Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 00:30, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть сущность и критерии развития экономических систем.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие , историю и структуру экономических систем;
- изучить типы и модели функционирования экономических систем.
Объект работы – экономические системы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ И СТРУКТУРА 5
1.1 Определение экономических систем 5
1.2 Закономерности развития экономических систем 8
1.3 Элементы экономической системы 12
2 ТИПЫ И МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ. ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ 15
2.1 Современная классификация экономических систем, их характеристика и сравнительный анализ 15
2.2 Модели в рамках системы 25
2.3 Эффективное функционирование экономических систем 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 46
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ И СТРУКТУРА
1.1 Определение экономических систем
1.2 Закономерности развития экономических систем
1.3 Элементы экономической системы
2 ТИПЫ И МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ. ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
2.1 Современная классификация экономических систем, их характеристика и сравнительный анализ
2.2 Модели в рамках системы
2.3 Эффективное функционирование экономических систем
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы. Проблемы исследования экономической системы относятся к числу фундаментальных. Имеющиеся в современной экономической мысли различия в критериях и подходах в отношении направлений решения этих проблем лежат в основе возникновения разных научных школ. Само их наличие говорит о сложности и неоднозначности рассматриваемых явлений, требующих к себе постоянного и пристального внимания, объективно обусловливает необходимость конструктивного синтеза и развития наработанных знаний.
Значимость методологических и теоретических разработок данной проблемы особо возросла в связи с распадом социалистической экономической системы и переходом на иной путь развития, ставших следствием чрезвычайно обострившегося общесистемного кризиса, породившего настоятельную потребность поиска наиболее оптимальных путей выхода из него. Назрела объективная потребность в создании такой системы, в которой все рассматриваемые экономические явления и процессы выступали бы в их всеобщей связи и взаимозависимости, т.е. выработке представления о комплексной системе, взятой как единое целое в непрерывном потоке сменяющих друг друга экономических отношений, предстающей как всеобщая экономическая система. Необходимо определить ее конституирующие категории, обозначить специфику и законы ее развития, знание и учет которых приведет к более адекватному отражению реальности, что поможет глубже понять суть происходящих событий, и будет способствовать скорейшему и наиболее эффективному решению многих насущных проблем.
Динамизм экономической системы делает актуальной разработку общих принципов адаптации ее элементов, недостаточное внимание и игнорирование которой, может повлечь избыточное перенапряжение в экономической системе и ее деформацию.
Учитывая конструктивность и практическую значимость поднятых общетеоретических проблем, и исходя из общесистемных начал циклического движения, важно определить направления их использования для стабильного преодоления инерции кризиса в российской экономике.
Цель работы – рассмотреть сущность и критерии развития экономических систем.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие , историю и структуру экономических систем;
- изучить типы и модели функционирования экономических систем.
Объект работы – экономические системы.
Предмет работы - процесс развития экономических систем.
Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики. Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться (постоянно возобновляться) экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.
В современных курсах по экономической теории обычно выделяют рыночную, командную и смешанную экономику. Лучше всего изучена рыночная экономика, которая характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства. Командная экономика описывается как система, в которой доминируют общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования[1]
Как известно, одним из важнейших научных методов является системный подход, который в полной мере может быть применен при исследовании экономических процессов, явлений в их сложной взаимосвязи и взаимозависимости.
В самом общем значении термин «система» (от греч. systema – целое, составленное из частей) означает множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.
С учетом этого экономическая система может быть определена как упорядоченная совокупность хозяйственных связей и отношений, которые устанавливаются в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и нематериальных благ.[2] При таком подходе должны выделяться субъекты и объекты экономических отношений, различные формы связей между ними.
На сегодня в российской и зарубежной литературе не существует единого определения понятия экономической системы. Как правило, авторы указывают на наличие определенной совокупности механизмов и институтов, обеспечивающих функционирование производства, распределение доходов и потребление в определенных территориальных рамках. Иногда в определение включают более широкий круг факторов, определяющих экономическое поведение участников (законы и правила, традиции и убеждения, позиции и оценки).
В принципе, термин «экономическая система» применяется на разных уровнях анализа. В этом смысле экономической системой можно считать и самые простые образования (например, отдельные домашние хозяйства или хозяйствующие субъекты), однако наиболее часто этот термин применяется в рамках макроэкономического подхода, когда рассматриваются закономерности функционирования национального хозяйства в целом.[3]
Любая экономическая система предполагает определенный уровень развития общественного производства, поэтому обычно она характеризуется в двух аспектах:
Технико-технологический – выражает отношения «человек – природа», то есть предполагает те отношения, которые обозначаются категорией «производительные силы»;
Социально-экономический – выражает отношения между людьми, включает те отношения, которые обозначаются категорией «производственные отношения».
Можно выделить следующие важнейшие моменты экономической системы (рисунок 1).[4]
Производительные силы (категория марксистской теории) - это система личностных субъективных и материально-вещественных объективных факторов общественного производства; это совокупность средств производства и людей, обладающих знаниями, производственным опытом, навыками к труду и приводящих средства производства в действие.
Производительные силы образуют ведущую сторону общественного производства. Каждой ступени производительных сил соответствуют (согласно марксизму) определенные производственные отношения, выступающие в качестве социально-экономической формы движения.
