Функции государства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2015 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы всестороннее изучение функций государства в рыночной экономике. При написании работы мною был поставлен ряд задач.
Во-первых, изучить теоретические аспекты соотношения государства и рыночной экономики, для этого необходимо рассмотреть:
- Причины для государственного вмешательства в экономику. Проблема сочетания частного и общественного интересов.
- Основные направления экономической деятельности государства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….....3
Глава 1 Причины для государственного вмешательства в экономику. Проблема сочетания частного и общественного интересов
1.1. Причины для государственного вмешательства в экономику……………....5 1.2. Проблема сочетания частного и общественного интересов……………......12
Глава 2 Основные направления экономической деятельности государства…18
Глава 3 Роль государства в рыночной экономике Республики Беларусь………28
Заключение…………………………………………………………………………34
Список Литературы………………………

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 378.50 Кб (Скачать)

В заключение следует подчеркнуть, что конечная стратегическая цель деятельности государства в рыночной экономике - не перестройка, видоизменение, исправление рыночного механизма, а создание условий для его эффективного функционирования.

 

Глава 3. Роль государства в рыночной экономике Республики Беларусь

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели – блага человека, его благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.

Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.

Центральный вопрос государства – проблема разработки стратегии социально-экономического развития страны с четким определением конечных целей. Государство инициирует разработку такой стратегии и несет ответственность за ее направленность и конкретную реализацию.

Одна из важнейших функций – стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. [10,c.42]

Статья 13 Конституции Республики Беларусь и п.1 ст.213 ГК предусматривают, что «собственность может быть государственной и частной». При этом государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности (ч.2 ст.13 Конституции Республики Беларусь).

Государственный сектор - это часть экономики страны, представляющая комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным государственным органам, полностью контролируемая государством.

Государственный сектор Республики Беларусь используется как инструмент регулирования широкого спектра социально-экономических целей и задач. Наибольшую значимость он приобретает в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса.

Государственная собственность выступает в виде республиканской собственности (собственность Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственность административно-территориальных единиц) (п.1 ст.215 ГК).

Республиканская собственность используется в интересах всего населения Республики Беларусь. Имущество республиканской собственности закреплено за предприятиями и учреждениями Республики Беларусь.

Таблица1. Эффективность использования объектов государственного имущества на 1 октября 2013г. [14]

Осуществлена первая оценка валового внутреннего продукта  за январь-октябрь 2013 г. Объем ВВП в январе-октябре 2013 г. составил в текущих ценах 505,9 трлн. рублей и увеличился по сравнению с январем-октябрем 2012 г. в сопоставимых ценах на 1,1%. Прогнозом на 2013 год в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2012 г. № 418 предусмотрен его рост на 8,5%.

Таблица 2. Динамика производства валового внутреннего продукта. [14]

Национальный доход (НД) – это чистый продукт общества, или вновь созданная стоимость. Общепризнано, что национальный доход создается в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте, в торговле и общественном питании (частично), в сфере связи (частично).

Распределение национального дохода в широком понимании охватывает все сферы общественного производства: непосредственное производство, распределение, обмен и потребление. [12,c.99]

Государство для выполнения своих функций нуждается в крупных финансовых ресурсах, которые аккумулируются в бюджете. С помощью бюджета осуществляется перераспределение национального дохода на удовлетворение общегосударственных потребностей: содержание аппарата управления, внутренней и внешней безопасности, социальной сферы, поддержки отдельных отраслей хозяйства и другие нужды. Чем выше уровень развития производительных сил, экономический и научный потенциал страны, тем заметнее становится значение бюджета в регулировании общественными процессами.

Доходы бюджета сектора государственного управления за январь-сентябрь 2013 года сложились в сумме 195,5 трлн. рублей, или 71,4 процента уточненного годового плана.

Доходы республиканского бюджета составили 77,2 трлн. рублей, или 63,2 процента уточненного годового плана.

