Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 20:16, лекция
Основные хозяйственные субъекты рыночной экономики:
• Домашние хозяйства;
• Предприятия;
• Государственные учреждения.
В силу динамичности процессов, происходящих в хозяйственной жизни предприятия, необходимо осуществлять текущее планирование. Его основой являются краткосрочные планы и текущие тенденции развития спроса и предложения. В них показатели устанавливаются на год, с разбивкой по кварталам.
Более тесная координация различных служб предприятия – календарное планирование, период действия которого составляет 10 дней.
С точки зрения иерархии планов, все планы делятся на:
Стратегическое планирование;
Тактическое планирование;
Оперативное планирование.
Стратегическое планирование – это средство реализации стратегии предприятия, оно направлено на поиск необходимых ресурсов и путей по достижению целей, вытекающих из принятой стратегии развития. Стратегическое планирование – это увязка целей и ресурсов по их достижению.
Стратегическое планирование – порождение чисто рыночной системы хозяйствования, что обуславливается следующими обстоятельствами:
Неопределенность развития экономических отношений делает необходимым разработку соответствующей направленности экономики предприятия, что позволяет предприятию не только избежать рисков, но и обеспечить дальнейший рост.
Динамичное развитие научно-технического прогресса, приводящее к коренным преобразованиям производства и способствующее усилению его влияния на конкурентоспособность предприятия.
Стратегическое планирование является прерогативой высшего руководства предприятия и обычно охватывает долгосрочный период.
Тактическое планирование имеет дело с решениями о том, как должны быть распределены ресурсы предприятия для достижения стратегических целей. Тактическое планирование обычно охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды и осуществляется средним и нижним управленческим звеном.
Оперативное планирование – это планирование отдельных операций в общем хозяйственном потоке в коротком и среднем периодах – планирование производства, маркетинга и т.д.
Предметом производственного планирования является определение перечня изделий, которые будут выпускаться, а также требуемых производственных факторов.
Производственное планирование состоит из:
Планирования производственной программы;
Планирования выполнения производственной программы.
Планирование производственной программы включает установление объема производства продукции, ее ассортимента, сроков изготовления, а также качество и количество необходимых для этого факторов.
При планировании ассортимента продукции следует исходить из компромисса между сбытом продукции, который рассчитан на широкий ассортимент и производственной программой. Широкий ассортимент требует специального оборудования, частой его переналадки, что ведет к увеличению затрат.
При определении объема производства рекомендуется принимать во внимание, производит ли предприятие один вид продукции или много.
В случае выпуска предприятием одного вида продукции возможны следующие варианта определения объемов производства:
1. Объем сбыта продукции в течение многих лет неизменен, производственные мощности стабильны.
2. Сбыт подвержен сезонным колебаниям. В этом случае возможны варианты:
Производственные мощности устанавливаются по максимальному спросу;
Производство осуществляется при несколько меньшей численности занятых, характерной для пикового производства, но большей, чем при спаде.
В качестве средства выравнивания сезонных колебаний используется диверсификация производства, т.е. включение в программу изделий, которые можно выпускать на данном оборудовании, а сезонность для них никакой роли не играет.
На многопрофильных предприятиях, т. е. на предприятиях, выпускающих разнообразную продукцию возможны следующие ситуации:
Отдельные изделия выпускаются разными партиями;
Почти все оборудование используется для изготовления всех имеющихся изделий;
Велики различия во времени изготовления разных видов продукции на различном оборудовании.
Исходя из того, что предприятие должно получать как можно больше прибыли, вышеназванных ситуациях следует выпускать такие виды продукции, которые загружают меньшее количество оборудования, требуют меньшего времени обработки, приносят большую прибыль на одно изделие.
Разработка стратегического плана развития предприятия является логическим процессом, состоящим из ряда последовательных действий. Один из основополагающих моментов – определение объекта стратегического планирования, т.е. границ и внутренней структуры предприятия. Существуют следующие последовательные элементы разработки стратегического плана предприятия:
Определение миссии и целей предприятия;
Анализ внешних условий деятельности предприятия;
Анализ внутренних ресурсов предприятия;
Определение стратегических возможностей и корректировка миссии и целей;
Определение вариантов и выбор стратегии достижения целей;
План реализации и реализация стратегии;
Контроль и внесение изменений.
Каждый из этапов является логически законченным, что позволяет их использовать и в других схемах разработки стратегического плана.
Основой для всего процесса в целом является определение миссии и целей предприятия.
Миссия отражает предназначение предприятия.
Миссия должна в сжатой доступной форме отражать следующие аспекты в деятельности предприятия:
Потребности клиента, которые удовлетворяются предприятием (продукт или услуга и их основные характеристики);
Сегмент рынка (клиентский, географический), на котором оперирует предприятие;
Конкурентное преимущество перед другими предприятиями;
Ценности, разделяемые предприятием.
Миссия предприятия должна быть обозримой, легко читаемой.
