Предприятие – основная экономическая структура рыночной системы хозяйствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 20:16, лекция

Краткое описание

Основные хозяйственные субъекты рыночной экономики:
• Домашние хозяйства;
• Предприятия;
• Государственные учреждения.

Файлы: 1 файл

Предприятие (лекции).doc

— 740.00 Кб (Скачать)
ify">Тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перевозку грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения.

1.                                             В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке различают следующие виды цен:

                                                                     Свободные цены – это цены, устанавливаемые производителем продукции и услуг на основе спроса и предложения.

                                                                     Регулируемые цены – это цены, устанавливаемые соответствующими органами управления.

2.                                             По способу установления, фиксации различают:

                                                                     Твердые цены – это цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту. Твердые цены применяются в сделках с немедленной поставкой, с поставкой в течение короткого срока.

                                                                     Подвижная цена – такая цена, когда в договоре предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится.

                                                                     Скользящая цена – это цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной цены с учетом изменений в издержках производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции. Скользящие цены устанавливаются обычно на товары с длительным сроком изготовления.

3.                                             По способу получения информации об уровне цены различают:

                                                                     Публикуемые цены – это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации (справочные и прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов, торгов).

                                                                     Справочные цены – это цены, публикуемые в различных печатных изданиях (экономические газеты и журналы, специальные бюллетени, фирменные каталоги, прейскуранты).

4.                                             В зависимости от вида рынка различают:

                                                                     Цены товарных аукционов – это цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товаров. Цены аукционов используются на продукцию лесного хозяйства, рыболовства, в торговле пушно-меховым товаром, чаем, драгоценными камнями, предметами старины и искусства.

                                                                     Биржевые котировки представляют собой цены специально организованного и постоянно действующего рынка массовых, взаимозаменяемых товаров.

                                                                     Цены торгов – это цены особой формы специализированной торговли, которые основаны на выдаче заказов на поставку товаров или получения подрядов на производство определенных работ по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям. Тендер предполагает привлечение к определенному сроку на принципах конкуренции предложений от нескольких производителей с целью обеспечения наиболее выгодных условий сделки.

5.                                             С учетом фактора времени различают:

                                                                     Постоянная цена – цена, срок действия которой заранее не определен.

                                                                     Сезонная цена – цена, срок действия которой определен периодом времени.

                                                                     Ступенчатая цена – ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.

6.                                             Внутрифирменные цены – это цены, применяемые внутри фирмы при реализации продукции между подразделениями предприятия. Цель внутрифирменного ценообразования – влиять на показатели работы каждого подразделения, занятого изготовлением продукции, способствовать увеличению прибыли подразделений.

7.                                             По условиям поставки и продажи различают:

                                                                     Цена–нетто – цена на месте купли-продажи.

                                                                     Цена-брутто – цена, которая определяется с учетом условий купли-продажи

Дифференциация цен в зависимости от того, кто – продавец или покупатель – берет на себя транспортные расходы, различается по виду “франко”. Термин “франко” показывает, до какого пункта на пути продвижения товара от продавца к покупателю поставщик возмещает транспортные расходы. Например, франко-склад продавца означает, что все расходы по доставке несет покупатель, а франко-склад продавца потребителя – все расходы оплачиваются продавцом.

Все предприятия, желающие увеличить объемы продаж, должны обратить особое внимание на систему скидок, т.к.

                    Скидка создает у покупателя представление о том, что фирма-продавец идет именно ему на уступку, что, конечно, подчеркивает значимость покупателя в собственных глазах;

                    У предприятия создается впечатление о фирме-продавце, как о солидной и устойчивой организации, которая может позволить себе снижение цен. Истинную выгоду от использования скидок получает фирма-продавец, т.к. она ускоряет товародвижение и увеличивает объем продаж.

Различают следующие виды скидок:

                    За оплату товара наличными;

                    Количественная – снижение цены за покупку крупных партий товара;

                    Дилерская – предоставляется производителем дилеру или посреднику за услуги, связанные с продвижением товара;

                    Специальная – предоставляется избранным покупателям, в которых заинтересованы продавцы;

                    Сезонная – предоставляется покупателю за покупку несезонного товара или в период сезонной распродажи товара;

                    Бонусная – предоставляется постоянным покупателям, если они за определенный период приобретают заранее обусловленное количество товара.

                    Скрытая – форма дополнительных бесплатных услуг продавца покупателю (предоставление льготных кредитов).

3. Ценовая политика предприятия

За последние десятилетия широкое развитие получили неценовые факторы конкуренции. Однако значение ценовой политики, методов формирования цен при продвижении товаров на внутренний и мировой рынки велико. В странах, где доходы населения невелики, чувствительность к цене достаточно высокая. К таким странам относится и Кыргызстан.

Значимость цены для предприятия состоит прежде всего в обеспечении прибыли от реализации продукции, поэтому ценовая политика должна быть хорошо проработана и обоснованна.

