Экономические системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 00:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть сущность и критерии развития экономических систем.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие , историю и структуру экономических систем;
- изучить типы и модели функционирования экономических систем.
Объект работы – экономические системы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ И СТРУКТУРА 5
1.1 Определение экономических систем 5
1.2 Закономерности развития экономических систем 8
1.3 Элементы экономической системы 12
2 ТИПЫ И МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ. ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ 15
2.1 Современная классификация экономических систем, их характеристика и сравнительный анализ 15
2.2 Модели в рамках системы 25
2.3 Эффективное функционирование экономических систем 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 46

Файлы: 1 файл

экономические системы тема 9 курсовая (11).doc

— 288.00 Кб (Скачать)

В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, — рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы — традиционная и административно-командная. В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов.

 

2.2 Модели в рамках системы

 

 

Для каждой системы характерны свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Так, для административно-командной системы характерны советская модель, китайская модель и др. Современной рыночной системе также присущи различные модели.

Изучение этих моделей имеет практическое значение для разработки модели развития России. При этом речь идет не о копировании чужого опыта, а о творческом его использовании с учетом конкретных условий, сложившихся в нашей стране.

Рассмотрим наиболее известные национальные модели.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американской модели характерно государственное воздействие, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

     Американская модель — это либеральная рыночно-капиталистическая модель, предполагающая   приоритетную   роль   частной    собственности,    рыночно-конкурентного  механизма,  капиталистических  мотиваций,   высокий   уровень социальной дифференциации.

    Соединенные Штаты Америки - ведущая  держава  капиталистического  мира, обладающая крупнейшим экономическим и научно-техническим потенциалом.  Ни  в одной другой стране противоречия капитализма не  выступают  так  обнажено  и остро, как в США.

    Становление  и  развитие  американской  модели  проходило  в  идеальных

условиях. Это объясняется многими причинами, среди  которых  можно  выделить минимум две: во-первых, США возникли на  территории  относительно  свободной от предшествующих традиций и различных наслоений социального характера.  Во-вторых, европейские переселенцы  привнесли предпринимательскую активность  и инициативу,  основанные  на   укреплявшихся  товарно-денежных  отношениях  в Европе.

    На  рубеже  70-80х  годов  американский   правящий   класс   предпринял

радикальную попытку остановить неблагоприятное развитие  событий.  Пришедшая к власти в 1980 г.  ультраконсервативная  республиканская  администрация  Р.Рэйгана провозгласила курс на сокращение  государственного  вмешательства  в экономику, укрепление рыночного начала  в  хозяйственном  механизме  страны, поощрение частнокапиталистической инициативы. В  приятой  конгрессом  США  в

1981г. экономической программе  президента Р.Рейгана  под  претенциозным названием "Новое начало для Америки: программа экономического  возрождения" предусматривалось общее снижение ставок подоходного налога на 23%,  выгодное в первую очередь состоятельным слоям,  и  предоставление  крупных  налоговых льгот  корпорациям,  замораживание  роста  федеральных  расходов,  в  первую очередь  за  счет  урезывания  социальных  программ,  сведение  к   минимуму государственного регламентирования  хозяйственной  деятельности,  проведение ограничительной  кредитно-денежной  политики.   Одновременно   было   начато массированное наращивание вооружений,  цель  которого  сломать  существующий военный паритет и добиться военного превосходства над СССР.

     Другой фактор, оказывающий сильное воздействие на  развитие  экономики США в 80х годах,  научно-техническая  революция  и  структурная  перестройка хозяйства. Ускорение использования научно-технических достижений и  массовое распространение технических новшеств позволяет охарактеризовать  десятилетие

80х годов в США как начало новой фазы  научно-технического  прогресса.  Суть ее составляет переход к формированию технического уклада, в центре  которого принципиально новые формы соединения науки с производством,  создание  новых элементов материальных и духовных производительных сил. Основу его  образуют микроэлектроника, робототехника, информационные системы, производство  новых видов  материалов,  биотехнология.  Особый  упор  делается  на  формирование рабочей силы, соответствующей новому техническому базису производства.

