Функции государства в современной рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 09:21, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе исследуются проблемы государственного регулирования в рыночной экономике на примере России, В первой главе рассмотрены общие положения: роль, задачи и функции государства в рыночной экономике. Во второй части работы - основные методы государственного регулирования, как государство стимулирует экономику и поддерживает её стабильной.

Оглавление

Введение 3
Глава 1.Роль государства рыночной экономике 5
1.1.Сущность, роль, функции государства в рыночной экономике 5
1.2.Задачи государственного регулирования 8
Глава 2.Формы и методы воздействия государства на
рыночную экономику 10
2.1. Методы государственного регулирования 10
2.2. Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики 18
2.3. Сфера социального регулирования 21
2.4. Государственное регулирование в Российской Федерации. 25
Заключение 27
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

Функции государства в современной рыночной экономике.doc

— 135.50 Кб (Скачать)


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова»

 

Общеэкономический факультет

Кафедра экономической теории

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Экономическая теория: микроэкономика»

 

 

На тему Функции государства в современной рыночной экономике

 

Выполнил

студент группы 9104

очной формы обучения

общеэкономического факультета

Изюмов Артём Сергеевич

Научный руководитель:

Ассистент Горемыкин Дмитрий Викторович

 

 

 

 

 

Москва – 2010

Оглавление

Стр.

Введение                                                                                                 3

Глава 1.Роль государства рыночной экономике                                5             

     1.1.Сущность, роль, функции государства в рыночной экономике           5

      1.2.Задачи государственного регулирования                                               8

 

Глава 2.Формы и методы воздействия государства на

рыночную экономику                                                                                     10

     2.1. Методы государственного регулирования                                             10

     2.2. Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики 18                                                                     

     2.3. Сфера социального регулирования                                                          21

    2.4. Государственное регулирование в Российской Федерации.                 25                                                         

            

Заключение                                                                                                             27

Список литературы                                                                                               28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современная экономика, как свидетельствует практика всех без исключения стран мира, предполагает активное участие в ней государства как субъекта рыночных экономических отношений, а так же как регулирующего и управляющего органа. В разных странах мира неодинаковым образом, сообразно традициям и накопленному опыту строятся отношения между правительством и основными экономическими субъектами (предпринимателями и домохозяйствами). В разной мере реализуется и государственное вмешательство в экономические процессы. Но общая линия такова, что роль государств в экономике становится с ходом времени всё более сложной и требует от правительственных органов всё большей квалификации. И о государственном влиянии на экономику ныне требуется говорить не в количественных оценках («больше – меньше»), а с точки зрения качественной эффективности государственного регулирования. Особенно сложными, по существу комплексными, становятся экономические функции государства в странах, которые подобно России взялись в исторически короткие сроки трансформировать свою экономическую систему, освоить методы современного рыночного хозяйствования.

Цель данной курсовой работы – определить, как государство взаимодействует с рыночной экономикой. Проблема в том, что у каких-то стран это получается хорошо, а какие-то начинают только осваивать её.

В курсовой работе я исследую проблемы государственного регулирования в рыночной экономике на примере России, а так же попытаюсь объяснить эти проблемы, откуда они возникли и как с ними бороться. В первой главе я рассматриваю общие положения: роль, задачи и функции государства в рыночной экономике. Во второй части работы я рассматриваю основные методы государственного регулирования, как государство стимулирует экономику и поддерживает её стабильной.

Рыночная система - это, прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе она превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Роль государства в рыночной экономике

1.1.Сущность, роль, функции государства в рыночной экономике

«В современной развитой экономике основу жизнедеятельности составляет рынок. Государство же в основном подчиняется рыночным правилам игры, основанным на правах собственности. Но государство не пассивный наблюдатель за экономическими процессами в рыночной экономике».[1]  Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально - экономической системы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.

Прежде всего, необходимо определить, что включает в себя понятие государственное регулирование: «Государственное регулирование экономики – это система институтов и мероприятий в рамках государства, служащая устойчивому функционированию и развитию экономической системы страны в соответствии с социально-экономическими целями, одобренными обществом».[2]Государственные интересы и сам фактор государства непременно присутствуют в функционировании рыночной экономики на всех этапах её существования и развития в более или менее зрелом виде. Это с очевидностью демонстрирует вся современная практика как высокоразвитых, так и развивающихся стран.

Целесообразно рассмотреть причины государственного вмешательства в экономику. Можно выделить следующие основные причины государственного вмешательства:

1)Отсутствие в реальности совершенной конкуренции.

2)Недоступность для рыночных субъектов всей информации и неспособность рынка достичь полного равновесия.

3)Необходимость общественного перераспределения благ в соответствии с факторами, неподвластными рынку.

4)Отсутствие многих видов рынков в достаточно развитом виде (например, фьючерсных и страховых).

5)Наличие внешних факторов (экстерналий), требующих компенсационных действий.

6)Существование значительных сфер, связанных с созданием и потреблением общественных благ (оборонные услуги, фундаментальная наука и т.д.) 7)Разграничение «достойных потребностей» и тех, интерес к которым нужно снижать (алкоголь, табак, наркотики и др.).

