Роль государства в регулировании процессов, происходящих на рынке труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 13:44, реферат

Краткое описание

Государство с момента возникновения этого политического института выполняло, выполняет и несомненно будет выполнять до тех пор, пока сохранится сам этот институт, определенные хозяйственные функции.
Одна из важнейших функций государства – разработка, определение «рамочных правил игры» и обеспечение гарантий выполнения законных договорных обязательств между хозяйствующими субъектами и субъектами товарного рынка, включая рынок труда (рынок рабочей силы).

Файлы: 1 файл

политика доходов.docx

— 26.63 Кб (Скачать)

Роль  государства в регулировании  процессов, происходящих на рынке труда  

 

Государство с момента  возникновения этого политического  института выполняло, выполняет  и несомненно будет выполнять  до тех пор, пока сохранится сам этот институт, определенные хозяйственные  функции.

Одна из важнейших функций  государства – разработка, определение  «рамочных правил игры» и обеспечение  гарантий выполнения законных договорных обязательств между хозяйствующими субъектами и субъектами товарного  рынка, включая рынок труда (рынок  рабочей силы).

Отказавшись от планово-распределительной системы, государство, особенно если оно провозглашает себя социальным, не может и не должно уходить с рынка. Ни в одной стране с развитой рыночной экономикой государство никогда своих регулирующих функций не ослабляло.

Государственная политика на рынке труда в целом и в  области содействия занятости населения  определена статьей 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения  в Российской Федерации»*. Она состоит  в следующем:

Ÿ Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Ÿ Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на решение многообразных социально-экономических проблем рационального и продуктивного использования наличного трудового потенциала общества.

________________________

* Собрание законодательства  Российской Федерации, 1996, № 17. Ст. 1915. 

 

В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной  занятости населения государство  призвано осуществлять:

– разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности  трудовых ресурсов, развитие временной  и самостоятельной занятости, поощрение  применения гибких режимов труда  и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;

– правовое регулирование  в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов  граждан и соответствующих государственных  гарантий, дальнейшее совершенствование  законодательства в области занятости  населения;

– разработку и реализацию федеральных и территориальных  программ содействия занятости населения;

–        создание государственной службы занятости населения.

Все названные положения  закреплены статьей 15 Федерального закона о занятости населения в России.

Конкретные меры, которые  формируют содержание государственной  политики содействия занятости населения, направлены на развитие трудовых ресурсов и обеспечение равных возможностей всем гражданам России, независимо от национальности, пола, возраста, социального  положения, политических убеждений  и отношения к религии, в реализации права на добровольный труд и свободный  выбор занятости. Среди этих мер  существенное место принадлежит: созданию условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека; поддержке трудовой и предпринимательской  инициативы граждан, осуществляемой в  рамках законности; содействию развития способностей к производительному, творческому труду.

В соответствии с принятыми  правовыми нормами регулирования  государством положения на рынке  труда оно призвано обеспечивать социальную защиту в области занятости  населения, проведение специальных  мероприятий, способствующих созданию условий для занятости граждан, особо нуждающихся в специальной  защите и испытывающих трудности  в поиске работы. К числу таких лиц относятся прежде всего инвалиды; граждане, имеющие родственников, которым по заключению уполномоченного на то органа необходим постоянный уход, помощь или надзор; молодые люди, не имеющие профессии и впервые ищущие работу. К числу нуждающихся в социальной защите российское законодательство относит также лиц предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости); беженцев и вынужденных переселенцев; граждан, уволенных с военной службы и членов их семей; одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей; детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий (катастроф); лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

На государственные органы по труду и занятости возложено  предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; поощрение работодателей, сохраняющих  действующие и создающих новые  рабочие места, прежде всего для  граждан, особо нуждающихся в  социальной защите и испытывающих трудности  в поиске работы.

Как видно из сказанного, регулирование процессов на рынке  труда со стороны государства  в соответствии с действующим  законодательством направлено преимущественно  на содействие занятости населения  и предотвращение или сокращение безработицы. И это вполне правомерно и справедливо. Однако нельзя не признать, что меры государственного воздействия  предпринимаются прежде всего в  экстремальных ситуациях (в случае массового высвобождения или  трудностей, испытываемых гражданами при трудоустройстве). Между тем, обеспечение эффективности использования  человеческих ресурсов, кадрового потенциала общества находятся в сфере влияния  государственных федеральных и  региональных структур в меньшей  мере.

