Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 13:54, дипломная работа
Исследование экономических процессов начинается с одного экономического факта, явления ситуации, которые вместе представляют собой бизнес-процесс, который выражает сущность хозяйственной деятельности в том или ином блоке контролируемой подсистемы и системы управления. Предмет экономического анализа относится к бизнес-процессам предприятий, организаций, объединений, социально-экономической эффективности и результатов их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, отражается через систему экономической информации. Характерные особенности метода экономического анализа являются: использование системы показателей, характеризующих всесторонний охват экономической деятельности, изучение причин изменения этих параметров, идентификации и измерения отношений между ними в целях повышения социально-экономической эффективности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПЛАНИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 3
1.1. Планирование затрат, включаемых в себестоимость продукци 3
1.2. Расчет себестоимости продукции в зависимости от влияния технико-экономических факторов 3
1.3. Составление сводной сметы затрат на производство и реализацию продукции 3
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ НА ЗАВОДЕ ООО ЗПП 3
2.1. Краткая характеристика предприятия 3
2.2. Работа различных функциональных служб предприятия по планированию себестоимости продукции 3
2.3. Планирование себестоимости продукции по калькуляционным статьям 3
3. РЕЗЕРВЫ И ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 3
3.1. Резервы снижения себестоимости продукции 3
3.2. Снижение себестоимости продукции на заводе ООО ЗПП как путь повышения эффективности производства 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 3
Проведем сравнительную оценку плановых и фактических значений затрат завода ООО ЗПП в разрезе по статьям калькуляции (таблица 3.2.1).
Таблица 3.2.1
Сравнительная оценка плановых и фактических значений затрат завода ООО ЗПП в разрезе по статьям калькуляции (в расчете на 1 подшипник)
Статьи затрат |
План, руб. |
Факт, руб. |
Удель-ный вес (план), % |
Удель-ный вес (факт), % |
Абсо-лютное откло-нение, руб. |
Откло-нение в удель-ном весе, % |
Основные материалы |
14,77 |
15,23 |
5,35 |
5,33 |
0,46 |
-0,02 |
Покупные комплектующие изделия |
4,27 |
1,95 |
1,55 |
0,68 |
-2,32 |
-0,87 |
Транспортно-заготовительные расходы на покупные комплектующие изделия |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Итого материальных затрат |
19,04 |
17,18 |
6,90 |
6,02 |
-1,86 |
-0,88 |
Основная заработная плата |
37,18 |
39,17 |
13,47 |
13,72 |
1,99 |
0,25 |
Дополнительная заработная плата |
5,32 |
6,04 |
1,93 |
2,12 |
0,72 |
0,19 |
Отчисления на соц. страхование |
12,75 |
13,563 |
4,62 |
4,75 |
0,81 |
0,13 |
Цеховые расходы |
113,32 |
119,26 |
41,07 |
41,77 |
5,94 |
0,70 |
Общезаводские расходы |
88,04 |
90,03 |
31,91 |
31,54 |
1,99 |
-0,37 |
Итого производственная себестоимость |
275,65 |
285,24 |
99,90 |
99,91 |
9,59 |
0,01 |
Внепроизводственные расходы |
0,28 |
0,25 |
0,10 |
0,09 |
-0,03 |
-0,01 |
Полная себестоимость |
275,93 |
285,49 |
100 |
100 |
9,56 |
0 |
При анализе условно-переменных затрат отдельно определяются факторы, оказавшие влияние на изменение условно-переменных материальных и трудовых затрат.
Таким образом, на предприятии наблюдается существенное превышение факта над планом по статье «цеховые расходы» (на 5,94 руб.), в результате подобных изменений удельный вес цеховых расходов увеличился на 0,7% и составил 41,77% вместо плановых 41,07%. Также наблюдается увеличение общезаводских расходов по факту в сравнении с планом – на 1,99 руб. Удельный вес общезаводских расходов по факту уменьшился в сравнении с планом на 0,37%, но продолжает занимать существенную величину – 31,54%. Снижение фактических затрат по сравнению с планом наблюдается по таким статьям как «покупные комплектующие изделия» (на 2,32 руб.), в результате чего материальные затраты снизились на 1,86 руб., а также по статье «внепроизводственные расходы» (на 0,03 руб.).
Что касается структуры затрат, то снижение фактического удельного веса по сравнению с планом наблюдается по следующим статьям: основные материалы (на 0,02%), покупные комплектующие изделия (на 0,87%), общезаводские расходы (на 0,37%) и внепроизводственные расходы (на 0,01%). В результате изменений по основным материалам и покупным комплектующим изделиям удельный вес материальных затрат в полной себестоимости снизился на 0,88%.
Как было отмечено ранее, на предприятии необходимо снизить цеховые и общезаводские расходы.
В результате применения системы таргет-костинг цеховые и общезаводские расходы должны снизиться на 5%. Таким образом, прогнозная величина цеховых расходов составит 107,65 руб. (113,32*0,95), общезаводских расходов – 83,64 руб. (88,04*0,95).
