Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 21:40, курсовая работа
Любое государство создается самим народом для того, чтобы возложить на него функцию организации самозащиты. Выбор формы правления, политического режима происходит в зависимости каких-либо особенностей; географических, климатических, исторических условий.
Приведенный перечень функций может быть расширен как за счет их расчленения и конкретизации, так и на основе добавления вновь возникающих устойчивых задач. Конкретные наборы функций и решаемых правительствами задач при регулировании экономики определяются и общими закономерностями функционирования современных рыночных систем, и насущными потребностями, и условиями данной страны.
4.3. Методы государственного вмешательства в рыночный механизм
Прежде всего важно
различать две основные формы: прямое
вмешательство через расширение
государственной собственности
на материальные ресурсы, законотворчество
и управление производственными
предприятиями и косвенное
Прямое вмешательство
государства – это принятие
законодательных актов,
Косвенное вмешательство. В зависимости от цели вмешательства, меры экономической политики могут быть направлены на:
-стимулирование
-обеспечение полной занятости;
-стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы;
-воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации;
-поддержку устойчивого экономического роста;
-перераспределение доходов.
Для проведения этих разнообразных
мер государство прибегает
Страны с рыночной экономикой постоянно ищут оптимальное сочетание государственного регулирования и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма.
Прогнозирование экономики.
В зависимости от конкретно-исторических
обстоятельств, национальных условий
и господствующих в обществе экономических
концепций во многих странах происходит
интенсивная апробация
Для принятия грамотных экономических
решений государство нуждается
в научно обоснованном прогнозе. Задача
такого прогноза – дать объективное,
достоверное представление о
том, что произойдет в экономике
при тех или иных условиях. В
прогнозировании экономики
1 этап прогноза – так
называемый «поисковый»
2 этап – это разработка
«нормативного», или «целевого», прогноза,
в котором государство
3 этап – подготовка
для правительства конкретных
предложений и рекомендаций по
использованию тех или иных
экономических регуляторов,
Налоги, налоговые льготы, нормы и порядок начисления амортизации, процент за кредит, таможенные сборы и т.д.;
Финансовые средства государства, бюджетные инвестиции, субсидии, дотации и т.д.;
Законодательно установленные
ограничения материально-
Оперируя экономическими регуляторами, государство стремится максимально приблизить развитие экономики к показателям «нормативного прогноза», но так, чтобы ни в коей мере не блокировать механизм рынка.
4 этап – корректировка
«нормативного прогноза» с
Выделение таких этапов в процессе прогнозирования есть первое методологическое требование ко всей работе по составлению прогнозов государствам. Второе методологическое требование к такого рода работе – это составление сценария и вариантов самих прогнозов.
Сценарий прогноза включает
в себя комплекс исходных условий: прогноз
погодных условий, определяющих урожайность,
прогноз общественно-
Наиболее продуктивным в
практике прогнозирования рыночной
экономики является сведение разных
прогнозов в систему, в обобщающий
прогноз. Перспективным считается
следующий «набор»
Прогноз последствий от разных ситуаций в стране и за рубежом;
Прогнозы развития таких сфер экономики, как финансы, денежное обращение, трудовые ресурсы и т.д.;
Социальные и политические прогнозы;
Прогнозы развития конкретных видов производства и отраслей; научно-технические прогнозы;
Внешнеэкономические прогнозы;
Экологические прогнозы;
Прогнозы развития отдельных производственно-управленческих и территориальных структур.
В цивилизованной рыночной экономике
постоянно происходит периодическое
уточнение и доработка
Экономическое программирование.
Наряду с краткосрочными методами воздействия на экономику (прогнозами) современное государство использует и долговременные методы ее регулирования (программы). Во многих европейских странах, в США, Японии и других регионах мира получил широкое развитие метод экономического программирования в масштабах все страны. Весьма разнообразные по срокам выполнения и по целям программы опираются на реальные факторы экономической жизни – правительственные и частные инвестиции, бюджетные субсидии и носят в основном индикативный (рекомендательный) характер.
Структурная политика государства
преследует главную цель – обеспечить
наиболее высокий уровень экономического
роста на данном этапе развития национальной
экономики. Сюда входит и стимулирование
новой производственной структуры,
адекватной НТП, и преодоление социально-
5. Особенности и направления государственного регулирования российской экономики
С начала 90-х гг. XX в. Россия переживает глубокие перемены. Они связаны с переходом на рыночную модель хозяйствования. Процесс экономической трансформации в нашей стране идет неоднозначно и, по всей видимости, займет длительный период времени.
На первых этапах реформирования
экономики достаточно жестко соблюдался
принцип экономического либерализма
- дать неограниченный простор рыночному
саморегулированию и резко
Поэтому на сегодняшний день в России выделилось ряд областей, где правительством весьма эффективно осуществляется государственное регулирование.
Конкретными областями государственного регулирования является:
а) уровень жизни населения, состояние социальной сферы, трудовых отношений, занятости;
б) структура национального
хозяйства —
в) экономический цикл и макроэкономическое равновесие, поддержка темпов экономического роста;
г) денежное обращение, финансы страны, бюджет и межбюджетные отношения;
д) окружающая среда и экологическое равновесие;
е) научно-инновационный
ж) система образования и подготовки кадров;
з) сбалансированность внешнеэкономических связей и др.
Конкретные области и
используемые методы государственного
воздействия на экономику на том
или ином историческом этапе определяются
как общими принципами, характерными
для практики большинства государств
мира, так и особенными чертами
экономики соответствующих
уникальные пространственные масштабы российской экономики;
особые требования, предъявляемые со стороны экономики в целом к инфраструктурным объектам (к транспорту, всем видам связи и др.), при недостаточной развитости этих объектов и, соответственно, большой потребности в капитальных ресурсах;
незавершенность процессов
формирования многих компонентов специфически
рыночной инфраструктуры, особенно в
части инфраструктурного
огромная дистанция по уровню экономического и социального развития между несколькими регионами (меньшинством), получившими название доноров, и остальной частью (большинством) регионов.
уникальная сложность
природно-климатических
наличие устойчиво сильных исторических традиций, поддерживающих склонность к централизованному управлению процессами в стране.
С учетом незавершенности
в России процессов трансформирования
экономической системы в
Институты — весьма важное
понятие при изучении управленческих
отношений. Согласно определениям классиков
институционализма (Д.Норта и др.)
институты — это «правила игры»
в обществе, это созданные человеком
ограничительные рамки, на базе которых
организуются взаимоотношения между
людьми. Различают институты
Вместе с тем
Возникновение, функционирование, изменение и взаимодействия институтов представляют самостоятельную и сложную научную проблему, которой занимаются институционализм, эволюционная теория и другие направления экономической науки.
Итак, значение институтов состоит
в том, что они определяют характер
и направления экономической
деятельности. Иными словами, институты
задают «правила игры» для экономических
субъектов. Институты могут
Таким образом, в России в
последние годы стали уделять
все большее внимание государственному
регулированию отдельных