Планирование себестоимости и смета затрат на заводе ООО ЗПП

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 13:54, дипломная работа

Краткое описание

Исследование экономических процессов начинается с одного экономического факта, явления ситуации, которые вместе представляют собой бизнес-процесс, который выражает сущность хозяйственной деятельности в том или ином блоке контролируемой подсистемы и системы управления. Предмет экономического анализа относится к бизнес-процессам предприятий, организаций, объединений, социально-экономической эффективности и результатов их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, отражается через систему экономической информации. Характерные особенности метода экономического анализа являются: использование системы показателей, характеризующих всесторонний охват экономической деятельности, изучение причин изменения этих параметров, идентификации и измерения отношений между ними в целях повышения социально-экономической эффективности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПЛАНИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 3
1.1. Планирование затрат, включаемых в себестоимость продукци 3
1.2. Расчет себестоимости продукции в зависимости от влияния технико-экономических факторов 3
1.3. Составление сводной сметы затрат на производство и реализацию продукции 3
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ НА ЗАВОДЕ ООО ЗПП 3
2.1. Краткая характеристика предприятия 3
2.2. Работа различных функциональных служб предприятия по планированию себестоимости продукции 3
2.3. Планирование себестоимости продукции по калькуляционным статьям 3
3. РЕЗЕРВЫ И ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 3
3.1. Резервы снижения себестоимости продукции 3
3.2. Снижение себестоимости продукции на заводе ООО ЗПП как путь повышения эффективности производства 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 3

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.03 Мб (Скачать)

Проведем сравнительную оценку плановых и фактических значений затрат завода ООО ЗПП в разрезе по статьям калькуляции (таблица 3.2.1).

Таблица 3.2.1

Сравнительная оценка плановых и фактических значений затрат  завода ООО ЗПП в разрезе по статьям калькуляции (в расчете на 1 подшипник)

Статьи затрат

План, руб.

Факт, руб.

Удель-ный вес (план), %

Удель-ный вес (факт), %

Абсо-лютное откло-нение, руб.

Откло-нение в удель-ном весе, %

Основные материалы

14,77

15,23

5,35

5,33

0,46

-0,02

Покупные комплектующие изделия

4,27

1,95

1,55

0,68

-2,32

-0,87

Транспортно-заготовительные расходы на покупные комплектующие изделия

0

0

0,00

0,00

0,00

0,00

Итого материальных затрат

19,04

17,18

6,90

6,02

-1,86

-0,88

Основная заработная плата

37,18

39,17

13,47

13,72

1,99

0,25

Дополнительная заработная плата

5,32

6,04

1,93

2,12

0,72

0,19

Отчисления на соц. страхование

12,75

13,563

4,62

4,75

0,81

0,13

Цеховые расходы

113,32

119,26

41,07

41,77

5,94

0,70

Общезаводские расходы

88,04

90,03

31,91

31,54

1,99

-0,37

Итого производственная себестоимость

275,65

285,24

99,90

99,91

9,59

0,01

Внепроизводственные расходы

0,28

0,25

0,10

0,09

-0,03

-0,01

Полная себестоимость

275,93

285,49

100

100

9,56

0


 

При анализе условно-переменных затрат отдельно определяются факторы, оказавшие влияние на изменение условно-переменных материальных и трудовых затрат.

Таким образом, на предприятии наблюдается существенное превышение факта над планом по статье «цеховые расходы» (на 5,94 руб.), в результате подобных изменений удельный вес цеховых расходов увеличился на 0,7%  и составил 41,77% вместо плановых 41,07%. Также наблюдается увеличение общезаводских расходов по факту в сравнении с планом – на 1,99 руб. Удельный вес общезаводских расходов по факту уменьшился в сравнении с планом на 0,37%, но продолжает занимать существенную величину – 31,54%. Снижение фактических затрат по сравнению с планом наблюдается по таким статьям как «покупные комплектующие изделия» (на 2,32 руб.), в результате чего материальные затраты снизились на 1,86 руб., а также по статье «внепроизводственные расходы» (на 0,03 руб.).

Что касается структуры затрат, то снижение фактического удельного веса по сравнению с планом наблюдается по следующим статьям: основные материалы (на 0,02%), покупные комплектующие изделия (на 0,87%), общезаводские расходы (на 0,37%) и внепроизводственные расходы (на 0,01%). В результате изменений по основным материалам и покупным комплектующим изделиям удельный вес материальных затрат в полной себестоимости снизился на 0,88%.

Как было отмечено ранее, на предприятии необходимо снизить цеховые и общезаводские расходы.

В результате применения системы таргет-костинг цеховые и общезаводские расходы должны снизиться на 5%. Таким образом, прогнозная величина цеховых расходов составит 107,65 руб. (113,32*0,95), общезаводских расходов – 83,64 руб. (88,04*0,95).

