Рыночная экономическая система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
Рассмотреть основные особенности административно-командной экономической системы;
Выявить исходные позиции перехода России к рыночной экономической системе;
Рассмотреть основные программы экономических реформ в период перехода;
Проанализировать закономерности перехода к рынку;
Рассмотреть последствия перехода;
Проанализировать состояние экономики России после перехода.

Файлы: 1 файл

научно.doc

— 319.00 Кб (Скачать)
 

     Процесс перехода от командной к рыночной экономике имеет общие закономерности. С одной стороны, этот процесс  включает глубокие изменения в структуре  социально-экономических отношениях, а также производства, с другой - осуществление незамедлительных жестких стабилизационных мер, прежде всего в нормализации потребительского рынка, системе хозяйственных связей, в денежно-кредитной и финансовой сфере и в ценообразовании.

     Рассмотрим  подробнее.

     1) Нормализация и восстановление  потребительского рынка, насыщение  его товарами и услугами для  населения. Предполагается, что это  во многом снимет социальную  неудовлетворенность населения,  ибо на деле будет означать  улучшение условий жизни всех слоев населения, что в итоге восстановит материальную заинтересованность людей, усилит стимулы к производительной деятельности.

     Для этого необходима специальная система  мер по стимулированию производства и реализации потребительских товаров за рубежом, грамотная денежно-кредитная и фискальная политика, направленная на регулирование денежной массы в обращении; гибкая политика ценообразования: постепенное снятие государственного контроля над ценами, переход к ценообразованию в соответствии с механизмом действия закона спроса и предложения, без которого невозможно функционирование рыночного механизма.

     2) Разгосударствление экономики, приватизация, развитие свободного предпринимательства.  Разгосударствление понимается  как снятие с государства функций прямого хозяйственного управления, передача соответствующих полномочий на уровень предприятия, замена вертикальных связей горизонтальными, которые могут происходить без смены собственника.

     Приватизация  подразумевает смену собственника посредством передачи или продажи на различных условиях государственной собственности экономическим субъектам, которые будут в дальнейшем использовать ее в хозяйственной деятельности, неся полную имущественную ответственность за результаты. Разгосударствление и приватизация закрепляют режим коммерческого расчета и самофинансирования и являются в этом смысле важным фактором финансового оздоровления. Они также создают гарантии для развития предпринимательства, которое позволит в кратчайшие сроки пустить в дело наши огромные резервы и на этой основе облегчить экономическое положение страны. Предприниматель - одна из ключевых фигур рыночной экономики, заинтересованная в эффективном использовании ресурсов, максимизации прибыли.

     3) Формирование разных типов рынка  и рыночной инфраструктуры, новых  механизмов установления хозяйственных  связей и развития свободного  предпринимательства. В переходный  период для поддержания материальной  сбалансированности в важнейших  секторах экономики потребуется применение госзаказов и лимитированного распределения изготовленной по ним продукции и в гибких формах, которые не препятствовали бы развитию рыночных отношений. Это предполагает демонополизацию экономики и устранение организационных структур, сложившихся в рамках командной системы и препятствующих развитию рыночных отношений, что является важнейшей предпосылкой для конкуренции, перехода к рыночному ценообразованию. При формировании рынка ключевое значение приобретает создание сильной системы социальной поддержки и гарантий для населения, которая облегчила бы людям приспособление к условиям рыночной экономики, защитила социально уязвимые слои от трудностей переходного периода.

     4) Осуществление активной инвестиционной  политики. Эта политика, опираясь преимущественно на экономические методы, должна обеспечить необходимые структурные сдвиги в народном хозяйстве в направлении его социальной переориентации, опережающего развития производства потребительских товаров и услуг, сокращения потерь, восприимчивости производства к изменениям спроса и технологическим нововведениям.

     Структурная перестройка является, в конечном счете, необходимым условием устойчивого  рыночного равновесия, эффективного функционирования всех механизмов рынка. По каждому из перечисленных направлений должно быть обеспечено опережающее создание правовой базы и институтов государственной власти и управления [6, c.76].

     Задача  перехода к рыночной экономике состоит  в том, чтобы свести к минимуму экономические и социальные издержки; неизбежные в переходный период. Ее решению должен быть подчинен выбор мер, осуществляемых по каждому направлению, их координация между собой и во времени.

     Необходимо  учесть, что переход к рыночной экономике до момента, когда она  в полной мере раскроет свои возможности, есть процесс длительный, охватывающий весь период глубинной структурной перестройки социально-экономических отношений, серьезных изменений в установках и нормах поведения миллионов людей. А это не просто.