За январь-сентябрь 2013 года поступление НДС составило 40,6 трлн. рублей, или 68,8 процента уточненного годового плана. Налога на прибыль поступило 17,9 трлн. рублей, или 64,0 процента уточненного годового плана. Акцизы поступили в сумме 12,3 трлн. рублей, или 75,0 процентов уточненного годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 18,0 трлн. рублей, или 60,3 процента уточненного годового плана. Поступления в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) составили 56,7 трлн. рублей, или 81,1 процента утвержденного годового плана.

По состоянию на 1 октября 2013 года задолженность по налогам и сборам составила 148,6 млрд. рублей и уменьшилась за сентябрь 2013 года на 4,3 млрд. рублей.

Расходы бюджета сектора государственного управления за январь-сентябрь 2013 года составили 189,2 трлн. рублей, или 69,3 процента уточненного годового плана.

Расходы республиканского бюджета составили 75,9 трлн. рублей, или 62,0 процента уточненного годового плана.

Расходы на общегосударственную деятельность составили 31,4 трлн. рублей (57,1 процента), на финансирование национальной экономики – 22,5 трлн. рублей (69,2 процента), на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, Фонд социальной защиты населения) направлено 112,0 трлн. рублей (74,1 процента).

Профицит бюджета сектора государственного управления за январь-сентябрь 2013 года составил 6,3 трлн. рублей, или 1,4 процента к ВВП.

Профицит республиканского бюджета составил 1,3 трлн. рублей, или 0,3 процента к ВВП.

Таблица 3. Сведения о размерах государственной поддержки, оказанной юридическим лицам за январь-сентябрь 2013г. [14]

 

            

                 Порой экономическая политика в Беларуси не укладывается в парадигму рыночной экономики, а соответствует принципам социализма (прямое регулирование цен на отдельные товары; изъятие части прибыли у высокорентабельных предприятий; ограничение рентабельности у части предприятий; кредитование ряда госпрограмм по процентным ставкам ниже рыночной стоимости; финансирование ряда коммерческих инвестиционных проектов за счет средств госбюджета; и т.п.) [10,c. 579]

                Таким образом, необходимо отметить, что сложившаяся система государственного управления экономикой в Республике Беларусь еще не в полной мере обеспечивает эффективное взаимодействие различных властных структур при выполнении ими своих полномочий. Роль государства велико, поскольку оно выполняет такие функции как: стабилизация экономики, разработка стратегии социально-экономического развития страны, перераспределение национального дохода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Вопросы, рассмотренные в курсовой работе, посвящены проблемам государственного регулирования экономики, роли государства в рыночных отношениях.

В результате исследования настоящей темы можно сделать следующие выводы.

1. Функции государства отражают  основные направления его деятельности, выражают сущность и назначение  государственного управления общественными  делами. Государство, как универсальная  организация общества и субъект  управления, выражает интересы всех граждан. Его сущность раскрывается и реализуется во взаимодействии с обществом, вне которого его деятельность теряет всякий смысл, поэтому следует отражать и общественные функции государства.

2. Можно выделить несколько внутренних  и внешних общественных функций государства, которые присущи ему в современный период. К внутренним функциям относятся: экономическая - выработка стратегии и тактики экономического развития страны и реализация этой политики; политическая - обеспечение ценности и сохранности того общества, формой которого выступает данное государство; социальная - определение социальной политики, обеспечение нормальных условий жизнедеятельности всего общества, регулирование отношений между гражданами по поводу их места в обществе, социальная защита малообеспеченных слоев населения; нормативно-правовая - принятие нормативно-правовых документов, регулирующих всю общественную жизнь; экологическая - регулирование деятельности людей в области использования окружающей среды.

3. Внешние функции - это основные направления деятельности государства на международной арене: оборонная, дипломатическая, внешнеэкономическая, внешнеполитическая, сотрудничество в решении глобальных проблем современности.

4. Функции по своему характеру  можно подразделить на политические и административные. Очень важно, чтобы те и другие выделялись в положении конкретного министерства, уставе административной службы.

