Предприятие – основная экономическая структура рыночной системы хозяйствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 20:16, лекция

Краткое описание

Основные хозяйственные субъекты рыночной экономики:
• Домашние хозяйства;
• Предприятия;
• Государственные учреждения.

Файлы: 1 файл

Предприятие (лекции).doc

— 740.00 Кб (Скачать)

При управлении формированием издержек производства необходимо постоянно обращать внимание на характер их роста, чтобы своевременно принимать меры по их снижению.

В условиях конкуренции важно знать не только величину переменных издержек, но и объем общих (валовых) издержек.

Валовые издержки – сумма постоянных и переменных издержек.

Знание общих (валовых) издержек позволяет судить о величине затрат, которые несет предприятие в результате осуществления производственно-хозяйственной деятельности (от начальной стадии до полного использования всего производственного потенциала), а также правильно строить финансовую политику.

Общие или валовые затраты на выпуск продукции, включаемые в себестоимость, традиционно служили в нашей стране базой при формировании цен на продукцию предприятий. Система сбора информации о затратах была хорошо налажена, однако большая часть информации не использовалась, поскольку не существовало глобального стимула на снижение затрат на производство и цен и, следовательно, управления себестоимостью на предприятии.

В настоящее время существует проблема переориентации отечественной теории и накопленного практического опыта на создание новых нетрадиционных систем получения информации о затратах и новых подходов к калькулированию себестоимости как для целей управленческого учета, так и для целей ценообразования.

Одним из альтернативных традиционному отечественному подходу к калькулированию себестоимости продукции на основе полных затрат и установлению на базе себестоимости цен является метод величины покрытия.

Калькуляция по методу величины покрытия предполагает учет только переменных издержек на единицу продукции.

В основе калькуляции по методу величины покрытия находится расчет средних переменных издержек, на базе которых можно рассчитать среднюю величину покрытия.

Средняя величина покрытия = цена – средние переменные издержки.

Величина покрытия товара называется та часть от его реализации, которую предприятие, с одной стороны, использует для покрытия постоянных издержек, а с другой – для отчисления в прибыль.

Методом общей калькуляции называется такой метод, который предполагает расчет как переменных, так и постоянных издержек на единицу продукции.

Если цена установлена на базе неполной себестоимости, то она будет ниже, чем рассчитанная на основе общих затрат. В условиях сильной конкуренции такая относительно более низкая цена товара позволит предприятию увеличить объем продаж и получить приемлемую прибыль или продвинуть товар в новый сектор рынка. Однако данный метод ценообразования может с уверенность использован только когда имеются неиспользованные производственные мощности (для выпуска дополнительного количества изделий) и когда все постоянные затраты возмещаются в ценах других товаров исходя их текущего объема производства.

На предприятии часто встает вопрос, насколько может быть оправдано расширение или сокращение производства и реализации. При решении этих вопросов важно рассчитать величину издержек прироста при расширении экономической деятельности и соответственно издержек сокращения при его сворачивании. Такие издержки получили название предельных издержек.

Предельные издержки – изменение величины общих издержек, происшедшее в результате изменения производства и реализации на одну единицу.

В зависимости от способа отнесения на себестоимость отдельных видов продукции издержки делятся на:

                    Прямые;

                    Косвенные.

Прямые издержки – это издержки, которые относятся на себестоимость продукции на основе точных расчетов, норм. Эти издержки прямо и непосредственно связаны с изготовлением продукции. К прямым издержкам относятся:

                    Затраты на сырье и материалы;

                    Затраты на заработную плату, включая начисления по социальному страхованию.

                    Лицензионные сборы, если продукция изготавливается по лицензиям;

                    Комиссионные вознаграждения при реализации продукции.

Косвенные издержки – издержки, которые невозможно однозначно перенести на тот или иной продукт. Они принадлежат нескольким видам продукции, нескольким местам затрат или всему предприятию в целом. Косвенные издержки рассчитываются по местам их возникновения и переносят на себестоимость продукции пропорционально принятому признаку.

К косвенным издержкам относят:

                    Затраты на производственные материалы, которые не входят в само изделие, а применяются при производстве продукции (смазочные материалы, охлаждающие вещества).

                    Затраты на электроэнергию и газ;

                    Заработная плата работников, занятых на внутрипроизводственном транспорте, в обслуживании, контроле и ее нельзя учесть непосредственно на себестоимость продукции;

                    Зарплата служащих;

                    Затраты на аренду помещений;

                    Амортизация оборудования.

3.Пути снижения издержек производства

В желании получить как можно больше прибыли каждое предприятие должно стремиться максимально снизить издержки производства (себестоимость). А для этого необходимо постоянно следить за складывающимся соотношением между доходами и затратами, связанными с изготовлением продукции и оказанием услуг. Именно это соотношение является определяющим для принятия решения о том, что производить, каким образом и какие оказывать услуги. И здесь, помимо факторов увеличения объема производства продукции, продвижения ее на незаполненные рынки, неумолимо выдвигается проблема снижения затрат на производство и реализацию продукции, снижения издержек производства.

В традиционном представлении важнейшими путями снижения затрат является экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве: трудовых и материальных.

