Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:06, реферат
Обычно выделяют следующие основные функции государства в рыночной экономике:
Установление и обеспечение соблюдения правовых основ рыночной экономики, в том числе, прав частной собственности.
Поддержание рыночной конкуренции и защита прав потребителей.
Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами.
Предоставление общественных товаров и услуг
Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики.
Функции государства в рыночной экономике
Обычно выделяют следующие основные функции государства в рыночной экономике:
Установление и обеспечение соблюдения правовых основ и законодательства.
Можете ли вы представить
себе спортивные соревнования, в которых
правила борьбы за победу устанавливаются
самими участниками? Кто смог бы контролировать
исполнение правил и назначать штрафные
очки за их нарушение? Интенсивность
рыночной конкуренции не уступает накалу
спортивных состязаний. Каждый участник
рыночного обмена преследует собственные
интересы и стремится получить выгоду.
В этой ситуации необходимо вмешательство
независимой и
Права собственности лежат
в основе «правил игры», принятых
в каждом обществе, и определяют
хозяйственные отношения между
домашними хозяйствами, фирмами, производителями,
потребителями и
Если права собственности
и гарантии их соблюдения не закреплены
законодательно, участники рынка
не могут свободно осуществлять взаимовыгодный
обмен. Собственники опасаются за свое
имущество, у них меньше стимулов
заботиться о принадлежащих им активах
и инвестировать в капитал. Законодательно
гарантированные права
Обеспечение рыночной конкуренции.
Свободное предпринимательство
не всегда обеспечивает открытость рынков
для конкуренции. Если компании на определенном
рынке ограничивают конкуренцию
и повышают цены, у потребителей
сужается выбор, а производители
теряют мотивацию, побуждающую их сокращать
издержки и повышать эффективность
производства. Государство должно играть
активную роль в поддержании и
защите конкуренции, которая является
важным принципом рыночной системы
экономики. Преимущества рынка связаны
с функционированием
Система государственного антимонопольного регулирования существует во всех странах с рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование представляет собой комплекс экономических, административных и юридических мер, осуществляемых государством с целью обеспечения условий для рыночной конкуренции и ограничения возможностей производителей монополизировать рынки. Антимонопольное регулирование направлено на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке, и включает регулирование уровня концентрации производства, ценовое и налоговое регулирование. Одним из первых законов, имеющих антимонопольную направленность, был положивший начало антитрестовскому законодательству закон Шермана, принятый в США в 1890 году и дополнявшийся в 1914,1936 и 1959 годы. В ряде европейских стран антимонопольные законы были приняты в 30-е годы XX века. Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят в России в 1991 году. В настоящее время государственный контроль над соблюдением антимонопольного законодательства РФ осуществляется Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Данное министерство является
федеральным органом
Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами.
Государство играет важную
роль в решении вопросов, связанных
с внешними эффектами, нейтрализация
которых не подвластна ценовому механизму
рынка. Внешние эффекты – это
не отраженные в рыночных ценах товаров
и услуг выгоды или издержки потребителей
и фирм, не являющихся непосредственными
участниками видов
Примером внешних издержек может служить деятельность фирмы по ремонту и очистке водного транспорта, в технологии производства которой используется много воды.
Предприятие стоит на берегу водоема, куда и сбрасывает свои отходы. Наносимый при этом ущерб, включает потерю выгод, связанных с использованием воды в других целях. Чем больше загрязнен водоем, тем меньше выгоды от использования его для рыболовства, тем меньше его полезность для купания и отдыха. В результате издержки, связанные с потерей части чистой воды, несут третьи лица - предприниматели и потребители, напрямую не связанные с деятельностью фирмы, а сама фирма, производящая ремонт и очистку, и ее клиенты могут пользоваться водой бесплатно и не включают стоимость загрязнения воды в свои затраты. Это происходит потому, что никто не обладает правом собственности на воду, загрязняемую ремонтом и очисткой водного транспорта.
Когда рынок не может регулировать такие издержки, государство предпринимает всевозможные шаги, чтобы побудить людей считаться с внешними издержками, которые в результате их неумышленных действий приходится нести другим людям. Например, местное правительство может установить определенные стандарты концентрации вредных веществ в промышленных отходах и начать взимать плату за каждый кубический метр загрязняющих веществ, попадающих в воду. Это обеспечит фирму необходимой информацией об издержках загрязнения, и она поднимет цены на свои услуги, выплатит компенсацию тем, кто несет внешние издержки, или предпримет шаги по снижению выбросов. Если предприятие продолжит превышать предельную норму концентрации вредных веществ, его могут подвергнуть штрафу, а управляющего - уголовному наказанию. Обычно установка очистных сооружений для соблюдения установленных стандартов требует значительных финансовых затрат. Без вмешательства государства ориентированные на минимизацию издержек предприятия, работающие в условиях рынка, не стали бы тратить деньги на эти дорогостоящие мероприятия. Необходимость соблюдения государственных стандартов приводит к увеличению издержек предприятий и снижает влияние отрицательных внешних эффектов. Другим примером отрицательного внешнего эффекта является так называемое вторичное курение, когда от курения одного человека страдают окружающие. В сфере производства отрицательный внешний эффект возникает, когда происходит выброс дыма или иных загрязнений в воздух или ближайшие водоемы, осуществляемый, например, химическими заводами.
Внешняя экономическая выгода также может быть неподвластна людям, принимающим решения. Предположим, районная поликлиника проводит профилактическую вакцинацию. Это приносит пользу не только людям, которым сделали прививку, но и другим жителям района, для которых снизится риск заболевания. Именно государство организует и финансирует подобные мероприятия, поскольку людям свойственно учитывать только те блага и выгоды, которые они получают непосредственно, а не в результате внешних эффектов.
Примером положительного внешнего эффекта может служить строительство плотины для ГЭС. Такая плотина дает возможность контролировать сток воды для живущих, ниже по течению реки, а также образует живописное водохранилище, привлекательное с точки зрения отдыха. Примером положительного внешнего эффекта может служить и возможность получения отдельным человеком дополнительного образования. Применяя полученные знания, человек может повысить эффективность своего труда, от чего выиграет не только он сам, но и общество в целом.
Положительный внешний эффект называют выгодой третьего лица, а отрицательный — издержками третьего лица.
Деятельность предприятия,
порождающая отрицательный
Государство может также
ввести дополнительный налог на прибыль
предприятий, загрязняющих окружающую
среду, и использовать полученные средства
для очистки водоемов или, наоборот,
выплачивать дотации
Предоставление общественных товаров и услуг.
Механизм свободного рынка позволяет людям удовлетворить только те потребности, которые выражаются через платежеспособный спрос. Большинство товаров и услуг, производимых и реализуемых на рынке, являются частными благами, т.е. предназначенными для индивидуального потребления. Как правило, эти товары обладают следующими свойствами:
Информация о работе Функции государства в рыночной экономике