Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 20:16, лекция
Основные хозяйственные субъекты рыночной экономики:
• Домашние хозяйства;
• Предприятия;
• Государственные учреждения.
Платежи органам финансово-банковской системы, обусловленные выполнением финансовых обязательств (налоговые платежи, уплата банковских процентов);
Инвестирование собственных средств в капитальные затраты, связанное с расширением производства и его техническим обновлением и т.д.;
Инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги, приобретаемые на рынке;
Образование денежных фондов поощрительного и специального характера;
Благотворительность, спонсорство и т.д.
В процессе функционирования предприятия финансовые службы должны постоянно добиваться сбалансированности между оттоками и притоками денежных средств, между расходами и доходами.
Приток денег происходит за счет реализации готовой продукции, сокращения сроков погашения дебиторской задолженности, получения дивидендов от участия в деятельности других предприятий.
Эффективность этого притока характеризуется временем, в течение которого совершается оборот денежных средств, представляющий собой операционный цикл. Операционный цикл – это срок, за который материально – производственные запасы превращаются в готовую продукцию и реализуются.
Для характеристики и оценки результативности текущей производственной деятельности применяется ряд показателей:
Объем товарной продукции;
Уровень издержек производства;
Качество продукции;
Производительность труда.
Объем произведенной продукции характеризует масштабы производственной деятельности, ее возможности.
Уровень издержек производства определяется степенью использования производственной базы, уровнем прогрессивности организации производства и труда, его технической оснащенности.
Важным показателем эффективности работы производственных служб является качество выпускаемой продукции. Рост качества продукции – одно из условий повышения цены изделия, что ведет к увеличению дохода.
Важнейшим показателем, характеризующим уровень результативности текущей производственной деятельности, является производительность труда, увеличение которой ведет к снижению издержек производства, а главное – способствует достижению запланированного выпуска продукции при минимуме затрат на их производство.
В текущей производственной деятельности большая роль принадлежит большой группе технико-экономических показателей и такие показатели, как:
Степень механизации и автоматизации производства;
Прогрессивность технологии и организации труда;
Квалификация кадров.
Результаты коммерческой деятельности предприятия оцениваются при помощи следующих показателей:
1. Объем продаж.
2. Рентабельность продаж определяется по формуле:
где Мч - чистая прибыль, сом.
Q – объем продаж, сом.
Рентабельность продаж характеризует величину прибыли, приносимую каждым сомом, полученным от продажи продукции, а следовательно, отражает эффективность работы коммерческих служб.
3. Коэффициент оборачиваемости активов рассчитывается по формуле:
где Q – объем продаж, сом.
Аср – средняя величина текущих активов.
Этот коэффициент показывает, сколько активов необходимо использовать для получения каждого сома от продажи продукции.
В оценке результатов коммерческой деятельности используется группа дополнительных показателей, позволяющих судить об эффективности различных ее сторон. К ним относятся:
Доля на рынке товаров продукции, производимой предприятием;
Объем товаров, продаваемых в кредит;
Процент возврата товаров;
Затраты на единицу реализованных товаров;
Количество каналов сбыта на объем продаж.
Для оценки результативности финансовой деятельности используется система показателей, при этом, с одной стороны, дается оценка показателей состояния финансов на предприятии, а с другой – успешного их применения.
В первом случае речь идет о показателях, характеризующих состояние авансированного капитала (структура имущества, оборот капитала, формы амортизации), структуры привлекаемого капитала, ликвидность финансов. При этом используют следующие соотношения:
Собственных и заемных средств;
Привлеченных средств к общей сумме;
Собственных средств к общей сумме
Суммы начисленного износа к первоначальной стоимости основных средств и нематериальных активов;
Неиспользованной части амортизационного фонда к первоначальной стоимости основных средств и нематериальных активов;
Стоимости основных средств и нематериальных активов к стоимости общего имущества;
Стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных оборотных средств к стоимости всего имущества.
Во втором случае для оценки результативности финансовой деятельности используют показатели структуры прибыли и затрат, рентабельности капитала, прибыльности и рентабельности оборота.
Важной особенностью оценки результатов финансовой деятельности является то, что она осуществляется с позиции интересов отдельных социальных групп – участников производства. Ими являются:
Собственники;
Руководители, нанятые по найму;
Кредиторы;
Персонал;
Правительственные учреждения;
Общество.
Каждая из этих групп в условиях рыночных отношений имеет свой особый статус, а следовательно, в развитии производства преследует прежде всего собственные интересы.
Для руководства предприятия важнейшими финансовыми показателями являются:
Уровень рентабельности;
Доля прибыли на покрытие постоянных издержек;
Оборачиваемость активов;
Структура дебиторской и кредиторской задолженности;
Эффективность использования трудовых ресурсов;
Ставка доходности активов.