Производственные возможности экономической системы ограничены редкостью применяемых ресурсов, которая по мере развития общества не только остается, но и порой возрастает. Это обусловлено тем, что истощаются воспроизводимые производственные ресурсы, потребление же дает новые импульсы для развития производства новых товаров и услуг. Качественные характеристики последних меняются, что вызывает рост потребностей в потребительских товарах и инвестициях. Но так как ресурсы ограничены, то общество должно делать выбор. Выбирая, общество вынуждено от чего-то отказаться, чем-то поступиться, т. е. принести некую жертву, чтобы получить желаемый результат.
Рисунок 1 - Общие моменты любой экономической системы
Производительные силы | ||
Естественные (природные ресурсы, возможности человека и т.д.) | Общественные (средства производства, разделение труда и т.д.) | Всеобщие (наука, образование, культура и т. д.) |
Производственные отношения | ||
Социально-экономические (отношения собственности) | Организационно-экономические (обмен опытом, маркетинг, менеджмент и др.) | Технико-экономические |
Ресурсы: | Общественное разделение труда: | Процесс труда и его моменты: |
трудовые, природные, экономические | специализация производства по изготовлению продуктов | труд, средства труда, предмет труда |
Производственные возможности: | Результаты: | Эффективность: |
выбор из ограниченных ресурсов | материально-вещественный продукт, услуги | соотношение результатов и затрат |
Экономическая теория всегда рассматривает хозяйство как экономическую систему.
Экономическая система – это упорядоченная структура связей между людьми в отношении производства и потребления материальных благ и услуг.
В экономической системе всегда существуют три основных субъекта экономики: домохозяйства, фирмы и государство.
Экономические системы можно классифицировать по различным признакам:
по функциональному назначению;
отраслевому набору;
воспроизводственному подходу;
институционному составу;
социальному содержанию.
Структурные элементы экономической системы находятся в динамичном взаимодействии, формируя пропорции экономической системы.
Экономические пропорции – это количественное соотношение отдельных частей в рамках всей экономической системы.
Классификация экономических систем предопределяется объективным многообразием их свойств.
В укрупненном виде критерии можно разделить на следующие группы:
структурообразующие, то есть критерии на основе выделения структурных элементов. Например, производственных отношений, функциональных экономических связей;
социально-экономические, основанные на выделении ключевых, содержательных сторон экономической системы. Например, способа соединения производства и потребления, способа соединения производителей со средствами производства;
объемные, характеризующие сложность. Например, простые и сложные системы;
динамические, обусловливающие изменчивость, степень и характер подвижности экономической системы. Например, стационарные и исторически-изменяющиеся.
Одним из важных направлений изучения экономических систем является анализ закономерностей, тенденций их развития. Особенностью этого процесса является его противоречивость – на различных временных промежутках, одни тенденции сменяются прямо противоположными.
В нашей стране наибольшую известность получил формационный подход к периодизации общественного развития.
К. Маркс выделил три большие формации:
Первичная (архаичная) формация – первобытнообщинный и азиатский способы производства;
Вторичная формация – основана на частной собственности (рабовладение, крепостничество, капитализм);
Третичная (коммунистическая) формация – основана на уничтожении частной собственности, включает две фазы (социализм и коммунизм).
Несомненно, формационный подход имеет преимущество, так как позволяет четко выделить пять способов производства (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический), представив все развитие человечества как закономерную смену общественно-экономических формаций.
Однако недостатками такого подхода являются:
во-первых, его ограниченность (применим далеко не ко всем странам)
во-вторых, абсолютизация одной из сторон жизни общества (материальной).
Как оппозиция данному подходу сложились другие точки зрения по проблеме развития экономических систем. Например, в начале ХХ века Карл Бюхер (1847-1930) с учетом характера связи между производством и потреблением выделил:
1) замкнутое домашнее хозяйство (произведенные блага потребляются без обмена);
2) городское хозяйство (присутствует непосредственный обмен благ, переход от производителя к потребителю);
3) народное хозяйство (движение благ на основе товарно-денежных отношений).
Немецкий экономист Вальтер Ойкен (1891-1950), отвергнув подход Карла Маркса, выделил три типа экономических систем: система менового хозяйства или рыночной экономики; система регулируемого рыночного хозяйства; система централизованно управляемого хозяйства.[5]
Американский социолог и политик Уолт Ростоу (р. 1916) создал теорию стадий экономического роста, в соответствии с которой экономическую системы любой страны в прошлом или в будущем можно отнести к одной из пяти последовательных фаз (стадий) экономического роста, в основе смены которых лежит процесс развития техники и производства. Он выделил следующие стадии: традиционное общество, переходное общество, стадия сдвига, индустриальное общество и стадия массового потребления. Теория У. Ростоу получила распространение в 1960-е гг., а в 1970-е гг. он предложил еще одну стадию – «поиск качества жизни».
Созвучную теорию предложил Даниел Белл (р. 1919). Он считал, что социально-экономические изменения происходят вместе с изменениями в производстве и использовании научно-технических знаний, при этом общество движется от доиндустриального (неразвитые производительные силы, природа – главный источник средств существования) к индустриальному (развитие машинно-промышленного производства) и затем – к постиндустриальному, которое имеет следующие признаки: