Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 20:16, лекция
Основные хозяйственные субъекты рыночной экономики:
• Домашние хозяйства;
• Предприятия;
• Государственные учреждения.
Анализ цен конкурентов. Существенное влияние на цену оказывают поведение конкурентов и цены на их продукцию. Каждая фирма должна знать цены на продукцию конкурентов и отличительные черты их товаров.
Выбор метода ценообразования. Пройдя все указанные этапы, фирма может приступить к определению цены на товар. Оптимально возможная цена должна полностью возмещать все издержки на производство, распределение и сбыт товара, а также обеспечивать получение определенной нормы прибыли. Возможны три варианта установления уровня цены:
Минимальный уровень, определяемый затратами;
Максимальный уровень, сформированный спросом;
Оптимально возможный уровень.
Установление окончательной цены – заключительный этап ценообразования. Остановив свой выбор на одной из методик, фирма может приступить к расчету цены, которая должна учитывать психологическое восприятие покупателем товара фирмы. Назначаемая цена должна соответствовать ценовому образу фирмы и ее ценовой политике. Необходимо также учитывать реакцию конкурентов на предполагаемую цену.
Существует несколько основных методов расчета цены. В настоящее время наиболее широко применяются следующие методы:
Метод, основанный на определении полных издержек;
Метод, ориентированный на прямые затраты.
Суть метода, основанного на определении полных издержек, состоит в суммировании совокупных издержек и прибыли, которую фирма рассчитывает получить.
Преимущества данного метода – простота и удобство.
Недостатки метода полных издержек:
При установлении цены не принимаются во внимание имеющийся спрос на товар, конкуренция на рынке, поэтому возможна ситуация, когда товар при данной цене не будет пользоваться спросом, а продукция конкурентов может быть лучше по качеству и более известна покупателю благодаря рекламе;
Любой метод отнесения на себестоимость товара постоянных издержек, которые являются расходами по управлению предприятием, а не расходами для производства данного товара, является условным. Он искажает подлинный вклад продукта в доход предприятия.
Метод полных затрат наиболее распространен:
На предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией для расчета цен традиционных товаров;
Для установления цен на новые товары, не имеющие ценовых прецедентов;
При расчете цен на товары пониженной конкурентоспособности.
Сущность метода прямых затрат состоит в установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки-прибыли. При этом постоянные расходы, как расходы предприятия в целом, не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции. В случае применения метода прямых затрат фирма начинает с оценки потенциального объема продаж по каждой предполагаемой цене, затем подсчитывается сумма прямых переменных затрат и определяется величина покрытия на единицу продукции и на весь объем прогнозируемых продаж по предполагаемой цене. Метод прямых затрат позволяет с учетом условий сбыта находить оптимальное сочетание объемов производства, цен реализации и расходов по производству продукции.
Метод прямых затрат может быть с уверенностью использован при установлении цен только тогда, когда:
Имеются неиспользованные резервы производственных мощностей;
Все постоянные расходы возмещаются в ценах, установленных из текущего объема производства.
Наиболее полно преимущества метода прямых затрат может быть с уверенностью использован при принятии различных управленческих решений.
Рыночные методы ценообразования.
Многие экономисты считают, что уровень спроса может быть единственным фактором при определении цен.
Основным фактором при этом методе являются не издержки продавца, а покупательское восприятие, позволяющее покупателю из всей предложенной гаммы выбрать более оптимальный с точки зрения цены и качества товар, учитывая при этом, что приобретение дорогостоящего товара ожжет быть иногда целесообразнее, чем покупка более дешевого аналога.
При использовании метода с ориентацией на спрос, производственные затраты рассматриваются лишь как ограничительный фактор, ниже которого реализация данного товара экономически невыгодна. При этом производственные затраты могут быть одинаковыми при разном уровне цен.
Влияние фактора конкуренции на принятие решения об установлении цены на товар зависит от структуры рынка. Предприятия, придерживающиеся такой тактики, установят цену на свой товар чуть выше или чуть ниже уровня конкурентов.
Наиболее распространенными в этом случае являются следующие методы установления цены – метод текущей цены и метод “запечатанного конверта”.
Метод текущей цены. В тех случаях, когда затраты трудноизмеримы метод текущей цены, или цены, обычно получаемой за товар на рынке, представляет собой результат совместного оптимального решения предприятий данной отрасли. Этот метод используется на рынках однородных товаров, где ограничены возможности влияния на цены.
Метод “запечатанного конверта”, или тендерного ценообразования используется в тех отраслях, когда несколько предприятий ведут серьезную конкуренцию за получение определенного контракта. При определении тендера исходят прежде всего из цен, которые могут назначить конкуренты, и цена определяется на более низком с ним уровне.
Цена товара подвергается изменениям, прежде всего, под воздействием спроса и предложения.
Цены на товары классифицируются по характеру обслуживаемого товарооборота, степени свободы от воздействия государства, способу фиксации, степени обоснованности, времени действия.
Составной частью системы ценообразования является широко распространенная система скидок с установленных цен. Различают следующие виды скидок: общая или простая, количественная, специальная сезонная, бонусная, закрытая, скрытая.