Для владельцев предприятия:
Ставка доходности на собственный капитал;
Ставка доходности на акционерный капитал;
Прибыль на акцию;
Рост цены на акцию;
Дивиденды на одну акцию;
Соотношение рыночной и балансовой стоимости.
Для заимодавцев:
Коэффициент текущей ликвидности;
Ликвидационная стоимость предприятия;
Характеристика денежных потоков;
Доля долга в активах;
Соотношение заемного и собственного капитала;
Анализ поступления наличности.
Процесс функционирования предприятия представляет собой непрерывно повторяющийся во времени процесс производства и реализации продукции. Осуществление производственного процесса предполагает построение соответствующей организации производства и труда, учет затрат и результатов, доходов и расходов.
Производственные службы должны эффективно использовать все факторы производства с целью достижения как можно большей рентабельности.
Важнейшими задачами коммерческих служб предприятия является обеспечение предприятия в нужном количестве и качестве сырьем, материалами и оборудованием, а так же успешная реализация продукции.
Эффективность деятельности предприятия зависит от соответствующего финансового обеспечения и правильного распределения финансовых ресурсов. Финансовые службы должны добиваться сбалансированности между оттоками и притоками денежных средств, между доходами и расходами.
Для оценки функционирования предприятия используется большое количество показателей. При оценке финансовой деятельности различные группы участников производства используют свой набор финансовых показателей.
Планирование является важнейшей частью предпринимательской деятельности. В условиях рынка с его жесткой конкуренцией планирование хозяйственно-производственной деятельности является важнейшим условием его выживаемости, экономического роста и процветания. В противном случае предприятие может оказаться в плену у рынка.
Планирование – одна из функций менеджмента, умение предвидеть будущее предприятия и использовать это предвидение.
В условиях неопределенности экономического развития, рисков единственной формой согласования возможностей предприятия по выпуску продукции в соответствии с имеющимся спросом и предложением является планирование.
Характерные черты планирования:
Во-первых, планирование должно ответить на вопросы: что, когда и как может произойти?
Во-вторых, реализацию выбранной альтернативы необходимо осуществлять на основе решений, принимаемых сегодня.
В-третьих, планирование есть непрерывный процесс принятия решений, в ходе которого устанавливаются и уточняются по времени цели и задачи развития предприятия в связи с изменениями, происходящими вокруг него, и определяются ресурсы для их выполнения.
В-четвертых, планирование следует осуществлять по принципу, согласно которому функционирование предприятия должно быть рентабельно и обеспечивать денежные поступления и прибыль в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц (собственников, учредителей, акционеров, государство и т.д.)
В-пятых, в силу различий в самой сущности и характере проявления факторов производства и задач, вытекающих из отдельных направлений его деятельности, планирование подразделяется на долгосрочное и краткосрочное. Вопросы, связанные с приобретением оборудования, кадровой политикой, определением ассортимента продукции и рынка сбыта требуют их рассмотрения на долговременный период. Вопросы, касающиеся текущего обеспечения предприятия сырьем и материалами необходимо рассматривать на краткосрочный период.
Преимущества планирования на предприятии:
Делает возможным подготовку к использованию будущих благоприятных условий;
Проясняет возникающие проблемы;
Стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;
Улучшает координацию действий в организации;
Увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;
Способствует более рациональному использованию ресурсов;
Улучшает контроль в организации.
Возможности планирования на предприятии ограничены рядом объективных и субъективных причин. Важнейшие из них:
1. Неопределенность рыночной среды. Предприятие не обладает полной информацией о своем настоящем и будущем, оно не в состоянии предугадать все изменения, которые могут произойти во внешней среде.
2. Издержки планирования. Предел планирования определен величиной издержек, затрачиваемых на организацию и осуществление планирования. Для осуществления плановой деятельности необходимы дополнительные затраты на исследования, привлечение дополнительного персонала.
3. Масштабы деятельности предприятия. Масштабы деятельности предприятия могут ограничивать и расширять возможности планирования на предприятии. Преимущества в осуществлении планирования принадлежит крупным предприятиям, т.к. у них выше финансовые возможности, они обладают широкой научно-исследовательской базой и высококвалифицированными специалистами. Малые и средние предприятия при осуществлении планирования имеют такое преимущество, как простота и предсказуемость внутренней среды предприятия.
На предприятии необходимо сочетать формальное и интуитивное планирование.
Формальное планирование – сознательное, организованнее при помощи особых методов планирование.
В зависимости от того, какой горизонт времени охватывает планы, планирование подразделяется на три типа:
Долгосрочное планирование;
Среднесрочное планирование;
Краткосрочное планирование.
Долгосрочное планирование охватывает длительные периоды времени – от 10 до 25 лет.
Среднесрочное планирование конкретизирует ориентиры, определенные долгосрочным планом. Горизонт среднесрочного планирования – 3 – 5 лет.
Информация о работе Предприятие – основная экономическая структура рыночной системы хозяйствования