По мере развития рыночных хозяйств возникли и обострились экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Возникла необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали общегосударственной экономической политики.

По сей день никто не оспаривает необходимость этих функций, кроме того, к  ним добавились и новые. Но что особенно показательно, центральные органы вмешива­ются сегодня даже в процесс ценообразования. Ко­нечно, в условиях рыночной экономики они не устанавливают прямо цен на от­дельные товары, как при командном планировании. Но, регулируя, скажем, процент, взимаемый банками за кредит, они могут ускорять или замедлять общий темп роста цен. Спрашивается, зачем государство берет на себя такие экономические функции, которые  в теории «идеально» должен решать рынок? Реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Поэтому государство вынужденно вме­шиваться.

Конкретные механизмы государственного регулирования национальной экономики определяются не только общими устоявшимися в мире закономерностями, но и характером, особенными чертами экономики страны. В этом плане российская экономика как объект регулирования отличается рядом специфических особенностей. Об этом говорят уникальные пространственные масштабы российской экономики. Особые требования объективно предъявляются со стороны экономики в целом к инфраструктурным объектам  (к транспорту, всем видам связи и др.). Но эти объекты недостаточно развиты и имеется большая потребность в капитальных ресурсах.

 

 

 

 

 

1.2.Задачи государственного регулирования

Наборы задач, решаемых правительствами при регулировании экономики, определяются как общими закономерностями функционирования современных рыночных систем, так и конкретными потребностями, условиями определённой страны. Применительно к современной России можно выделить три крупные обобщённые задачи, решаемые в ходе государственного регулирования экономики. Во-первых, обеспечение устойчивости экономического роста, служащего повышению благосостояния и социальному развитию наций. Во-вторых, осуществление эффективного преобразования экономической системы страны с целью повышения результативности и гибкости её институтов. В-третьих, защита национальных интересов во внешнеэкономических отношениях.

Первая из этих задач решается в основном усилиями предприятий, фирм, корпораций. В условиях «идеального» рынка она могла бы гипотетически реализовываться и без участия государства. Но, как уже говорилось выше, современный рынок не может функционировать без государственной экономики. Для достижения устойчивого и социально ориентированного экономического роста нужна целостная экономическая политика общенационального масштаба. Это подразумевает адекватное конструирование и совершенствование государственных институтов , воздействующих на экономические интересы субъектов хозяйствования. Предполагается также реализация государственного заказа и национальных инвестиционных программ по особо значимым для общества направлениям.

Вторая задача – трансформация экономической системы страны. В определённом смысле её можно расценивать как иное выражение первой. Она по определению подразумевает, что в ходе своей трансформации, система достигает высокой хозяйственной и социальной результативности, сориентированной на устойчивый экономический рост. Трансформация экономической системы страны, имея в виду создание современной и высокоэффективной рыночной экономики, предполагает широкий круг реформационных действий, которые характеризуются сложными параметрами и требуют особого контроля со стороны государства.

Третья задача – внешнеэкономическая. Она связана с поддержкой государства самостоятельности и идентичности экономической системы страны в отношениях с внешним миром. Известно, что современные международные экономические отношения пронизаны духом глобализма. Национальные экономические интересы могут оттесняться на второй и даже на третий план под мощным давлением интересов транснационального капитала. Но ТНК и международный капитал по своему тоже национальны. Они выражают приоритеты страны своего базирования или интегральные интересы группы стран. И обычно это наиболее развитые страны мира. Поэтому задача отстаивать во внешнеэкономических отношениях национальные интересы страны не утратила своего значения. Она стала более многогранной и сложной.

Эти три главные задачи государственного регулирования тесно переплетены и дополняют друг друга. Они практически вращаются вокруг стратегии и тактики преобразования экономической системы страны, как стержневой проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Формы и методы воздействия государства на рыночную экономику

2.1.Методы государственного регулирования

Государство выполняет свои функции, применяя различные методы, к которым рыночная система предъявляет следующие требования:

Во-первых, исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (фонды, талоны, купоны и т.д.), всеобщий административный контроль над ценами и т.п. Отсюда не следует, что в условиях рыночной экономики государство снимает с себя всякую ответственность, допустим за уровни и динамику цен. Напротив, государство внимательно следит за ценами и, опираясь главным образом на экономические методы управления, старается не допустить их бесконтрольного инфляционного роста, причем имеет для этого гораздо больше возможностей, чем при административном ценообразовании.

Во-вторых, влиять на рынок в основном экономическими методами. Если государство полагается исключительно на административные методы, то оно способно разрушить рыночный механизм. «Административные приёмы существенно ограничивают свободу экономического выбора, а порой вообще сводят её к нулю».[3] Вместе с тем это не означает, что в рыночном хозяйстве административные методы не имеют право на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо, но и необходимо. В-третьих, экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы, их следует применять по правилу «не мешай рынку». Если государство игнорирует это требование, не обращает внимание на то, как действие регуляторов отражается на механизме рынка, то рынок начинает давать сбои.

Информация о работе Функции государства в современной рыночной экономике