Функции государства в современной рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 09:21, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе исследуются проблемы государственного регулирования в рыночной экономике на примере России, В первой главе рассмотрены общие положения: роль, задачи и функции государства в рыночной экономике. Во второй части работы - основные методы государственного регулирования, как государство стимулирует экономику и поддерживает её стабильной.

Оглавление

Введение 3
Глава 1.Роль государства рыночной экономике 5
1.1.Сущность, роль, функции государства в рыночной экономике 5
1.2.Задачи государственного регулирования 8
Глава 2.Формы и методы воздействия государства на
рыночную экономику 10
2.1. Методы государственного регулирования 10
2.2. Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики 18
2.3. Сфера социального регулирования 21
2.4. Государственное регулирование в Российской Федерации. 25
Заключение 27
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

Функции государства в современной рыночной экономике.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Сфера социального регулирования

В социальную сферу входят основные четыре отрасли, которые государство должно регулировать: образование, культура, здравоохранение и наука. Большую роль в этой сфере играет жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, обслуживающие население связь, розничная торговля, бытовое обслуживание и т.д. Важное место принадлежит таким видам деятельности как решение проблем трудовых отношений, занятости и миграции населения, осуществлению социальной защиты и социального обеспечения людей.

Для регулирования социальной обстановки в стране государство проводит политику социальной защиты. Под социальной защитой в широком смысле понимается система общественных отношений по обеспечению социально-экономических прав и гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста и других объективных обстоятельств. Социально-защитная политика государства должна исходить из необходимости неуклонного роста реальных доходов населения как основного средства преодоления падения уровня жизни, главного способа борьбы с массовой бедностью и другими негативными социальными моментами. Основными приоритетами и направлениями социальной защиты и обеспечения необходимого уровня жизни являются следующие:

1)Индексация доходов населения. «Под индексацией понимаются меры по повышению реального потребительского содержания основных доходов населения в связи с ростом цен.»[11] Индексация должна проводиться либо путём прямых пересчётов и компенсаций, либо путём изменения минимальных размеров заработной платы и минимальных размеров пенсий.

2)Обеспечение минимальных социальных гарантий по доходам. Среди них главная – прожиточный минимум. В законе «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» предусмотрено, что минимум зарплаты и пенсий будет постепенно приближен к прожиточному минимуму.[12]

3)Регулирование минимальных стандартов и нормативов. К ним относятся минимальные нормативные расходы бюджета на образование и здравоохранение, жильё, социальное обслуживание и т.п. В настоящее время они действуют в бюджетном финансировании на фактически сложившемся уровне, который не соответствует даже минимальным потребностям указанных сфер.

4)Предоставление льгот. Льготой называется особое по сравнению с общим действующим порядком преимущество, распространяемое на отдельную группу лиц. Примерами льгот являются бесплатные и со скидкой лекарства для инвалидов, участников Великой Отечественной войны, бесплатный и льготный проезд на транспорте для пенсионеров и т.п.

5)Обязательное социальное страхование. Обязательное социальное страхование распространяется на работающих членов общества. Его основная задача – поддержание уровня жизни в случае утраты трудоспособности и заработка по основаниям, предусмотренным законом. Законодательством Российской Федерации к таким основания отнесены старость, болезнь, травма, материнство, утрата кормильца.

6)Социальное обеспечение. Оно направлено на содержание нетрудоспособных членов общества: престарелых, инвалидов, детей. Социальное обеспечение осуществляется с помощью бюджета и фондов социального страхования. В систему социального обеспечения за счёт бюджета входит и социальное обслуживание (дома престарелых и инвалидов, различные центры пребывания). За счёт государственных внебюджетных социальных фондов осуществляется пенсионное, социальное обеспечение и медицинская помощь.

Рыночная экономика невозможна без денежного опосредования движения товарных ценностей. Организатором же денежного обращения может выступать только государство. Уже одна эта функция даёт государству роль «регулятора» рыночной экономики. Действительно, размеры наличной и депозитной – чековой (безналичной) денежной эмиссии и степень её обеспеченности реальными активами оказывают непосредственное воздействие на динамику рыночных процессов (определяя величину платёжеспособного спроса, масштаб цен предложения, скорость оборота денежной единицы и её валютный курс). Однако понятие «финансы» имеет и более узкий смысл, означая совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении государства (государственный бюджет), образование и использование которых есть главный инструмент финансового регулирования государством рыночной экономики.

