Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2015 в 17:54, курсовая работа
Роль управления в обществе - координировать социально-экономические процессы; согласовывать интересы и потребности различных социальных групп, общностей. В конечном счете управление должно способствовать социально-экономическому развитию общества, которое представляет собой сложный противоречивый процесс поступательного перехода одного социального состояния в качественно другое. В его основе лежит общественное производство, обеспечивающее социальное функционирование и развитие общества в целом.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
§ 1. Понятие социального потенциала малого бизнеса и предпринимательства и его характеристика
§ 2. Проблемы использования социального потенциала малого бизнеса и предпринимательства
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ
§ 1. Особенности государственной политики в сфере малого бизнеса
§ 2. Проблемы государственного управления малым бизнесом (на примере Татарстана)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Алтайский государственный технический университет
им. И. И. Ползунова»
Институт экономики и управления
Кафедра «Государственная налоговая служба»
СПЕЦИФИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
по дисциплине «Основы Государственного и Муниципального Управления»
КР 081100.16.000 ПЗ
Студент группы ГМУ - 23 ______________________________
Руководитель ______________________________
должность, ученое звание
подпись
БАРНАУЛ 2014
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
§ 1. Понятие социального потенциала малого бизнеса и предпринимательства и его характеристика
§ 2. Проблемы использования социального потенциала малого бизнеса и предпринимательства
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ
§ 1. Особенности государственной политики в сфере малого бизнеса
§ 2. Проблемы государственного управления малым бизнесом (на примере Татарстана)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Роль управления в обществе - координировать социально-экономические процессы; согласовывать интересы и потребности различных социальных групп, общностей. В конечном счете управление должно способствовать социально-экономическому развитию общества, которое представляет собой сложный противоречивый процесс поступательного перехода одного социального состояния в качественно другое. В его основе лежит общественное производство, обеспечивающее социальное функционирование и развитие общества в целом.
Малый бизнес как элемент системы общественного производства является одним из условий социально-экономического развития общества, играет важную роль в процессах становления и развития рыночных структур. Малый бизнес – экономическая подсистема, создающая условия для наиболее полной реализации потенций человека как предпосылки и конечной цели общественного развития. Поэтому большое значение отводится комплексу его качественно-количественных характеристик - важного показателя социально-экономического развития общества.
В последнее время в нашей стране с малым бизнесом связываются большие надежды. Создавая новые рабочие места, заполняя незанятые рыночные ниши, он призван способствовать процессам преобразования социально-экономической структуры общества, формирования многообразных видов собственности, перелива инвестиций в сферы наиболее эффективного их приложения, решению ряда социально-экономических проблем, в первую очередь, - проблемы безработицы.
Разработка такого комплекса мероприятий станет возможной при наличии исчерпывающего знания об особенностях, возможностях и механизмах реализации заложенных в малом бизнесе потенций. Оптимальное управление процессами становления и развития малого бизнеса, на наш взгляд, возможно лишь при наличии научно обоснованных знаний о малом бизнесе как социально-экономическом явлении и тенденциях, механизмах и социально-экономических закономерностях его развития.
Таким образом, актуальность выбранной темы связана, прежде всего, с потребностями совершенствования практики хозяйствования и управления малым бизнесом и предпринимательством, а также с развитием теории социологии управления и социологии предпринимательства как самостоятельных областей социологического знания.
Малый бизнес - сложное явление социально-экономической жизни общества, которое обладает рядом специфических свойств. Наиболее разработана данная тематика с точки зрения экономической науки. Подходы к малому бизнесу как к особому социально-экономическому явлению – предмет исследований ряда ученых.
Нам представляется важным осмыслить малый бизнес с точки зрения социологического подхода, чтобы выяснить, какую роль играет малый бизнес в жизни каждого конкретного индивида, в жизни общества.
Объектом исследования выступают отечественные и зарубежные мелкие и малые предприятия, предприниматели, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, малым бизнесом.
Предмет исследования – социальный потенциал, социально-экономические процессы функционирования и развития малого бизнеса, их социально-экономические закономерности, механизмы реализации этих закономерностей на практике.
Цель курсовой работы - раскрыть социальный потенциал малого бизнеса, необходимость, возможности и границы государственного управления им.
Для ее реализации необходимо решить следующие задачи:
- обобщить существующие концепции предпринимательства и малого бизнеса;
- рассмотреть свойства, структуру,
функции малого бизнеса и
- сформулировать некоторые
социально-экономические
- выявить особенности
государственного управления
Теоретической базой исследования послужили классические труды по философии, социологии и экономике, а также работы современных ученых. В процессе написания работы был использован богатый статистический материал, полученный автором из различных источников в результате исследований малого бизнеса.
