Функции государства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:06, реферат

Краткое описание

Обычно выделяют следующие основные функции государства в рыночной экономике:
Установление и обеспечение соблюдения правовых основ рыночной экономики, в том числе, прав частной собственности.
Поддержание рыночной конкуренции и защита прав потребителей.
Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами.
Предоставление общественных товаров и услуг
Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики.

Файлы: 1 файл

Эконом.теория.docx

— 40.18 Кб (Скачать)

Функции государства  в рыночной экономике

Обычно выделяют следующие  основные функции государства в  рыночной экономике:

  1. Установление и обеспечение соблюдения правовых основ рыночной экономики, в том числе, прав частной собственности.
  2. Поддержание рыночной конкуренции и защита прав потребителей.
  3. Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами.
  4. Предоставление общественных товаров и услуг
  5. Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики.
  6. Распределение и перераспределение национального дохода и обеспечение социально-экономической поддержки.
  7. Участие в хозяйственной деятельности.

Установление  и обеспечение соблюдения правовых основ и законодательства.

Можете ли вы представить  себе спортивные соревнования, в которых  правила борьбы за победу устанавливаются  самими участниками? Кто смог бы контролировать исполнение правил и назначать штрафные очки за их нарушение? Интенсивность  рыночной конкуренции не уступает накалу спортивных состязаний. Каждый участник рыночного обмена преследует собственные  интересы и стремится получить выгоду. В этой ситуации необходимо вмешательство  независимой и незаинтересованной стороны - арбитра, способного разработать, установить и контролировать соблюдение правил игры. В роли арбитра в  условиях рынка выступает государство, которое берет на себя задачу обеспечения  правовой базы, необходимой для эффективного функционирования рыночной экономики. Государственные органы обеспечивают равные права всем участникам хозяйственной  деятельности, играют важную роль при  рассмотрении и урегулировании спорных  вопросов, возникающих между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями, обеспечивают защиту прав собственности, контролируют деятельность фирм в целях  недопущения незаконных финансовых операций или нарушения прав потребителей, а также применяют власть для  наложения соответствующих наказаний.

Права собственности лежат  в основе «правил игры», принятых в каждом обществе, и определяют хозяйственные отношения между  домашними хозяйствами, фирмами, производителями, потребителями и государственными институтами и учреждениями, однако сами по себе рынки не устанавливают  и не поддерживают юридические права  и нормы, обязательные для всех участников экономической системы. Их определяет и гарантирует государство.

Если права собственности  и гарантии их соблюдения не закреплены законодательно, участники рынка  не могут свободно осуществлять взаимовыгодный обмен. Собственники опасаются за свое имущество, у них меньше стимулов заботиться о принадлежащих им активах  и инвестировать в капитал. Законодательно гарантированные права собственности  жизненно необходимы для существования  и роста экономики свободного предпринимательства. Только с помощью  государства могут быть установлены  и соблюдены законы, правила и  предписания, регулирующие эффективное  функционирование рынка и взаимные обязательства его участников.

Обеспечение рыночной конкуренции.

Свободное предпринимательство  не всегда обеспечивает открытость рынков для конкуренции. Если компании на определенном рынке ограничивают конкуренцию  и повышают цены, у потребителей сужается выбор, а производители  теряют мотивацию, побуждающую их сокращать  издержки и повышать эффективность  производства. Государство должно играть активную роль в поддержании и  защите конкуренции, которая является важным принципом рыночной системы  экономики. Преимущества рынка связаны  с функционированием конкурентных рынков, т.е. рынков, где цены выступают  в качестве механизма распределения  ресурсов и благ, причем механизма, приводящего к эффективному распределению. При конкуренции именно решения  многих продавцов и покупателей  о предложении и спросе определяют рыночные цены. А эти последние, в  свою очередь, определяют выбор благ потребителями и пропорции распределения  ресурсов между различными отраслями. Когда монополия заменяет собой  конкуренцию, продавцы могут воздействовать на рынок и манипулировать ценами к собственной выгоде и в ущерб  обществу в целом. Монопольная цена, как правило, выше той, которая устанавливается  на совершенно конкурентном рынке, а количество выпускаемой монопольной продукции - меньше конкурентного. Последнее означает, что наличие монополии приводит к неэффективному распределению ресурсов и благ в сравнении с конкурентным рынком. Кроме того, в условиях монополии суверенитет потребителя заменятся диктатом производителя на рынке. Это предопределяет вмешательство государства в работу рынков с сильной монопольной властью посредством проведения тех или иных антимонопольных мер, разработки антимонопольного законодательства и создания специальных государственных органов, контролирующих деятельность фирм, обладающих мощной монопольной властью. Там, где сама технологическая потребность производства обусловливает необходимость существования крупных предприятий, используется экономическое регулирование правительством деятельности этих крупных предприятий или институт государственной собственности.