Ценовая политика предприятия – общие цели, которых предприятие собирается достичь с помощью цен на свою продукцию. При выборе ценовой политики следуют учитывать, что главной целью предприятия является получение прибыли, однако в качестве промежуточных могут быть выбраны такие цели, как защита своих интересов, подавление конкурентов, завоевание новых рынков, быстрое возмещение затрат.
Существует несколько основных методов расчета цены: метод, основанный на расчете полных издержек, метод, ориентированный на прямые затраты. На практике также используются методы рыночного ценообразования.
Экономическое назначение предприятия – производство товаров и оказание услуг, приобретение факторов производства (затраты), их переработка и выход готовой продукции (результат). Процесс функционирования предприятия представляет собой непрерывно повторяющийся во времени процесс производства и реализации продукции. Его осуществление предполагает соблюдение ряда условий:
Производство и реализация продукции, которая по количеству и качеству, ассортименту отвечает требованиям рынка, а также соблюдение экономичности в производстве и реализации продукции при минимуме затрат. Это достигается при помощи соответствующей организации производства и труда на базе использования ресурсосберегающих и высокопроизводительных технологий.
Постоянный учет результатов и затрат, доходов и расходов, превышение результатов над затратами.
Осуществление расширенного воспроизводства.
Обеспечение и постоянное улучшение стандарта жизни и условий труда работников предприятия.
Регулярная выплата налогов.
Повышение конкурентоспособности предприятия.
Обеспечение финансовой устойчивости предприятия.
Соблюдение трудового и хозяйственного законодательства.
Для того, чтобы в конкурентной борьбе не только выжить, но и развиваться предприятие должно:
С одной стороны – создать своего потребителя продукции;
С другой стороны – производить свои изделия по стоимости ниже рыночной для получения прибыли.
Хозяйствование направлено не только на создание продукта, но и на использование самой возможности произвести товар, пользующийся спросом на рынке, и прибыльно реализовать его. Поэтому при функционировании предприятия производство и реализация продукции по номенклатуре и количеству должны быть организованы таким образом, чтобы получить как можно большую прибыль и достичь наибольшей рентабельности.
Следует иметь в виду, что даже тогда, когда доля прибыли в обороте незначительна, предприятие может достичь благоприятной рентабельности капитала. Это объясняется тем, что большой оборот (объем продаж) обеспечивается путем эффективного использования капиталовложений (активов).
Производственная деятельность предприятия задает параметры развития другим видам деятельности. Она по своей природе двойственна:
С одной стороны, отражает технологическое назначение, связанное с изготовлением продукции, отвечающей по количеству, качеству и срокам поставки требованиям рынка;
С другой – должна обеспечивать выполнение своего экономического назначения, т.е. производить заданное количество продукции при минимуме затрат.
В ходе производственной текущей деятельности решаются две основные задачи.
Первая связана с выпуском продукции определенного количества и качества и соблюдения сроков ее поставки. В решении этой задачи большую роль играют такие факторы, как состояние производственной базы, достаточность производственных мощностей, ее технический и организационный уровень, степень прогрессивности организации производства и труда и т. д.
Вторая направлена на снижение уровня издержек производства. Решение этой задачи связано с использованием производственных мощностей, уровень производительности труда, экономия ресурсов и многое другое.
Решение первой задачи означает повышение имиджа предприятия, стабильность его развития.
Снижение уровня издержек ведет к росту конкурентоспособности предприятия и доходности вложенных средств.
Производственные службы должны эффективно использовать факторы производства с целью достижения как можно большей рентабельности.
В задачу коммерческой деятельности входит:
Обеспечение предприятия в нужном количестве и качестве сырьем, материалами и оборудованием по приемлемым ценам, т.е. не ведущим к увеличению издержек производства;
Успешная реализация произведенной продукции как по объему, так и по ценам, выгодным для предприятия.
Особенность коммерческой деятельности в условиях рыночных отношений состоит в том, что произведенную продукцию приходится реализовывать в конкурентной среде, состоящей из большого числа покупателей, а также продавцов, действующих независимо друг от друга и желающих создать своего покупателя.
Эффективность коммерческой деятельности зависит от следующих важных обстоятельств:
Умение выбрать нишу сбыта своей продукции на рынке, наиболее полно отвечающую внутренним возможностям предприятий;
Умение создавать собственного потребителя путем проведения эффективной сбытовой политики, инструментами которой должны быть ценовая политика, реклама, продуктовая и ассортиментная политика, продвижение товаров и обслуживание;
Стимулирование работников коммерческой службы в поиске эффективных методов реализации продукции.
В процессе функционирования предприятия постоянно реализуется готовая продукция, выплачивается заработная плата, покупаются сырье, материалы, оборудование, происходит обновление и расширение производства. И все это требует соответствующего финансового обеспечения и правильного распределения финансовых ресурсов, позволяющего обеспечивать, с одной стороны, непрерывность производства продукции и ее реализации, а с другой – расширение производства.
В условиях рынка, когда конечной целью предприятия является получение прибыли, финансовая деятельность должна быть направлена на сокращение уровня запасов, сокращение производственного цикла и времени выполнения заказов, использование системы “точно и вовремя”, децентрализацию решений, внедрение компьютерных информационных систем.
Финансовые ресурсы предприятия используются по многим направлениям. Основными из них в условиях рынка являются:
Информация о работе Предприятие – основная экономическая структура рыночной системы хозяйствования