Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2015 в 17:54, курсовая работа
Роль управления в обществе - координировать социально-экономические процессы; согласовывать интересы и потребности различных социальных групп, общностей. В конечном счете управление должно способствовать социально-экономическому развитию общества, которое представляет собой сложный противоречивый процесс поступательного перехода одного социального состояния в качественно другое. В его основе лежит общественное производство, обеспечивающее социальное функционирование и развитие общества в целом.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
§ 1. Понятие социального потенциала малого бизнеса и предпринимательства и его характеристика
§ 2. Проблемы использования социального потенциала малого бизнеса и предпринимательства
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ
§ 1. Особенности государственной политики в сфере малого бизнеса
§ 2. Проблемы государственного управления малым бизнесом (на примере Татарстана)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Стабильной организации присущи следующие черты: низкий уровень ожиданий роста; слабые ожидания относительно завоевания новых рынков и технологий; сосредоточение на прошлых достижениях вместо ориентации на будущее; подозрительное отношение к любым изменениям; поощрение исполнителей, а не инноваторов; в коллективе больше интересуются межличностными отношениями, а не рисками по ведению бизнеса. Если творчество бездействует достаточно долго, это может повлиять на способность компании удовлетворять потребности клиентов. Происходит процесс изнашивания, рутинизации бизнеса, обострения чувства самосохранения и дистанцирования от клиентов. Организация переходит в стадию аристократизма.
Для стадии аристократизма характерны следующие черты: затраты на укрепление системы контроля, страхования и обустройство; акцент в деятельности компании переносится на то, как делаются вещи, а не на то, что делается и почему; существуют традиции, формализм в одежде и обращении входит в обычай; воцаряется настроение успокоенности и нежелания заботиться о жизнеспособности организации; имеют место небольшие инновации. Компания может приобретать другие компании для получения новых продуктов и рынков или пытаясь “купить” предприимчивость; организация обладает значительными денежными ресурсами. Снижение гибкости приводит к тому, что цели организации становятся преимущественно краткосрочными, гарантированные результаты становятся нормой, а деятельность приобретает окраску посредственности. Морально-психологический климат становится тяжелым. Аристократическая организация склонна отрицать существующую реальность: например, даже при фактическом спаде уровня продаж, она декларирует прежний уровень прибыли, пытаясь сохранить его, повышая цены на продукцию. Но наступает момент, когда далее повышать цены невозможно, начинается борьба за выживание, но не компании в целом, а каждого ее работника в отдельности. Что говорит о переходе к стадии ранней бюрократизации.
Для ранней бюрократизации компании характерно поведение: акцент делается на том, кто вызывает проблемы, а не на том, что по этому поводу следует предпринять; множество конфликтов в организации, на которых и сосредотачивается все внимание. Организация исключительно ориентирована на внутренние правила и нормы, превращая себя в оплот бюрократии.
Следующий, последний этап старения компании – ее бюрократизация и смерть. На этом этапе компания не создает необходимых ресурсов для самосохранения. Она представляет собой множество систем со слабой функциональной ориентацией, не связанных между собой. В компании царит культ письменного слова. Она почти закрыта для окружения и общается с ним через узкие каналы. Чтобы эффективно работать с такой организацией, потребитель вынужден искать обходные пути, пытаться прорваться через систему и его задача сводится к сбору всей необходимой ему информации у разобщенных между собой подразделений организации.
Смерть организации наступает тогда, когда ей уже никто ничего не поручает. Если компания полностью зависит от клиентов, смерть наступает быстро, если же по каким-то политическим причинам ее поддерживает государство (например, чтобы сохранить рабочие места), окончательная гибель может наступить не мгновенно.
Теория жизненных циклов отражает общие закономерности развития организации, она применима для российских новых частных предприятий, создаваемых с ориентацией на “бессрочное” существование. Теория жизненных циклов дает возможность проанализировать возможные сценарии развития организации, перспективность привлечения в компанию тех или иных менеджеров, увидеть динамику, а не статику организации, и сделать вывод о своевременности определенных управленческих решений.
Внешнее управленческое воздействие на малый бизнес должно вырабатываться с учетом характера внешних отношений бизнеса с окружающей социально-экономической, социально-психологической, культурной средой, которые складываются в процессе его функционирования и развития. При рассмотрении этой группы отношений имеет смысл исследовать факторы реализации социального потенциала малого бизнеса, изучить проблемы его использования.
