Государство и рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 21:40, курсовая работа

Краткое описание

Любое государство создается самим народом для того, чтобы возложить на него функцию организации самозащиты. Выбор формы правления, политического режима происходит в зависимости каких-либо особенностей; географических, климатических, исторических условий.

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 62.36 Кб (Скачать)

-сферу собственности (государство обладает теми же правомочиями собственника, что и другие участники гражданского правоотношения);

-обязательственные отношения (государство может быть и кредитором и должником, как по договорным, так и внедоговорным обязательствам);

-внешнеэкономическую деятельность (внешнеторговые сделки за границей совершают торговое представительство и другие органы, наделенные соответствующей компетенцией в законном порядке. Например, договор займа может заключаться российским юридическим лицом на основании постановления Правительства РФ);

3) особенности ответственности государства по своим обязательствам проявляются в следующих правилах:

-Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования несут самостоятельную имущественную ответственность (ст. 126 ГК РФ), поскольку не отвечают по обязательствам друг друга, а также юридических лиц, созданных ими. Однако на них может быть возложена ответственность за несостоятельность предприятий, учредителем которых они являются, возникшую в результате исполнения некомпетентных указаний учредителя (п. 2 ст. 56 ГК РФ);

-государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам созданных им учреждений при недостаче у последних собственных средств в случае, если государство является собственником имущества, закрепленного за ними (п. 2 ст. 120 ГК РФ);

- Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115 ГК РФ);

-Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования несут ответственность по внедоговорным обязательствам в случаях причинения убытков другим субъектам гражданского правоотношения незаконными действиями своих органов;

-объекты, которыми государство может отвечать по своим обязательствам, ограничены. Так, государство не может отвечать имуществом, закрепленным за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, а также имуществом, которое по закону может находиться только в государственной или муниципальной собственности; взыскание на природные ресурсы государства или муниципального образования может быть обращено лишь в случаях, указанных в законе (п. 1 ст. 126 ГК РФ);

4)государство обладает судебным  иммунитетом. Это значит, что ответственность  его в отношениях с иностранными  партнерами ограничена: последние  не могут предъявить к нему  судебный иск за ненадлежащее  исполнение обязательств без  предварительного согласия компетентных  органов государства, отраженного  в международном договоре (ст. 127 ГК РФ);

5)к государству применяются  нормы, определяющие участие юридических  лиц в отношениях, регулируемых  гражданским законодательством,  если иное не вытекает из  закона или его особенностей (п. 2 ст. 124 ГК РФ).

 

 

3.Рынок и условия его возникновения

В самом общем виде рынок определяется как стихийный порядок. Учитывая, что в кратком определении  невозможно осветить все грани этой важнейшей экономической категории, можно сказать что рынок –  это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализации, безличностном механизме ценовых  сигналов.

В условиях исследуемой формы хозяйства, рыночные отношения охватывают всю  систему и всех субъектов экономических  отношений. В состав рынка входят и предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг  и т.д. Основных субъектов рыночного  хозяйства принято разделять  на 3 группы:

 

-домашние хозяйства

-бизнес (предпринимательство);

-правительство.

 

Домашнее хозяйство – основная структурная единица, функционирующая  в потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного и  более человек. В рамках домашнего  хозяйства потребляются конечные продукты, сферы материального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства  являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг труда, капитала и др. деньги расходуются  для удовлетворения личных потребностей (а не для наращивания прибыли).

Бизнес – это деловое предприятие, функционирующее с целью получения  дохода (прибыли). Оно предполагает вложение дело собственного или заёмного капитала, доход от которого расходуется  не просто на личное потребление, а  для расширения производственной деятельности. Бизнес является поставщиком товаров  и услуг в рыночном хозяйстве.

Правительство предоставлено главным  образом различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью  получение прибыли,  а реализуют  функции государственного регулирования  экономики.

Один и тот же человек (взрослый член общества) может быть в составе  и домашнего хозяйства, и бизнеса,  и правительственного учреждения. Например, по найму государственным служащим, вы являетесь представителем правительственной  организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, вы представляете  бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, вы являетесь  членом домашнего хозяйства. Соответственно современная рыночная экономика  – это целая система рынков: товаров и услуг, труда, ссудных  капиталов, ценных бумаг, валютных рынков и др.

Важнейшими  условиями возникновения рынка  являются общественное разделение труда  и специализация. Первая из этих категорий  означает, что в любом более  или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства  не может жить за счёт полного самообеспечения  всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Различные  группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности. Это и означает специализацию в производстве тех или иных благ и услуг. Специализация, в свою очередь, определяется принципом сравнительного преимущества, т.е. способностью производить продукцию при относительно меньшей альтернативной стоимости. Эта категория является одним из центральных понятий в экономической теории. Производители обладают разными навыками, умением, по-разному обеспечены ограниченными ресурсами. Принцип сравнительного преимущества объясняет как процессы специализации в рамках отдельного предприятия, так и в международных масштабах.

Условием возникновения  рынка является и так называемая экономическая обособленность субъектов  рыночного хозяйства. Ведь обмениваются благами, созданными на основе общественного  разделения труда и специализации, полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений  производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель  решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную  продукцию. Адекватным правовым режимом  состоянию экономической обособленности является режим частной собственности.

Для возникновения рынка  какого-либо продукта важна и величина трансакционных издержек. Трансакционные издержки определяют условия и границы  рыночной деятельности.

И, наконец, важным условием возникновения рынка является свободный  обмен ресурсами. Ведь общественное разделение труда, специализация и  обмен могут существовать и в  иерархических системах, где Центр  определяет кому и что производить, кому и с кем обмениваться ресурсами  и произведённой продукцией. Только свободный обмен, существующий в  спонтанных (стихийных) коридорах, позволяет  сформироваться свободным ценам, которые  и будут подсказывать хозяйственным  агентам наиболее эффективные направления  их деятельности.

