Государство и рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 21:40, курсовая работа

Краткое описание

Любое государство создается самим народом для того, чтобы возложить на него функцию организации самозащиты. Выбор формы правления, политического режима происходит в зависимости каких-либо особенностей; географических, климатических, исторических условий.

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 62.36 Кб (Скачать)

 

3.3. Фиаско рынка

 

     Классики исходили  из тезиса о необходимости  выполнения государством традиционных  функций, понимая, что существуют  сферы, которые находятся вне  пределов досягаемости рыночного  конкурентного механизма. Это,  прежде всего, касается так  называемых общественных товаров,  т.е. товаров и услуг, которые  потребляются коллективно. Очевидно, что государство должно брать  на себя заботу об их производстве  и организовывать совместную  оплату гражданам этой продукции.

     К числу  проблем, которые не решает  рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные, эффекты. Когда производство какой-либо  продукции приводит к загрязнению  окружающей среды, то, как правило,  требуются дополнительные затраты.  При этом на цене продукта, которая повлекла за собой  подобные побочные эффекты, это  сможет и не сказаться. Внешние,  или побочные, эффекты можно регулировать, опираясь на прямой контроль  государства. 

     Экономическая  практика выявила в XIX в. и подтвердила в XX в., что существуют ситуации, так называемые фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов.

     Следует отметить, что “слёг” к проблемам справедливости  и равенства. Ничем не ограниченное  рыночное распределение, справедливое  с точки зрения законов рынка,  приводит к резкой дифференциации  доходов, социальной незащищённости. Когда рыночное распределение  не устраивает большинство населения,  это заканчивается чрезвычайно  серьёзными социальными конфликтами.  Корректировать распределение, которое  обеспечивает рынок, должно государство.  Вмешательство государство требует  и другая рыночная проблема  – безработица. Необходимы условия  по её сокращению или смягчению  её последствий, если она всё  же неизбежна.

 

 

 

4. Государство в системе экономических отношений рыночной экономики

Переход России от централизованно  управляемого хозяйства к рыночной экономике коренным образом меняет задачи, которые стоят перед государством.

Изменение прежнего порядка привело  к тому, что в России быстрей  пошёл процесс разрушения старых механизмов централизованного государственного регулирования, нежели создание новых, необходимых для проведения необходимых  рыночных преобразований.

Неприятие тоталитаризма, ориентация на либерально-демократическую систему  ценностей не означает, что переходить следует к некой абстрактной  “безгосударственной” рыночной модели. В России многими воспринята как  аксиома идея, согласно которой основой  политических свобод и демократии могут  быть полностью либерализованные рынки. Но это утверждение не только несколько  искажённо трактует западный опыт, но и не учитывает российский менталитет с его многовековой традицией  сильной центральной власти, правда, доведённой в ходе социального эксперимента XX в . до крайних форм.

     В XX в. важнейшей составляющей успеха стран не только с развитой рыночной экономикой, но и ещё в большей степени, развивающихся, как уже отмечалось, явилась регулирующая роль государства.

     Многообразие  задач, которые стоят перед  государством в рыночной экономике,  можно выразить через выполняемые  государством экономические функции. 

К ним относятся:

-создание и регулирование  правовой основы функционирования  экономики;

-антимонопольное регулирование;

-проведение политики  макроэкономической стабилизации;

-воздействие на размещение  ресурсов;

-деятельность в сфере  распределения доходов.

    

     В реальной  действительности все функции   переплетены между собой и  в комплексе воздействуют на  экономическую ситуацию.

 

4.1. Теоретические взгляды на государственное регулирование

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику  было различным на разных этапах её становления и развития. В период формирования рыночных отношений в  XVII-XVIII вв. господствовавшая экономическая доктрина – меркантилизм – основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования, для развития в стране торговли и промышленности.