§ 2. Проблемы использования социального потенциала малого бизнеса и предпринимательства
Малый бизнес функционирует и развивается в определенной окружающей среде, под влиянием целого комплекса экономических, социальных, политико-правовых, культурных факторов. Эти факторы определяют специфику реализации социального потенциала малого бизнеса.
К внутренним факторам, определяющим развитие малого бизнеса, относятся: сам предприниматель; характер труда в малом бизнесе; компактная организационная структура; оперативное управление; социально-психологический климат в коллективе. Внешние же факторы развития и функционирования малого бизнеса включают в себя: рыночную среду - конъюнктуру, конкуренцию, ресурсы, инфраструктуру; государство и его политику; общество; общемировые процессы развития.
Рыночная среда. Существующая на рынке потребительская конъюнктура на определенные товары и услуги обусловлена, в конечном счете, общественными потребностями. Малый бизнес вынужден осуществлять определенные маркетинговые стратегии, чтобы выжить в жестких условиях рыночной конкуренции, что обусловливается доступностью и качеством ресурсов: трудовых ресурсов, сырья и материалов, финансовых, информационных ресурсов, степенью развитости рыночной инфраструктуры. Вступая в борьбу за потребителя и ресурсы с крупным, средним, малым бизнесом, малый бизнес либо погибает, либо накапливает свой социальный потенциал.
Государственная политика в сфере малого бизнеса и предпринимательства – важнейший фактор реализации его потенциала. Она осуществляется во всех сферах жизни общества прямыми и косвенными методами воздействия на малый бизнес, влияя на состояние рыночной среды, социально-политическую, правовую, социокультурную жизнь общества.
Общественная жизнь также оказывает непосредственное влияние на реализацию социального потенциала малого бизнеса, который существует в определенном социальном контексте, складывающемся из господствующих общественной идеологии, общественного мнения, морально-этических требований.
Как подсистема экономики отдельной страны, малый бизнес включен в общемировые процессы развития. Прямо или косвенно он испытывает на себе последствия социально-политических, экономических, культурных циклов. Внутренняя и внешняя политика других государств отражается на эффективности его социально-экономического функционирования и развития.
Так или иначе, но
вышеперечисленные группы
Малый бизнес способствует распределению общественного продукта в соответствии с принятыми в обществе нормами социальной справедливости. Малый бизнес и предпринимательство - творческая социально-экономическая деятельность конкретного индивида, возможность реализации личного социального потенциала. Для развития личности велика социально-психологическая значимость малого бизнеса и предпринимательства. И если в этом смысле малый бизнес развивается в искусство ведения и сохранения дела, в опыт создания социально-экономических технологий, то малое предпринимательство принимает форму социально-экономического экспериментаторства. В связи с чем возникает вопрос о малом бизнесе и предпринимательстве как об особой форме социального творчества.
Малый бизнес – сложное социально-экономическое явление, обладающее как положительными, так и отрицательными чертами. Его неустойчивость, высокие риски порождают у предпринимателя неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие бизнес-стратегии, ориентацию на сиюминутные цели. Главная экономическая цель бизнеса – получение максимальной прибыли, предполагает использование наемного труда, что порождает эксплуатацию: небольшая заработная плата и ограниченные возможности социального обеспечения на малом предприятии не стимулируют работника. Важными факторами функционирования малого бизнеса становятся характер межличностных отношений, психологический климат в коллективе, которые не всегда способствуют реализации социального потенциала малого бизнеса. Рассматривая положительную роль малого бизнеса и предпринимательства как фактора социального прогресса, надо учитывать и его отрицательные стороны.
Благоприятная политическая ситуация, устойчивое социально-экономическое положение в стране, соответствующая потребностям времени и практики законодательно-правовая база, достаточно высокий социально-культурный уровень населения, активные иностранные инвестиции, благоприятные социально-психологический климат, общественное мнение и деятельность СМИ наиболее полной способствуют реализации социального потенциала малого бизнеса и предпринимательства.
