Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2015 в 16:00, курсовая работа
Цель моей работы всестороннее изучение функций государства в рыночной экономике. При написании работы мною был поставлен ряд задач.
Во-первых, изучить теоретические аспекты соотношения государства и рыночной экономики, для этого необходимо рассмотреть:
- Причины для государственного вмешательства в экономику. Проблема сочетания частного и общественного интересов.
- Основные направления экономической деятельности государства.
Введение………………………………………………………………………….....3
Глава 1 Причины для государственного вмешательства в экономику. Проблема сочетания частного и общественного интересов
1.1. Причины для государственного вмешательства в экономику……………....5 1.2. Проблема сочетания частного и общественного интересов……………......12
Глава 2 Основные направления экономической деятельности государства…18
Глава 3 Роль государства в рыночной экономике Республики Беларусь………28
Заключение…………………………………………………………………………34
Список Литературы………………………
Кроме того, появилось понятие “национальные интересы ”, под которыми понимается совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в определенных сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внешней и внутренней политики государства. Национальные интересы по сути являются разновидностью государственных интересов и здесь явно прослеживается попытка привлечь для их формирования правовые инструменты.
Публичные интересы можно определить как охраняемые правом общественные и государственные интересы.
Носителями общественных интересов являются общество и государство в целом, субъекты, муниципальные образования, а их выразителями либо лицами, охраняющими эти интересы, - компетентные государственные и иные органы. Государство является представителем государственных интересов.
В связи с этим необходимо отметить следующие моменты.
Во-первых, граница между сферами частного и общественного интереса подвижна и определяется законодателем. Примером может служить деятельность кредитных организаций, которая в результате принятия Закона “О банках и банковской деятельности” (Закон издан в РФ, декабрь 1990 года) переместилась из сферы общественного интереса в сферу частного интереса. Определение этой границы, наряду с формированием интересов через правовое регулирование, и составляет проблему сочетания (обеспечения баланса) общественных и частных интересов.
Во-вторых, и частные, и общественные интересы, неоднородны. В связи с этим могут возникать противоречия не только между частными и общественными интересами, но и между отдельными их разновидностями. Применительно к частным интересам это, как правило, выражается в спорах между двумя субъектами, например, по договору гражданско-правового характера. Применительно к общественным интересам примером может быть противоречие между федерацией и ее субъектом.
Причем следует отметить, что при возникновении каких-либо противоречий между интересами различных субъектов во многих случаях речь идет не о проявлениях ярко выраженных незаконных интересов, а о ложном понимании объективных интересов одним из субъектов в силу объективных либо субъективных причин. В тех случаях, когда действующие законы не позволяют однозначно отнести проявления этих интересов к незаконным, можно говорить о “конфликте законных интересов”.
Кроме того, о конфликте законных интересов можно говорить в следующих ситуациях: 1). когда интересы двух сторон в сделке представляет один и тот же коммерческий представитель; 2). когда речь идет об интересах юридического лица и интересах лиц, имеющих влияние на физическое лицо, представляющее это юридическое лицо, т. е. “заинтересованных лиц” , “аффилированных лиц”, взаимозависимых лиц .
В тех случаях, когда речь идет о совпадении различных интересов без их слияния в совокупный (общий) интерес можно говорить о “солидарности интересов”.
В-третьих, учитывая необходимость установления пределов удовлетворения как частных, так и общественных интересов, нормы, устанавливающие такие пределы в пользу соответственно выразителей публичного интереса и носителя частного интереса, могут содержаться в различных отраслях права.
Национальные экономические интересы заключаются в оптимизации макроэкономической динамики: достижение удовлетворительных темпов экономического роста, его стабильности, эффективное включение в мировую экономику и на этой основе обесᴨечение уровня жизни населения, интеграции в мировое хозяйство в качестве развитой страны. Это - долговременные интересы всего населения[10,c.105].
Таким образом, государство, как носитель общественного интереса, играет важную роль в сочетании частных и общественных интересов.
Глава 2. Основные направления экономической деятельности государства
Основными направлениями экономической деятельности государства являются:
1. Обеспечение нормальных
2. Выполнение функций, очерченных
минимально необходимыми и
3. Разработка, принятие и организация
выполнения хозяйственного
В цивилизованных странах существуют программы поддержания уровня доходов. Нужно различать два вида таких программ:
- программы социального страхования частично возмещают потери заработков, связанные с уходом на пенсию и временной безработицей. Данные программы финансируются за счет налогов на зарплату, резервируемых для этих целей;
- программы государственной помощи предоставляют пособия тем, кто не может заработать сам, будучи нетрудоспособным или имея на иждивении детей. Эти программы финансируются из общих налоговых поступлений и считаются государственными благотворительными программами. Отдельные лица и семьи должны предоставлять свидетельства своих низких доходов, чтобы получить право на помощь.