     Центр тяжести на первом этапе реформы приходится на оздоровление денежной системы, а также на поддержание сложившихся хозяйственных связей и материальных потоков в экономике. Без устойчивых денег невозможно стимулирование производства, налаживание хозяйственного оборота, переход к рыночному ценообразованию. Твердый рубль окажет немедленное воздействие на соотношение потребительского спроса и товарной массы, на насыщение рынка, послужит отправной точкой для действий по другим направлениям. Одновременно должны проводиться активные меры по разгосударствлению и демонополизации экономики, развитию предпринимательства и конкуренции, чтобы в максимально короткие сроки создать предпосылки для включения рыночных механизмов саморегулирования. Только они могут обеспечить устойчивую стабилизацию цен, побудить к увеличению объема и разнообразия продукции, повышению ее качества и снижению издержек. До тех пор пока они не заработают с достаточной силой, придется придерживаться жесткой финансово-кредитной политики, чтобы не допустить неуправляемой инфляции. Тем самым, однако, может сдерживаться деловая активность, развитие производства. Время, в течение которого проводится жесткая финансово-кредитная политика, осуществляется либерализация цен, разгосударствление и демонополизация экономики до проявления очевидных признаков включения механизмов конкуренции и рыночного саморегулирования, образует период стабилизации экономики. Вслед за осуществлением Программы проведения курса реформ должен начаться период развития рынка, подъема производства и повышения его эффективности. Но это теоретически, а практически движение экономики может пойти "вспять" - вновь к системе централизованного управления.

 

Глава 2: Анализ экономической ситуации в России после  перехода

2.1 Макроэкономическая неустойчивость России в период перехода к рыночной экономике

 

     Российские  экономические реформы, претворенные в жизнь до середины 1990-х годов  не поддаются однозначной оценке. Попытки преобразить советскую  экономику, сделанные М.С. Горбачевым (в 1985-1991 гг.), и последовавший за этим полный провал перестройки только засвидетельствовали всю серьезность проблемы перехода к рыночным отношениям.

     Начиная с 1991 года, под руководством Б.Н. Ельцина, страна сделала большой шаг в направлении рыночных отношений, перейдя к рыночному регулированию цен. Однако первые годы развития экономики постсоветской России были отмечены такими неправильными действиями как приватизация (часто за гроши) ведущих промышленных предприятий и политика поощрения импорта, а также заключение контрактов с иностранными партнерами на заведомо невыгодных условиях, что больно ударило по отечественной промышленности [7, c.2].

     Также, вплоть до 1996 года практически полностью  отсутствовала законодательная  база для новых рыночных отношений. Поэтому, хотя возращение к плановой советской системе к середине 1990-х годов уже было маловероятно, конфигурация и перспективы развития экономики России оставались неопределенными [7, c.3].

     Кроме того, курс рубля по отношению к  доллару США постоянно падал, и темпы инфляции в стране были очень высокими. Такое состояние экономики делало очень сложным оценить размер ВВП России в долларах США для сравнения с ВВП других стран.

     По  официальным данным, в 1994 году ВВП  России составил 604 триллиона рублей (примерно 207 млрд. долларов) или около 4% ВВП США за этот же год. Но эта цифра не отражала истинного экономического положения в стране.

     ВВП России, рассчитанный по паритету покупательной  способности, в 1994 году составил 678 млрд долларов, что равнялось примерно 10% американской экономики. На душу населения рассчитанный таким образом ВВП России составил 4573 долларов или примерно 19% аналогичного показателя в США. В то же время, размер теневой экономики в России составлял в те годы приблизительно 50% всей экономики и 40% денежного оборота [9, c.10].

     Программа макроэкономической стабилизации предусматривала проведение большого количества мероприятий для достижения экономической стабильности в стране. Правительство существенно ограничивало государственные расходы, сосредотачивая усилия исключительно на реализации национальных проектов, обороне, и субсидиях организациям и частным лицам.

     Программа была направлена на уменьшение дефицита государственного бюджета с 20% ВВП  в 1991 году до 9% ВВП ко второй половине 1992 года и 3% к 1993 году [7, c.4].

     Правительство ввело новые налоги, и обновило систему сбора налогов, чтобы увеличить государственные доходы. В денежно-кредитной сфере, экономическая программа требовала, чтобы Центральный Банк России урезал субсидируемые кредиты предприятиям в целях ограничения роста денежной массы. Программа правительства была направлена на сокращение темпов инфляции от 12% за месяц в 1991 году до 3% за месяц в середине 1993 года [9, c.11].