Практика свидетельствует, что ценовая политика предприятия может содержать следующие ошибки:

                    Ценообразование излишне ориентировано на издержки;

                    Цены недостаточно приспособлены к изменению рыночных условий;

                    Цена рассматривается в отрыве от других элементов системы маркетинга;

                    Цены недостаточно учитывают отдельные варианты исполнения продукта и сегменты рынка.

Рыночная цена товара формируется под влиянием большого количества факторов, определяющих состояние соответствующего рынка. Для выбора ценовой политики фирма должна выявить и проанализировать все ценообразующие факторы. Основными факторами, влияющим на определение цены является:

                    Себестоимость товара;

                    Спрос и предложение на рынке, эластичность;

                    Цена конкурентов и возможность ее изменения;

                    Ожидаемая реакция покупателей на возможное изменение цены;

                    Прямое и косвенное воздействие со стороны государства.

Время от времени предприятия испытывают необходимость в изменении цен на свою продукцию. Снижение цен может произойти по следующим причинам:

                    Недогрузка производственных мощностей;

                    Сокращение доли рынка под воздействием сильной конкуренции;

                    Стремление фирмы добиться доминирующего положения на рынке.

Потребители могут рассматривать это как:

                    Предстоящую замену товара новым;

                    Плохое качество товара;

                    Финансовое неблагополучие фирмы;

Повышение цен обычно происходит вследствие устойчивой инфляции или наличия чрезмерного спроса.

Действия конкурента при изменении цены фирмой зависят от количества продавцов данного товара, его финансового положения, чувствительности рынка к изменению цены, динамики издержек производства и обращения. Активнее всего конкуренты будут реагировать в тех случаях, когда число продавцов невелико, их товары схожи между собой, а покупатели хорошо информированы. В то же время фирме необходимо определиться и в таком вопросе: какова будет ее обратная реакция при изменении цен конкурентами. В этом случае следует иметь ответ на такие вопросы:

                    Почему конкурент изменил цену: для завоевания рынка, компенсирования изменившихся издержек, использования свободных мощностей или чтобы положить начало изменения цен в отрасли;

                    Планирует ли конкурент временное изменение цен или это долгосрочная политика;

                    Что произойдет с долей рынка и ее доходами, если она не примет ответных мер;

                    Собираются ли принимать ответные меры другие фирмы;

                    Каковы будут эффекты обратной связи.

Этапы ценообразования:

1.                                             Выбор цели.

2.                                             Определение спроса.

3.                                             Анализ издержек.

4.                                             Анализ цен конкурентов.

5.                                             Выбор метода ценообразования.

6.                                             Установление окончательной цены.

Чтобы правильно сформулировать ценовую политику, фирма должна четко представлять цели, которые она достигнет посредством продажи конкретного товара. При выборе ценовой политики следует учитывать, что хотя глобальной целью любого предприятия является получение прибыли, однако в качестве промежуточных могут быть выдвинуты такие цели, как защита своих интересов, подавление конкурентов, завоевание новых рынков, выход на рынок с новым товаром, быстрое возмещение затрат, стабилизация доходов. Причем достижение этих целей возможно в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Основные цели ценовой политики следующие:

                    Дальнейшее существование фирмы. У предприятия могут быть избыточные мощности, наблюдается интенсивная конкуренция на рынке, изменились спрос и предпочтения потребителей. В таких случаях предприятия часто снижают цены. Вопрос о выживании фирмы может рассматриваться как краткосрочная цель.

                    Краткосрочная максимизация прибыли. Фирмы устанавливают на свой товар такую цену, которая обеспечила бы им максимум прибыли. В реализации этой цели упор делается на краткосрочные ожидания прибыли и не учитываются долгосрочные перспективы.

                    Краткосрочная максимизация оборота. Цену, стимулирующую максимизацию оборота, выбирают тогда, когда товар производится корпоративно и трудно определить структуру и уровень издержек производства. Поэтому определяется спрос.

                    Максимальное увеличение сбыта. В этом случае предприятие снижает цены и , добившись увеличения объема производства и соответствующего снижения издержек, может продолжать политику снижения цен.

                    “Снятие сливок” с рынка посредством установления высоких цен. Эта политика имеет место, когда фирма устанавливает на свои товары-новинки максимально высокую цену, значительно выше цены производства.

                    Лидерство в качестве. Фирма, которой удается закрепить за собой репутацию лидера в качестве, устанавливает высокую цену на свой товар, чтобы покрыть высокие издержки на свой товар, связанные с повышением качества.

Определение спроса – следующий этап установления цены. Определяя величину спроса на свой товар, фирма должна провести его оценку при разных ценах и попытаться выяснить причины его изменения.

На величину спроса влияют различные факторы, среди которых выделяется: потребность в товаре, отсутствие замены или конкурентов, платежеспособность потенциальных покупателей, покупательские привычки и предпочтения и т.п.

Анализ издержек. Спрос на товар определяет верхний уровень цены, которую может установить фирма. Валовые издержки производства определяют минимальную ее величину.

Информация о работе Предприятие – основная экономическая структура рыночной системы хозяйствования