     С развитием  рыночных отношений набравший  силу класс предпринимателей  начал рассматривать государственное  вмешательство и связанные с  эти ограничения как помеху  в своей деятельности. Не удивительно,  что пришедшие в конце XVIII в. на смену меркантилизму идеи экономического либерализма, которые негативно оценивали государственное вмешательство, сразу нашли огромное число горячих поклонников.

     Вне зависимости  от господствующих экономических  доктрин, никто и никогда не  снимал с национальных правительств  ответственности за экономическое  положение страны. Все сходятся  в понимании того, что невидимая  рука рынка должна дополняться  видимой рукой государства. Важный  этап в теоретическом осознании  роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции”, совершили переворот в классических воззрениях на рыночную экономику. Они доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного устанавливать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния.

 

4.2. Необходимость регулирования и функции государства в рыночной системе

Переход России от централизованно  управляемого хозяйства к рыночной экономике коренным образом меняет задачи, которые стоят перед государством.

Изменение прежнего порядка  привело к тому, что в России быстрей пошёл процесс разрушения старых механизмов централизованного  государственного регулирования, нежели создание новых, необходимых для  проведения необходимых рыночных преобразований.

Неприятие тоталитаризма, ориентация на либерально-демократическую систему  ценностей не означает, что переходить следует к некой абстрактной  “безгосударственной” рыночной модели. В России многими воспринята как  аксиома идея, согласно которой основой  политических свобод и демократии могут  быть полностью либерализованные рынки. Но это утверждение не только несколько  искажённо трактует западный опыт, но и не учитывает российский менталитет с его многовековой традицией  сильной центральной власти, правда, доведённой в ходе социального эксперимента XX в. до крайних форм.

В XX в. важнейшей составляющей успеха стран не только с развитой рыночной экономикой, но и ещё в большей степени, развивающихся, как уже отмечалось, явилась регулирующая роль государства.

Многообразие задач, которые  стоят перед государством в рыночной экономике, можно выразить через  выполняемые государством экономические  функции. К ним относятся:

-создание и регулирование  правовой основы функционирования  экономики;

-антимонопольное регулирование;

-проведение политики  макроэкономической стабилизации;

-воздействие на размещение  ресурсов;

-деятельность в сфере  распределения доходов.

Необходимость выполнения государством определённых функций в сфере  экономики не отрицает никто. Однако по вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное  и рыночное регулирование, каковы границы  и направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий спектр теоретических воззрений  и соответствующих им практических подходов – от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством до крайнего экономического либерализма, когда утверждается, что  эффективной может быть экономика  только в условиях ничем не ограниченного  частного предпринимательства. Между  этими крайними вариантами есть ряд  промежуточных, например китайский  вариант сочетания рыночных и  государственных регуляторов, так  называемое социально-ориентированное  рыночное хозяйство ФРГ и Австрии, щведская модель смешанной экономики  и т. д.

     Разновидность  хозяйства, в котором существовала  крайне высокая степень государственного  монополизма, была построена в  нашей стране централизованно  управляемая экономика. В её  основе лежало всеобъемлющее  директивное планирование, т.е. централизованное  решение вопросов о том, в  каком количестве и что производить, какие при этом должны быть использованы ресурсы, в каком объёме затрачен труд и капитал, какова должна быть оплата труда и т.д. Задача составления сбалансированного, увязанного по всем статьям плана, практически неразрешима уже в силу своей колоссальной размерности и статичности.

     Но даже  в маловероятном случае проявления  сбалансированного плана система,  где все действия экономических  субъектов расписываются на пять  лет вперёд, оказываются малоподвижной,  плохо приспосабливающейся к  изменениям. Одна из причин –  из сферы экономики исключалась  частная инициатива. Все экономические  агенты действовали на основе  спускаемых плановых заданий,  приказов и распоряжений.

     Кроме того, любая жизнеспособная система  предполагает наличие прямых  и обратных связей. Такие связи  лежат в основе рыночного механизма  саморегулирования. Равновесие между  спросом и предложением устанавливается  при наличии прямых (от производства  к рынку) и обратных (от рынка  к производству) связей, действующих  через жизнеспособную, гибкую систему  цен.

