Государство и рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 21:40, курсовая работа

Краткое описание

Любое государство создается самим народом для того, чтобы возложить на него функцию организации самозащиты. Выбор формы правления, политического режима происходит в зависимости каких-либо особенностей; географических, климатических, исторических условий.

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 62.36 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Негосударственное образовательное  учреждение 
высшего профессионального образования 
«Самарская гуманитарная академия»  

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему «Государство и рынок»  
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Выполнил: Кистанов Я.А КСО -122                                                  

                                                       Проверил: Ефремова М.А.  

 

 

                               Г.Самара 2012г.

            ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

1.Введение

2. Государство 

2.1.Понятие и признаки государства

2.2. Функции и задачи государства

2.3. Государство как субъект правоотношений

3.Рынок и условия его возникновения

3.1. Основные черты и проблемы переходного периода к рынку. Формирование рыночной структуры

3.2. Роль налогов в рыночной экономике

3.3. Фиаско рынка

4. Государство в системе экономических отношений рыночной экономики

4.1. Теоретические взгляды на государственное регулирование

4.2. Необходимость регулирования и функции государства в рыночной системе

4.3. Методы государственного вмешательства в рыночный механизм

5. Особенности и направления государственного регулирования российской экономики

6.Заключение

7.Список литературы

 

 

1.Введение

Любое государство создается самим  народом для того, чтобы возложить  на него функцию организации самозащиты. Выбор формы правления, политического  режима происходит в зависимости каких-либо особенностей; географических, климатических, исторических условий.

Государство представляет собой совокупность людей, соединившихся в одно целое  под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать  конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство  отличается тем, что лишь оно воплощает  политическую власть, т.е. право во имя  общественного блага создавать  законы для регулирования и сохранения собственности, а также право  применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства  от нападения извне.

 

 

 

 

2.Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство - самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой.

 

2.1.Государство характеризуют следующие признаки, отличающие его как от до государственных, так и негосударственных организаций:

1) наличие публичной власти, выделенной  из общества и не совпадающей  с населением страны (государство  обязательно обладает аппаратом  управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть - это чиновники,  армия, полиция, суды, а также  тюрьмы и другие учреждения);

2) система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью  бюджета любого государства, они  необходимы для проведения определенной  политики и содержания государственного  аппарата, людей, не производящих  материальных ценностей и занятых  только управленческой деятельностью);

3) территориальное деление населения  (государство объединяет своей  властью и защитой всех людей,  населяющих его территорию, независимо  от принадлежности к какому-либо  роду, племени, учреждению; в процессе  становления первых государств  территориальное деление населения,  начавшееся в процессе общественного  разделения труда, превращается  в административно-территориальное;  на этом фоне возникает новый  общественный институт - подданство  или гражданство);

4) право (государство не может  существовать без права, так  как последнее юридически оформляет  государственную власть и тем  самым делает ее легитимной, определяет  юридические рамки и формы  осуществления функций государства  и т.п.);

5) монополия на правотворчество  (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя  их в юридические правила поведения);

6) монополия на легальное применение  силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);

7) устойчивые правовые связи  с населением, проживающим на  его территории (гражданство, подданство);

8) обладание определенными материальными  средствами для проведения своей  политики (государственная собственность,  бюджет, валюта и т.п.);

9) монополия на официальное представительство  всего общества (никакая иная  структура не вправе представлять  всю страну);

10) суверенитет (присущее государству  верховенство на своей территории  и независимость в международных  отношениях). В обществе власть  может существовать в разных  видах: партийная, семейная, религиозная и т.п. Однако властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство, которое осуществляет свою высшую власть в пределах собственных границ. Верховенство государственной власти означает:

а) ее безусловное распространение  на население и все социальные структуры общества;

б) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики;

в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего  юридических (правотворческой, правоприменительной  и правоохранительной);

