Планирование внедрения мероприятий по организации труда на предприятии (на примере нормирования труда при многостаночном обслуживании в

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является планирование внедрения мероприятий по организации труда на предприятии (на примере нормирования труда при многостаночном обслуживании в ОАО «Вимм-Билль-Данн»).
Реализация намеченной цели потребовала постановки и решения следующих задач, определивших логику и концепцию исследования:
• изучить теоретические основы нормирования при организации многостаночного обслуживания;
• провести анализ состояния нормирования труда на предприятии ОАО «Вимм-Билль-Данн»;
• определить пути совершенствования нормирования труда на предприятии.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы нормирования при организации многостаночного обслуживания……………………………………………………………………...5
1.1. Сущность и разновидности многостаночного обслуживания…………….5
1.2. Особенности нормирования при многостаночном обслуживании………10
1.3. Методы нормирования и виды норм труда при многостаночном обслуживании……………………………………………………………………18
2. Анализ нормирования труда на предприятии ОАО «Вимм-Билль-Данн»……………………………………………………………………………..22
2.1. Общая характеристика предприятия и анализ его производственно-хозяйственной деятельности……………………………………………………22
2.2. Нормирование труда на предприятии ОАО «Вимм-Билль-Данн» (на примере специалиста ремонтного цеха)………………………………………..29
3. Пути совершенствования нормирования труда на предприятии…………..38
Заключение…………………………………………………………………….....40
Библиографический список……………………………………………………..42

Файлы: 1 файл

содержание.doc

— 547.50 Кб (Скачать)

Планирование внедрения мероприятий по организации труда на предприятии (на примере нормирования труда при многостаночном обслуживании в ОАО «Вимм-Билль-Данн»)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические основы нормирования при организации многостаночного обслуживания……………………………………………………………………...5

1.1. Сущность и разновидности многостаночного обслуживания…………….5

1.2. Особенности нормирования при многостаночном обслуживании………10

1.3. Методы нормирования и виды норм труда при многостаночном обслуживании……………………………………………………………………18

2. Анализ нормирования труда на предприятии ОАО «Вимм-Билль-Данн»……………………………………………………………………………..22

2.1. Общая характеристика предприятия и анализ его производственно-хозяйственной деятельности……………………………………………………22

2.2. Нормирование труда на предприятии ОАО «Вимм-Билль-Данн» (на примере специалиста ремонтного цеха)………………………………………..29

3. Пути совершенствования нормирования труда на предприятии…………..38

Заключение…………………………………………………………………….....40

Библиографический список……………………………………………………..42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Поскольку в условиях рыночной экономики доходы работодателей от основной деятельности предприятия и заработная плата наемных работников прямо зависят от объема, себестоимости и цены произведенной и реализованной продукции, обе стороны заинтересованы в увеличении количества и улучшении качества поставляемых на рынок товаров, расширении их ассортимента, в обеспечении привлекательности товара по качеству и цене. Этим в значительной мере объясняется интерес к организации к нормированию труда.

Главными техническими,  организационными  и экономическими предпосылками использования многостаночного обслуживания являются меры, принятые в последние годы  по ускорению НТП, реконструкции и техническому переоснащению предприятий промышленности, внедрению нового высокопроизводительного автоматизированного оборудования, модернизации морально устаревшей техники и совершенствованию технологических процессов с насыщением их автоматическими манипуляторами и промышленными роботами, а также по аттестации рабочих мест и т.п. До сих пор применяются различные методы расчета основных составляющих норм времени на многостаночное обслуживание. Если, например, затраты оперативной или цикловой работы определяются дифференцированным методом, то время обслуживания рабочего места, на отдых и личные надобности рассчитывается укрупненно в процентах от оперативных затрат. Это снижает качество исходных значений нормативов, принимаемых в расчет нормы многостаночного обслуживания, затрудняет решение задачи разделения труда и организацию взаимодействия  многостаночников, наладчиков и других функциональных групп рабочих производственной бригады.

Комплексное решение существующих проблем организации многостаночного обслуживания в условиях интенсивного развития экономики объективно потребовало также разработки новых рекомендаций по совершенствованию методики нормирования, организации и систем стимулирования труда многостаночников.

