Государство и рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 21:40, курсовая работа

Краткое описание

Любое государство создается самим народом для того, чтобы возложить на него функцию организации самозащиты. Выбор формы правления, политического режима происходит в зависимости каких-либо особенностей; географических, климатических, исторических условий.

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 62.36 Кб (Скачать)

Приведенный перечень функций  может быть расширен как за счет их расчленения  и конкретизации, так и на основе добавления вновь  возникающих устойчивых задач. Конкретные наборы функций и решаемых правительствами  задач при регулировании  экономики определяются и общими закономерностями функционирования современных  рыночных систем, и  насущными потребностями, и условиями данной страны.

 

4.3. Методы государственного вмешательства в рыночный механизм

Прежде всего важно  различать две основные формы: прямое вмешательство через расширение государственной собственности  на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными  предприятиями и косвенное вмешательство  с помощью различных мер экономической  политики.

     Прямое вмешательство  государства – это принятие  законодательных актов, призванных  упорядочить и развивать отношения  между элементами рыночной системы.  Примером государственного регулирования  экономики путём издания законодательных  актов может служить положение  о кооперации во Франции.

Косвенное вмешательство. В  зависимости от цели вмешательства, меры экономической политики могут  быть направлены на:

-стимулирование капиталовложений;

-обеспечение полной занятости;

-стимулирование экспорта  и импорта товаров, капиталов  и рабочей силы;

-воздействие на общий  уровень цен в целях его  стабилизации;

-поддержку устойчивого  экономического роста;

-перераспределение доходов.

 

Для проведения этих разнообразных  мер государство прибегает главным  образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика – это  бюджетная политика. Её можно определить как политику, проводимую путём манипулирования  государственными доходами и расходами. Кредитно-денежная политика – это  политика, проводимая путём регулирования  денежной массы в обращении и  совершенствовании кредитной сферы. Оба эти направления государственной  политики тесно связаны друг с  другом. Однако эта связь в рыночной и централизованной экономике существенно  различается.

Страны с рыночной экономикой постоянно ищут оптимальное сочетание  государственного регулирования и  функционирования естественно сложившегося рыночного механизма.

 

Прогнозирование экономики.

В зависимости от конкретно-исторических обстоятельств, национальных условий  и господствующих в обществе экономических  концепций во многих странах происходит интенсивная апробация различных  методов государственного воздействия  на хозяйственные и микрохозяйственные процессы. Одни из этих методов теряли свое первоначальное значение, другие, наоборот, приобретали вес и признание, выходя на передний план. Но каждый играл  свою особую роль. По мере значимости и  масштабам воздействия на экономику  можно выделить такие методы государственного регулирования, как прогнозирование  и экономическое программирование.

Для принятия грамотных экономических  решений государство нуждается  в научно обоснованном прогнозе. Задача такого прогноза – дать объективное, достоверное представление о  том, что произойдет в экономике  при тех или иных условиях. В  прогнозировании экономики можно  выделить четыре этапа.

1 этап прогноза – так  называемый «поисковый» прогноз.  Он показывает, каким может быть  развитие экономики (или ее  отдельной подсистемы) при условии,  что характер государственного  воздействия на экономические  процессы останется неизменным. Другими словами, общество получает  ответ на вопрос: что будет,  если не принимать никаких  мер государственного воздействия?

2 этап – это разработка  «нормативного», или «целевого», прогноза, в котором государство определяет  цель развития экономики страны. Например: достичь определенного  уровня потребления материальных  благ на душу населения или  достичь «критической» массы  малых предпринимателей в экономике  и т.д. Эти цели становятся  своего рода нормативов, от которого  начинается вся цепочка расчетов. Поэтому для постановки реальных целей необходимо иметь достоверную информацию, основу для которой дает так называемый «поисковый прогноз». Он определяет параметры будущего развития. «Поисковый» и «нормативный» прогнозы тесно взаимоувязаны.

