Рыночная экономическая система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
Рассмотреть основные особенности административно-командной экономической системы;
Выявить исходные позиции перехода России к рыночной экономической системе;
Рассмотреть основные программы экономических реформ в период перехода;
Проанализировать закономерности перехода к рынку;
Рассмотреть последствия перехода;
Проанализировать состояние экономики России после перехода.

Файлы: 1 файл

научно.doc

— 319.00 Кб (Скачать)

                               

Оглавление

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Аннотатция 
 

      В данном курсовой работе рассмотрены сущность  Перехода России к рыночной экономической системе.

         Целью курсовой является выявление особенности перехода России к рынку и его последствия, а также анализ экономической ситуации в России после перехода.

     Достижение  поставленной цели обуславливает необходимость  решения следующих задач:

    • Рассмотреть основные особенности административно-командной экономической системы;
    • Выявить исходные позиции перехода России к рыночной экономической системе;
    • Рассмотреть основные программы экономических реформ в период перехода;
    • Проанализировать закономерности перехода к рынку;
    • Рассмотреть последствия перехода;
    • Проанализировать состояние экономики России после перехода.

Курсовой  содержит: 2 главы, 6 таблиц, и библиографический список из 11 наименований. 
 
 

Аnnotation 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Рынок - сложная экономическая система  общественных взаимоотношений в  сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства. Действительно, данных принципов немного - их можно посчитать по пальцам одной руки, однако их важность для самого понятия рыночной экономики трудно переоценить. Причем эти основы, а именно: свобода индивида и честное соревнование - очень тесно связаны с понятием правового государства. Гарантии же свободы и честного соревнования могут быть даны лишь в условиях гражданского общества и правового государства.

     На  протяжении многих лет наша страна находилась за своеобразным занавесом, имя которому “административно-командная  система”, охватывающим все сферы  жизнедеятельности общества, включая каждого человека.

     Самое яркое отражение данного явления  нашло в экономике государства, поскольку наряду с политикой  и правом она определяет основы государственной  и общественной жизни, именно в этой триаде проявляются наиболее четко  противоречия и закономерности развития общества.

     Именно  по этому целью данной курсовой работы является выявление особенности  перехода России к рынку и его  последствия.

     Достижение  поставленной цели обуславливает необходимость  решения следующих задач:  

    • Рассмотреть основные особенности административно-командной экономической системы;
    • Выявить исходные позиции перехода России к рыночной экономической системе;
    • Рассмотреть основные программы экономических реформ в период перехода;
    • Проанализировать закономерности перехода к рынку;
    • Рассмотреть последствия перехода;
    • Проанализировать состояние экономики России после перехода.

 

Глава I. Переход России к рыночной экономической системе

1.1 Административно-командная экономическая система России

 

     Эта система господствовала ранее в СССР. Характерными чертами административно-командной системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, сильная монополизация и бюрократизация экономики, централизованное, директивное, экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

     Хозяйственный механизм административно-командной  системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями  из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных (директивных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

     При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь, прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции.

     Гигантские  монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при  отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.

     В России с административно-командной системой решение ключевых экономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение непосредственным производителям - промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Поэтому структура общественных потребностей определялась центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

     Централизованное  распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей. Оно происходило в соответствии с заранее выбранными как "общественные" целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

     Распределение созданной продукции между участниками  производства жестко регламентировалось центральными органами посредством  повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств фонда заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда [1, c.25].

     Нежизнеспособность  этой системы, ее невосприимчивость  к достижениям НТР и неспособность  обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежными коренные социально-экономические преобразования почти во всех социалистических (коммунистических) странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации, в результате чего с большей или меньшей скоростью там строится современная рыночная экономика.

1.2 Исходные позиции для перехода к рыночным отношениям

 

     В 80-90-х гг. правительству Советского Союза была предложена программа  мероприятий по переходу к рыночно-демократическому обществу под названием "Согласие на шанс". Эта программа была разработана американскими учеными Гарвардского университета совместно с экономистами из Советского Союза Г. Явлинским, M. Задорновым и др [3, c.36].

     В соответствии с этой программой в  экономической сфере основным принципом  являлось создание рыночной экономики  и ее интеграция в мировое хозяйство, т.е.:

     легализация основных Экономических прав, начиная  с утверждения прав собственности;

     приватизация  большей части государственных предприятий;

     демонополизация в целях создания новых предприятий  и свободной конкуренции предприятий;

     бюджетная и денежная стабилизация за счет резкого  сокращения государственных расходов, субсидий, расходов на оборону и  т.п.;

     либерализация цен для того, чтобы они могли  определяться силами спроса и предложения, действующими на рынке;

     нормализация  внешней торговли, включая конвертируемость валюты.

     За  период 1985-1991 гг. Советский Союз сделал первые шаги на пути к демократии:

     свободные выборы республиканских и местных  органов власти,

     отказ от конституционного закрепления монополии  КПСС на власть,

     принятие  законов, гарантирующих независимость  печатных изданий,

     свободу вероисповедания и выезда из страны.

     Часть властных полномочий уже передана с союзного на республиканский уровень, значительно возросли права местного самоуправления. Качественно новый этап политических реформ открыло Заявление Президента СССР и лидеров девяти союзных республик от 23 апреля 1991 г., где было предусмотрено:

     завершение  работы над новым Союзным Договором  между суверенными республиками;

     в течение 6 месяцев со дня подписания Договора подготавливается и принимается  новая Конституция Союза;

     за  принятием новой Конституции  следуют выборы новых союзных  органов власти;

     признается  право всех республик свободно определять свое членство в Союзе; запрещается  дискриминация по национальному  признаку [4, c.46].

     Этот  план, по мнению разработчиков, позволит создать новый Союз на принципах  добровольности, равноправия и зашиты прав человека; переломить тенденцию дезинтеграции СССР. После длительного господства административно-командной системы в экономике России на рубеже 80-х и 90-х гг. начался переход к рыночным отношениям.

1.3 Программа экономических реформ

 

     Целью программы экономических реформ было создание в возможно более короткий срок в Советском Союзе эффективной  рыночной экономики, в которой силы свободного рынка позволят создать  условия для быстрого экономического роста и повышения жизненного уровня населения.

     Чтобы можно было рассчитывать на успех, реформы  должны быть быстрыми и комплексными, о чем свидетельствует не только практический опыт других стран, но и  объективные законы экономики.

     Цели, провозглашаемые программой, предполагалось достичь к концу 1997г. К этому времени экономика должна достигнуть финансовой стабильности, а структура форм собственности будет приближена к структуре, существующей в странах Западной Европы. К этому моменту намечается осуществить интеграцию страны в систему мировой торговли; поток товаров, капитала и услуг между Советским Союзом, другими странами с рыночной экономикой станет регулироваться сообразно общепринятым международным правилам. В итоге уровень жизни советских граждан будет приближаться к уровню жизни жителей промышленно развитых стран, укрепив уверенность в правильности выбранного курса.

     У каждой нации есть свои исторические и культурные особенности, определяющие специфику организации экономики. Процесс предполагаемых реформ в  Советском Союзе был разделен на два этапа:

     1 этап 1991-1993 гг. - период создания юридических  и экономических институтов рыночной  экономики, а также превращения  значительной части государственной  собственности в частную; 

     2 этап 1994-1997 гг. - период структурной  перестройки экономики, дальнейшего перехода от государственной собственности к частной, от военной промышленности к гражданской, от тяжелой индустрии к производству товаров народного потребления и услуг, от закрытой экономики к открытой, свободно торгующей с другими странами.

Информация о работе Рыночная экономическая система России