Сравнительную оценку фактических и прогнозных значений затрат завода ООО ЗПП в разрезе по статьям калькуляции представим в таблице 3.2.2.

 

 

 

Таблица 3.2.2

Сравнительная оценка фактических и прогнозных значений затрат  завода ООО ЗПП в разрезе по статьям калькуляции в результате применения системы таргет-костинг (в расчете на 1 подшипник)

Статьи затрат

План, руб.

Прог-ноз, руб.

Удель-ный вес (план), %

Удель-ный вес (прог-ноз), %

Абсо-лютное откло-нение, руб.

Откло-нение в удель-ном весе, %

Основные материалы

14,77

14,77

5,35

5,56

-

0,21

Покупные комплектующие изделия

4,27

4,27

1,55

1,61

-

0,06

Транспортно-заготовительные расходы на покупные комплектующие изделия

0

0,00

0,00

0,00

-

0,00

Итого материальных затрат

19,04

19,04

6,90

7,16

-

0,26

Основная заработная плата

37,18

37,18

13,47

13,98

-

0,51

Дополнительная заработная плата

5,32

5,32

1,93

2,00

-

0,07

Отчисления на соц. страхование

12,75

12,75

4,62

4,80

-

0,18

Цеховые расходы

113,32

107,65

41,07

40,49

-5,67

-0,58

Общезаводские расходы

88,04

83,64

31,91

31,46

-4,40

-0,45

Итого производственная себестоимость

275,65

265,58

99,90

99,90

-10,07

0,00

Внепроизводственные расходы

0,28

0,28

0,10

0,11

-

0,01

Полная себестоимость

275,93

265,86

100

100

-10,07

0


 

Как видно по данным таблицы, в результате предложенных мероприятий цеховые расходы снизятся на 5,67 руб., общезаводские расходы – на 4,40 руб.; в целом производственная себестоимость снизится на 10,07 руб. Что касается структуры себестоимости, то удельный вес цеховых расходов снизится на 0,58% и составит 40,49%, общезаводских расходов – на 0,45% и составит 31,46%.

Определим влияние применения системы таргет-костинг на повышение эффективности производства завода ООО ЗПП.

В первую очередь рассчитаем снижение общей себестоимости продукции предприятия. Объем производства на заводе ООО ЗПП составляет 3994,6 тыс. подшипников, следовательно общее снижение себестоимости продукции в результате предложенных мероприятий составит 40217,5 тыс. руб. (3994,6*10,07). В настоящее время совокупная себестоимость продукции предприятия составляет 1140412 тыс. руб., следовательно, прогнозная себестоимость составит 1100194,5, а общее снижение себестоимости продукции составит 3,5% ((40217,5/1140412)*100).

Рассмотрим влияние применения системы таргет-костинг на показатели прибыли и рентабельности. В настоящее время выручка завода ООО ЗПП составляет 1477996 тыс. руб. Следовательно, в результате снижения себестоимости прогнозная прибыль составит 377801,5 тыс. руб. (1477996-1100194,5). Поскольку в настоящее время прибыль завода ООО ЗПП составляет 337584 тыс. руб. увеличение прибыли по прогнозу равно 40217,5 тыс. руб. (377801,5-337584) или 11,9% ((40217,5/337584)*100).

Сгруппируем фактические и прогнозные показатели в таблице 3.2.3.

Таблица 3.2.3

Сравнительная оценка фактических и прогнозных значений показателей эффективности производства завода ООО ЗПП в результате применения системы таргет-костинг

Показатели

Факт

Прогноз

Абсолют-ное отклонение

Темп роста, %

Себестоимость, тыс. руб.

1140412

1100194,5

40217,5

3,5

Прибыль, тыс. руб.

337584

377801,5

40217,5

11,9

Рентабельность, %

29,6

34,3

4,7

-


 

Определим показатели рентабельности затрат. Показатель рассчитывается как отношение прибыли к затратам, следовательно, рентабельность затрат фактически составляет 29,6% ((337584/1140412)*100), а по прогнозу составит 34,3% ((377801,5/1100194,5)*100). Таким образом, рентабельность затрат увеличится на 4,7% (34,3-29,6). Другими словами, по факту завод ООО ЗПП с 1 руб. затрат получает 29,6% прибыли, а в результате предложенных мероприятий по снижению цеховых и общезаводских расходов с 1 руб. затрат должно получать 34,3% прибыли.

Более наглядно изменение себестоимости и прибыли в результате предложенных мероприятий представлено на рисунке 3.2.1.