Сравнительную оценку фактических и прогнозных значений затрат завода ООО ЗПП в разрезе по статьям калькуляции представим в таблице 3.2.2.
Таблица 3.2.2
Сравнительная оценка фактических и прогнозных значений затрат завода ООО ЗПП в разрезе по статьям калькуляции в результате применения системы таргет-костинг (в расчете на 1 подшипник)
Статьи затрат |
План, руб. |
Прог-ноз, руб. |
Удель-ный вес (план), % |
Удель-ный вес (прог-ноз), % |
Абсо-лютное откло-нение, руб. |
Откло-нение в удель-ном весе, % |
Основные материалы |
14,77 |
14,77 |
5,35 |
5,56 |
- |
0,21 |
Покупные комплектующие изделия |
4,27 |
4,27 |
1,55 |
1,61 |
- |
0,06 |
Транспортно-заготовительные расходы на покупные комплектующие изделия |
0 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
- |
0,00 |
Итого материальных затрат |
19,04 |
19,04 |
6,90 |
7,16 |
- |
0,26 |
Основная заработная плата |
37,18 |
37,18 |
13,47 |
13,98 |
- |
0,51 |
Дополнительная заработная плата |
5,32 |
5,32 |
1,93 |
2,00 |
- |
0,07 |
Отчисления на соц. страхование |
12,75 |
12,75 |
4,62 |
4,80 |
- |
0,18 |
Цеховые расходы |
113,32 |
107,65 |
41,07 |
40,49 |
-5,67 |
-0,58 |
Общезаводские расходы |
88,04 |
83,64 |
31,91 |
31,46 |
-4,40 |
-0,45 |
Итого производственная себестоимость |
275,65 |
265,58 |
99,90 |
99,90 |
-10,07 |
0,00 |
Внепроизводственные расходы |
0,28 |
0,28 |
0,10 |
0,11 |
- |
0,01 |
Полная себестоимость |
275,93 |
265,86 |
100 |
100 |
-10,07 |
0 |
Как видно по данным таблицы, в результате предложенных мероприятий цеховые расходы снизятся на 5,67 руб., общезаводские расходы – на 4,40 руб.; в целом производственная себестоимость снизится на 10,07 руб. Что касается структуры себестоимости, то удельный вес цеховых расходов снизится на 0,58% и составит 40,49%, общезаводских расходов – на 0,45% и составит 31,46%.
Определим влияние применения системы таргет-костинг на повышение эффективности производства завода ООО ЗПП.
В первую очередь рассчитаем снижение общей себестоимости продукции предприятия. Объем производства на заводе ООО ЗПП составляет 3994,6 тыс. подшипников, следовательно общее снижение себестоимости продукции в результате предложенных мероприятий составит 40217,5 тыс. руб. (3994,6*10,07). В настоящее время совокупная себестоимость продукции предприятия составляет 1140412 тыс. руб., следовательно, прогнозная себестоимость составит 1100194,5, а общее снижение себестоимости продукции составит 3,5% ((40217,5/1140412)*100).
Рассмотрим влияние применения системы таргет-костинг на показатели прибыли и рентабельности. В настоящее время выручка завода ООО ЗПП составляет 1477996 тыс. руб. Следовательно, в результате снижения себестоимости прогнозная прибыль составит 377801,5 тыс. руб. (1477996-1100194,5). Поскольку в настоящее время прибыль завода ООО ЗПП составляет 337584 тыс. руб. увеличение прибыли по прогнозу равно 40217,5 тыс. руб. (377801,5-337584) или 11,9% ((40217,5/337584)*100).
Сгруппируем фактические и прогнозные показатели в таблице 3.2.3.
Таблица 3.2.3
Сравнительная оценка фактических и прогнозных значений показателей эффективности производства завода ООО ЗПП в результате применения системы таргет-костинг
Показатели |
Факт |
Прогноз |
Абсолют-ное отклонение |
Темп роста, % |
Себестоимость, тыс. руб. |
1140412 |
1100194,5 |
40217,5 |
3,5 |
Прибыль, тыс. руб. |
337584 |
377801,5 |
40217,5 |
11,9 |
Рентабельность, % |
29,6 |
34,3 |
4,7 |
- |
Определим показатели рентабельности затрат. Показатель рассчитывается как отношение прибыли к затратам, следовательно, рентабельность затрат фактически составляет 29,6% ((337584/1140412)*100), а по прогнозу составит 34,3% ((377801,5/1100194,5)*100). Таким образом, рентабельность затрат увеличится на 4,7% (34,3-29,6). Другими словами, по факту завод ООО ЗПП с 1 руб. затрат получает 29,6% прибыли, а в результате предложенных мероприятий по снижению цеховых и общезаводских расходов с 1 руб. затрат должно получать 34,3% прибыли.
Более наглядно изменение себестоимости и прибыли в результате предложенных мероприятий представлено на рисунке 3.2.1.
