Функции государства в современной рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 09:21, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе исследуются проблемы государственного регулирования в рыночной экономике на примере России, В первой главе рассмотрены общие положения: роль, задачи и функции государства в рыночной экономике. Во второй части работы - основные методы государственного регулирования, как государство стимулирует экономику и поддерживает её стабильной.

Оглавление

Введение 3
Глава 1.Роль государства рыночной экономике 5
1.1.Сущность, роль, функции государства в рыночной экономике 5
1.2.Задачи государственного регулирования 8
Глава 2.Формы и методы воздействия государства на
рыночную экономику 10
2.1. Методы государственного регулирования 10
2.2. Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики 18
2.3. Сфера социального регулирования 21
2.4. Государственное регулирование в Российской Федерации. 25
Заключение 27
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

Функции государства в современной рыночной экономике.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через:

1) свои расходы 2) налогообложение 3) регулирование 4) государственное предпринимательство.

Государственные расходы считаются одним из важных инструментов экономической политики. Они влияют на распределение, как дохода, так и ресурсов. К крупным расходам относятся расходы на оборону, образование, социальное обеспечение.

Существенный элемент расходов – трансфертные платежи. Сюда относятся различные виды пособий (по безработице, по нетрудоспособности, на ребенка, на поддержание дохода), пенсии по старости, ветеранам войн. Но возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов не беспредельны. Значительное увеличе­ние размеров и продолжительности выплат пособий по безработице или пособий малоимущим слоям населения ослабляет стимулы к труду, что отрицательно влияет не только на экономику, но и на социальную ат­мосферу в обществе. Политика перераспределения доходов призвана сократить разрыв в уровнях жизни высоко и низко доходных групп на­селения, но лишь в той мере, которая не угрожает подавлением деловой активности.

«Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение. В США, например, налоги составляют около 1/3 всей стоимости производимых товаров и услуг в течение года. Налоги играют значительную роль в перераспределении доходов. Однако возмож­ности увеличения налоговой прогрессии весьма ограничены. Зна­чительное повышение прогрессивности налогообложения подрывает стимулы к получению высоких доходов, а тем самым к высокопро­изводительному труду и инвестициям, поощряет утечку капитала за ру­беж, что отрицательно сказывается на развитии национальной эко­номики».[4]

Государственное регулирование способствует формированию хозяйственных связей и пропорций, координированию экономических процессов и увязке частных и общественных интересов. Государственное регулирование осущестляется в различных формах – законодательной, налоговой, кредитной, субвенционной. Законодательная форма означает, что принимаются специальные законодательные акты, обеспечивающие относительно равные возможности для соперничества, расширяющие границы конкуренции, препятствующие развитию монополизированного производства, установлению непомерно высоких цен.

Примером законодательной формы регулирования является антимонопольное законодательство. Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов в целях воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки, льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства, на инвестиционные решения. Варьируя условия кредитования, государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства. Продавая ценные бумаги, оно сокращает банковские резервы, при этом повышаются процентные ставки  и соответственно сокращается производство. Скупая же ценные бумаги, государство увеличивает банковские резервы, при этом процентные ставки падают и производство расширяется.

Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям, предприятиям (главным образом таким отраслям, как сельское хозяйство, добывающая промышленность, судостроение, транспорт). Доля субвенции в ВНП развитых стран составляет 5-10%. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые в противном случае они не могли бы покрывать по рыночным ценам.

Государственное предпринимательство, как правило, осуществляется в областях, в которых хозяйствование противоречит природе частных фирм или же в которых требуются огромные инвестиции и риск. Государственные предприятия занимают существенные позиции в таких отраслях, как энергетика, черная металлургия, транспорт, связь. Доля государственного предпринимательства в названных отраслях довольна весома.

В сферу деятельности государства входит и регулирование цен. Значимость данной функции велика, поскольку динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь, цены активно влияют на структуру хозяйства, инвестиционный процесс, ус­тойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. В связи с этим государство обязано влиять на цены, используя различные методы воздействия, проводить определенную политику ценообразования. Эта политика меняется на разных этапах развития общества и трансформации экономики, в разных фазах экономических циклов. Политика цен осуществляется органами государства на федеральном, региональном и муниципальных уровнях, а так же во внешнеэкономических отношениях. Цели и основные задачи государственной политики цен на современном этапе развитии России таковы:

Во-первых, эта политика должна способствовать закреплению тенденции экономического роста, преодолению глубочайшего кризиса, который постиг экономику России в 1991-1998 гг. и отбросил её на десятилетия назад, привёл к росту цен во многие тысячи раз, искажению ценовых пропорций, падению уровня реальных доходов населения.