Можно согласиться с тем, что проблемы эффективной занятости  находятся в компетенции прежде всего работодателей, а за государством должны оставаться функции регулирования  общих правил и контроль за соблюдением  трудового законодательства со стороны  работодателей. Однако в современной  России далеко не все законы разработаны  или приведены в соответствие с новыми условиями. У работодателей  расширяется возможность игнорировать законы и нормативные документы. Следовательно, за государством остаются функции контроля за соблюдением стандартов в области безопасности, условий и охраны труда; поддержанием необходимых уровней оплаты труда; согласования и регулирования социально-трудовых отношений, цивилизованного разрешения социальных конфликтов. Государство правомочно воздействовать на работодателей, если ими допускаются нарушения трудовых контрактов, ущемление экономических и социальных интересов работников. Такие нарушения, как правило, ведут к социальной напряженности и конфликтам.

Актуальной также является защита российского внутреннего  рынка, а также восстановление хозяйственных  связей со странами Содружества независимых  государств (СНГ), формирование единого  экономического пространства на территории стран СНГ. Здесь роль государственных  законодательных и исполнительных органов представляется несомненной.

Источник №2

Основные функции заработной платы

 

 

Определение сущности заработной платы создает исходную базу для  анализа и уяснения значения органически  присущих ей функций. Этот вопрос среди  экономистов также пока является дискуссионным.

По нашему мнению, можно  выделить четыре основные функции заработной платы:

– воспроизводственную –  обеспечение возможности воспроизводства  рабочей силы;

– стимулирующую (мотивационную) – повышение заинтересованности в развитии производства;

– социальную, способствующую реализации принципа социальной справедливости;

– учетно-производственную, характеризующую меру участия живого труда в процессе образования  цены продукта, его долю в совокупных издержках производства.

Итак, заработная плата многофункциональна. Все присущие ей функции представляют диалектическое единство и лишь в совокупности позволяют правильно понять сущность заработной платы, противоречия в ней и проблемы, возникающие в процессе совершенствования организации оплаты труда. Это важно подчеркнуть потому, что нередко противопоставление указанных функций, переоценка одних и недооценка других приводят к нарушению их единства и, как следствие, к односторонним, а подчас и неверным теоретическим и практическим выводам, касающимся организации заработной платы. Необходима научная классификация функций, что в экономической литературе еще не сделано в полной мере.

В этом отношении важно  понять, что каждая функция –  это часть единого целого –  заработной платы, и каждая функция  предполагает не только существование  других функций, но и содержит в себе их элементы. Например, такие функции, как учетно-производственная, воспроизводственная, стимулирующая, одновременно играют и  социальную роль. В свою очередь, в  воспроизводственной функции реализуются  стимулирующая и учетно-производственная функции заработной платы. Вместе с тем, при общем единстве одна из функций (или несколько) в определенной степени противоположна другой, а то и исключает другую, снижает результат ее действия.

Наиболее значительным противоречием  функций является то, что одни из них ведут к дифференциации заработков, другие, наоборот, – к их выравниванию. Чем сильнее выравнивание, тем слабее дифференциация, тем слабее стимулирующее воздействие заработной платы. Это вполне нормальное явление, отражающее внутреннее единство и борьбу противоположностей, не свидетельствует о неточности выделенных функций.

При регулировании заработной платы надо умело использовать объективное  единство и противоположность ее функций, своевременно усиливать одни или ослаблять другие, чтобы организация  заработной платы отвечала ее объективному содержанию и особенностям развития общества.

Сейчас важнейшей задачей  выступает усиление стимулирующей  функции заработной платы в общей  совокупности всех ее функциональных назначений. Возможность достижения высокого уровня стимулирующей роли заработной платы обосновывается, в  первую очередь, тем, что в структуре  доходов трудящихся и их семей  она составляет, как уже отмечалось, преобладающую часть доходов  по сравнению с другими их источниками.

Стимулирующая роль заработной платы может повышаться только на основе более глубокого познания ее стимулирующей функции.

Поскольку именно заработная плата пропорционально связана  с непосредственно затраченным  трудом, ее стимулирующее воздействие  на развитие общественного производства является определяющим. Умелое использование  этой функции превращает заработную плату в один из важнейших рычагов  повышения результативности производства и экономического роста.