3 этап – подготовка  для правительства конкретных  предложений и рекомендаций по  использованию тех или иных  экономических регуляторов, которые  побуждают государство вести  хозяйственную деятельность, адекватную  его политике. Существуют 3 группы  таких экономических регуляторов:

Налоги, налоговые льготы, нормы и порядок начисления амортизации, процент за кредит, таможенные сборы  и т.д.;

Финансовые средства государства, бюджетные инвестиции, субсидии, дотации  и т.д.;

Законодательно установленные  ограничения материально-вещественных потоков: лицензии, квоты, контрактные  государственные заказы.

Оперируя экономическими регуляторами, государство стремится  максимально приблизить развитие экономики  к показателям «нормативного  прогноза», но так, чтобы ни в коей мере не блокировать механизм рынка.

4 этап – корректировка  «нормативного прогноза» с учетом  действия выбранных экономических  регуляторов.

Выделение таких этапов в  процессе прогнозирования есть первое методологическое требование ко всей работе по составлению прогнозов  государствам. Второе методологическое требование к такого рода работе –  это составление сценария и вариантов  самих прогнозов.

Сценарий прогноза включает в себя комплекс исходных условий: прогноз  погодных условий, определяющих урожайность, прогноз общественно-политической, внешнеэкономической, международной  ситуаций, прогноз правовых условий  и т.д. Вариантов прогноза может  быть очень много, нужны прогнозы любого уровня, любой совокупности, развития видов производств, территорий, отраслей и т.д., но следует разумно  ограничивать их число, иначе принять  решение будет сложно.

Наиболее продуктивным в  практике прогнозирования рыночной экономики является сведение разных прогнозов в систему, в обобщающий прогноз. Перспективным считается  следующий «набор» воздействующих прогнозов:

Прогноз последствий от разных ситуаций в стране и за рубежом;

Прогнозы развития таких  сфер экономики, как финансы, денежное обращение, трудовые ресурсы и т.д.;

Социальные и политические прогнозы;

Прогнозы развития конкретных видов производства и отраслей; научно-технические  прогнозы;

Внешнеэкономические прогнозы;

Экологические прогнозы;

Прогнозы развития отдельных  производственно-управленческих и  территориальных структур.

В цивилизованной рыночной экономике  постоянно происходит периодическое  уточнение и доработка составляемых прогнозов, существует система «скользящих» прогнозов, т.е. регулярно пересматриваемых в соответствии с изменениями  условий жизни общества.

Экономическое программирование.

Наряду с краткосрочными методами воздействия на экономику (прогнозами) современное государство  использует и долговременные методы ее регулирования (программы). Во многих европейских странах, в США, Японии и других регионах мира получил широкое развитие метод экономического программирования в масштабах все страны. Весьма разнообразные по срокам выполнения и по целям программы опираются на реальные факторы экономической жизни – правительственные и частные инвестиции, бюджетные субсидии и носят в основном индикативный (рекомендательный) характер.

Структурная политика государства  преследует главную цель – обеспечить наиболее высокий уровень экономического роста на данном этапе развития национальной экономики. Сюда входит и стимулирование новой производственной структуры, адекватной НТП, и преодоление социально-экономической  отсталости отдельных регионов; повышение  эффективности и конкурентной способности  национального капитала; активная поддержка  мелкого и среднего бизнеса и  предпринимательства; наконец, политика приватизации и разгосударствления, антимонопольное законодательство и т.д.

 

 

5.  Особенности и направления государственного регулирования российской экономики

С начала 90-х гг. XX в. Россия переживает глубокие перемены. Они  связаны с переходом на рыночную модель хозяйствования. Процесс экономической  трансформации в нашей стране идет неоднозначно и, по всей видимости, займет длительный период времени.

На первых этапах реформирования экономики достаточно жестко соблюдался принцип экономического либерализма - дать неограниченный простор рыночному  саморегулированию и резко ограничить государственное вмешательство  в экономические процессы. С точки  зрения высших интересов России такой  путь себя мало оправдал. Это обстоятельство добрый десяток лет проходило  мимо сознания правящей элиты. И только сравнительно недавно стало приходить  понимание, что без помощи государства  невозможно ни сформировать эффективно действующую рыночную систему хозяйствования, ни успешно регулировать ее функционирование.