Управление малым бизнесом осуществляют государство и различные негосударственные структуры, задействованные в мероприятиях государственного регулирования малого бизнеса: коммерческие банки, негосударственные фонды, консультационные фирмы, общественные организации. Привлекая к процессам управления малым бизнесом различные структуры, государство осуществляет поддержку и регулирование малого бизнеса. Методы государственного управления малым бизнесом – прямые и косвенные. Прямые методы – создание законодательно-правовой базы, государственной инфраструктуры поддержки и регулирования малого бизнеса, государственные инвестиции, заказы малому бизнесу. Косвенные методы – налогообложение, контроль над денежной массой в обращении, лизинг основных фондов, создание в СМИ положительного образа малого бизнеса и предпринимательства, развитие субподряда, государственные гарантии при банковском кредитовании, создание бизнес-инфраструктуры, соблюдение и правовая охрана коммерческой тайны и т.д.
На наш взгляд, необходимо выработать дифференциированный подход к государственному управлению социально и экономически неоднородным малым бизнесом. Например, государственная поддержка малого бизнеса сферы услуг должна отличаться от поддержки производственного бизнеса. Обслуживающий малый бизнес достаточно выражен в его структуре, так как он по сути более социален, чем производственный: как правило, имеет прямой контакт с конкретным потребителем специфической услуги, является наиболее жизнеспособной формой малого бизнеса и предпринимательства.
Учитывая социально-психологический фактор малого бизнеса и предпринимательства, государство может стимулировать распространение управленческих, социальных, психологических, коммуникативных технологий для наиболее полной реализации социального потенциала малого бизнеса и предпринимательства. На наш взгляд, дифференциированный подход государства к поддержке таких форм малого бизнеса и предпринимательства, как “семейное дело”, “ремесленное”, “кустарное”, “промысловое” предприятие, индивидуальная трудовая деятельность, обладающих своей социальной спецификой и культурной значимостью, позволит активизировать творческое начало людей, возродить древнейшие формы предпринимательства.
В связи с проблемами реализации социального потенциала малого бизнеса и предпринимательства актуализируются следующие направления его исследования: роль семьи в становлении предпринимательства; национальные особенности малого бизнеса и предпринимательства, например, России, США, Японии, Западной Европы; проблемы специального предпринимательского образования; проблема мотивации начать свое дело; соотношение различных социально-демографических групп в малом бизнесе: мужчин и женщин, предпринимателей различных возрастных категорий, прежде всего молодежного и бизнеса людей пенсионного возраста; проблема занятости в малом бизнесе и предпринимательстве инвалидов, людей с частичной способностью к труду; различие предпринимательства и изобретательства, инновационного бизнеса и предпринимательства; малое предпринимательство как маргинальная социальная группа; проблемы самоидентификации малых предпринимателей и бизнесменов; проблема выделения предпринимателей как социально неоднородной группы.
Важнейшая проблема управления состоит в реализации потенциала и разворачивании нереализованных возможностей малого бизнеса и предпринимательства в соответствии с закономерностями общественного развития при помощи методов управляющего воздействия: экономических, административно-правовых, организационных, морально-психологических. Эту проблему можно решить, рассматривая предпринимателя как специфический ресурс, “человеческий фактор” и основу производства; как специфического работника – носителя способности к труду и хозяина производства, субъекта производственных отношений; как члена общества, с определенным социальным положением, социально сформированными качествами.
Задача предпринятого анализа – исследование механизмов формирования и эффективного использования потенциальных возможностей развития малого бизнеса и предпринимательства, возможностей повышения его эффективности за счет активизации “человеческого потенциала”, развития и мобилизации его творческой энергии, инициативы, воли, организованности.
Таким образом, социальный потенциал малого бизнеса и предпринимательства реализуется через развертывание его свойств в процессе функционирования и развития и представляет форму существования и показатель уровня развития совокупного предпринимателя. Социальный потенциал обладает количественной и качественной определенностью, которая проявляется в процессе взаимодействий внутри и вовне малого бизнеса и предпринимательства.
Конечным результатом реализации предпринимательского потенциала является продукт и человек, социально-экономическое развитие общества в целом. Следовательно, социальный потенциал малого бизнеса и предпринимательства является фактором и показателем социально-экономического развития общества.
Информация о работе Проблемы государственного управления малым бизнесом (на примере Татарстана)