Функции государства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:06, реферат

Краткое описание

Обычно выделяют следующие основные функции государства в рыночной экономике:
Установление и обеспечение соблюдения правовых основ рыночной экономики, в том числе, прав частной собственности.
Поддержание рыночной конкуренции и защита прав потребителей.
Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами.
Предоставление общественных товаров и услуг
Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики.

Файлы: 1 файл

Эконом.теория.docx

— 40.18 Кб (Скачать)

Но помимо частных благ, люди пользуются общественными благами.

Общественные блага обладают следующими свойствами, во многом прямо  противоположными свойствам частных  благ:

  • их нельзя изъять у лиц, отказывающихся за них платить;
  • они неделимы по своей природе;
  • потребление общественного блага одними членами общества не исключает возможности одновременного использования их другими членами общества.

Так, например, система национальной обороны, деятельность средств оповещения об опасности наводнения или землетрясения, информация Гидрометцентра о прогнозе погоды и другие тому подобные общественные блага не могут быть предоставлены  исключительно тем, кто согласен платить за них. Невозможно отлучить от их использования, не желающих или  не способных платить. Потребление  общественного блага одним человеком  не исключает возможности одновременного использования его другими. Например, освещение улиц служит благом для  водителей транспорта; польза от уличных  фонарей, получаемая водителями, не уменьшается  оттого, что они освещают дорогу пешеходам.

Нельзя выделить определенные доли услуг маяка или пожарных для каждого отдельного потребителя.

Блага, подобные национальной обороне, свету маяка или системе  защиты от радиации, не могут предоставляться  обществу отдельными частными компаниями уже в силу того, что эти компании откажутся производить услуги, за которые никто не будет платить. В то же время отдельные потребители  не станут платить за товары и услуги, которыми можно пользоваться бесплатно.

Предоставление населению  общественных благ становится одной  из функций государства в рыночной экономике, а их финансирование ложится  на центральные и местные бюджеты, которые формируются за счет налогов.

Необходимо отметить, что  в ряде случаев непросто отделить общественные блага от частных. Есть немало видов услуг, имеющих признаки и тех, и других. К их числу относятся  услуги образования, учреждений культуры. С одной стороны, они близки к  общественным благам. Люди потребляют их совместно и поровну, например школьники, обучающиеся в одном  классе, посетители музеев и кинотеатров  и т.д. С другой стороны, они близки к частным благам, так как не отвечают принципу неисключаемости их потребления. Высокая плата за обучение, посещение музея или кинотеатра может исключить из состава потребителей лиц с низкими доходами. Политика государства в отношении таких услуг должна быть достаточно гибкой: их нельзя полностью осуществлять за счет государства, но и недопустима полная их приватизация. Например, во всем мире большинство школ и других учебных заведений являются государственными. Поэтому в условиях рыночной экономики, как правило, используется промежуточный вариант: наряду с государственными колледжами, университетами существуют и частные, пользующиеся поддержкой государства. Так, в конце 80-х гг. из государственных источников покрывалось 13,8% расходов в частной системе образования США.

Стимулирование  экономического роста и стабилизация экономики.

Рынок не является идеальным  механизмом и лишь в определенной мере способен обеспечить эффективное  распределение ресурсов и создать  саморегулирующуюся систему, в которой  каждый занимает свою нишу. Рыночная экономика  достаточно нестабильна и часто  испытывает подъемы и спады, которые  приводят к нарушению равновесия рынка и нестабильности рыночной экономической системы, имеющей  следствием такие отрицательные  явления, как рост цен, инфляция, снижение уровня жизни определенных слоев  населения и безработица. В этом случае государственное регулирование  должно быть направлено на обеспечение  эффективности и справедливости в распределении экономических  ресурсов и благ.

Государство имеет возможность  вносить определенный вклад в  предотвращение резких спадов и подъемов производства, сокращение уровня безработицы, стабилизации цен и обеспечения  экономического роста. Однако это не легкая задача, потому что эти цели иногда вступают в противоречие. Например, попытки снизить уровень безработицы  могут закончиться ростом цен. Экономисты спорят, может ли государство обеспечить экономическую стабильность и не лучше ли предоставить решение этой задачи рынку. Некоторые считают  даже, что попытки по стабилизации экономики иногда приводят совершенно к противоположному эффекту. Тем  не менее, полная занятость (т.е. поддержание  безработицы на естественном уровне), стабильные цены и экономический  рост признаются важнейшими целями государственного регулирования.