Система государственного антимонопольного регулирования существует во всех странах  с рыночной экономикой. Антимонопольное  регулирование представляет собой  комплекс экономических, административных и юридических мер, осуществляемых государством с целью обеспечения  условий для рыночной конкуренции  и ограничения возможностей производителей монополизировать рынки. Антимонопольное  регулирование направлено на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию  монополий на рынке, и включает регулирование  уровня концентрации производства, ценовое  и налоговое регулирование. Одним  из первых законов, имеющих антимонопольную  направленность, был положивший начало антитрестовскому законодательству закон Шермана, принятый в США в 1890 году и дополнявшийся в 1914,1936 и 1959 годы. В ряде европейских стран антимонопольные законы были приняты в 30-е годы XX века. Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят в России в 1991 году. В настоящее время государственный контроль над соблюдением антимонопольного законодательства РФ осуществляется Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Данное министерство является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную  политику в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической  деятельности, недобросовестной конкуренции, развития предпринимательства и  конкуренции на товарных рынках, обеспечения  контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей.

Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами.

Государство играет важную роль в решении вопросов, связанных  с внешними эффектами, нейтрализация  которых не подвластна ценовому механизму  рынка. Внешние эффекты – это  не отраженные в рыночных ценах товаров  и услуг выгоды или издержки потребителей и фирм, не являющихся непосредственными  участниками видов деятельности, приводящих к внешним эффектам. Выгоды или издержки, о которых идет речь, появляются, когда участники экономической  системы принимают решения, не неся альтернативных затрат (издержек) в  связи со своим выбором. Внешние  эффекты могут быть отрицательными, если какая-либо производственная или  потребительская деятельность приводит к возникновению издержек у лиц, не имеющих непосредственного отношения  к данной деятельности (например, загрязнение  окружающей среды и т.п.). Внешние  эффекты могут быть положительными, если какая-либо производственная или  потребительская деятельность приводит к возникновению определенных выгод (пользы) у лиц, не имеющих непосредственного  отношения к данной деятельности (например, образование, наука, здравоохранение  и т.п.).

Примером внешних издержек может служить деятельность фирмы  по ремонту и очистке водного  транспорта, в технологии производства которой используется много воды.

Предприятие стоит на берегу водоема, куда и сбрасывает свои отходы. Наносимый при этом ущерб, включает потерю выгод, связанных с использованием воды в других целях. Чем больше загрязнен  водоем, тем меньше выгоды от использования  его для рыболовства, тем меньше его полезность для купания и  отдыха. В результате издержки, связанные  с потерей части чистой воды, несут  третьи лица - предприниматели и  потребители, напрямую не связанные  с деятельностью фирмы, а сама фирма, производящая ремонт и очистку, и ее клиенты могут пользоваться водой бесплатно и не включают стоимость загрязнения воды в  свои затраты. Это происходит потому, что никто не обладает правом собственности  на воду, загрязняемую ремонтом и очисткой водного транспорта.

