Предприятие – основная экономическая структура рыночной системы хозяйствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 20:16, лекция

Краткое описание

Основные хозяйственные субъекты рыночной экономики:
• Домашние хозяйства;
• Предприятия;
• Государственные учреждения.

Файлы: 1 файл

Предприятие (лекции).doc

— 740.00 Кб (Скачать)

                    Платежи органам финансово-банковской системы, обусловленные выполнением финансовых обязательств (налоговые платежи, уплата банковских процентов);

                    Инвестирование собственных средств в капитальные затраты, связанное с расширением производства и его техническим обновлением и т.д.;

                    Инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги, приобретаемые на рынке;

                    Образование денежных фондов поощрительного и специального характера;

                    Благотворительность, спонсорство и т.д.

В процессе функционирования предприятия финансовые службы должны постоянно добиваться сбалансированности между оттоками и притоками денежных средств, между расходами и доходами.

Приток денег происходит за счет реализации готовой продукции, сокращения сроков погашения дебиторской задолженности, получения дивидендов от участия в деятельности других предприятий.

Эффективность этого притока характеризуется временем, в течение которого совершается оборот денежных средств, представляющий собой операционный цикл. Операционный цикл – это срок, за который материально – производственные запасы превращаются в готовую продукцию и реализуются.

4.Показатели оценки функционирования предприятия

Для характеристики и оценки результативности текущей производственной деятельности применяется ряд показателей:

                    Объем товарной продукции;

                    Уровень издержек производства;

                    Качество продукции;

                    Производительность труда.

Объем произведенной продукции характеризует масштабы производственной деятельности, ее возможности.

Уровень издержек производства определяется степенью использования производственной базы, уровнем прогрессивности организации производства и труда, его технической оснащенности.

Важным показателем эффективности работы производственных служб является качество выпускаемой продукции. Рост качества продукции – одно из условий повышения цены изделия, что ведет к увеличению дохода.

Важнейшим показателем, характеризующим уровень результативности текущей производственной деятельности, является производительность труда, увеличение которой ведет к снижению издержек производства, а главное – способствует достижению запланированного выпуска продукции при минимуме затрат на их производство.

В текущей производственной деятельности большая роль принадлежит большой группе технико-экономических показателей и такие показатели, как:

                    Степень механизации и автоматизации производства;

                    Прогрессивность технологии и организации труда;

                    Квалификация кадров.

Результаты коммерческой деятельности предприятия оцениваются при помощи следующих показателей:

1. Объем продаж.

2. Рентабельность продаж определяется по формуле:

 

где Мч - чистая прибыль, сом. 

     Q – объем продаж, сом.

Рентабельность продаж характеризует величину прибыли, приносимую каждым сомом, полученным от продажи продукции, а следовательно, отражает эффективность работы коммерческих служб.

3. Коэффициент оборачиваемости активов рассчитывается по формуле:

 

где Q – объем продаж, сом.

     Аср – средняя величина текущих активов.

Этот коэффициент показывает, сколько активов необходимо использовать для получения каждого сома от продажи продукции.

В оценке результатов коммерческой деятельности используется группа дополнительных показателей, позволяющих судить об эффективности различных ее сторон. К ним относятся:

                    Доля на рынке товаров продукции, производимой предприятием;

                    Объем товаров, продаваемых в кредит;

                    Процент возврата товаров;

                    Затраты на единицу реализованных товаров;

                    Количество каналов сбыта на объем продаж.

Для оценки результативности финансовой деятельности используется система показателей, при этом, с одной стороны, дается оценка показателей состояния финансов на предприятии, а с другой – успешного их применения.

В первом случае речь идет о показателях, характеризующих состояние авансированного капитала (структура имущества, оборот капитала, формы амортизации), структуры привлекаемого капитала, ликвидность финансов. При этом используют следующие соотношения:

                    Собственных и заемных средств;

                    Привлеченных средств к общей сумме;

                    Собственных средств к общей сумме

                    Суммы начисленного износа к первоначальной стоимости основных средств и нематериальных активов;

                    Неиспользованной части амортизационного фонда к первоначальной стоимости основных средств и нематериальных активов;

                    Стоимости основных средств и нематериальных активов к стоимости общего имущества;

                    Стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных оборотных средств к стоимости всего имущества.

Во втором случае для оценки результативности финансовой деятельности используют показатели структуры прибыли и затрат, рентабельности капитала, прибыльности и рентабельности оборота.

Важной особенностью оценки результатов финансовой деятельности является то, что она осуществляется с позиции интересов отдельных социальных групп – участников производства. Ими являются:

                    Собственники;

                    Руководители, нанятые по найму;

                    Кредиторы;

                    Персонал;

                    Правительственные учреждения;

                    Общество.

Каждая из этих групп в условиях рыночных отношений имеет свой особый статус, а следовательно, в развитии производства преследует прежде всего собственные интересы.

Для руководства предприятия важнейшими финансовыми показателями являются:

                    Уровень рентабельности;

                    Доля прибыли на покрытие постоянных издержек;

                    Оборачиваемость активов;

                    Структура дебиторской и кредиторской задолженности;

                    Эффективность использования трудовых ресурсов;

                    Ставка доходности активов.