     Сразу после ликвидации Советского Союза  было объявлено, что правительство  отменяет государственное регулирование цен на 90% товаров широкого потребления и 80% из промежуточных товаров. Тем не менее, государственный контроль сохранился в отношении цен на электроэнергию и главные продовольственные товары, такие как хлеб, сахар, водка и молочная продукция [10, c.24].

     Эти меры должны были восстановить баланс между производством и потреблением, которого недоставало при плановой экономике.

     Чтобы поощрять развитие частного сектора, фундаментальные  изменения были сделаны в налоговой  системе, включая введение налога (ЧАН) на добавленную стоимость 28% на большинство сделок, прогрессивного налога на прибыль, и налога на доход от бизнеса; изменения произошли в системе импортных и экспортных пошлин; новые налоги на внутреннее потребление электроэнергии поощряли ее сохранение (необходимый шаг, потому что цены на электроэнергию все еще находились под контролем государства); и новые экспортные пошлины на нефть и природный газ были введены для того, чтобы уменьшить разницу между субсидируемыми местными ценами и мировыми ценами и, чтобы предотвратить дефицит энергоресурсов. Для рубля был установлен рыночный обменный курс, который в последствии позволил отечественной валюте стать конвертируемой. Много ограничений на внешнюю торговлю и инвестиции также были сняты в целях обеспечения перехода экономики России на мировые цены [9, c.12].

     В 1992 году, в первый год экономических  реформ, розничные цены в России, увеличились на 2520%. Главной причиной увеличения было освобождение от государственного контроля большинства цен в январе 1992 года, шаге, который привел к повышению средних цен на 245% только в течение января. К 1993 года годовая инфляция снизилась до 240%, однако оставалась все еще очень высокой. В 1994 году темпы инфляции составили 224% [10, c.25].

     В 1995 году темпы инфляции успешно сдерживались поддержанием жесткой денежно-кредитной политики и посредством принятия относительно строгого бюджета. Поэтому, ежемесячный темп инфляции держал фактически устойчиво ниже 5% в последнем квартале 2005 года. Для первой половины 1996 года, темпы инфляции составили 16.5%. Однако, эксперты тогда отмечали, что контролю инфляции помогли систематические задержки заработной платы работникам на государственных предприятиях.

     Основным  симптомом российской макроэкономической неустойчивости было резкое колебание обменного курса рубля. С июля 1992 года, с того момента когда рубль уже мог быть юридически обменян на доллары Соединенных Штатов, к октябрю 1995 года, курс рубля к доллару, вырос со 144 рублей за доллар до примерно 5,000 рублей за доллар. До июля 1992 года, курс рубля был установлен искусственно на чрезвычайно переоцененном уровне. Но быстрые изменения в реальной стоимости рубля привели к макроэкономической неустойчивости. Самый яркий пример такого колебания - "черный вторник" (октябрь 1994 года) когда рубль упал за день на 27% по отношению к доллару [7, c.5].

     В июле 1995 года, Центральный Банк объявил  о своем намерении поддерживать рубль в пределах от 4,300 до 4,900 рублей за доллар до октября 1995 года, однако позже  период поддержки был расширен до июня 1996 года. В результате такой политики, правительство смогло защитить рубль, и курс рубля стабилизировался. Однако в мае 1996 года, был введен плавающий обменный курс рубля для того, чтобы постепенно обесценить национальную валюту к концу 1996 года, примерно до 5,500 и 6,100 рублей за доллар [10, c.25].

     Сущность  экономической реструктуризации и  предмет критического рассмотрения для иностранных ссуд и инвестиций в российскую экономику, - приватизационная программа. В большинстве своем, в период между 1992 и 1995 годом Россия успешно проводила приватизацию согласно плану, установленному в оригинальной программе приватизации в октябре 1991 года. Как заместитель премьер-министра, реформатор А. Чубайс был эффективным защитником приватизации, начиная с ранних стадий. В 1992 году приватизация маленьких предприятий началась через скупку последних работниками или через общественные аукционы. В конце 1993 года более чем 85% малых предприятий и более чем 82,000 крупных государственных предприятий были приватизированы.

     1 октября 1992 года, среди населения  стали распространяться ваучеры (приватизационные чеки), номиналом 10,000 рублей каждый, которые предназначались для покупки акций средних и крупных предприятий. Однако держатели также могли продавать ваучеры или вложить их в различные инвестиционные фонды.

Информация о работе Рыночная экономическая система России