     В плановой  экономике существовали, хотя и  деформированные, прямые связи,  но практически не действовали  обратные. Отсутствие обратных связей  при неподвижных и искажённых  ценах, делало систему нечувствительной  к динамике потребительского  спроса. Одно из следствий этого  – перепроизводство в одних  отраслях и дефицит в других. Дефицит был отличительным признаком  плановой экономики.

В любой экономической системе, в том числе и в рыночной экономике, государство выступает  в известном смысле, как экономический  агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например, в сфере налоговой  политики, государственного законодательства. Принуждения, если оно расширительно  используется государством, сводит на нет все преимущества свободного предпринимательства, основанного  на конкуренции и рыночном ценообразовании.

Во всех общественных системах государство играет весомую экономическую  роль, выполняя больший или меньший  набор хозяйственных социальных функций. Теория экономической политики как составная часть макроэкономической теории объясняет необходимость  государственного регулирования экономики  различными проявлениями несовершенства рынка.

Среди аргументов , обосновывающих важность государственного регулирования экономики выделяют следующие:

1) отсутствие  в реальности совершенной  конкуренции; 

2) недоступность  для рыночных субъектов  всей информации  и неспособность  рынка достичь  полного равновесия;

3) необходимость  общественного перераспределения  благ в соответствии  с факторами, неподвластными  рынку;

4) отсутствие  многих видов рынков  в достаточно развитом  виде (например, фьючерсных  и страховых);

5) наличие  внешних факторов (экстерналий), требующих компенсационных  действий;

6) существование  значительных сфер, связанных с созданием  и потреблением  общественных благ (оборонные  услуги, фундаментальная  наука и т.п.);

7) разграничение  «достойных потребностей»  и тех потребностей, интерес к которым  нужно снижать  (алкоголь, табак,  и др.).

Из указанных  и других проявлений несовершенства рынка  вытекает не только сама по себе необходимость  государственного регулирования, но и экономические  функции государства, которые и реализуются  посредством такого регулирования.

Государственное регулирование экономики  – процесс взаимодействия государства на хозяйственную  жизнь общества и  связанные с ней  социальные процессы, в ходе которого реализуется  экономическая и  социальная политика государства.

Функция (function) в переводе с латинского означает в управленческом смысле роль, обязанность, назначение органа (субъектa и т.п.) в связи  с исполнением, осуществлением каких-то целей, планов, задач. Можно с  известной условностью  считать, что функции  есть устойчиво стоящие  перед государством задачи, и постоянное пересечение понятий  функция и задачи — вещь неизбежная.

Многовековой  опыт различных стран  свидетельствует, что  среди характерных  функций государства  в регулировании  рыночной экономики  можно выделить следующие:

правовое  обеспечение экономической  деятельности, в особенности  поддержка права  собственности;

организация денежного обращения. Регулирование массы  и скорости оборота  денег, валютного  курса, кредитных  отношений;

фискальная  политика и регулирование  бюджетного сектора;

перераспределение доходов в обществе (в  том числе для  обеспечения его  стабильности, устойчивости);

производство  так называемых общественных товаров и услуг (которые  призваны удовлетворять  коллективные потребности). Это, например, продукция  оборонного назначения, дороги, коммуникации, иная инфраструктура. К этому классу задач можно также  отнести поддержку  государством науки, образования, культуры;

минимизация трансакционных издержек. Под трансакционными  издержками, напомним, понимают издержки эксплуатации экономической системы;

антимонопольное регулирование и  развитие конкуренции. Поддержка малого и среднего бизнеса;

поддержка оптимального уровня занятости. Минимизация  безработицы и  издержек от нее;

проведение  региональной экономической  и социальной политики, отвечающей коренным интересам страны в целом и населения  ее территорий;

реализация  национальных интересов  в мировой экономике. Поддержка международной  конкурентоспособности  отечественной экономики.

Информация о работе Государство и рынок