Поэтому на сегодняшний день в России выделилось ряд областей, где правительством весьма эффективно осуществляется государственное регулирование.

Конкретными областями государственного регулирования является:

а) уровень жизни населения, состояние социальной сферы, трудовых отношений, занятости;

б) структура национального  хозяйства — воспроизводственная, инновационно-технологическая, секторальная, отраслевая, региональная;

в) экономический цикл и  макроэкономическое равновесие, поддержка  темпов экономического роста;

г) денежное обращение, финансы  страны, бюджет и межбюджетные отношения;

д) окружающая среда и экологическое  равновесие;

е) научно-инновационный потенциал  страны;

ж) система образования  и подготовки кадров;

з) сбалансированность внешнеэкономических  связей и др.

Конкретные области и  используемые методы государственного воздействия на экономику на том  или ином историческом этапе определяются как общими принципами, характерными для практики большинства государств мира, так и особенными чертами  экономики соответствующих стран. В этом плане российская экономика  как объект регулирования обладает целым рядом специфических особенностей:

уникальные пространственные масштабы российской экономики;

особые требования, предъявляемые  со стороны экономики в целом  к инфраструктурным объектам (к транспорту, всем видам связи и др.), при  недостаточной развитости этих объектов и, соответственно, большой потребности  в капитальных ресурсах;

незавершенность процессов  формирования многих компонентов специфически рыночной инфраструктуры, особенно в  части инфраструктурного оснащения  рыночных отношений на периферии;

огромная дистанция по уровню экономического и социального  развития между несколькими регионами (меньшинством), получившими название доноров, и остальной частью (большинством) регионов.

уникальная сложность  природно-климатических условий  для хозяйственной деятельности и проживания людей на значительной части территории страны;

наличие устойчиво сильных  исторических традиций, поддерживающих склонность к централизованному  управлению процессами в стране.

С учетом незавершенности  в России процессов трансформирования  экономической системы в современную  систему рыночного типа механизм и методы государственного регулировании  в значительной мере сориентированы на осуществление целого ряда институциональных  преобразований.

Институты — весьма важное понятие при изучении управленческих отношений. Согласно определениям классиков  институционализма (Д.Норта и др.) институты — это «правила игры»  в обществе, это созданные человеком  ограничительные рамки, на базе которых  организуются взаимоотношения между  людьми. Различают институты формальные, существующие в устойчивых формах, такие как органы и организации, законы, иные установленные правила, а также — неформальные, выступающие  как неписаные правила, обычаи, традиции, принципы. Совершенствование или  преобразование институтов с учетом тенденций в мировой экономике  остается серьезнейшим компонентом  дальнейших реформ, организуемых Российским государством. Речь идет о совершенствовании  институтов собственности, дальнейшем развертывании административных реформ, развитии правовых норм, формировании более действенной системы судопроизводства и др.

Вместе с тем институциональные  мероприятия не являются какой-то отдельной  самоцелью, достигаемой в ходе трансформационных  процессов. Они должны осуществляться не ради формы (подражания каким-то «совершенным»  институтам в мире), а для достижения содержательных целей, связанных с  подъемом производительных сил страны, выводом экономики на более высокие  параметры конечной эффективности, повышением уровня благосостояния народа.

Возникновение, функционирование, изменение и взаимодействия институтов представляют самостоятельную и  сложную научную проблему, которой  занимаются институционализм, эволюционная теория и другие направления экономической  науки.

Итак, значение институтов состоит  в том, что они определяют характер и направления экономической  деятельности. Иными словами, институты  задают «правила игры» для экономических  субъектов. Институты могут благоприятствовать экономическому росту, и тогда страна будет быстро развиваться.

Таким образом, в России в  последние годы стали уделять  все большее внимание государственному регулированию отдельных областей посредством реализации различных  национальных проектов, призванных обеспечить нормальное эффективное функционирование экономики в целом.

Информация о работе Государство и рынок