3.1. Основные черты и проблемы переходного периода к рынку. Формирование рыночной структуры

 В 1992 г. экономическая  реформа в России стала делать  первые шаги:

  1. тотальное огосударствление экономической сферы;
  2. сверхмонополизация и деформированность структуры экономики с крайне высокой степенью милитаризации;
  3. подавленная инфляция;
  4. скрытая безработица;
  5. тотальный дефицит товаров и услуг, их повсеместное рационирование;
  6. отсутствие экономических мотивов с трудовой деятельности.

     Каковы основные  проблемы, которые должны быть  решены в переходный период? Это  приватизация, макроэкономическая  стабилизация, поощрение предпринимательства,  либерализация внешнеэкономических  связей. Обязательно – социальная  политика, направленная на защиту  лиц с низкими доходами. Как  известно, рыночное хозяйство предполагает  взаимосвязанную систему рынков: товаров, труда, капитала и  др. В связи с этим важнейшими  целями в переходный период  являются:

     1. Развитие  рынка товаров и услуг. При  этом речь идёт как о товарах  производственного так и непроизводственного  назначения. Подлинный рынок товаров  – не просто место продажи  и купли, - это свободное ценообразование,  когда подавляющая масса продукции  производится в частном секторе.   

     2. Формирование  финансового рынка. Речь идёт  о рынке ценных бумаг (акций,  облигаций и др.). Значение такого  рынка трудно оценить, если  не опираться на опыт западных стран, свидетельствующий о его важной роли в жизни общества. Финансовый рынок – это вершина рыночной структуры. Переходный период необходим, чтобы создать и апробировать такой рынок, ибо без акций, облигаций и других ценных бумаг рыночная экономика немыслима.    

     3. создание  и регулирование рынка труда.  В рыночных условиях для населения  закончился период гарантированной  занятости, когда руководитель  предприятия был лишён возможности  уволить непроизводительного работника,  если только с его стороны  не было зафиксировано антиобщественного  поведения. Рабочие места были  гарантированы для выпускников  высших и средних учебных заведений,  других категорий населения. Теперь  же вводится контрастная система  найма работников, которая призвана  повысить ответственность сторон  в ходе рационализации занятости.  Ведь на рынке труда, так  же, как и на рынке товаров  и услуг, несоответствие между  спросом и предложением – вещь  довольно болезненная.

     Итак, рыночная  экономика – это экономика,  в которой взаимодействуют рынки  товаров и услуг, ценных бумаг,  труда.

3.2.Роль налогов в рыночной экономике

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что  можно с уверенностью сказать: без  хорошо налаженной, чётко действующей  налоговой системы, эффективная  рыночная экономика невозможна.

В чём же конкретно состоит  роль налогов в рыночной экономике, какие функции они выполняют? Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам принадлежит  решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Это, конечно, так. Но на первое место следует  поставить функцию, без которой  в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция  налогов – регулирующая.

     Рыночная экономика  в развитых странах – это  регулируемая экономика. Представить  себе эффективно функционирующую  рыночную экономику в современном  мире, не регулируюмую государством, невозможно. Иное дело – как  она регулируется, какими способами,  в каких формах.

     Государственное  регулирование осуществляется в  двух основных направлениях:

  1. Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении “правил игры”, т.е. разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношение действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наёмных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношения товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, а так же бирж труда. Это направление государственного регулирование рынка непосредственно с налогами не связано.
  2. Регулирование развития народного хозяйства, общественного производства, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идёт, главным образом, о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей, с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

    

     В условиях  рынка сводятся к минимуму  методы административного подчинения  предпринимателей, постепенно исчезает  само понятие “вышестоящие организации”, имеющие право управлять деятельностью  предприятий с помощью распоряжений, команд и приказов.

     Маневрируя  налоговыми ставками, льготами и  штрафами, изменяя условия налогообложения,  вводя одни и отменяя другие  налоги, государство создаёт условия  для ускоренного развития определённых  отраслей и производств, способствует  решению актуальных для общества  проблем. Так, в настоящее время  нет, пожалуй, более важной  для нас задачи, чем подъём  сельского хозяйства, решении  продовольственной проблемы. В связи  с этим, в Российской Федерации  освобождены от налога на прибыль  колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные  производства.

     Другой пример. Хорошо известно, что эффективно  функционирующую рыночную экономику  невозможно себе представить  без развития малого бизнеса.  Без него трудно создать благоприятную  для функционирования товарно-денежных  отношений экономическую среду.  Государство должно способствовать  развитию малого бизнеса, поддерживать  его путём создания специальных  фондов финансирования малого  предприятия, льготного кредитования, льготного налогообложения.

     Другая функция  налогов – стимулирующая. С  помощью налогов и льгот государство  стимулирует технический процесс,  увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения о расширении  производства  др.

     Следующая  функция налогов – распределительная,  или, перераспределительная. Посредством  налогов в государственном бюджете  концентрируются средства, направляемые  затем на решение народно-хозяйственных  проблем, как производственных, так  и социальных, финансирование крупных  межотраслевых, комплексных целевых  программ – научно-технических,  экономических и др.

     С помощью  налогов государство перераспределяет  часть прибыли предприятий и  предпринимателей, доходов граждан,  направляя их на развитие производственной  и социальной инфраструктуры, на  инвестиции и капиталовложения. Перераспределительная функция  налоговой системы носит ярко  выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная  налоговая система позволяет  придать рыночной экономике социальную  направленность, как это сделано  в Германии, Швеции и многих  других странах.

Информация о работе Государство и рынок