Когда рынок не может регулировать такие издержки, государство предпринимает  всевозможные шаги, чтобы побудить людей считаться с внешними издержками, которые в результате их неумышленных действий приходится нести другим людям. Например, местное правительство  может установить определенные стандарты  концентрации вредных веществ в промышленных отходах и начать взимать плату за каждый кубический метр загрязняющих веществ, попадающих в воду. Это обеспечит фирму необходимой информацией об издержках загрязнения, и она поднимет цены на свои услуги, выплатит компенсацию тем, кто несет внешние издержки, или предпримет шаги по снижению выбросов. Если предприятие продолжит превышать предельную норму концентрации вредных веществ, его могут подвергнуть штрафу, а управляющего - уголовному наказанию. Обычно установка очистных сооружений для соблюдения установленных стандартов требует значительных финансовых затрат. Без вмешательства государства ориентированные на минимизацию издержек предприятия, работающие в условиях рынка, не стали бы тратить деньги на эти дорогостоящие мероприятия. Необходимость соблюдения государственных стандартов приводит к увеличению издержек предприятий и снижает влияние отрицательных внешних эффектов. Другим примером отрицательного внешнего эффекта является так называемое вторичное курение, когда от курения одного человека страдают окружающие. В сфере производства отрицательный внешний эффект возникает, когда происходит выброс дыма или иных загрязнений в воздух или ближайшие водоемы, осуществляемый, например, химическими заводами.

Внешняя экономическая выгода также может быть неподвластна людям, принимающим решения. Предположим, районная поликлиника проводит профилактическую вакцинацию. Это приносит пользу не только людям, которым сделали прививку, но и другим жителям района, для которых снизится риск заболевания. Именно государство организует и финансирует подобные мероприятия, поскольку людям свойственно учитывать только те блага и выгоды, которые они получают непосредственно, а не в результате внешних эффектов.

Примером положительного внешнего эффекта может служить строительство плотины для ГЭС. Такая плотина дает возможность контролировать сток воды для живущих, ниже по течению реки, а также образует живописное водохранилище, привлекательное с точки зрения отдыха. Примером положительного внешнего эффекта может служить и возможность получения отдельным человеком дополнительного образования. Применяя полученные знания, человек может повысить эффективность своего труда, от чего выиграет не только он сам, но и общество в целом.

Положительный внешний эффект называют выгодой третьего лица, а отрицательный — издержками третьего лица.

Деятельность предприятия, порождающая отрицательный внешний  эффект, ведет к издержкам третьего лица и в то же время приносит определенные выгоды этому предприятию. Например, собственник сталелитейного завода, не вкладывающий средства в  очистное оборудование, экономит, на издержках  производства стали. Это позволяет  снизить цену на сталь и получить важное преимущество в конкурентной борьбе. В этом случае государство  обязано защитить интересы третьих  лиц за счет ограничения неоправданных  преимуществ, сталелитейного завода. Оно  должно принять закон об охране окружающей среды, на основе которого оштрафовать  фирмы, допускающие отрицательные  внешние эффекты, а полученные средства использовать для финансирования программ, направленных на решение экологических  проблем. Одновременно у фирм, допускающих  отрицательные внешние эффекты, появляется стимул вложить средства в очистные сооружения, чтобы избежать штрафных санкций.

Государство может также  ввести дополнительный налог на прибыль  предприятий, загрязняющих окружающую среду, и использовать полученные средства для очистки водоемов или, наоборот, выплачивать дотации производителям образовательных услуг или обучающимся  либо и тем и другим, чтобы сделать  образование более доступным  для большинства граждан.

Предоставление  общественных товаров и услуг.

Механизм свободного рынка  позволяет людям удовлетворить  только те потребности, которые выражаются через платежеспособный спрос. Большинство  товаров и услуг, производимых и  реализуемых на рынке, являются частными благами, т.е. предназначенными для  индивидуального потребления. Как  правило, эти товары обладают следующими свойствами:

  • частные блага делимы на любые необходимые количества.
  • они предполагают наличие возможности отлучить потенциального потребителя от приобретения по причине его неплатежеспособности. Производителю ничего не стоит, не допустить к потреблению товара человека, если у него нет денег для оплаты блага.
  • потребление частного блага одним человеком делает 
    невозможным его одновременное использование другими людьми. Если кто-то купил квартиру и живет в ней, то никто другой пользоваться этой квартирой без разрешения ее владельца не сможет.

Информация о работе Функции государства в рыночной экономике