Рис. 3.2.1. Фактические и прогнозные значения себестоимости и прибыли завода ООО ЗПП в результате применения системы таргет-костинг
Рассчитывая экономический эффект в результате применения системы таргет-костинг, необходимо определить как изменятся показатели прибыли, приходящейся на 1 руб. материальных, трудовых затрат, а также цеховых и общезаводских расходов (таблица 3.2.4).
Таким образом, в результате применения системы таргет-костинг для снижения цеховых и общезаводских расходов прибыль, приходящаяся на 1 руб. цеховых и общезаводских расходов, увеличится на 0,02 руб. (с 0,27 руб. до 0,29 руб.), а прибыль на 1 руб. производственной себестоимости вырастет на 0,01 руб. (с 0,20 руб. до 0,21 руб.).
Таблица 3.2.4
Сравнительная оценка плановых и прогнозных показателей прибыли на 1 руб. затрат на заводе ООО ЗПП в результате применения системы таргет-костинг (в расчете на 1 подшипник)
Статьи затрат |
До внедрения мероприятий |
После внедрения мероприятий |
Отклонение |
1.Материальные затраты, руб. |
19,04 |
19,04 |
- |
2.Трудовые затраты, руб. |
55,25 |
55,25 |
- |
3.Цеховые и общезаводские |
201,36 |
191,29 |
-10,07 |
4.Итого производственная |
275,65 |
265,58 |
-10,07 |
5.Прибыль, руб. |
55,19 |
55,19 |
- |
6.Прибыль на 1 руб. материальных затрат, руб. (п.5/п.1) |
2,90 |
2,90 |
- |
7. Прибыль на 1 руб. трудовых затрат, руб. (п.5/п.2) |
1,00 |
1,00 |
- |
8. Прибыль на 1 руб. цеховых и общезаводских расходов, руб. (п.5/п.3) |
0,27 |
0,29 |
0,02 |
9. Прибыль на 1 руб. производственной себестоимости, руб. (п.5/п.4) |
0,20 |
0,21 |
0,01 |
Более наглядно изменение прибыли, приходящейся на 1 руб. цеховых и общезаводских расходов, а также на 1 руб. производственной себестоимости представлено на рисунке 3.2.2.
Рис. 3.2.2. Сравнительная оценка плановых и прогнозных показателей прибыли на 1 руб. затрат на заводе ООО ЗПП в результате применения системы таргет-костинг (в расчете на 1 подшипник)
В целом проведенные расчеты показали, что предложенная система таргет-костинг по снижению цеховых и общезаводских расходов позволят заводу ООО ЗПП снизить полную себестоимость 1 подшипника на 10,07 руб., а совокупную себестоимость выпускаемой продукции на 40217,5 тыс. руб. или 3,5%. Кроме того, внедрение системы таргет-костинг будет способствовать увеличению прибыли на 11,9%, а рентабельности затрат – на 4,7%. В связи с этим предложенную систему таргет-костинг можно считать целесообразной, позволяющей повысить эффективность производства.
При расчете влияния изменения стоимости производственных затрат в связи с развитием технологий, совершенствованием дизайна продукта, технологии производства учитывают экономию от снижения сложности процесса, материала и других переменных издержек производства. Под экономией определяют абсолютное снижение прямых затрат на единицу продукции или планируемой нагрузки в планируемом году. Но в то же время при расчете стоимости этих факторов следует рассматривать проходимость на сбережения от планируемого года деятельности до экономии затрат, обусловленной применением новых видов и заменой потребляемого сырья, материалов, топлива и энергии, а также улучшением их использования это определяется путем умножения экономии соответствующих ресурсов в натуральном выражении на средние цены, сложившиеся в базисном году.
На заводе ООО ЗПП сложилась сложная, но довольно четкая и разумная система управления. В планировании себестоимости участвуют практически все службы предприятия. Так, в отделе материально-технического снабжения анализируются поставщики сырья и материалов с выбором наиболее оптимальных цен и способов поставки. Все службы главного инженера прорабатывают вопросы экономии сырья и материалов, энерго- и теплоресурсов и т. д.
Основная нагрузка по планированию себестоимости ложится на экономические отделы.
В целом на заводе ООО ЗПП работа функциональных служб предприятия нацелена на эффективное планирование себестоимости продукции с целью снижения затрат.
В целом, результаты проведенного анализа показали, что наибольший удельный вес в себестоимости подшипников занимают цеховые расходы (41,07%), также существенна величина общезаводских расходов (31,91%). Анализ планирования себестоимости подшипников по статьям калькуляции на заводе ООО ЗПП показал, что на предприятии необоснованная высокая доля условно-постоянных затрат, представленных цеховыми и общезаводскими расходами (условно-переменные затраты занимают лишь 26,95% в плановой производственной себестоимости). По результатам анализа можно сделать вывод, что на предприятии необходимо пересмотреть нормы цеховых и общезаводских расходов.
Информация о работе Планирование себестоимости и смета затрат на заводе ООО ЗПП