5. Прогнозирование и планирование - главное звено всей системы  управления. Прогнозирование - это предвидение  перспектив развития объекта и последствий его преобразований для общества, конкретной организации. Планирование - это процесс определения достижимого состояния объекта, а также средств, способов и ресурсов для этого. Прогнозирование и планирование определяют перспективу развития и будущее состояние как объекта, так и субъекта управления. То есть, это - постановка целей, определяющих перспективы развития и будущее состояние управляемых объектов и процессов, а также способы достижения намеченных целей. Цели и задачи, определенные в плане, должны увязываться с материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.

6. Организация. Главная задача данной  функции состоит в том, чтобы  сформировать управляющую и управляемую  системы, установить конкретные  параметры, режим работы подразделений объекта и субъекта управления, взаимосвязей между ними, в том числе: степени централизации и децентрализации управления; разделения и кооперации труда в объекте и аппарате управления; уровней организации рабочих мест и условий труда; квалификации работающих; регламентации и стимулирования работы подразделений и каждого работающего.

7. Координация обеспечивает согласованность  работы всех звеньев системы  управления. Благодаря координации  устанавливается единство отношений  управляемой и управляющей систем, структур объекта и субъекта управления.

8. Регулирование - это целенаправленная  деятельность соответствующих государственных  органов, которые посредством системы  различных форм и методов обеспечивают  достижение цели и решение  важнейших экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики, регламентирует хозяйственные отношения в обществе. Регулирование в широком смысле заключается в издании законов, подзаконных и судебных актов, устанавливающих общие правила для всех субъектов общественных отношений.

9. Контроль - это процесс установления  отклонений от предусмотренных  величин и корректировка управленческих  воздействий. Он призван выполнить  обратную связь объектов управления  с аппаратом управления с тем, чтобы оценить и дать информацию о реализации управленческих решений. Контроль должен удовлетворять следующим требованиям: оперативности, гласности, объективности, целесообразности.

 

 

 

 

 

 

 

Список Литературы:

1. Агапова Т. А. Серегина С.Ф. Макроэкономика - Москва: Издательство

Инфра-М, 2004г. – 416с.

2. Бондарь А. В. Макроэкономика: учебное пособие для студентов экономических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / [А. В. Бондарь и др.]. – Минск : БГЭУ, 2009. – 415 с.

3. Галаева Е. В., Корсакова А. А., Марыганова Е. А., Назарова Е. В.,   

Юрьева Т. В. Макроэкономика. Учебное пособие. / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, - М., 2003. – 267 с.

4. Головачев А.С. Макроэкономика. Курс лекций. – Минск : АУП, 2002. – 253 с.

5.  Ивашковский С. Н. Макроэкономика. М., 2004г. – 510 с.

6. Макконел К. Р., Брю С. Л. «Экономикс». - М.: изд. «Республика», 2004. – 211 с;

7. Курс экономической теории: учебник - 4-е дополненное и переработанное издание - Киров: «АСА», 2000 г. - 752 с.

8. Макроэкономика: Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова – Москва, Питер, 2008 г. – 544 с.

9. Макроэкономика: социально-ориентированный подход / под ред. Э. А. Лутохиной - Мн: Выш. шк., 2003. – 99 с.

10. Национальная экономика Беларуси: Учеб. пособие / В. Н. Шимов, Я. В. Александрович, А. В. Богданович и др.; Под общ. ред. В. Н. Шимова. - Мн.: БГЭУ, 2005. – 844с.

11. Робрыкин А. И. , Салов А. И. Экономика. - М.: Юрайт, 2002. – 256 с.

12. Экономическая теория / под ред. В. А. Давыденко - Мн: Выш. шк., 2002.  –145 с.

13. Экономическая теория / под ред. М. Н. Базылева, С. П. Гурко - Минск: БГЭУ, 2008. – 36 с.

14. Национальный статистический комитет Республики Беларусь   [Электронный ресурс].  – Режим доступа: belstat.gov.by/

15.  Океанова З. К. Экономическая теория: Учебник.- М.: Дашков и К, 2008. – 634 с.

 

3

 


Информация о работе Функции государства в рыночной экономике