     Параллельно в стране идет активный процесс технологической перестройки хозяйства.  Основные  ее   направления   связаны   с   широким   применением микроэлектроники и информационных систем,  производством  новых  материалов, освоением   новейших   видов   технологии.   Ускоритель    этого процесса всеобъемлющая компьютеризация производства, охватывающая применение  станков с  программным  управлением,  центров  обработки  и   хранения   информации, роботов,  гибких  производственных  систем   и   других   современных   форм автоматизации  производства  и  управления.  Среднегодовые  темпы   прироста продукции электро-вычислительной техники с конца 70-х годов в  течение  ряда лет удерживались на уровне 20-25%, а производство настольных  компьютеров  в

первой половине 80-х годов ежегодно удваивалось.

     Все  эти  вопросы  теснейшим  образом  связаны  с  действием  третьего

важнейшего фактора, влияющего на развитие американского  капитализма  в  80х годах, обостряющимся межимпериалистическим  соперничеством.  Оно  охватывает мировую торговлю,  экспорт  капитала,  систему  энерго-сырьевого  снабжения, международную валютно-финансовую сферу.

     С середины XX в. наблюдается тенденция  к  относительному  отстаиванию США в ряде областей по  сравнению  с  другими  центрами  империалистического соперничества. Эта тенденция  отражает  характерную  для  империалистической стадии капитализма закономерность усиление неравномерности  политического  и экономического  развития  отдельных  государств. 

      Развитие  американского  капитализма  показывает,  что  тенденция   к

относительному  отставанию  США  отнюдь   не   прямолинейна.   В   изменении соотношения сил между основными центрами  империалистического  соперничества можно различить два периода.

     Первый охватывает 60-70е годы. В этот период Западной Европе и  Японии удалось заметно увеличить свою долю  в  мировом  промышленном  производстве, международной  торговле,  экспорте   капитала,   накоплении   золотовалютных резервов. Второй период, начавшийся на рубеже 70-80х  годов,  характеризуется некоторой консолидацией глобальных позиций США, а в отдельных  случаях  даже их   расширением.   Соединенным   Штатам   удалось   благодаря   интенсивной технической перестройке промышленности, по крайней мере,  в  ряде  областей, переломить тенденцию к относительному отставанию.

     Соединенные Штаты обладают  самым  крупным  в  капиталистическом  мире научно-техническим потенциалом и тратят на его развитие больше, чем  Англия, Франция, ФРГ и Япония, вместе  взятые.  Правда,  львиная  доля  этих  затрат (около 1/3) идет на военные цели, но общие размеры их таковы, что  позволяют США вести научные исследования по широкому фронту и добиваться  относительно быстрого превращения результатов фундаментальных исследований  в  разработки и технические новшества.

     Позиции США  в  валютно-финансовой  сфере,  пошатнувшиеся  в  минувшем десятилетии, в 80-х годах несколько упрочились. К 1983 г. десять  крупнейших американских банков снова вернули себе  первое  место  в  мире  по  размерам активов, которое они уступили в 70-х  годах  западноевропейским  и  японским банкам. Около 80% всех международных  кредитных  операций  совершается  ныне банками США.

     США удалось с помощью высоких ставок ссудного  процента  обеспечить  в 80-х годах в крупных масштабах приток капитала из-за  границы.  Использование внешних  источников  финансирования  позволило  США  в  течение   рядя   лет преодолевать противоречия между интересами государства и  частных  заемщиков капитала на внутреннем кредитном рынке. Оборотной стороной  такой  перекачки финансовых  ресурсов  из  других  буржуазных  государств   явилось   быстрое увеличение  внешней  задолженности  США.  

      И  все  же  изменения  финансового  статуса  США  отражает  возросшую

нестабильность их кредитно-финансового положения. Будет ли  и  дальше  расти внешняя задолженность США или под влиянием падения  курса  доллара  начнется массовый отлив из страны спекулятивных "горячих денег", пока еще  не  вполне ясно.

