Функции государства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2015 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы всестороннее изучение функций государства в рыночной экономике. При написании работы мною был поставлен ряд задач.
Во-первых, изучить теоретические аспекты соотношения государства и рыночной экономики, для этого необходимо рассмотреть:
- Причины для государственного вмешательства в экономику. Проблема сочетания частного и общественного интересов.
- Основные направления экономической деятельности государства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….....3
Глава 1 Причины для государственного вмешательства в экономику. Проблема сочетания частного и общественного интересов
1.1. Причины для государственного вмешательства в экономику……………....5 1.2. Проблема сочетания частного и общественного интересов……………......12
Глава 2 Основные направления экономической деятельности государства…18
Глава 3 Роль государства в рыночной экономике Республики Беларусь………28
Заключение…………………………………………………………………………34
Список Литературы………………………

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 378.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. П.О. СУХОГО»

 

 

КАФЕДРА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по макроэкономике

 

 

 

 

Функции государства в рыночной экономике

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент гр. ЗМГ-21

Малиевская А.В.

                                                                                                 Руководитель:

 

Потоцкая  Н. С.

 

 

 

Гомель 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Введение………………………………………………………………………….....3

Глава 1 Причины для государственного вмешательства в экономику. Проблема сочетания частного и общественного интересов

1.1. Причины для государственного вмешательства в экономику……………....5 1.2. Проблема сочетания частного и общественного интересов……………......12

Глава 2 Основные направления экономической деятельности государства…18

Глава 3 Роль государства в рыночной экономике Республики Беларусь………28

Заключение…………………………………………………………………………34

Список Литературы……………………………………………………………......37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

           Современная экономика - это сотни тысяч предприятий, производящих огромную номенклатуру товаров и услуг. Движение массы разнообразных товаров в условиях рынка дополняется движением денег, ценных бумаг, обменом важнейшими технологиями, знаниями, информацией. Все процессы подчиняются единым, достаточно жестким закономерностям. Их основой является рыночный механизм и его экономические инструменты: цена, спрос, предложение и конкуренция.

      Актуальность данной  темы неоспорима, ведь современное развитие рыночных отношений в экономике предусматривает активное участие государства как регулирующего и управляющего органа. Государство выступает субъектом регулирования и управления экономической системы в лице отдельных органов, наделенных соответствующими полномочиями.

      Предметом исследования в моей работе является совокупность отношений, возникающих при выполнении государством своих экономических функций в переходной экономике Беларуси.

     Объектом исследования  выступает экономическая система Беларуси и государство как ее основной участник.

         Цель моей работы всестороннее изучение функций государства в рыночной экономике. При написании работы мною был поставлен ряд задач.

Во-первых, изучить теоретические аспекты соотношения государства и рыночной экономики, для этого необходимо рассмотреть:

- Причины для государственного вмешательства в экономику. Проблема сочетания частного и общественного интересов.

- Основные направления экономической деятельности государства.

Во-вторых, проанализировать основные направления государственной экономической политики Республики Беларусь на современном этапе, для этого необходимо рассмотреть:

- Роль государства в экономике Республики Беларусь.

Теоретическую базу курсовой работы составляют учебные и научные издания, публикации в периодической печати и сети Интернет, официальные документы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Причины для государственного вмешательства в экономику. Проблема сочетания частного и общественного интересов

1.1. Причины для государственного вмешательства в экономику.

            Рыночная система формировалась на протяжении нескольких тысяч лет в результате постепенного разложения натурального хозяйства. В основе этого процесса лежало развитие общественного разделения труда и экономическое обособление производителей в рамках частной формы собственности на средства производства. Этот процесс сделал необходимой и единственно возможной формой связи между экономическими субъектами обмен результатами хозяйственной деятельности. Именно такой непрерывный процесс обмена продуктами труда и есть одно из определений рынка. [5,c.57]

             «Рыночная экономика» означает качественный скачок в экономической истории человечества. Ведь это – «рынок покупателя», в котором производитель утрачивает диктаторский статус. Если мы осознаем всю значимость перехода приоритета к потребителю, (то есть, от продавца к покупателю), то нам станет, ясна и необходимость характеристики новой ступени экономической истории общества только как «рыночной» экономики. Сам по себе производитель (продавец) – это еще не рынок. Таковым он становится только с появлением свободного, имеющего возможность выбора своей потребительской выгоды покупателя.

