Провалы рынка. Функции государства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 18:32, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является рассмотрение провалов рынка и функций государства в рыночной экономике. Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моему мнению, основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная.

Оглавление

Введение ................................................................................3
1. Функции государства в рыночной экономике ………...5
2. «Провалы рынка» .............................................................10
Заключение………………………………………………….13
Список используемой литературы…………………………15

Файлы: 1 файл

Провалы рынка. Функции государства в рыночной экономике.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

Некоторые западные экономисты считают, что субвенции  нарушают действие рыночного механизма, препятствуют  адекватному  распределению  экономических ресурсов, тормозят реагирование рынка на изменение  запросов  и  доходов  на стороне  спроса  и  на  изменение  издержек   и   количества   произведенной продукции на стороне предложения.

Государственное предпринимательство,  как  правило,  осуществляется  в

областях, в которых хозяйствование противоречит  природе  частных  фирм  или же  в  которых  требуются  огромные  инвестиции  и   риск.   Государственные предприятия занимают существенные позиции в таких отраслях, как  энергетика, черная   металлургия,    транспорт,    связь.    Доля    государственного предпринимательства  варьируется  в  различных  странах,  но   в   названных отраслях она довольно весома, о чем свидетельствуют данные. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

"Провалы"  рынка.  

"Провалы" — это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о "провалах" рынка:

1)        монополия,

2)        несовершенная (асимметричная) информация;

3)        внешние эффекты;

4)       общественные блага.

Во всех этих случаях приходит на помощь государство  Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая  производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику. Однако в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе: развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и др. Лишь небольшое число этих услуг обладает свойствами чисто общественных благ. Большинство из них потребляется не коллективно, а индивидуально. Тем не менее доля государственных расходов в валовом национальном продукте во всех развитых странах в XX в. имеет тенденцию к росту. К тому же обычно государство проводит антиинфляционную и антимонопольную политику, стремится сократить безработицу. В последние десятилетия все более активно оно участвует в регулировании структурных изменений, стимулирует научно-технический прогресс, стремится поддерживать высокие темпы развития национальной экономики. Если к этому добавить региональное и внешнеэкономическое регулирование, то станет очевидно, почему роль государства в течение XX в. неуклонно возрастала.

Государственный аппарат стремился решить две  взаимосвязанные задачи: обеспечить нормальную работу рынка и решить (или хотя бы смягчить) острые социально-экономические проблемы

Между тем стремительное увеличение государственного сектора и государственного регулирования  в условиях рыночной экономики не может быть беспредельным. Рыночная экономика накладывает на функции государства определенные ограничения

Прежде  всего недопустимы такие методы вмешательства государства, которые  разрушают рыночный механизм, подменяют  его прямым администрированием. Гораздо  эффективнее действуют косвенные  регуляторы (налоги, субсидии и т. д), особенно те из них, которые органично встроены в рыночную экономику. Поэтому государственное регулирование должно не заменять силы рынка, а скорее ослаблять или усиливать действие рыночных сил. Следует помнить, что все экономические регуляторы противоречивы. Краткосрочные выгоды могут обернуться долгосрочными потерями. Более того, применяя целый набор экономических мер, не следует забывать, что многие из них противоречивы, действуют в разные, нередко прямо противоположные стороны. Поэтому необходимо своевременно выявлять их негативные эффекты и заблаговременно принимать меры по их ликвидации. Вообще сфера действия прямых и косвенных административных методов должна быть строго определена. Тенденция к огосударствлению экономики не должна быть единственной. Время от времени необходимо предпринимать энергичные шаги по разгосударствлению экономики.

Способы разгосударствления могут быть различны. Это, прежде всего поощрение конкуренции и либерализация рынков, снижение барьеров для вступления в отрасль, активная антимонопольная политика. Эффективной мерой может стать и стимулирование смешанного предпринимательства. Наконец, сильной мерой является денационализация государственной собственности, развитие процессов приватизации.

Опыт  показывает, что приватизация может быть успешной лишь при наличии определенных условий. Прежде всего к ним относятся:

— наличие  надежной правовой базы проведения денационализации;

—   создание развитой рыночной инфраструктуры (и фондового рынка прежде всего);

—   хорошо продуманная процедура продажи государственных предприятий;

—   предварительная оценка величины спроса на денационализируемый сектор (или  отрасли) экономики.

Лишь  при наличии этих условий денационализация экономики может быть эффективной. Следует помнить, однако, что этот процесс во многом зависит от самого государства. Между тем разрастание бюрократического аппарата усложняет сам процесс принятия решений. Поэтому "провалы" рынка могут быть дополнены, а иногда и усилены "провалами" государства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

В своей контрольной  работе, я узнала, что переход от государственной формы собственности к рыночной структуре экономики, должен происходить поэтапно и иметь четко обозначенную экономическую политику. Основным элементом подобного перехода является приватизация госпредприятий и передача собственности в частные руки.

К сожалению, в  России подобные процессы не имели  жесткого контроля со стороны правительства и государства, реформы проводились без четкого определения их цели, что в конечном итоге привело к глубокому экономическому кризису в государстве. Таким образом, любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственных функций.

Функции государства в рыночной  экономике  – это отрасли, явления и условия  социально-экономической жизни страны.

Государственные функции экономики представляют собой систему опосредованного  воздействия на поведение рыночных субъектов и тем самым на экономику  в целом путем изменения законодательства, системы для выпуска доброкачественных продуктов и медикаментов, стабилизации экономики, формирования программы развития образования, здравоохранения, обеспечение социальной защитой и социальной гарантией.

Неконтролируемые  рыночные процессы разрушительны для  общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная, нуждается в регулировании.

Также хочу сделать вывод о «Провалах  рынка».

«Провалы  рынка» это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов, в таком случае «Провалы рынка», в силах устранить только государство.  
 
 

Список  используемой литературы 

1. Бусыгин В. П., Кокович С. Г., Цыплаков А. А. Методы

микроэкономического анализа: фиаско рынка.

2. Лившиц А. Ю. Введение в рыночную экономику.  
 
 
 
 
 

Информация о работе Провалы рынка. Функции государства в рыночной экономике