г) прерогативу государства отменять, признавать юридически ничтожными акты других субъектов политики, если они  не соответствуют установлениям  государства. Государственный суверенитет  включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных  границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное  государство или внешняя сила нарушает границы данного государства  или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят  о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его  неспособности обеспечить собственный  суверенитет и национально-государственные  интересы. Понятие "суверенитет" имеет для государства такое  же значение, что и понятие "права  и свободы" для человека;

11) наличие государственных символов - герба, флага, гимна. Символы  государства призваны обозначать  носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству.  Гербы государства помещают на  зданиях, где расположены органы  государства, на пограничных столбах,  на форменной одежде государственных  служащих (военнослужащих и др.). Флаги вывешиваются на тех  же зданиях, а также в местах, где проводятся международные  конференции, символизируя присутствие  на них официальных представителей  соответствующего государства и  т.д.

 

2.2.Функции государства

Функции государства — это основные направления деятельности государства, определяемые его социальной сущностью  и стоящими перед ним задачами. Функции всегда направлены на реализацию стоящих перед государством задач  и связаны с его социальной ролью и местом в политической системе общества. Поэтому само содержание функции непосредственно связано  с реализацией задач, которые  государство решает на том или  ином этапе своего исторического  развития

Функции государства классифицируются:

по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,

по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),

по значению: на основные и дополнительные,

по видимости: на явные и латентные,

по влиянию на общество: на охранительные  и регулятивные.

Основной классификацией является деление функций государства  на внутренние и внешние.

а)Внутренние функции государства:

Правовая функция — обеспечение  правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения  и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

Политическая функция — обеспечение  политической стабильности, выработка  программно-стратегических целей и  задач развития общества.

Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление  контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

Экономическая функция — организация, координация и регулирование  экономических процессов с помощью  налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической  активности, осуществления санкций.

Социальная функция — обеспечение  солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв  общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех  категорий граждан, которые в  силу объективных причин не могут  самостоятельно обеспечить достойный  уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного  строительства, здравоохранения, системы  общественного транспорта.

Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой  духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.

Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

б)Внешние функции государства:

Внешнеполитическая функция —  развитие дипломатических отношений  между государствами, заключение международных  договоров, участие в международных  организациях.

Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.

Функция поддержания мирового порядка  — участие в развитии системы  международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.

Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Также проводится разделение между:

деятельностью по выработке политических решений и деятельностью по выполнению этих решений — государственному управлению.

Задачи государства

Задачи и функции государства - явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять. В задачах государства  определяются его социальное назначение, историческая миссия в тот или  иной исторический период. Задачи государства  имеют исходное значение по отношению  к его функциям, являются их ближайшей  непосредственной предпосылкой. В задачах концентрируется и преломляется воздействие экономики и политики на развитие функций государства. В свою очередь, функции государства представляют собой средство реализации, выполнения его задач. Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций.

2.3.Государство как субъект правоотношений

При рассмотрении государства в  качестве субъекта гражданских правоотношений следует руководствоваться положениями  теории государства и права, где  даются определения, понятия и признаки государства, а также нормами конституционного права. В состав Российского государства входят субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа и муниципальные образования — городские, сельские поселения и т.д. Последние имеют муниципальную собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления (ст. 2, 124 ГК РФ, ст. 1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Государство как субъект гражданских правоотношений имеет такие же признаки, что и юридическое лицо: организационное единство, обособленное имущество (ст. 214, 215 ГК РФ), ответственность по своим обязательствам (ст. 216 ГК РФ), возможность для субъектов РФ и муниципальных образований выступать от собственного имени при приобретении имущественных и личных неимущественных прав в суде (ст. 125 ГК РФ). На государство распространяется принцип равенства с другими субъектами, несмотря на то что оно обладает властными полномочиями.

 

Между тем государству как субъекту гражданских правоотношений присущи  некоторые особенности:

1)от имени государства могут  выступать юридические лица и  граждане по специальному поручению  государства;

2)сфера участия Российской Федерации,  ее субъектов, муниципальных образований  определяется правоспособностью  последних, которая отражена в  законе и является специальной.  Сюда необходимо отнести:

Информация о работе Государство и рынок