Избавляя общество от дефицита, стимулируя научно-технический прогресс, рыночная организация вместе с тем демонстрирует явную неспособность решать другие, может быть, не менее важные социально-экономические проблемы. К первой, прежде всего, относится удовлетворение тех общественных потребностей, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платёжеспособный спрос. В современном обществе круг таких потребностей весьма широк, а их игнорирование абсолютно немыслимо. Никакое общество не может обходиться без национальной системы обороны, народного образования, единой энергетической системы, охраны общественного порядка, аппарата управления государством и т. п. Поскольку речь идёт о товарах и услугах, которыми поровну пользуются все граждане страны, они получили название «общественных» (или «коллективных») товаров. «Производство» этих товаров и услуг целиком вынуждено брать на себя государство, финансируя его из средств бюджета за счёт налогов на доходы предприятий и отдельных граждан. При этом государство должно учитывать, что «общественные товары» имеют весьма сложную структуру, ибо часть из них (например, национальная оборона) «потребляется» всем населением страны поровну, другая - лишь частью населения (услуги милиции данного региона), третья - лишь малым коллективом коммунальные услуги, предоставляемые муниципалитетом данного населённого пункта). Но тем не менее совершенно ясно, что удовлетворение потребностей на «общественные товары» не может происходить на рыночной основе.

             Вторая проблема, лежащая за пределами досягаемости рыночного механизма, связана с так называемыми «внешними эффектами». Суть их в том, что деятельность предприятий рыночного типа может иметь как отрицательные, так и положительные последствия, не имеющие, но реально влияющие на благосостояние других членов общества. Таковы, к примеру, внешние эффекты, связанные с загрязнением окружающей среды в результате производственной деятельности, исчерпание природных запасов из-за возрастающего вовлечения их в хозяйственный оборот, возникновение региональных и структурных диспропорций в производстве, и пр. Конечно же, рыночный механизм «сам по себе» не способен нейтрализовать эти негативные последствия, потому что ориентирует экономику исключительно на постоянно возрастающий платёжеспособный спрос. Поэтому регулирование внешних эффектов по необходимости должно взять на себя государство. Оно делает это путём их измерения и организации перераспределения доходов через госбюджет с целью погасить негативные внешние эффекты или справедливо перераспределить выгоды, полученные от положительных внешних эффектов (например, ирригационных работ, инициатором которых выступил один производитель, а положительными результатами пользуются многие).

             Ликвидация негативных внешних эффектов возможна и путём прямого администрирования, т.е. запрета эксплуатации части невосполнимых природных ресурсов, применения вредных технологий, производства товаров и услуг, наносящих ущерб здоровью людей, и т.п. Виновные в нарушении таких запретов подвергаются штрафам, размер которых многократно превосходит возможные выгоды производителя. В своей борьбе с негативными внешними эффектами государство не одиноко. Ему помогают многочисленные общества по защите прав потребителей, свободная пресса, институты представительной демократии.

             Всё это даёт возможность существенно корректировать действие рыночного механизма, смягчать или вовсе ликвидировать негативные последствия слепой игры рыночных сил, проявляющейся во внешних эффектах.

             Наконец, третья группа проблем, порождаемых ограниченностью рыночного механизма, связана с важнейшими социально-экономическими правами личности и, в первую очередь, с правом на труд. Надо иметь ввиду, что теоретически немыслима и практически невозможна рыночная экономика с полной занятостью. Выше уже говорилось о мобильности всех видов ресурсов, включая трудовые, как об одной из существенных черт рыночной экономики. Такая мобильность предполагает периодическое возникновение, прирост или сокращение разных видов безработицы: «технологической» (из-за свёртывания устаревших производств), «структурной» (из-за перестройки структуры экономики), «региональной» (из-за неравномерности развития разных регионов), «скрытой» (из-за разорения части фермеров).

             Роль государства в этой сфере отношений сводится вовсе не к тому, чтобы любой ценой обеспечить «полную занятость». Это означало бы разрушение самого рыночного механизма. Задача состоит в другом – в эффективном регулировании рынка рабочей силы, поддержании с помощью трансфертов (социальных выплат) людям, не по своей утративших рабочие места, осуществлении программ по созданию новых рабочих мест и т.п. [12,c.189]

              Существуют и требуют государственного вмешательства и иные проблемы, которые рынок также решить не в состоянии. Сюда относятся крупные инвестиционные проекты, не сулящие скорой прибыли и связанные с большим риском, неравномерность регионального развития, необходимость борьбы с инфляцией и монополизмом, и многое другое.