Во-вторых, долгосрочной целью современной политики цен является устранение глубоких ценовых диспропорций, сложившихся за годы и бесконтрольной динамики цен в интересах монополий. Условия расширенного производства должны быть созданы для всех отраслей и во всех регионах. Это предполагает, прежде всего, регулирование цен отечественных монополий, подтягивание уровня цен сельскохозяйственных производителей и цены на рабочую силу. В то же время следует учитывать, что за время кризиса обновление основных фондов почти прекратилось, что привело к  падению конкурентоспособности отечественной продукции и нарастанию числа техногенных аварий.

В-третьих, «стратегической целью государственной политики цен является ограничение влияния монополий (включая естественные) на цены, создание благоприятных условий для малого и среднего бизнеса, который насыщает рынок товарами и услугами и обеспечивает занятость для миллионов работников».[5] Для этого требуются чёткие механизмы государственного регулирования цен, достаточно прозрачные, чтобы свести к минимуму возможность коррупции и сферу действия, и влияние на эти процессы теневой экономики.

В-четвёртых, необходимо своевременно менять задачи и методы регулирования цен на разных фазах экономических циклов - как среднесрочных, так и долгосрочных.

Наконец, в-пятых, в условиях ускоряющейся глобализации, открытости рыночной экономики, политика цен российского государства должна быть использована как действенный инструмент защиты национальных интересов и обеспечения экономической безопасности с учётом правил, действующих на мировом рынке и обеспечивающих взаимовыгодность международных экономических отношений. Задачей ценовой политики здесь является ограничение стремления транснациональных корпораций устанавливать завышенные цены на свою продукцию на внутреннем рынке.

Для реализации политики цен необходимо умело использовать разнообразные методы государственного регулирования цен, которые выработаны и проверены на практике, как в нашей стране, так и за рубежом.

Статистикой выработаны разнообразные методы мониторинга цен. Таковы индексы различных видов цен, паритеты разных видов цен и т.п. Показатели статистики цен регулярно публикуются в статистических сборниках, они помогают выявлять тенденции динамики цен и своевременно вырабатывать меры против негативных тенденций. Динамика цен служит своеобразным барометром экономической погоды. Без прогноза динамики цен невозможно разработать достоверный долгосрочный или среднесрочный прогноз или стратегический план социально-экономического развития страны и её регионов, обосновать инвестиционную программу или проект.

Законодательное регулирование ценообразования и политики цен является важнейшим элементом государственного воздействия на цены. В законодательном порядке должны быть определены основные категории этой сферы деятельности, виды цен, образующих единую систему, порядок формирования цен, санкции, применяемые при нарушении законодательства. Отдельные вопросы ценообразования и государственного регулирования цен рассматриваются во многих законодательных актах.

Использование дифференцированных методов государственного регулирования должно осуществляться в государственном секторе экономики и применительно к деятельности естественных монополий. В меньшей мере требуется государственное вмешательство в ценообразование в сфере деятельности малого и среднего бизнеса, в розничной торговле и в реализации бытовых услуг, в научно-технической сфере.

«Ценообразование – одна из самых сложных областей экономической деятельности, и государственное воздействие на эту область должно осуществляться на профессиональной основе, при ясном понимании всех предпосылок и последствий принимаемых мер. Поверхностный подход, непрофессионализм, ошибки, как показал опыт 90-х гг., могут принести непоправимый, долговременный ущерб».[6] Поэтому нужно обучать всех госслужащих вопросам ценообразования и политики цен, а так же готовить по этим вопросам специалистов, которые профессионально занимаются этой деятельностью в государственных органах ценообразования.