Понятия «стимулирующая (мотивационная) функция» и «стимулирующая роль» заработной платы еще обстоятельно не раскрыты в экономической литературе, хотя оба они упоминаются многими авторами. Часто стимулирующую функцию и стимулирующую роль отождествляют.

По нашему мнению, «стимулирующая функция» и «стимулирующая роль»  – понятия однопорядковые, но не тождественные. Стимулирующая функция заработной платы – ее свойство направлять интересы трудящихся на достижение требуемых результатов труда (большего его количества, более высокого качества и т.д.) за счет обеспечения взаимосвязи размеров вознаграждения и трудового вклада. Стимулирующая роль заработной платы проявляется в обеспечении взаимосвязи размеров оплаты труда с конкретными результатами трудовой деятельности работников. Таким образом, стимулирующую роль можно представить как своеобразный «двигатель» стимулирующей функции. Работает «двигатель» – значит реализуется стимулирующая функция, «пробуксовывает» – отсутствует тесная связь размеров оплаты труда с его результатами, соответственно, и заработная плата не обеспечивает должной заинтересованности работников в достижении высоких конечных результатов. Можно сказать, что степень реализации стимулирующей функции пропорциональна уровню стимулирующей роли заработной платы. Именно в этом заключается принципиальное отличие и органическая взаимосвязь этих понятий. Данный подход к определению содержания «стимулирующей (мотивационной) функции» и «стимулирующей роли» заработной платы можно распространить и на другие виды доходов работника.

Кроме того, если стимулирующую  функцию нельзя количественно измерить, она может только существовать или  отсутствовать, то стимулирующая роль заработной платы измерима. Уровень  стимулирующей роли может повышаться или понижаться в зависимости, в  первую очередь, от обеспечения связи  размеров оплаты труда и трудового  вклада работников, их результатов. Следовательно, его можно оценивать, анализировать  и сопоставлять через эффективность. По росту эффективности заработной платы можно судить о повышении  ее стимулирующей роли.

Однако, до недавнего времени  исследовалась преимущественно  эффективность вещественных факторов производства (капитальных вложений, основных фондов, техники, материальных ресурсов и т.д.) и недостаточно изучалась  эффективность заработной платы.

Необходимость исследования эффективности заработной платы  обусловлена, прежде всего, развитием  и расширением предпринимательства  и рыночных отношений. Формулу эффективности  можно представить как отношение  созданного продукта (результата, эффекта) к выплаченной на его производство заработной плате, т.е. как зарплатоотдачу. Такой подход к определению эффективности позволяет раскрыть степень рациональности в расходовании фонда заработной платы при создании общественного продукта и оценить ее стимулирующую роль. Повышение эффективности заключается в том, чтобы увеличение заработной платы сопровождалось улучшением производственных показателей.

Конечно, такую методику анализа эффективности заработной платы нельзя признать абсолютно  точной, так как она не позволяет  в полной мере выявить собственный  эффект оплаты по труду. Числитель формулы  эффективности (эффект) заработной платы  является результатом затрат, связанных  не только с оплатой по труду, но и с использованием средств и  предметов труда. Отмеченное обстоятельство несколько ограничивает сферу применения данного показателя и требует  дальнейшего поиска более совершенных  критериев. Однако он не теряет актуальности, особенно для сравнения эффективности  заработной платы на предприятиях и  в производственных подразделениях, характеризующихся аналогичными технологиями, условиями производства и т.п.

В последние годы в хозяйственной  практике более успешно используются величины, обратные показателю эффективности  заработной платы, – коэффициенты затрат на оплату по труду в выпуске конечного  общественного продукта:

Кзп – коэффициент зарплатоемкости продукта;

ФОТ – фонд оплаты труда;

П – величина общественного  продукта, национального дохода или  ВВП.

Ошибочно полагать, что  стимулирующий потенциал заработной платы определяется в основном и  только размерами вознаграждения за труд. Повышение уровня стимулирующей  роли заработной платы зависит от ряда факторов. Поэтому важно полнее выявить их совокупность и степень  влияния на данный процесс. Целесообразно  классифицировать такие факторы  по значимости*.

Информация о работе Роль государства в регулировании процессов, происходящих на рынке труда