При переходе к рыночной экономике повышается роль экономического фактора в складывающихся отношениях между работодателем и работником в процессе производства материальных благ (оказания услуг), получения прибыли и ее распределения. Для реализации экономической самостоятельности важны точный учет и контроль издержек производства, в т.ч. на трудовые ресурсы, а также повышение производительности труда всех категорий рабочих, прежде всего, за счет максимально рационального использования рабочего времени. Этим объясняется возрастание роли нормирования труда как элемента управления стабильностью экономического, технического и социального развития предприятия.

Объектом анализа является ОАО «Вимм-Билль-Данн».       

Предметом работы являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе нормирования труда на предприятии.

Целью работы является планирование внедрения мероприятий по организации труда на предприятии (на примере нормирования труда при многостаночном обслуживании в ОАО «Вимм-Билль-Данн»).

Реализация намеченной цели потребовала постановки и решения следующих задач, определивших логику и концепцию исследования:

  • изучить теоретические основы нормирования при организации многостаночного обслуживания;
  • провести анализ состояния нормирования труда на предприятии ОАО «Вимм-Билль-Данн»;
  • определить пути совершенствования нормирования труда на предприятии.

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы нормирования при организации многостаночного обслуживания

1.1. Сущность и разновидности многостаночного обслуживания

Одним из важных направлений совершенствования разделения труда при современном уровне производства является многостаночное обслуживание.

Многостаночным (многоагрегатным) обслуживанием называется обслуживание одним или группой рабочих нескольких станков (агрегатов), при котором машинно-автоматическое время работы одного станка используется для выполнения ручных (требующих присутствия рабочего) элементов операции, а также всех или части функций обслуживания рабочего места на других станках (агрегатах).

В основе многостаночного обслуживания лежит использование машинно-автоматической работы оборудования для выполнения ручных и машинно-ручных работ на других обслуживаемых рабочим машинах и переходов от одной машины к другой.

Экономическая целесообразность многостаночного обслуживания заключается в возможности обеспечения полной занятости рабочих-станочников и обслуживаемого ими оборудования.

По виду многостаночное обслуживание делится на бригадное, звеньевое (групповое) и индивидуальное. При бригадном обслуживании определенная зона обслуживания закрепляется за бригадой, при звеньевом (групповом) - за звеном или группой рабочих, входящих в бригаду, при индивидуальном - за каждым рабочим бригады.

Многостаночные комплексы различают:

1. По виду совмещаемых операций:

  • одинаковые операции на однотипных станках-дублерах;
  • последовательно выполняемые различные операции на разнотипных станках;
  • различные операции на различных видах работ, выполняемых на разнотипных станках.

2. По соотношению длительности  совмещаемых операций:

  • равной длительности;
  • кратной длительности;
  • разной длительности (неравные и некратные длительности операций).

3. По типу оборудования:

  • из станков-автоматов;
  • из станков-полуавтоматов;
  • из универсальных станков;
  • из технологически разнородных станков.

4. По способу обслуживания:

  • циклический;
  • нециклический (сторожевой);
  • комбинированный.

В многостаночный комплекс, в первую очередь, должно включаться оборудование, на котором: автоматизированы процессы выключения и переключения механизмов главного движения и подачи; имеются приспособления и устройства для механизированной уборки стружки; смонтированы устройства, предупреждающие об окончании рабочего хода; применены стандартизированные и унифицированные режущие и мерительные инструменты, приспособления; механизированы зажимные операции; применяется многоинструментальная обработка и т. д.

С точки зрения технологии производства и применяемого оборудования многостаночные рабочие места могут быть технологически однородными, если в их состав включены однотипные станки (например, в машиностроении зуборезные, токарные автоматы, фрезерные, резьбонарезные и т.д.), или технологически разнородными, если в их состав входят разнотипные станки. В случае выполнения рабочим операций на нескольких разнородных станках возникает необходимость освоения рабочим двух или нескольких профессий, и тогда многостаночное обслуживание принимает одновременно форму совмещения профессий.

Многостаночное обслуживание может быть сторожевым, маршрутным или маршрутно-сторожевым.

При сторожевом методе обслуживания рабочий наблюдает за всеми станками и определяет необходимость их обслуживания.

Возможны два варианта обслуживания таким методом:

  • без приоритетов, когда станки обслуживают по мере необходимости;
  • с приоритетом, когда очередность обслуживания определяется с учетом стоимости и степени загрузки оборудования.