Хотя размеры государственных доходов постоянно растут, величина

государственных расходов растёт ещё быстрее. Эта диспропорция объясняется направлениями государственного бюджета в современном обществе:

1)субсидии, дотации и кредиты частному бизнесу, что позволяет

направлять предпринимательскую активность в социально значимые сферы рыночной экономики, оказывать поддержку предприятиям, попадающим в критическую ситуацию.

2)финансирование сфер образования, здравоохранения, социального

страхования и социального обеспечения

3)государственное потребление (государственные закупки товаров и

услуг), стимулирующие прирост дополнительного спроса.

Понятно, что размеры затрат по каждому из названных направлений способны оказать ощутимое влияние на деятельность рыночных субъектов в соответствующих сферах экономики.

В настоящее время государство обладает широким «набором» эффективных

финансовых регуляторов:

1. Налоги – обязательные государственные сборы. Именно справедливость и

рациональность налогообложения придают экономике цивилизованный характер. Маневрируя ставками налога и налоговыми льготами, государство может существенно регулировать предпринимательскую деятельность.

2.Инвестиции. Государственные инвестиции и заказы создают гарантированный рынок, обеспечивая стабильную реализацию продукции фирмам, получающим госзаказы, и их партнёрам. Цель государственной инвестиционной политики – структурная перестройка экономики и регулирование темпов экономического роста.

3. Дотации – денежные суммы, выделяемые из госбюджета для  преодоления

отраслевых кризисов. За счёт дотации государство поддерживает и относительно низкие цены на отдельные товары.

4. Учётная ставка – разница между номиналом ценных бумаг и размером их

досрочной оплаты. Назначая её, Центральный банк регулирует активность

коммерческих банков, а тем самым и предпринимательскую активность.

5. Регулирование цен. Государство вправе установить предельные цены на

продукцию предприятий-монополистов, а также на базовые для данной страны производственные ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4.Государственное регулирование в Российской Федерации

Как показывает мировой опыт, успешное социально-экономическое развитие

страны  во  многом  зависит  от  организации  государственного   управления,

поэтому бессмысленно отрицать  роль  государства  в  современной  российской экономике.

Попробуем определить причины, по  которым  современная  экономика  не  справляется  со своими задачами. Во-первых, это колоссальный   бюрократический   аппарат. Россия унаследовала  от  СССР громоздкую,  нерациональную   структуру государственного управления. Вирус бюрократии поразил все ступени  власти  – от низших до высших. И если в некоторых  странах  бюрократические  структуры выполняют  созидательные  функции,  то  в  России  бюрократические  традиции сдерживают эффективное  проведение  экономических  преобразований,  являются тормозом на пути рыночных реформ. С другой  стороны,  через  бюрократические структуры осуществляется передел собственности,  в  том  числе  и  в  пользу самой бюрократической элиты, имеющей неограниченный  доступ  к  национальным богатствам  страны.  В  России  сформировался   целый   сегмент   на   рынке финансовых  ресурсов,  где  функционируют  кредиты,  которыми  распоряжается бюрократическая  элита. Очевидно,   что   между   степенью бюрократизации  государственной  власти  и  степенью  её  коррумпированности существует определённая зависимость. Даже в самых  развитых  демократических странах процессам политической и деловой жизни часто сопутствует  коррупция. Ни одному государству, как показывает практика, не удалось полностью  решить эту проблему. В России коррупция  процветала  во  все  времена.  Веками  всё население России – снизу доверху – ориентировалось  в  своём  стремлении  к благосостоянию не на собственность, а на власть. Нынешние  масштабы  коррупции  достигли абсолютных пределов. В существующих  условиях  невозможность  заработать  на жизнь честным трудом толкает многих чиновников на путь  нетрудовых  доходов. Для многих из них занимаемая должность стала не только источником  денежного капитала, но и возможностью участвовать в перераспределении  государственной собственности.

