Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2015 в 17:54, курсовая работа
Роль управления в обществе - координировать социально-экономические процессы; согласовывать интересы и потребности различных социальных групп, общностей. В конечном счете управление должно способствовать социально-экономическому развитию общества, которое представляет собой сложный противоречивый процесс поступательного перехода одного социального состояния в качественно другое. В его основе лежит общественное производство, обеспечивающее социальное функционирование и развитие общества в целом.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
§ 1. Понятие социального потенциала малого бизнеса и предпринимательства и его характеристика
§ 2. Проблемы использования социального потенциала малого бизнеса и предпринимательства
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ
§ 1. Особенности государственной политики в сфере малого бизнеса
§ 2. Проблемы государственного управления малым бизнесом (на примере Татарстана)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
То есть, отказ от жестких, силовых управленческих воздействий означает правильно выбранный способ организации взаимодействия малого бизнеса с крупным, средним бизнесом и государственными структурами, переход к государственному управлению, построенному на основе четкой нормативно-правовой базы, равенства всех перед законом.
Государственное управление малым бизнесом, построенное на принципе локальной централизации, принципах системности и комплексности, согласования целей на основе общественного интереса, пространственной и временной интеграции деятельности требует разработки гибких технологий государственного управления. Это возможно в рамках концепции программно-целевого управления малым бизнесом и предпринимательством.
Управление, построенное по программно-целевому принципу, призвано разрабатывать и внедрять не разовые мероприятия, а целый комплекс последовательных воздействий, направленных на достижение конкретных целей по приоритетным направлениям. Программно-целевое управление предполагает разработку программ помощи, поддержки, защиты малого бизнеса в соответствии с приоритетами его развития. Эти приоритеты определяют способы и мероприятия управленческого воздействия на малый бизнес в рамках программ.
Например, социальная помощь малому бизнесу предполагает мероприятия, направленные на решение стратегических и тактических задач управления. Так как малый бизнес составляет преимущественно вторичную и третичную занятость населения, возникают некоторые социальные приоритеты в осуществлении мероприятий по социальной помощи: оказывать помощь не всем, а в первую очередь тем, кто в случае неудачи или неоказания помощи будет представлять социальную угрозу обществу. Соответственно, тактика управления будет сводиться к мероприятиям текущей адресной помощи, которую осуществляют фонды помощи (не обязательно государственные, государство выступает инициатором помощи), а стратегия – к разработке целевых программ помощи малому бизнесу и определению каналов взаимодействия государственных и негосударственных структур.
В рамках поддержки малого бизнеса программно-целевое стратегическое управление представлено программой развития так называемого “ведущего звена”. Цель такой программы – способствовать развитию наиболее успешного, “ведущего” малого бизнеса. Например, таковым может выступать инновационный малый бизнес.
Как уже говорилось, малый бизнес – сложная социально-экономическая система, а в связи с этим возникает особенность со-управления малого бизнеса, общественных организаций и государства. С одной стороны, процесс управления малым бизнесом - протекание процессов его самоуправления, а с другой стороны, - создание и внедрение целевых социально-экономических систем, вплетающихся в процессы функционирования и развития малого бизнеса. В связи с этим можно говорить о принципе соуправления малого бизнеса и государства.
Эффективное управление малым бизнесом должно строиться на основе разработки нормативной модели и анализа соответствия дескриптивной и эксплоративной моделей определенным нормативам. Разработка и следование системе нормативов позволяют оптимизировать развитие малого бизнеса. Поэтому государственное управление малым бизнесом нужно строить по нормативному принципу.
Система мероприятий по государственной поддержке и защите малого бизнеса включает, как правило, следующие направления:
1. Формирование соответствующей
нормативно-правовой базы
2. Создание соответствующих
организационных структур
3. Разработка и реализация
региональных программ
4. Развитие научных парков, бизнес-инкубаторов, технопарков и других элементов рыночной инфраструктуры.
5. Выработка и приведение
в соответствие с целями
6. Создание финансовых
механизмов регулирования
7. Формирование благоприятной
социально-экономической среды
В обобщенном виде опыт государственного управления малого бизнеса в странах ЕЭС по отдельным областям политики выглядит так:
1. Создание малого предприятия.
Во всех странах ЕЭС
2. Субподряды. Субподряд
выгоден малым предприятиям, получающим
таким образом доступ к
3. Экспорт. Примером реализации
государственной политики в
4. Финансирование. Проблема
финансирования – проблема
5. Занятость. Основными мерами
в области занятости являются
финансовая помощь, информирование,
консультирование и подготовка.
В Греции принята специальная
Программа создания рабочих
6. Образование и обучение.
Образование рассматривается с
точки зрения содействия
Государственная политика в сфере малого бизнеса, ее формы и содержание весьма многообразны. Отдельные инструменты, использующиеся в западной практике, могли бы быть применены в нашей стране. В то же время необходимо помнить, что слепое копирование механизмов воздействия на развитие малого бизнеса может не только не дать положительные результаты, но привести к отрицательным последствиям. Поэтому так необходимо при построении дерева целей и мероприятий по государственному управлению малым бизнесом учитывать региональные особенности. Государственная помощь, поддержка и защита малого бизнеса и предпринимательства должны строиться, исходя из целей его развития. При этом особое значение приобретают не количество, а структура, устойчивость, эффективность бизнеса.
Эти направления нормативной модели государственного управления малым бизнесом и предпринимательством были задействованы в нашей стране. Но управление, так называемая “поддержка”, осуществлялось спонтанно, методами прямого государственного вмешательства в экономику. Результаты такой “поддержки” наглядно представлены в характеристике этапов становления и развития отечественного малого бизнеса .