На предприятиях, где значительную долю занимают затраты на оплату труда, актуальным является снижение трудоемкости выпускаемой продукции, рост производительности труда, сокращение численности административно-обслуживающего персонала.

Снижения трудоемкости продукции, роста производительности труда можно достигнуть различными способами. Наиболее важные из них:

                    Механизация и автоматизация производства;

                    Разработка и применение прогрессивных, высокопроизводительных технологий;

                    Замена и модернизация устаревшего оборудования и т.д.

Однако одни мероприятия по совершенствованию применяемой техники и технологии не дадут должной отдачи без улучшения организации производства и труда.

Важное значение для повышения производительности труда имеет надлежащая его организация: подготовка рабочего места, полная его загрузка, применение передовых методов и приемов труда и др.

На предприятиях, где в структуре затрат преобладают материальные затраты, большое значение приобретает их экономия и рациональное использование. На первый план здесь выступает применение ресурсосберегающих технологических процессов. При всем многообразии конкретных путей экономии материальных ресурсов можно выделить следующие основные направления:

                    Рациональное использование сырья, материалов, топлива, энергии;

                    Сокращение отходов и потерь;

                    Ликвидация брака;

                    Внедрение новых видов экономических материалов и их заменителей;

                    Комплексное использование сырья и материалов;

                    Уменьшение возвратных отходов.

Себестоимость многих товаров зависит от качества получаемого сырья.

Сокращения расходов по амортизации основных фондов можно достигать путем лучшего использования этих фондов, максимальной их загрузки.

На предприятиях можно рассматривать такие факторы снижения затрат на производство и реализации, как определение и соблюдение оптимальной величины партии закупаемых материалов, оптимальной величины серии запускаемой в производство продукции, решение вопроса о том, производить самим или закупать у других производителей отдельные компоненты или комплектующие изделий.

Выводы

1.                    Издержки производства могут изменяться в зависимости от роста или снижения объема производства, уровня использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

2.                    Для целей планирования, учета и калькулирования затраты на производство продукции классифицируются по виду производства, виду продукции, виду расходов, месту возникновения затрат.

3.                    Затраты, образующие себестоимость продукции, группируются по следующим экономическим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов, прочие затраты.

4.                    В зарубежной практике принято деление издержек производства на постоянные, переменные, валовые, предельные. Постоянные и переменные издержки вместе составляют валовые издержки производства.

5.                    Важнейшими путями снижения затрат на производство продукции является экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве – трудовых и материальных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ №8. ФОРМИРОВАНИЕ КОНЕЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 

1. Валовой доход, прибыль – конечные результаты хозяйствования

Уровень издержек производства является, главным образом, результатом производственной деятельности и непосредственно зависит от прогрессивности производственного процесса, технологии выпуска продукции. Итоговыми результатами хозяйственной деятельности являются доход и прибыль. Они характеризуют эффект, получаемый в результате производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Доход предприятия – доход, который складывается из выручки от реализации продукции, излишних основных фондов и иного имущества предприятия, а также из доходов от внереализационных операций.

Валовой доход (выручка) – доход, получаемый предприятием от реализации товара. Валовой доход определяется по формуле:

TR = pЧq, 

где TR – выручка от реализации, сом;

p – цена за единицу товара, сом/шт.

q – количество проданных товаров, шт.

Величина совокупного дохода зависит от уровня продажной цены и количества проданных товаров. В свою очередь, количество проданных товаров будет зависеть от уровня цены. На практике эта зависимость может быть эластичной, неэластичной и единичной.

Средний доход (AR) представляет собой величину, получаемую от продажи одной единицы товара в среднем за рассматриваемый период.

Предельный доход – приращение совокупного дохода при увеличении реализации товара на одну единицу. Предельный доход является фундаментальным понятием рыночной экономики, поскольку он характеризует приращение дохода в результате увеличения или уменьшения реализации на одну единицу и позволяет предприятию ориентироваться на рынке.

Прибыль образуется в результате реализации продукции. Величина прибыли определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками на ее производство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой, от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым затратам.

Объем продаж зависит от эффективности осуществления коммерческой работы: от умения создавать выгодные условия для реализации своей продукции, т.е. проводить маркетинг, организовать рекламу, сбыт, сформировать ценовую и товарную политику и т.д.

Уровень издержек производства зависит от эффективности организации производства и труда, выбранной технологии, технической оснащенности предприятия.

Различают следующие виды прибыли:

Балансовая прибыль = прибыль от реализации + внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от сдачи имущества в аренду и т.д.– внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.)

Валовая прибыль = балансовая прибыль – (+)финансовый результат от операций с основными фондами, нематериальными активами и иным имуществом.

Налогооблагаемая прибыль = валовая прибыль – отчисления в резервные фонды.

Чистая прибыль = налогооблагаемая прибыль – налог на прибыль.

В условиях рыночной экономики существуют два основных источника получения прибыли:

Первый – это монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведении постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.

Второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства. Величина прибыли в данном случае зависит:

                    Во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции;

                    Во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание);

                    В-третьих, от объемов производства;

Информация о работе Предприятие – основная экономическая структура рыночной системы хозяйствования