные результаты, чем те, на которые рассчитывали ее проводники. И дело здесь не только в несовершенстве анализа, проведенного политиками. Скорее всего, присутствующий при формулировании правительственной политики элемент поиска экономической выгоды предполагает существование систематической тенденции, согласно которой правительственные программы не столько устраняют, сколько приводят к экономической неэффективности, то есть к фиаско правительства. Но это отнюдь не значит, что государство всегда создает беспорядок в экономике, а рынки всегда функционируют безупречно. Это говорит лишь о том, что и рынок и правительство - институты несовершенные, и, принимая решение о том, будет та или иная функция лучше выполнена государством или рынком, необходимо сопоставлять возможность фиаско правительства с возможностью фиаско рынка.
Целью
контрольной работы является рассмотрение
провалов рынка и функций государства
в рыночной экономике.
Функции государства
в рыночной экономике
Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто и
никогда не снимал с национальных правительств ответственности за
экономическое положение в стране. Иначе говоря, все, по сути, сходятся в
понимании того, что «невидимая рука» рынка должна дополняться «видимой рукой» государства. Государство призвано корректировать те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму. Соответственно оно берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, за ограничение монополизированного производства. Государству требуется также направлять экономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, создавать производство общественных товаров и услуг. Участие государства в экономической жизни диктуется и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода.
Государству надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих. Как правило, рынок не нацелен на разработки в области фундаментальных наук, ибо это связано с высокой степенью риска и неопределенностью, с огромными затратами. И в этой области требуется вмешательство государства. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращение безработицы. На плечи государства ложатся и внешняя политика, регулирование платежного баланса, валютных курсов.
В целом
государство реализует
принципы
данного сообщества граждан. Оно
активно участвует в формировании
макроэкономических рыночных процессов.
важными из которых являются следующие:
1. создание правовой основы для принятия экономических решений.
Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права
собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность,
направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д.;
2. стабилизация экономики. Правительство, используя бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику, стремится преодолеть кризисные явления,
спад производства, снизить безработицу, сгладить инфляционные процессы; 3. социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство
организует производство продуктов и услуг, которым не занимается
частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства,
связи, транспорта, благоустройства городов и т.д., определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует программы развития
образования, здравоохранения;
4. обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т.д.
Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через: 1) свои
расходы, 2) налогообложение, 3) регулирование, 4) государственное
предпринимательство.
Государственные расходы считаются одним из важных инструментов
макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Крупными статьями являются расходы на оборону, образование, социальное обеспечение.
Существенный элемент расходов – трансфертные платежи. Сюда, как уже
говорилось, относятся различные виды пособий (по безработице, по
нетрудоспособности, на ребенка, на поддержание дохода), пенсии по старости, ветеранам войн.
Другим важным инструментом государственной политики является
налогообложение. Налоги играют значительную роль в перераспределении доходов.
Государственное регулирование способствует формированию хозяйственных связей и пропорций, координированию экономических процессов и увязке частных и общественных интересов. Государственное регулирование осуществляется в различный формах — законодательной, налоговой, кредитной, субвенционной. Законодательная форма означает, что принимаются специальные законодательные акты, обеспечивающие относительно равные возможности для соперничества, расширяющие границы конкуренции, препятствующие развитию
монополизированного производства, установлению непомерно высоких цен.
Антимонопольное (антитрестовское) законодательство направлено на
противодействие монополизации экономики, на стимулирование конкуренции. В частности в Российской Федерации в марте 1991 г. Верховным Советом РСФСР принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этим законом предусматриваются меры, направленные против образования крупных компаний типа трестов и концернов, а также против недобросовестной конкуренции. Создан социальный орган – Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических
структур.
Данному Комитету поручено осуществлять
контроль, за тем, чтобы образование
ассоциаций, корпораций, концернов не
приводило к монополизации на рынке.
Он имеет право давать разрешению
на регистрацию новых крупных
экономических структур и на
перерегистрацию уже существующих
крупных организаций.
межгосударственными соглашениями, документами Комиссии ООН по промышленности и торговле, Европейского Экономического Сообщества и других организаций.
Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают
использование налогов и кредитов в целях воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки, льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства, на инвестиционные решения. Варьируя условия кредитования, государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства. Продавая ценные бумаги, оно сокращает банковские резервы, при этом повышаются процентные ставки и соответственно сокращается производство. Скупая же ценные бумаги, государство увеличивает банковские резервы, при этом процентные ставки падают и производство расширяется. Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям, предприятиям (главным образом таким отраслям, как сельское хозяйство, добывающая промышленность, судостроение, транспорт). Доля субвенции в ВНП
развитых стран составляет 5—10%. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые в противном случае они не могли бы покрывать по рыночным ценам.
Информация о работе Провалы рынка. Функции государства в рыночной экономике