Цели предприятия – то, чего хочет достичь предприятие за конкретный период времени. Цели, как правило, устанавливается высшим руководством предприятия на основе их опыта и знаний управленческой практики, с учетом внутренней ситуации на предприятии, ее миссии, внешних условий и т.п.
Цели должны быть:
Связанными с основной деятельностью предприятия;
Измеримыми;
Достижимыми;
Реальными;
Определенными во времени.
Цели могут быть как количественными, так и качественными.
При анализе внешней среды необходимо ответить на следующие вопросы:
Что является внешней средой для данного предприятия?
Какую информацию нужно получить о внешней среде? Какие ключевые точки следует выделить, чтобы не утонуть в массе информации?
С какой периодичностью следует получать информацию? Какие источники могут быть использованы и кто должен отвечать за этот процесс?
Какие методы можно применять для анализа динамики внешней среды и прогноза ее состояния на перспективу?
Каковы затраты на получение информации и насколько они оправданны с точки полученных результатов?
Стратегическое планирование должно увязывать воедино внешнюю и внутреннюю среду предприятия, ее миссию, систему целей. Для определения стратегических возможностей следует провести количественную и качественную оценку всех ресурсов.
Формулирование стратегии следует за этапом стратегического анализа и нацелен на выбор одной из стратегических альтернатив.
Процесс формирования стратегии заключает в себе три этапа:
Формирование общей стратегии предприятия;
Формирование конкурентной стратегии;
Определение функциональных стратегий предприятия.
Существуют следующие общие стратегии предприятия:
Стратегия стабильности – сосредоточение на существующих направлениях бизнеса и поддержка их. Обычно используется крупными предприятиями, которые доминируют на рынке.
Стратегия роста – увеличение предприятия, часто через проникновение и захват новых рынков.
Разновидности стратегии роста:
-вертикальная интеграция;
-горизонтальная интеграция.
Стратегия сокращения применяется в тех случаях, когда выживание предприятия находится под угрозой. Разновидностями стратегии сокращения являются:
-стратегия разворота – используется, если предприятие действует неэффективно, но еще не достигло своей критической точки;
-стратегия отделения – продажа или отказ того вида бизнеса, который не приносит прибыли.
-стратегия ликвидации – в случае достижения критической точки – банкротства – происходят уничтожение предприятия и распродажа активов.
Конкурентные стратегии – стратегии, позволяющие предприятию сохранять свои конкурентные преимущества в конкурентной борьбе. Выделяют следующие конкурентные стратегии:
Преимущество в издержках создает большую свободу выбора действий как в ценовой политике, так и при определении уровня доходности.
Дифференциация означает создание фирмой продукта или услуги с уникальными свойствами, которые чаще всего бывают закреплены торговой маркой.
Фокусирование – это сосредоточение внимания на одном из сегментов рынка, на особой группе покупателей, определенной группе товаров или на ограниченном географическом секторе рынка.
Функциональные стратегии разрабатываются специально для каждого функционального пространства предприятия. Они включают следующие элементы:
Стратегия НИОКР, обобщающая основные идеи о новом продукте – от его первоначальной разработки до внедрения на рынке.
Производственная стратегия сосредоточена на решениях о необходимых мощностях, размещении промышленного оборудования, основных элементах производственного процесса, регулировании заказов.
Маркетинговая стратегия заключается в определении подходящих продуктов, услуг и рынков, которым они могут быть предложены.
Финансовая стратегия ответственна за прогнозирование финансовых показателей стратегического плана, оценку инвестиционных проектов, планирование будущих продаж, распределение и контроль финансовых ресурсов.
Стратегия управления персоналом помогает решать проблемы повышения привлекательности труда, мотивации, аттестации персонала.
Бизнес – план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые намечается осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия. Он является важным инструментом при рассмотрении большого количества ситуаций для выбора и определения средств для их достижения.
Назначение бизнес-плана:
помочь предпринимателям оценить свои возможности;
выявить емкость и перспективы будущего рынка;
оценить необходимые затраты и соразмерить их с теми ценами, по которым можно будет реализовать продукцию или услуги
убедить возможного инвестора в привлекательности и конкурентоспособности выбранной деятельности;
рассчитать по оценочным показателям прибыльность или убыточность данной деятельности.
Разработка бизнес-плана позволяет получить ответы на вопросы:
- как начать свое дело?
- как эффективно организовать производство?
- когда будут получены первые доходы?
- как скоро можно будет расплатиться с инвесторами?
- как уменьшить возможный риск?
В теории и практике нет жестко регламентированной структуры бизнес-плана, она может быть различной: одна - для начинающих предпринимателей, другая – для существующего предприятия.
Возможная структура бизнес-плана:
1. Концепция выбранного бизнеса.
2. Ситуация в настоящее время (намерения, задачи, цели).
3. Характеристика создаваемого предприятия, его продукции и услуг.
4. Управление.
5. Исследование и анализ рынка.
6. План маркетинговых действий.
Информация о работе Предприятие – основная экономическая структура рыночной системы хозяйствования