Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 20:16, лекция
Основные хозяйственные субъекты рыночной экономики:
• Домашние хозяйства;
• Предприятия;
• Государственные учреждения.
В-четвертых, от ассортимента продукции и снижения издержек производства.
Получение прибыли в условиях рынка всегда связано с риском.
Полностью избежать риска в предпринимательской деятельности практически невозможно, но существует система методов смягчения его отрицательных последствий. К ним относятся самострахование (создание резервных фондов), участие в венчурных компаниях и т. д.
Даже располагая хорошей производственной базой и производя высококачественную продукцию, предприятие может не получить желаемую величину прибыли из-за недостаточно эффективной организации работы коммерческой и финансовой служб. Еще большее влияние на обеспечение условий получения желаемой прибыли оказывает уровень организации финансовой работы на предприятии. От правильности определения движения финансовых потоков, сбалансированности доходов и расходов, соответствия движения финансовых потоков планам производства и реализации продукции в значительной степени зависит получение прибыли.
Актуальным является определение условий безубыточной работы, после создания которых можно говорить о получении прибыли. Т.е. необходимо определить стоимость объема продаж продукции, при котором предприятие покрывает свои расходы на производство и реализацию продукции без получения прибыли и убытка.
Установить условия безубыточной работы предприятия следует на основе расчета валовой маржи, которую называют доходом после покрытия постоянных затрат:
Мв = TR – VC,
где Мв – валовая маржа, сом.
TR – выручка от реализации,
VC – переменные затраты.
Физический смысл валовой маржи состоит в том, что она показывает прибыль, которую получает предприятие после покрытия постоянных затрат. Когда эти затраты равны марже, то предприятие не получает прибыли и не несет убытка. В связи с этим очень важно определить пороговый объем реализации:
где Rор – пороговый объем реализации, шт;
FC – постоянные издержки, сом;
Р - цена единицы продукции, сом;
AVC – средние переменные издержки, т.е. переменные издержки на единицу продукции, сом.
На выбор ассортимента продукции, выпускаемой предприятием, влияют рыночные и производственные факторы.
К рыночным факторам следует относить:
Различный уровень эластичности спроса;
Диверсификация производства, позволяющая предприятию выжить в условиях рыночных колебаний спроса на отдельные виды продукции;
Наиболее полное использование условий реализации товара.
Производственные факторы включают:
Необходимость организации безотходного производства;
Схожесть технологий производства изделий, позволяющую полнее использовать установленное оборудование;
Экономия затрат на масштабах производства.
К основным факторам, определяющим конечную производственную программу продукции по ее ассортименту, относят получение максимальной прибыли и ее прироста. Исходным в ее составлении является сравнение рентабельности по каждому виду продукции. В странах с рыночной экономикой для этих целей используют валовую маржу. В самом общем случае, чем выше процент валовой маржи, тем рентабельнее данное изделие.
Поскольку на каждом предприятии имеются свои специфические факторы, ограничивающие развитие производственной программы, то сравнительный анализ следует проводить на основе показателя валовой маржи, взвешенной на трудоемкость изготовления изделия
Ресурсное обеспечение предприятия при соответствующем его использовании и успешной реализации производимой продукции позволяет получать определенную величину дохода. Однако в условиях рыночных отношений необходимо не просто получение дохода, а обеспечение постоянного его увеличения. Причем в расчете на единицу ресурса, затрачиваемого на производство продукции. Именно это позволит предприятию более полно обеспечивать конкурентоспособность своих товаров на рынке.
Наиболее обобщенное состояние экономики предприятия находит свое выражение в экономической категории “результативность работы”, которая характеризуется семью критериями:
Действенность – это степень достижения предприятием поставленных перед ним целей.
Для оценки степени действенности используются три показателя:
- нужность продукции, т.е. делает ли предприятие “нужные” продукты в соответствии с ранее определенными требованиями рынка;
- количество – производит ли оно все нужные товары и услуги в достаточном количестве;
- своевременность – делает ли предприятие “нужные” товары вовремя.
Экономичность. Уровень экономичности работы предприятия определяется на базе соотношения затрат и результатов. При рассмотрении экономичности используют два подхода. Один исходит из принципа минимизации затрат:
где Э - экономичность;
ПЗ – плановые затраты (минимально возможные затраты);
ФЗ – фактически произведенные затраты.
Другой подход исходит из общего принципа максимизации:
ПР – плановый результат;
ФР – фактический результат.
Величина экономичности находится между 0 и1. При этом, если Э = 0, то на предприятии высокий уровень потерь (низкая экономичность)
Если Э = 1, то наблюдается низкий уровень потерь, т.е. высокая экономичность.
Качество показывает, насколько продукция предприятия отвечает требованиям рынка (соответствие стандартам).
Прибыльность – это соотношение между валовыми доходами и суммарными издержками. В теории и на практике ее выражают в показателе рентабельности, который разделяется на следующие категории:
рентабельность собственного капитала (Rс):
где Мр – чистая прибыль,сом;
Кс – собственный капитал.