Экономически активное население участвует в малом бизнесе и предпринимательстве в форме как основной, так и дополнительной деятельности. Дополнительная работа в сфере предпринимательства часто требует больших затрат труда и времени, чем основная, но работники тем не менее не оставляют основную работу. Это свидетельствует о неуверенности населения в прочности рыночных отношений и в том, что предпринимательство станет основной формой их деятельности, а также о том, что им не просто расстаться с той работой, которой было отдано много лет и которая приносила им не только доход, но и моральное удовлетворение.
В условиях нестабильности частного предпринимательства, непоследовательной государственной политики по отношению к малому и среднему бизнесу более подходящей формой оказывается сочетание занятости в разных секторах экономики. Работа на государственном (акционерном) предприятии, в учреждении в качестве основного занятия дает возможности пользоваться некоторыми льготами и сохранить определенный статус. Дополнительная же занятость дает весомый добавок к доходу. Кроме того, значительная часть доходов получается в “теневой экономике” и концентрируется среди узкого круга лиц, материальное благополучие которых быстро возрастает за счет основной массы населения, а уровень потребления намного превосходит средний уровень потребления 10% высокодоходных групп, становясь сопоставимым с эталоном высших доходных групп наиболее богатых стран. В сферу “теневой экономики” вовлечены в той или иной степени широкие слои населения. Такая дополнительная занятость существенно меняет уровень доходов и расходную часть бюджета многих семей. Однако этот способ роста благосостояния, хотя и повышает уровень жизни части населения, но приводит к моральной деградации общества и развалу легальной экономики.
Таким образом, общественное тяготение к традиции, привычному и стабильному, определенный склад ментальности играют не последнюю роль в формировании динамики и структуры малого предпринимательства и бизнеса.
Однако проблемы, порожденные спонтанным государственным вмешательством в эту сферу, значительно затрудняют функционирование и развитие малого бизнеса и предпринимательства. Сегодня ему препятствуют: несовершенство государственной и общественной структур управления, финансовой системы, налогово-кредитного и правового механизма; отсутствие экономической базы для развития предприятий малого бизнеса, государственной поддержки, подготовленных управленческих кадров, научно-прикладных и практических рекомендаций по их развитию; слабое развитие инфраструктуры и, как следствие трудности приобретения оборудования, комплектующих, помещений, финансовых средств, недостаток информации; хроническая отсталость и отсутствие новейшего оборудования, технологий; высокий уровень концентрации производства и монопольная структура рынка; неподготовленность кредитной системы для финансирования малого бизнеса, отсутствие гарантов и практики страхования инвестиций в него, ограниченность собственных финансовых средств; неразвитость рынка рабочей силы; действие фактора малой социальной мобильности, связанного с трудностями приобретения жилья и земельной собственности, а также надежных социальных гарантий по сравнению с теми, которые дает занятость на госпредприятиях; отсутствие правовой защиты новых юридических лиц; отсутствие оптимального рынка сырья, материалов и оборудования; неспособность большей части населения к предпринимательству из-за отсутствия экономической культуры, из-за социалистического общественного сознания.
Несмотря на сложность общеэкономической ситуации динамика показателей развития малых предприятий свидетельствует о больших возможностях их дальнейшего роста. Вместе с тем, малый бизнес и предпринимательство нуждаются в целенаправленной и продуманной поддержке, помощи и защите. Государственная политика в сфере малого бизнеса должна строиться не только с использованием мирового опыта управления малым бизнесом, но и с учетом качества социальной среды, действия традиционных социальных факторов, особенностей общественного мышления и психологии. Но, к сожалению, в настоящее время не отработаны механизмы государственного управления малым бизнесом, как на федеральном, так и на местном уровне.
Сегодня государственные мероприятия в сфере малого бизнеса и предпринимательства находятся в ведении Департамента по поддержке предпринимательства при Министерстве по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, который только приступил к работе.
Меры по финансовой поддержке малого бизнеса – инновационно-инвестиционная политика, восстановление прерванных кризисом и создание новых кооперационных связей. При этом малый бизнес будет приобретать новые качества – активно усиливать долговременные связи с крупным и средним бизнесом, включаться в новые технологические цепочки, что будет способствовать развитию товаропроизводящих, инновационных и оказывающих производственные услуги малых предприятий. Инвестированием отечественного малого бизнеса занимается и мировое сообщество, на привлечение которого в отечественную экономику направлен целый комплекс мероприятий российского правительства. Так, Американско-Российский центр делового сотрудничества, поддерживающий развитие малого бизнеса в России, финансируется Агентством США по международному развитию. Его цель – создание сети организаций по поддержке предпринимательства.
Малые предприятия получают скидки при создании бизнес-планов, проведении экспертизы инвестиционных проектов, но для начинающих предпринимателей, которые сегодня приходят в бизнес в результате сокращений в армии и на производстве, эти расходы все равно не по карману. А уже около 40% состоявшихся бизнесменов в таких услугах не нуждаются. Они полагаются на себя, а не на помощь государства.
Основные слагаемые государственной политики – кредитно-финансовая помощь и создание правового и информационного поля – находятся в зачаточном состоянии. Как показывают опросы, проведенные Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства, лишь каждое шестое малое предприятие считает доступ к льготным кредитам и субсидиям реальным, а из молодых предприятий – каждое девятое, торговых – шестнадцатое. Лишь 7 % предпринимателей назвали их как значимый финансовый источник (при этом их экономическое положение было даже хуже тех, кто подобного источника не имел) .
Информация о работе Проблемы государственного управления малым бизнесом (на примере Татарстана)