Методологической базой работы явилось диалектико-материалистическое учение о всеобщей связи материального и духовного мира, прогресса и регресса, классические и современные экономические теории макро- и микроуровня, социологические и экономические концепции предпринимательства, социологическая теория потребностей.
Научная новизна курсовой работы состоит в следующем:
1) на основе социально-
2) исходя из социальной
концепции, уточнено соотношение
малого бизнеса и малого
3) обоснована роль малого
предпринимательства и малого
бизнеса как факторов развития
общества (прогрессивного его изменения
и преобразования). Малый бизнес
участвует в преумножении
4) предложен методологический
подход к обоснованию
5) обоснованы важнейшие
социально-экономические
6) охарактеризован социальный потенциал малого бизнеса и комплекс внутренних и внешних факторов его развития;
7) обоснована необходимость дифференциированного подхода к социальной политике государства в сфере малого бизнеса, включающей в себя мероприятия по его государственной защите, помощи и поддержке.
Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что разработанные в ней рекомендации по формированию системы государственного управления малым бизнесом могут быть использованы при разработке нормативных актов, программ развития малого бизнеса на региональном уровне. Положения курсовой работы могут быть использованы при разработке спецкурса “Социология предпринимательства и малого бизнеса”. Положения, касающиеся государственной защиты, помощи и поддержки малого бизнеса могут быть использованы при разработке спецкурса “Государственная социальная политика”. Характеризуя социальную политику, автор обосновывает необходимость активной государственной поддержки, помощи и социальной защиты малого предпринимательства и бизнеса в социально значимых сферах материального и духовного производства.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложений.
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
§ 1. Понятие социального потенциала малого бизнеса и предпринимательства и его характеристика
Понятие потенциала обозначает нереализованные, но внутренне присущие явлению или процессу возможности функционирования и развития, проистекающие из его свойств, основных характеристик. В общем смысле потенциал – это запас, незадействованные ресурсы, способности, таланты, энергия.
В зависимости от критерия оценки различают экономический, социальный, политический, научный, культурный потенциал; потенциал общества, региона, города, района, трудового коллектива, отдельного индивида. Можно говорить о потенциале какого-либо отдельного явления или процесса, например, потенциале малого бизнеса, предпринимательском потенциале.
Выступая в качестве главной производительной силы, рабочая сила, таким образом, становится основой всего производственного процесса. Совокупность физических и духовных способностей человека есть основа потенциала личности, а социальная сила, то есть умноженная производительная сила, возникающая благодаря обусловленной разделением труда кооперации индивидов, является основой социального потенциала производственного коллектива . Умножение социальной силы коллектива, по мнению Маркса, происходит за счет живого контакта людей в процессе труда, то есть социальный потенциал коллектива раскрывается через социальные отношения в нем.
Социальный потенциал, на наш взгляд, - категория, обозначающая нереализованные социально детерминированные возможности и социальные ресурсы. Он складывается в результате взаимодействия различных экономических, социальных, психологических факторов и закономерностей. Реализованный социальный потенциал приводит к определенному социальному эффекту, находит отражение в изменении как социальных, так и экономических, политических, культурных, других характеристик явления. Поэтому мы говорим о взаимосвязи социального потенциала с экономическим потенциалом, политическим и т.д.
Социальный потенциал малого бизнеса и предпринимательства – характеристика меры и качества совокупных способностей к предпринимательской деятельности. Он реализуется через механизм занятости в процессе малого производства и тесно взаимосвязан с экономическим потенциалом малого бизнеса и предпринимательства, что проявляется во взаимообусловленности его экономических и социальных характеристик.
В нашем случае исходная единица, носитель социального потенциала – индивид, предприниматель, обладающий определенными качествами, которые складываются как результат его взаимосвязи с различными компонентами общественного производства – населением, производительными силами, производственными и общественными отношениями. В этом смысле социальный потенциал – форма существования и показатель уровня развития предпринимателя.
Так как конечным результатом реализации предпринимательского потенциала является не только продукт, но и человек, социальная группа, социальная общность, развитие их социальных качеств и социально-экономическое развитие общества в целом, социальный потенциал является показателем социально-экономического прогресса.
Проблема полного задействования социального потенциала малого бизнеса, на наш взгляд, поддается решению социологическими методами и инструментарием. В этой связи возникает необходимость методологического обоснования социологического исследования социального потенциала малого бизнеса и предпринимательства.
Методология исследования социального потенциала малого бизнеса предполагает разработку системы принципов и методов его изучения. Ключевую роль, на наш взгляд, играет метод социального анализа потенциала малого бизнеса и предпринимательства.
Развитие социального потенциала малого бизнеса подчинено общим законам диалектики, особенным законам экономической и социальной жизни, специфическим законам развития собственно малого бизнеса и выступает в форме разворачивания социального потенциала отдельного индивида в процессе производства.
Информация о работе Проблемы государственного управления малым бизнесом (на примере Татарстана)