общая рентабельность капитала (Rо):
где Мб – балансовая прибыль, сом;
Кз – заемный капитал.
рентабельность продаж (Rр):
где Q – объем продаж.
рентабельность продукции (Rп):
где – себестоимость продукции, сом.
Производительность – это соотношение между количеством произведенной продукции и количеством затрат на ее выпуск.
Качество трудовой жизни – это то, как работники предприятия реагируют на его социально-технические проблемы, насколько заинтересованы в его развитии.
Внедрение новшеств – процесс, с помощью которого предприятие получает новые, более совершенные товары и услуги.
Приведенные категории отражают различные стороны работы предприятия.
Итоговыми результатами производственно-хозяйственной деятельности предприятия являются валовой доход и прибыль.
Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой, от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым затратам.
На предприятии существует два основных источника получения прибыли: монопольное положение предприятия и непосредственно предпринимательская деятельность.
Актуальным является определение условий безубыточной работы предприятия, после создания которых можно говорить о получении прибыли.
Большое влияние не величину прибыли предприятия оказывает ассортиментная политика предприятия.
Для оценки результативности развития экономики предприятия используются различные показатели, важнейшими из которых являются рентабельность, экономичность, действенность, производительность и другие.
Результативность организационной системы многомерна и достижение высоких показателей по одному и даже шести критериям еще не обеспечивает предприятию успех и выживание. Поэтому задача руководителя заключается в том, чтобы решить, как наиболее эффективно использовать систему контроля, чтобы обеспечить желательное улучшение критериев.
ЛЕКЦИЯ №9. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
В условиях рыночной экономики значение цены огромно. Цена определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы.
Любая цена включает в себя определенные элементы. При этом в зависимости от вида цены состав этих элементов может меняться.
Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах или долях единицы, представляет собой структуры цены.
Состав и структура цены:
Если товар не облагается акцизом, то оптовая цена предприятия совпадает с отпускной. При наличии нескольких оптовых посредников будет существовать соответствующее количество однотипных элементов: покупная цена оптового посредника, продажная цена оптового посредника. Зная структуру цены производимой предприятием продукции, можно выявить, какую долю в цене занимают затраты, прибыль и косвенные налоги. На основе этого определяются резервы снижения себестоимости, вырабатывается ценовая стратегия, выбирается метод ценообразования, соответствующий данному моменту и цели предприятия.
Важнейшими составляющими цены являются себестоимость продукции и прибыль.
Возмещение всех издержек оптовой торговли осуществляется с помощью снабженческо-сбытовых надбавок. Последние есть цена за услуги оптового звена. В снабженческо-сбытовых надбавках учитываются расходы по закупке, хранению, комплектации, фасовке, транспортировке и реализации продукции, а так же прибыль, признанная необходимой для нормальной деятельности. Торговые надбавки определяются продавцом самостоятельно исходя из конъюнктуры рынка. В торговую надбавку включаются издержки розничного продавца, а также прибыль и НДС.
Важное место в составе цены занимают налоги. В состав цены включаются следующие виды налогов:
Социальные налоги (отчисления в пенсионный фонд, в фонд социального страхования, в фонд занятости, в фонд медицинского страхования). Величина социальных налогов жестко связана с расходами на заработную плату предприятия, включается в себестоимость продукции.
Налог на добавленную стоимость;
Акциз;
Налог на прибыль.
Поскольку цена обслуживает оборот по реализации или приобретению товаров, то соответственно в цене в одинаковой мере должны быть учтены интересы и производителя и потребителя продукции, что, в свою очередь зависит от того, где, когда и при каких условиях совершается сделка.
Для стоимостной оценки результатов сделки и затрат используются различные виды цен. В зависимости от того, какой признак взят для классификации, все виды цен можно разделить на различные группы.
В зависимости от особенностей купли-продажи и сфер экономики цены подразделяются на:
Мировые;
Договорные;
Оптовые;
Закупочные;
Розничные;
Тарифы грузового и пассажирского транспорта;
Тарифы на платные услуги, оказываемые населению.
Мировая цена – денежное выражение международной стоимости реализуемого на мировом рынке товара. Она определяется в зависимости от вида товара: по одним товарам – уровнем цен стран-экспортеров, по другим – ценами бирж или аукционов, а по ряду готовых изделий – ценами ведущих фирм мира.
Договорная цена – устанавливается по договоренности между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем) на определенные объемы продукции и сроки поставки.
Оптовые цены – цены на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию устанавливаются исходя из фактических затрат и прибыли с учетом конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств продукции.
Закупочные цены – цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию предприятиям, организациям, фирмам, промышленным предприятиям для последующей переработки.
Розничные цены – цены, которые определяются самостоятельно розничными торговыми предприятиями, предприятиями общественного питания, осуществляющими продажу товаров населению.
Информация о работе Предприятие – основная экономическая структура рыночной системы хозяйствования