Распределение и  перераспределение национального  дохода, и обеспечение социально-экономической  поддержки. 
Цель многих правительственных программ – перераспределение доходов людей, с избытком зарабатывающих себе на жизнь, в пользу бедных слоев населения. Работники платят налоги, в том числе, взимаемые с их заработной платы в соответствии с программами социального страхования и медицинской помощи, а государство аккумулирует денежные средства с помощью системы налогообложения, а затем распределяет их по целевому назначению в виде трансфертных платежей малоимущим слоям населения. Во многих странах государственные программы перераспределения доходов делятся на две основные категории.

Программы по увеличению дохода: социальное страхование, пенсионные программы, государственные пособия, продовольственные  талоны и страхование по безработице, являются примерами таких программ.

Программы, направленные на устранение причин бедности и экономически неблагоприятных условий.

Целью данных программ, является обеспечение социальных и экономических  условий для развития образования, здравоохранения и инвестиций в  человеческий капитал.

Рыночный механизм не в  соответствии гарантировать всем членам общества достаточное количество пищи и одежды, крышу над головой, образование  и медицинскую помощь. Рыночная экономика  вознаграждает тех, чей более  производительный труд создает больший  «кусок экономического пирога». Люди, обладающие большим количеством  ресурсов или более производительными  ресурсами, как правило, больше зарабатывают, потому что больше производят. Это  значит, что рыночная экономика распределяет малую часть прибыли (если вообще распределяет) среди людей, неспособных  внести вклад в национальное производство. В результате такие категории  населения, как пенсионеры, инвалиды, сироты оказываются без достаточных  социально экономических гарантий.

Объектами социальной защиты, являются основные показатели уровня жизни населения -

доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение и т.д. Конкретные формы социальной защищенности многообразны. К ним относятся:

  • минимальная оплата труда;
  • пенсии по старости;
  • пенсии по инвалидности;
  • пенсии по случаю потери кормильца;
  • пенсии за выслугу лет;
  • пособия при рождении ребенка, пособия на период отпуска за уходом за ребенком, ежемесячные пособия на детей одиноким матерям, пособия детям-сиротам;
  • стипендии студентам и учащимся в сфере профессионального образования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства;
  • индексация доходов в условиях инфляции;
  • компенсация потерь от стихийных бедствий, частичная компенсация потерь сбережения населения;
  • пособия по безработице, а также компенсационные выплаты работникам, находящимся в отпусках без сохранения содержания в связи с вынужденным прекращением работы предприятий и организаций;
  • медицинское страхование;
  • защита условий труда;
  • социальное обслуживание лиц пожилого возраста и инвалидов, оказание медицинских услуг;

Многие экономисты считают, что участие государства в  перераспределении доходов позволяет  добиться справедливости. Но реализация политики, направленной на более справедливое распределение доходов, порой приводит к искажению стимулов труду, изменению  поведения людей и снижению эффективности  использования ресурсов.

Участие в хозяйственной  деятельности.

Государство участвует в  рыночной экономике не только в качестве арбитра и менеджера, крупнейшего  производителя и потребителя  товаров и услуг. В качестве потребителя  государство приобретает товары и услуги специфического назначения, например, военные самолеты, танки, боевые корабли и другое оборудование, необходимое для осуществления  национальной обороны. В качестве производителя - предоставляет обществу так называемые общественные блага и услуги (например, здравоохранение, национальная оборона, охрана общественного порядка, воспитание детей и прочие), поскольку к  их производству безразличен рынок.

Рассмотрим разницу между  товарами и услугами индивидуального  и общественного потребления. Если вам хочется мороженого, но вы отказываетесь  за него платить, никто вам его  не продаст. Если же вы купили и съели  порцию мороженого, никто другой уже  не может её съесть. Порция мороженого - пример индивидуального продукта, каждая произведенная единица которого может быть оценена и продана  конкретному потребителю и не может быть использована бесплатно  третьими лицами. Совершая покупку  таких товаров и услуг, вы и  другие потребители делаете выгодным производство и реализацию мороженого и другой продукции. Механизмы рынка  и цен обслуживают производство, обращение и потребление индивидуальных благ.