При маршрутном методе рабочий обслуживает станки по заранее установленному маршруту.

Маршрутно-сторожевой метод сочетает в себе элементы маршрутного и сторожевого: рабочий следует по определенному маршруту, однако, обслуживая последний станок, при необходимости он может вернуться к станку, обслуженному ранее.

Многостаночное обслуживание оборудования применяется в следующих случаях:

  • на прямоточных поточных линиях с ручным управлением оборудования;
  • при обслуживании полуавтоматического оборудования;
  • при обслуживании оборудования, работающего в автоматическом режиме1.

В первых двух случаях многостаночное обслуживание называется циклическим; в третьем – нециклическим (стохастическим).

Циклическое многостаночное обслуживание характерно тем, что рабочий по одному и тому же маршруту обходит оборудование, осуществляя одни и те же ручные манипуляции, связанные с обслуживанием каждой единицы оборудования. При циклической системе станки обслуживают в определенной последовательности, по разработанному маршруту и в соответствии с заранее составленным графиком. Как правило, циклическое обслуживание применяют на поточных линиях и на рабочих местах, где установлены станки с одинаковым или близким по времени циклом обработки деталей. Примером такого обслуживания является работа на рабочего на токарных полуавтоматах.

Нециклическое многостаночное обслуживание имеет ту особенность, что рабочий обслуживает оборудование по мере необходимости в случайные моменты времени. Поэтому не существует стабильного маршрута обхода оборудования. Такое обслуживание применяется в единичном и мелкосерийном производстве при выполнении неповторяющихся операций различной длительности. Примером нециклического обслуживания является обслуживание ткацких станков – рабочий связывает оборвавшуюся нить на том станке, где это произошло. Заранее предвидеть это событие невозможно.

Многостаночное обслуживание требует изменения в организации рабочих мест. При многостаночном обслуживании станки комплекса должны располагаться так, чтобы обеспечить минимальную длину маршрута обслуживания.

                  

Рис. 1. Возможные варианты планировки рабочего места многостаночника2

 

Для циклического обслуживания чаще всего рациональна кольцевая расстановка, которая позволяет совместить начало и конец маршрута. При нециклическом обслуживании целесообразно применять линейное расположение оборудования.

Организация работы на нескольких станках, как и обслуживание агрегатов сверх установленного норматива обслуживания — важный фактор повышения эффективности использования рабочих кадров, роста эффективности труда и производства. Эта прогрессивная форма организаций труда способствует повышению коэффициента сменности работы оборудования, росту выпуска продукции без дополнительной численности и увеличению фондоотдачи.

Таким образом, многостаночное обслуживание – это организационно обеспеченное, экономически целесообразное и технически обоснованное одновременное обслуживание нескольких станков. В его основе лежит использование машинно-автоматической работы оборудования для выполнения ручных и машинно-ручных работ на других обслуживаемых рабочим машинах и переходов от одной машины к другой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Особенности нормирования  при многостаночном обслуживании

Под нормированием труда понимается разработка и внедрение прогрессивных, технически обоснованных норм труда на осуществление определенных операций (изготовление единиц продукции) или выполнение определенного объема работ в наиболее рациональных организационно-технических условиях.

Нормирование труда обеспечивает:

  • изучение организации производственных процессов и организации труда на рабочих местах, что позволяет выявлять резервы и определять пути совершенствования этих процессов;
  • изучение передовых методов труда и создание условий, обеспечивающих их оптимальное использование и распространение на предприятии и пр.

Нормирование в условиях многостаночной работы охватывает расчет не только оперативного времени для каждого вида оборудования по соответствующим нормативным материалам, но и времени, связанного с обслуживанием нескольких станков, учитывающего переход от станка к станку, активное наблюдение и т.д.

Поскольку время, связанное с обслуживанием нескольких станков, зависит от характера процесса, структуры и группировки технологических операций, применяемого оборудования, его количества, особенности технологической планировки, специализации рабочих мест, принятых форм обеспечения и обслуживания оборудования, при организации многостаночного обслуживания и установлении норм времени следует придерживаться следующей последовательности:

Информация о работе Планирование внедрения мероприятий по организации труда на предприятии (на примере нормирования труда при многостаночном обслуживании в