Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 21:40, курсовая работа
Любое государство создается самим народом для того, чтобы возложить на него функцию организации самозащиты. Выбор формы правления, политического режима происходит в зависимости каких-либо особенностей; географических, климатических, исторических условий.
3.3. Фиаско рынка
Классики исходили
из тезиса о необходимости
выполнения государством
К числу
проблем, которые не решает
рыночный конкурентный
Экономическая практика выявила в XIX в. и подтвердила в XX в., что существуют ситуации, так называемые фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов.
Следует отметить,
что “слёг” к проблемам
4. Государство в системе экономических отношений рыночной экономики
Переход России от централизованно
управляемого хозяйства к рыночной
экономике коренным образом меняет
задачи, которые стоят перед
Изменение прежнего порядка привело
к тому, что в России быстрей
пошёл процесс разрушения старых
механизмов централизованного
Неприятие тоталитаризма, ориентация
на либерально-демократическую
В XX в. важнейшей составляющей успеха стран не только с развитой рыночной экономикой, но и ещё в большей степени, развивающихся, как уже отмечалось, явилась регулирующая роль государства.
Многообразие
задач, которые стоят перед
государством в рыночной
К ним относятся:
-создание и регулирование
правовой основы
-антимонопольное
-проведение политики
макроэкономической
-воздействие на размещение ресурсов;
-деятельность в сфере распределения доходов.
В реальной действительности все функции переплетены между собой и в комплексе воздействуют на экономическую ситуацию.
4.1. Теоретические взгляды на государственное регулирование
Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах её становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII вв. господствовавшая экономическая доктрина – меркантилизм – основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования, для развития в стране торговли и промышленности.
С развитием
рыночных отношений набравший
силу класс предпринимателей
начал рассматривать
Вне зависимости
от господствующих
4.2. Необходимость регулирования и функции государства в рыночной системе
Переход России от централизованно
управляемого хозяйства к рыночной
экономике коренным образом меняет
задачи, которые стоят перед
Изменение прежнего порядка
привело к тому, что в России
быстрей пошёл процесс
Неприятие тоталитаризма, ориентация
на либерально-демократическую
В XX в. важнейшей составляющей успеха стран не только с развитой рыночной экономикой, но и ещё в большей степени, развивающихся, как уже отмечалось, явилась регулирующая роль государства.
Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике, можно выразить через выполняемые государством экономические функции. К ним относятся:
-создание и регулирование
правовой основы
-антимонопольное
-проведение политики
макроэкономической
-воздействие на размещение ресурсов;
-деятельность в сфере распределения доходов.
Необходимость выполнения государством определённых функций в сфере экономики не отрицает никто. Однако по вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов – от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством до крайнего экономического либерализма, когда утверждается, что эффективной может быть экономика только в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства. Между этими крайними вариантами есть ряд промежуточных, например китайский вариант сочетания рыночных и государственных регуляторов, так называемое социально-ориентированное рыночное хозяйство ФРГ и Австрии, щведская модель смешанной экономики и т. д.
Разновидность
хозяйства, в котором
Но даже
в маловероятном случае
Кроме того,
любая жизнеспособная система
предполагает наличие прямых
и обратных связей. Такие связи
лежат в основе рыночного
В плановой
экономике существовали, хотя и
деформированные, прямые связи,
В любой экономической системе, в том числе и в рыночной экономике, государство выступает в известном смысле, как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например, в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждения, если оно расширительно используется государством, сводит на нет все преимущества свободного предпринимательства, основанного на конкуренции и рыночном ценообразовании.
Во всех общественных системах
государство играет весомую экономическую
роль, выполняя больший или меньший
набор хозяйственных социальных
функций. Теория экономической политики
как составная часть
Среди аргументов , обосновывающих важность государственного регулирования экономики выделяют следующие:
1) отсутствие в реальности совершенной конкуренции;
2) недоступность для рыночных субъектов всей информации и неспособность рынка достичь полного равновесия;
3) необходимость
общественного
4) отсутствие многих видов рынков в достаточно развитом виде (например, фьючерсных и страховых);
5) наличие внешних факторов (экстерналий), требующих компенсационных действий;
6) существование значительных сфер, связанных с созданием и потреблением общественных благ (оборонные услуги, фундаментальная наука и т.п.);
7) разграничение «достойных потребностей» и тех потребностей, интерес к которым нужно снижать (алкоголь, табак, и др.).
Из указанных и других проявлений несовершенства рынка вытекает не только сама по себе необходимость государственного регулирования, но и экономические функции государства, которые и реализуются посредством такого регулирования.
Государственное регулирование экономики – процесс взаимодействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства.
Функция (function) в переводе с латинского означает в управленческом смысле роль, обязанность, назначение органа (субъектa и т.п.) в связи с исполнением, осуществлением каких-то целей, планов, задач. Можно с известной условностью считать, что функции есть устойчиво стоящие перед государством задачи, и постоянное пересечение понятий функция и задачи — вещь неизбежная.
Многовековой опыт различных стран свидетельствует, что среди характерных функций государства в регулировании рыночной экономики можно выделить следующие:
правовое обеспечение экономической деятельности, в особенности поддержка права собственности;
организация денежного обращения. Регулирование массы и скорости оборота денег, валютного курса, кредитных отношений;
фискальная политика и регулирование бюджетного сектора;
перераспределение доходов в обществе (в том числе для обеспечения его стабильности, устойчивости);
производство так называемых общественных товаров и услуг (которые призваны удовлетворять коллективные потребности). Это, например, продукция оборонного назначения, дороги, коммуникации, иная инфраструктура. К этому классу задач можно также отнести поддержку государством науки, образования, культуры;
минимизация трансакционных издержек. Под трансакционными издержками, напомним, понимают издержки эксплуатации экономической системы;
антимонопольное регулирование и развитие конкуренции. Поддержка малого и среднего бизнеса;
поддержка оптимального уровня занятости. Минимизация безработицы и издержек от нее;
проведение региональной экономической и социальной политики, отвечающей коренным интересам страны в целом и населения ее территорий;
реализация национальных интересов в мировой экономике. Поддержка международной конкурентоспособности отечественной экономики.