Теперь рассмотрим общественный продукт, то есть то, что при условии  наличия доступно каждому гражданину без дополнительных затрат. Общественные товары и услуги - дороги, пожарная охрана, правоохранительные органы, национальная оборона - служат большому количеству людей и не производятся в рамках частного предпринимательства. Как  только государство вводит в действие систему обороны страны, ничто  не мешает всем гражданам пользоваться ее благами, независимо от того, готовы они оплатить эту услугу или нет. Рыночное предложение общественных благ, приносящих пользу всем потребителям, недостаточно или совсем отсутствует, поскольку особенности потребления  этих благ таковы, что частным фирмам просто невыгодно их производить, так  как часть потребителей, не желающих платить за услугу, не будет исключена  из потребления блага. Потребность  общества в общественно полезных благах велика, и государство берет  на себя роль производителя общественных товаров и услуг, замещая собой  частный бизнес, а затраты на их производство финансируются за счет налогов, законодательным путем  взимаемых со всех граждан.

Лишь немногие товары являются чисто общественными или служат только для индивидуального потребления. Где же пролегает граница между  теми товарами и услугами, которые  обеспечивает государство, и теми, которые  производятся частным сектором? На этот вопрос нет простого ответа. Некоторые  частные товары и услуги поставляются и частным компаниями, и государством. Например, государственные органы обеспечивают граждан услугами охраны общественного  порядка, однако многие частные компании также предлагают услуги служб безопасности. В условиях современного рынка правительства  многих стран через приватизацию государственного имущества отказались от предоставления услуг, прежде находившихся в их ведении.

Вопрос об экономической  роли государства является одним  из старейших в экономической  науке. Образ «государства как ночного  сторожа», образно сформулированного  еще А. Смитом, можно определить, как принцип невмешательства  государства в экономику, разделялся практически всеми государствами  и экономическими школами вплоть до 30 годов XX века. Этот принцип «laissez-faire» и сегодня имеет много сторонников. Но, несмотря на это, абсолютное большинство придерживаются концепции рыночного регулирования и государственного вмешательства в экономику. В условиях рыночной экономики рынок сам является основным регулятором производства, распределения и потребления. Но есть несколько причин, которые делают вмешательство государства возможным и даже необходимым - когда рынок показывает свою « несостоятельность».

Первая из них - монополия, которая ведет к неэффективности. Существуют различные причины возникновения  монополий, регулировать их деятельность в нужном направлении для общества сам рынок не в состоянии. Это  – функция власти, государства.

Вторая причина – наличие  внешних факторов ( экстерналий ), издержек или выгод которые получают или несут лица, не участвующих в сделках обмена.

Третья причина вмешательства  государства – его неспособность  обеспечить население общественными  благами- товарами и услугами, которые обеспечивают коллективное потребление.

Четвертая причина – дифференциация доходов населения и возникающая  при этом проблема бедности, становится бедой для всего общества.

Список использованной литературы:

П. Хейне. Экономический образ мышления. М. Изд-во «Дело» 1991.

П. Самуэльсон. Экономика. М. НПО «Алгон» 1992.

Л.Л.Любимов. Н.А.Раннева. Основы экономических знаний. М. «Вита-Пресс» 1997.

И.В.Липсиц. Экономика. М. «Вита-Пресс» 1997.

С.И.Иванов. Основы экономических знаний. М. «Вита-Пресс» 2004.

http://festival.1september.ru/articles/312707/

Государство является основным институтом экономической и политической системы общества, оно направляет и контролирует совместную деятельность людей и их отношения между  собой. По отношению к иным субъектам  государство обладает определенным статусом, который и позволяет  ему занимать особое место среди  хозяйственных агентов. В данном случае имеются в виду следующие  отличительные признаки:

  • во-первых, это суверенитет, то есть верховенство государственной власти внутри страны и независимость вовне. Говоря точнее, государство обладает высшей и неограниченной властью на своей территории, поэтому оно выступает единственным субъектом рыночной экономики, требования которого обязательны для всех иных агентов
  • во-вторых, это — монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения. В данном случае речь идет о разработке норм, обеспечивающих стабильное функционирование рыночных структур
  • в-третьих, это — монопольное право на взимание налогов и сборов с населения и предпринимательского сектора. Этот признак позволяет сделать вывод о “нерыночном” происхождении государственного дохода. Как известно, доход будет являться рыночным, если он создается и приумножается за счет участия субъекта в производстве, ведения хозяйства, дохода от средств, вложенных в банки и иные кредитно-финансовые учреждения, акции, другие ценные бумаги и т.п. Если же исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий — как перераспределение части доходов домохозяйств и фирм в пользу государства
  • в-четвертых, государство является регулирующим субъектом

Информация о работе Функции государства в рыночной экономике