В связи с существованием благотворительных программ возникла проблема соотношения между равенством доходов и эффективностью. Активное вмешательство государства в перераспределительные процессы, выравнивание доходов ведет к снижению деловой активности в обществе и сокращению эффективности производства в целом. В то же время сокращение роли государства в регулировании доходов населения приводит к росту дифференциации доходов, обострению социальных конфликтов. Достижение оптимальных масштабов вмешательства государства в регулирование социальных отношений в обществе связано с разрешением противоречий между эффективностью и социальной справедливостью: большие налоги, обеспечивающие перераспределение богатства, ослабляют стимулы к труду. Кроме того, не все средства, взятые от богатых, достаются бедным. По расчетам американских ученых, утечка из каждых 10 дол., предназначенных для пособий, составляет 7 дол. Средства идут на содержание чиновников, ведение систем учета, разворовываются и т.д.
Кроме того, при выборе ассортимента товаров фирмы ориентируются на платежеспособный спрос покупателей с более высокими доходами, поэтому часто делают выбор в пользу производства предметов роскоши для богатых, а не товаров массового спроса.
Рыночный механизм не решает региональных проблем (экономических, демографических, социальных, экологических и др.).Региональные проблемы возникают вследствие бедности региона природными ресурсами, недостатка капитала, стагнации или упадка предприятий в ключевой отрасли экономики. Ликвидировать эти дисбалансы при помощи рыночного механизма невозможно, рынок еще больше их усугубляет. Система перераспределения ресурсов, основан ная на ценах, направляет миграционные потоки труда и капитала из неблагополучных мест в более привлекательные регионы. В этих случаях государство должно проводить соответствующую региональную политику, направленную на развитие региона, размещая там свои заказы, создавая свободные экономические зоны, направляя субсидии. Механизм рынка не в состоянии достаточно эффективно реализовать интересы отдельных стран в сфере международных отношений. В этом случае необходимо государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.
Экономика рыночного типа не в состоянии развиваться без инфляции. Отсюда следует еще одна функция государства - проведение антиинфляционной политики.
Рыночной системе, поскольку она ориентирована на максимизацию прибыли, внутренне присуща склонность к монополизации, что препятствует эффективному распределению ресурсов. Для поддержания рынка и сохранения регулирующих функций цен государство проводит антимонопольную политику.
Исходя из вышесказанного можно определить основные экономические функции государства:
Государственное влияние на экономику осуществляется по двум основным направлениям: через государственный сектор и посредством воздействия на функционирование частного сектора экономики с помощью разнообразных экономических методов (государственное регулирование).
Государственный сектор базируется на государственной собственности, которая преобладает в сферах экономики, имеющих большое народнохозяйственное или социальное значение, в капиталоемких, убыточных или малоприбыльных отраслях, не выгодных для частного бизнеса (это объясняет более низкую эффективность государственной формы собственности по сравнению с другими). Государство в рыночной экономике является производителем общественных благ, производство которых, как правило, не выгодно частному сектору, но необходимо обществу в целом.
Наряду с непосредственно предпринимательской деятельностью государство выполняет обширные регулирующие функции, воздействуя на частный сектор в целях достижения тех или иных результатов. Регулирование экономики достигается на основе соответствующего законодательства. Все методы воздействия государства на экономику могут быть подразделены на административные и экономические.
Административные методы базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, ограничения, разрешения и принуждения.
Экономические методы регулирования предполагают воздействие государства на экономические интересы хозяйствующих субъектов, создание у них материальной заинтересованности в выборе такой линии поведения, которая соответствовала бы проводимой государством политике. Выдвигая на первый план те или иные задачи (стимулирование капитальных вложений, обеспечение занятости, экономического роста, борьбы с инфляцией, повышение уровня жизни населения, поощрение экспорта и т.п.), государство проводит соответствующую бюджетно-налоговую, кредитно-денежную, социальную и внешнеэкономическую политику.
Каждая страна стремится к общим целям развития цивилизации, но идет к ним своим путем, исходя из национальных интересов, постоянно действующих и долговременных факторов (территории, населения, природных ресурсов, климата и др.), исторического пути, особенностей культуры, традиций, обычаев, психического склада, типа мировосприятия, или менталитета, народа, а также общей стратегии развития. Можно выделить несколько характерных моделей рыночной экономики, используемых в современных условиях.
Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.
Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.
Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов была в 80-х гг. на уровне 70% ВВП, причем более половины из этих расходов направлялось на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название "функциональная социализация", при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры.
Информация о работе Функции государства в рыночной экономике