Следующая причина, это нежелание российского правительства инвестировать в бизнес. «Технологически безнадёжен в основном тот бизнес, крупным акционером которого является государство. К такому – ожидаемому – выводу пришли исследователи Института анализа предприятий и рынков ГУ-ВШЭ. Примечательно, что планов у компаний с госучастием громадьё и каждая вторая из них заявила в ходе проведения исследования, что нацелена на безусловное лидерство, и точка. Однако декларацией амбиций дело и ограничилось. Ни инвестиций, ни развития технологий, ни тем более инноваций. В отличие от частников. Государству, выходит, в стартовавшем модернизационном прорыве начинать нужно с себя, а не искать соринку в глазу частного бизнеса».[13]

Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное регулирование. После десятилетий тотального диктата государства в экономике, высказываются мнения о полном отказе от государственного вмешательства в экономику. Именно поэтому для России важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который и нужно изучать.

 

     

 

 

 

 

 

 

Заключение

В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. Особое положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них – возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем (строительство крупных промышленных объектов, освоение космоса, строительство новых городов), но это не должно приводить к снижению жизненного уровня населения. Государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны. В.М.Кудров писал: «Надеюсь, что наша страна не пойдёт по пути восстановления советских механизмов хозяйствования и в том числе централизованного планирования. Использование этих механизмов в СССР в конечном счёте вело к накоплению таких дефектов в экономике, которые лишали страну возможности обеспечить рост эффективности производства, перейти к типу экономического роста».[14]

В начале XXI столетия человечество стоит перед задачей, как органически соединить рыночную экономику, социальную политику государства и экологию. В цивилизованном обществе экономика должна быть социальной. Это возможно лишь при позитивном воздействии на нее государства, в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство. Как мне кажется, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере влияния на рыночную экономику.

Список литературы

1)Конституция Российской Федерации.

2)Гражданский кодекс Российской Федерации. По состоянию на 1 декабря 2009г.

3)Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».

4)Закон «Об индексации доходов и сбережений населения».

5)Закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

6)Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. Издание 2-е, перераб. и доп. / Кушлин В.И. –общ. ред. М.: РАГС, 2005 – 834с.

7)Экономическая теория: учебник - Изд. испр. И доп./ Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 672с. – (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова).

8)Государственное регулирование рыночной экономики: федеральный, региональный и муниципальный уровень: Учебник/Под. Общ. ред. доктора экономических наук, профессора Н.А. Волгина, В.И. Кушлина, А.Н. Фоломьева – М.: РАГС, 1998 – 293с.

9)Экономическая теория и политика рыночной системы хозяйствования/ Вольное экономическое общество России. Тамбовское отделение.– М.: Финансы и статистика, 2008. – 640с.

10)Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. –М.:Станкин, 1992 – 127с.

11) В.М.Кудров. Не наступать вновь на грабли.//Общество и экономика. -2007- №11-12 – с.194-203

12) РБК – 2010 - №5 – с.14

13) http://finance.rambler.ru/news/gks/66644009.html

14) http://ru.wikipedia.org

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 



[1] Экономическая теория и политика рыночной системы хозяйствования/ Вольное экономическое общество России. Тамбовское отделение.– М.: Финансы и статистика, 2008. – C.359

[2]2 Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. Издание 2-е, перераб. и доп. / Кушлин В.И. –общ. ред. М.: РАГС, 2005 – C.781

[3]3 Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. –М.:Станкин, 1992 – C.110

[4]4 Экономическая теория: учебник - Изд. испр. И доп./ Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С.570

[5]5 Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. Издание 2-е, перераб. и доп. / Кушлин В.И. –общ. ред. М.: РАГС, 2005 – С.472

[6]6 Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. Издание 2-е, перераб. и доп. / Кушлин В.И. –общ. ред. М.: РАГС, 2005 – С.475

[7]7 Гражданский кодекс Российской Федерации. По состоянию на 1 декабря 2009г. Статья 23

[8]8 http://finance.rambler.ru/news/gks/66644009.html

[9] Лидер страны или политик?//РБК – 2010 - №5 – с.16

[10]10 http://ru.wikipedia.org

[11]11 Закон «Об индексации доходов и сбережений населения». Статья 1

[12]12 Закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Статья 5

[13] Государство, вон из бизнеса!//РБК – 2010 - №5 – с.14

[14]14 В.М.Кудров. Не наступать вновь на грабли.//Общество и экономика. -2007- №11-12 – с.194-203


Информация о работе Функции государства в современной рыночной экономике