Государство в рыночной экономике берет на себя задачу обеспечения правовой базы, необходимой для её эффективного функционирования. Государственные органы обеспечивают равные права всем участникам хозяйственной деятельности, играют важную роль при рассмотрении и урегулировании спорных вопросов, возникающих между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями, обеспечивают защиту прав собственности, контролируют деятельность фирм в целях недопущения незаконных финансовых операций или нарушения прав потребителей, а также применяют власть для наложения соответствующих наказаний. Права собственности лежат в основе «правил игры», принятых в каждом обществе, и определяют хозяйственные отношения между домашними хозяйствами, фирмами, производителями, потребителями и государственными институтами и учреждениями, однако сами по себе рынки не устанавливают и не поддерживают юридические права и нормы, обязательные для всех участников экономической системы. Их определяет и гарантирует государство. Если права собственности и гарантии их соблюдения не закреплены законодательно, участники рынка не могут свободно осуществлять взаимовыгодный обмен. Собственники опасаются за свое имущество, у них меньше стимулов заботиться о принадлежащих им активах и инвестировать в капитал. Законодательно гарантированные права собственности жизненно необходимы для существования и роста экономики свободного предпринимательства.[7] Только с помощью государства могут быть установлены и соблюдены законы, правила и предписания, регулирующие эффективное функционирование рынка и взаимные обязательства его участников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Стимулирование экономического роста и стабилизации экономики

Одна из важнейших функций - стабилизация экономики и сти­мулирование сбалансированного экономического роста. Системой оп­ределенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискаль­ной политики государство пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию. В этих целях оно стимулирует сово­купный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регулирует банковский процент и налоговые ставки. Государство для сглаживания циклических колебаний в период спада экономики прово­дит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период ее подъема стремится сдерживать деловую активность.

Стабилизационная функция предполагает обеспечение сохранности рыночного механизма и условий его нормальной работы. Во всех странах с давними рыночными традициями это достигается путём осуществления комплекса мер по борьбе с монополизацией, инфляцией и безработицей. Как показывает практика всех развитых стран, рыночный механизм не содержит в себе иммунитет против этих болезней, резко снижающих эффективность экономических процессов, вплоть до их полной дезорганизации. Чтобы снизить монополизацию рыночной экономики государство должно проводить антимонопольную политику, а именно: 1) разработать и принять специальное антимонопольное законодательство; 2) сформировать системы органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства, используя административно-организационные методы. К сожалению, Россия испытывает в полной мере воздействие инфляции и монополизации. «Безработица также постоянно растёт, однако государство делает всё возможное, чтобы сократить её».[8] Использование имеющегося мирового опыта по стабилизации экономики в России затруднено, а часто невозможно по двум основным причинам: во-первых, в России отсутствует достаточная конкурентная среда рынка с его инфраструктурой; во-вторых, инфляция в российской экономике сочетается с общим кризисом существующей общественно-экономической системы, что в мировой практике встречается редко. Чтобы подавить инфляцию государство вводит временное замораживание цен и доходов, устанавливаются верхние пределы их роста и др. «Темпы роста потребительских цен в марте 2010г. Оказались вдвое ниже, чем в аналогичный период 2009г., и составили 0,6%. Минэкономразвития пока не спешит пересматривать свой прогноз по этому показателю на 2010г.(6,5%-7,5%), но эксперты уже засучивают рукава. По оценкам главного экономиста ИК «Тройка Диалог» Евгения Гавриленкова, темп роста цен по итогам года может оказаться даже ниже 6%. Инфляция была бы ещё ниже, если бы не ускоренное повышение тарифов на услуги ЖКХ. Такая выстроенная кризисом динамика даёт России шанс перейти на единственно верную модель экономического роста: низкая инфляция – низкая стоимость заимствований».[9] Иногда государство ставит задачу удерживать динамику заработной платы на уровне, не превышающем темп роста производительности труда. В целях стабилизации экономики государство должно иметь свою чрезвычайную программу выхода из кризиса, которая была бы нетривиальной и специфичной, как, например, программа «Новый курс»     Ф. Рузвельта.[10] Также государство должно решать такие задачи, как: создание рынка и его инфраструктуры, рыночных механизмов саморегулирования; формирование эффективно работающего негосударственного сектора экономики; создание самого государственного сектора, использующего принципы рыночного механизма, вместо тотально огосударствленной рыночной экономики, действующей в административно-командном режиме.

Информация о работе Функции государства в современной рыночной экономике