    Таким образом, американская  модель  построена  на  системе  всемерного

поощрения  предпринимательской  активности,  обогащения  наиболее   активной части  населения.  Малообеспеченным  группам  создается  приемлемый  уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства  здесь вообще   не   ставится.   Эта   модель   основана    на    высоком    уровне производительности  труда  и  массовой  ориентации  на  достижение   личного успеха.

 

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов в 90-х гг. составила свыше 50% от ВВП, причем более половины этих расходов направляется на социальные нужды. Естественно, это возможно только в условиях высокого налогообложения, Особенно физических лиц. Такая модель получила название «функциональная социализация», означающая, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) — да государство.

       Термин “шведская модель” возник в связи со  становлением  Швеции  как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении  государств. Он появился в  конце  60х  годов,  когда  иностранные  наблюдатели  ста отмечать успешное сочетание в  Швеции  быстрого  экономического  роста  с обширной   политикой   реформ   на    фоне    относительной    социально бесконфликтности в обществе. Этот образ  успешной  и  безмятежной  Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и  политических конфликтов в окружающем мире.

        Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет разный

  смысл в зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые  отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей  рыночные  отношения  и государственное  регулирование,  преобладающую  частную  собственность  в сфере производства и обобществление потребления.

        Другая характерная черта  послевоенной  Швеции  специфика  отношений между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий важной частью шведской  действительности  была  централизованная  система переговоров о заключении  коллективных  договоров  в  области  заработной платы с участием  мощных  организаций  профсоюзов  и  предпринимателей  в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.

        Еще один способ определения шведской модели исходит из того,  что  в

  шведской  политике  явно  выделяются  две  доминирующие  цели :   полная

  занятость и выравнивание доходов, что и определяет  методы  экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом  имеется  в  виду  прежде  всего сфера   перераспределения,   а    не    государственная    собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

        Наконец, в самом широком смысле шведская модель  это  весь  комплекс

  социально-экономических и политических  реалий  в  стране  с  ее  высоким

  уровнем жизни и широким масштабом  социальной  политики.  Таким  образом, понятие “шведская модель” не имеет однозначного толкования.

        Основными целями модели, как уже отмечалось, в  течение  длительного

  времени были полная занятость и выравнивание  доходов.  Их  доминирование может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения.  Болееполувека с 1932 г. (за  исключением  1976-1982  гг.)  у  власти  находится Социал-демократическая партия Швеции (СДРПШ).  В  течение  десятилетий  с СДРПШ тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов  Швеции,  что усиливает реформистское рабочее движение в стране. Швеция  отличается  от других стран принятием полной занятости в качестве главной  и  неизменной цели экономической  политики,  а  шведский  народ  в  целом  активный  ее сторонник.

        Стремление к равенству сильно развито в Швеции. Когда лидер  социал-

  демократов Пер Альбин Ханссон в 1928 г.  выдвинул  концепцию  Швеции  как “дома народа”, где говорилось об  общности  интересов  нации  в  создании общего дома,  большие  группы  населения  вне  рабочего  движения  смогли принять его взгляды.  В  Швеции  социал-демократические  идеи  привлекают значительную часть средних слоев.

        К числу специфических факторов, присущих именно Швеции, надо отнести неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814.  ,  неучастие  в  обеих мировых войнах, рекордное по продолжительности пребывание у власти Социал-демократической рабочей партии,  исторические  традиции  мирных  способов перехода к новым формациям, в  частности  от  феодализма  к  капитализму, длительные  благоприятные  и  стабильные  условия   развития   экономики, доминирование реформизма в рабочем движении, утвердившем эти  принципы  в своих  отношениях  с  капиталом  (их  символом  стали  соглашения   между руководством профсоюзов и предпринимателями в Сальтшебадене в  1938  г.), поиск компромиссов на основе учета интересов различных сторон.

Информация о работе Экономические системы