Рис. 3.2.1. Фактические и прогнозные значения себестоимости и прибыли завода ООО ЗПП в результате применения системы таргет-костинг

Рассчитывая экономический эффект в результате применения системы таргет-костинг, необходимо определить как изменятся показатели прибыли, приходящейся на 1 руб. материальных, трудовых затрат, а также цеховых и общезаводских расходов (таблица 3.2.4).

Таким образом, в результате применения системы таргет-костинг для снижения цеховых и общезаводских расходов прибыль, приходящаяся на 1 руб. цеховых и общезаводских расходов, увеличится на 0,02 руб. (с 0,27 руб. до 0,29 руб.), а прибыль на 1 руб. производственной себестоимости вырастет на 0,01 руб. (с 0,20 руб. до 0,21 руб.).

Таблица 3.2.4

Сравнительная оценка плановых и прогнозных показателей прибыли на 1 руб. затрат на заводе ООО ЗПП в результате применения системы таргет-костинг (в расчете на 1 подшипник)

Статьи затрат

До внедрения мероприятий

После внедрения мероприятий

Отклонение

1.Материальные затраты, руб.

19,04

19,04

-

2.Трудовые затраты, руб.

55,25

55,25

-

3.Цеховые и общезаводские расходы, руб.

201,36

191,29

-10,07

4.Итого производственная себестоимость, руб.

275,65

265,58

-10,07

5.Прибыль, руб.

55,19

55,19

-

6.Прибыль на 1 руб. материальных затрат, руб. (п.5/п.1)

2,90

2,90

-

7. Прибыль на 1 руб. трудовых затрат, руб. (п.5/п.2)

1,00

1,00

-

8. Прибыль на 1 руб. цеховых и общезаводских  расходов, руб. (п.5/п.3)

0,27

0,29

0,02

9. Прибыль на 1 руб. производственной  себестоимости, руб. (п.5/п.4)

0,20

0,21

0,01


Более наглядно изменение прибыли, приходящейся на 1 руб. цеховых и общезаводских расходов, а также на 1 руб. производственной себестоимости представлено на рисунке 3.2.2.

Рис. 3.2.2. Сравнительная оценка плановых и прогнозных показателей прибыли на 1 руб. затрат на заводе ООО ЗПП в результате применения системы таргет-костинг (в расчете на 1 подшипник)

 

В целом проведенные расчеты показали, что предложенная система таргет-костинг по снижению цеховых и общезаводских расходов позволят заводу ООО ЗПП снизить полную себестоимость 1 подшипника на 10,07 руб., а совокупную себестоимость выпускаемой продукции на 40217,5 тыс. руб. или 3,5%. Кроме того, внедрение системы таргет-костинг будет способствовать увеличению прибыли на 11,9%, а рентабельности затрат – на 4,7%. В связи с этим предложенную систему таргет-костинг можно считать целесообразной, позволяющей повысить эффективность производства.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При расчете влияния изменения стоимости производственных затрат в связи с развитием технологий, совершенствованием дизайна продукта, технологии производства учитывают экономию от снижения сложности процесса, материала и других переменных издержек производства. Под экономией определяют абсолютное снижение прямых затрат на единицу продукции или планируемой нагрузки в планируемом году. Но в то же время при расчете стоимости этих факторов следует рассматривать проходимость на сбережения от планируемого года деятельности до экономии затрат, обусловленной применением новых видов и заменой потребляемого сырья, материалов, топлива и энергии, а также улучшением их использования это определяется путем умножения экономии соответствующих ресурсов в натуральном выражении на средние цены, сложившиеся в базисном году.

На заводе ООО ЗПП сложилась сложная, но довольно четкая и разумная система управления. В планировании себестоимости участвуют практически все службы предприятия. Так, в отделе материально-технического снабжения анализируются поставщики сырья и материалов с выбором наиболее оптимальных цен и способов поставки. Все службы главного инженера прорабатывают вопросы экономии сырья и материалов, энерго- и теплоресурсов и т. д.

Основная нагрузка по планированию себестоимости ложится на экономические отделы.

В целом на заводе ООО ЗПП работа функциональных служб предприятия нацелена на эффективное планирование себестоимости продукции с целью снижения затрат.

В целом, результаты проведенного анализа показали, что наибольший удельный вес в себестоимости подшипников занимают цеховые расходы (41,07%), также существенна величина общезаводских расходов (31,91%). Анализ планирования себестоимости подшипников по статьям калькуляции на заводе ООО ЗПП показал, что на предприятии необоснованная высокая доля условно-постоянных затрат, представленных цеховыми и общезаводскими расходами (условно-переменные затраты занимают лишь 26,95% в плановой производственной себестоимости). По результатам анализа можно сделать вывод, что на предприятии необходимо пересмотреть нормы цеховых и общезаводских расходов.

Информация о работе Планирование себестоимости и смета затрат на заводе ООО ЗПП