             Итак, с одной стороны, рынок представляет собой наилучший, т.е. наиболее эффективный способ хозяйственной организации из всех известных истории, а с другой стороны, у него есть весьма существенные недостатки, которые могут и должны быть нейтрализованы или смягчены с помощью разных форм вмешательства государства, политических и общественных организаций. Именно поэтому нормальной экономикой повсюду считается регулируемая рыночная экономика, в которой более или менее удачно решается задача совмещения саморегуляции рыночных отношений с их корректировкой в соответствии социально-приоритетными ценностями.

Неслучайно неотъемлемым свойством рыночной системы является её многосекторность, т.е. разнообразие форм собственности и хозяйственной деятельности. Удельный вес каждой формы определяется только рыночной эффективностью и неодинаков в разных странах.

 

 

 

  1.2 Проблема сочетания частного и общественного интересов

 

Категория «интересы» является одной из фундаментальных категорий социально-экономических наук. В последнее время внимание отечественных учёных к теории интересов заметно активизировалось, что обусловлено задачами построения информационного общества и развития социально-рыночного хозяйства. Эти изменения должны привести социально-экономическую систему страны в качественно новое состояние, которое требует новых подходов к реализации сложных социально-экономических проблем, касающихся, прежде всего, интересов субъектов экономики и общества в целом. Интересы экономических субъектов являются активизирующим началом повышения эффективности любых способов хозяйствования, поэтому их значимость усиливается[7,c.348].

Современная экономика совершенно обоснованно может быть охарактеризована как сложноструктурированная система взаимодействий субъектов хозяйственной практики, обладающих множественностью интересов и мотивов деятельности, осуществляемой под перманентным воздействием комплекса разнородных и разноуровневых факторов. Объективно обусловленное наличие комплекса названных факторов естественно-социальной среды само по себе представляет рамки, ограничивающие свободу выбора индивида (групп индивидов независимо от их масштаба) при принятии им решения о построении определенного отношения с иными агентами рынка. Мы принимаем за основу определение экономической свободы как потенциально реализуемой в данный момент времени возможности осознанного выбора субъектом варианта использования имеющихся в его распоряжении ресурсов.

Односторонний взгляд на экономический интерес позволяет выявить лишь определенную совокупность его характеристик, не обеспечивая получения полной картины обо всем его многообразном содержании. Исследования экономических интересов весьма важны, поскольку каждое направление экономической и, более широко, социальной мысли с позиций присущих ему научных принципов вносит свой особенный вклад в развитие теории и методологии познания экономического интереса. Вместе с тем, все более очевидной представляется необходимость объединения усилий экономистов всех школ с целью завершения формирования теории экономических интересов, которая составила бы основу новой парадигмы экономической теории.

Сегодня в науке нет единого мнения о понятии и природе экономических интересов и способов их согласования. Несмотря на значительное количество работ, связанных с анализом различных аспектов экономических интересов, остается ряд недостаточно исследованных теоретических вопросов. Среди них: историческая, гносеологическая и онтологическая природа экономического интереса, факторы его определяющие; формы и условия реализации интересов в современных условиях; роль и место интересов в экономической системе общества; закономерности формирования, функционирования и развития системы экономических интересов; тенденции ее трансформации.

Интересы напрямую связаны с потребностями участников общественных отношений. В связи с этим наиболее важное деление охраняемых правом интересов - это их деление по носителям (субъектам) на частные и публичные.

По носителям (субъектам) интересы можно разделить на индивидуальные (личные), присущие конкретным лицам, групповые (коллективные), присущие социальным группам и выражающие общие потребности лиц, их составляющих, и общественные, представляющие собой некую усредненность индивидуальных и групповых интересов, присущих данному обществу. При этом интересы предприятий (юридических лиц) относятся к числу индивидуальных[3,c.301].

Кроме того, необходимо отметить, что помимо общественных отдельно выделяются государственные интересы, которые представляют собой общественные интересы, переломленные через деятельность государства.

В связи с этим существует точка зрения, что данное понятие не имеет самостоятельного значения, поскольку у государства нет собственных потребностей и интересов. Однако, представляется, что выделение государственных интересов оправдано. Полное соответствие общественных и государственных интересов - это никогда не достижимая цель, а лишь некий идеал, поскольку отношения “государство - общество” всегда заключают в себе определенные противоречия. И это связано с тем, что на формирование государственных интересов всегда оказывают влияние интересы определенных групп или отдельных лиц (партии, имеющей большинство в парламенте, государственных чиновников, представителей крупного бизнеса, международных институтов и т. д.). Смысл правового демократического государства свести эти влияния к минимуму. Различные теории возникновения государства по сути сводятся именно к различиям с механизме формирования государственных интересов.

Информация о работе Функции государства в рыночной экономике