Для владельцев предприятия:

                    Ставка доходности на собственный капитал;

                    Ставка доходности на акционерный капитал;

                    Прибыль на акцию;

                    Рост цены на акцию;

                    Дивиденды на одну акцию;

                    Соотношение рыночной и балансовой стоимости.

Для заимодавцев:

                    Коэффициент текущей ликвидности;

                    Ликвидационная стоимость предприятия;

                    Характеристика денежных потоков;

                    Доля долга в активах;

                    Соотношение заемного и собственного капитала;

                    Анализ поступления наличности.

Выводы

                    Процесс функционирования предприятия представляет собой непрерывно повторяющийся во времени процесс производства и реализации продукции. Осуществление производственного процесса предполагает построение соответствующей организации производства и труда, учет затрат и результатов, доходов и расходов.

                    Производственные службы должны эффективно использовать все факторы производства с целью достижения как можно большей рентабельности.

                    Важнейшими задачами коммерческих служб предприятия является обеспечение предприятия в нужном количестве и качестве сырьем, материалами и оборудованием, а так же успешная реализация продукции.

                    Эффективность деятельности предприятия зависит от соответствующего финансового обеспечения и правильного распределения финансовых ресурсов. Финансовые службы должны добиваться сбалансированности между оттоками и притоками денежных средств, между доходами и расходами.

                    Для оценки функционирования предприятия используется большое количество показателей. При оценке финансовой деятельности различные группы участников производства используют свой набор финансовых показателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ №11. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.

1.Сущность и необходимость планирования

Планирование является важнейшей частью предпринимательской деятельности. В условиях рынка с его жесткой конкуренцией планирование хозяйственно-производственной деятельности является важнейшим условием его выживаемости, экономического роста и процветания. В противном случае предприятие может оказаться в плену у рынка.

Планирование – одна из функций менеджмента, умение предвидеть будущее предприятия и использовать это предвидение.

В условиях неопределенности экономического развития, рисков единственной формой согласования возможностей предприятия по выпуску продукции в соответствии с имеющимся спросом и предложением является планирование.

Характерные черты планирования:

Во-первых, планирование должно ответить на вопросы: что, когда и как может произойти?

Во-вторых, реализацию выбранной альтернативы необходимо осуществлять на основе решений, принимаемых сегодня.

В-третьих, планирование есть непрерывный процесс принятия решений, в ходе которого устанавливаются и уточняются по времени цели и задачи развития предприятия в связи с изменениями, происходящими вокруг него, и определяются ресурсы для их выполнения.

В-четвертых, планирование следует осуществлять по принципу, согласно которому функционирование предприятия должно быть рентабельно и обеспечивать денежные поступления и прибыль в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц (собственников, учредителей, акционеров, государство и т.д.)

В-пятых, в силу различий в самой сущности и характере проявления факторов производства и задач, вытекающих из отдельных направлений его деятельности, планирование подразделяется на долгосрочное и краткосрочное. Вопросы, связанные с приобретением оборудования, кадровой политикой, определением ассортимента продукции и рынка сбыта требуют их рассмотрения на долговременный период. Вопросы, касающиеся текущего обеспечения предприятия сырьем и материалами необходимо рассматривать на краткосрочный период.

Преимущества планирования на предприятии:

                    Делает возможным подготовку к использованию будущих благоприятных условий;

                    Проясняет возникающие проблемы;

                    Стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;

                    Улучшает координацию действий в организации;

                    Увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;

                    Способствует более рациональному использованию ресурсов;

                    Улучшает контроль в организации.

Возможности планирования на предприятии ограничены рядом объективных и субъективных причин. Важнейшие из них:

1. Неопределенность рыночной среды. Предприятие не обладает полной информацией о своем настоящем и будущем, оно не в состоянии предугадать все изменения, которые могут произойти во внешней среде.

2. Издержки планирования. Предел планирования определен величиной издержек, затрачиваемых на организацию и осуществление планирования. Для осуществления плановой деятельности необходимы дополнительные затраты на исследования, привлечение дополнительного персонала.

3. Масштабы деятельности предприятия. Масштабы деятельности предприятия могут ограничивать и расширять возможности планирования на предприятии. Преимущества в осуществлении планирования принадлежит крупным предприятиям, т.к. у них выше финансовые возможности, они обладают широкой научно-исследовательской базой и высококвалифицированными специалистами. Малые и средние предприятия при осуществлении планирования имеют такое преимущество, как простота и предсказуемость внутренней среды предприятия.

На предприятии необходимо сочетать формальное и интуитивное планирование.

Формальное планирование – сознательное, организованнее при помощи особых методов планирование.

Интуитивное планирование – планирование, основанное на опыте руководства, на использовании его творческих возможностей.

2.Виды планирования на предприятии

В зависимости от того, какой горизонт времени охватывает планы, планирование подразделяется на три типа:

                    Долгосрочное планирование;

                    Среднесрочное планирование;

                    Краткосрочное планирование.

Долгосрочное планирование охватывает длительные периоды времени – от 10 до 25 лет.

Среднесрочное планирование конкретизирует ориентиры, определенные долгосрочным планом. Горизонт среднесрочного планирования – 3 – 5 лет.

Информация о работе Предприятие – основная экономическая структура рыночной системы хозяйствования