Планирование себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:59, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи исследования. Целью данной курсовой работы является рассмотрение теоретических аспектов планирования себестоимости продукции на предприятии и применение методов планирования на примере условного предприятия ИП «Рико».
Исходя из поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
– рассмотреть содержание и задачи планирования себестоимости продукции;
– рассмотреть виды себестоимости продукции;
– изучить методы снижения себестоимости продукции;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ.................................................................6
1.1. Понятие и структура себестоимости продукции, её виды…………………………………………………………………..6
1.2. Цели, задачи и содержание планирования себестоимости продукции на предприятии ………....................…………………...8
1.3. Пути снижения себестоимости продукции..............................11
1.4. Планирование калькуляции единицы продукции...................12
1.5. Планирование сметы затрат на производство продукции.....16
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПЛАНА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ИП «Рико».................................................................................20
2.1. Краткая характеристика ИП «Рико»........................................20
2.2. Планирование себестоимости продукции на ИП «Рико» методом калькуляции.......................................................................23
2.3. Расчет снижения себестоимости продукции...........................33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................38

Файлы: 1 файл

kursach_plan_-_kopia.doc

— 1.33 Мб (Скачать)

ГОУ ВПО

«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры»

 


Факультет управления

Кафедра экономики и управления

Очное отделение

 

 

Курсовая работа

по  дисциплине «Планирование на предприятии»

На  тему: «Планирование себестоимости продукции».

 

 

 

Выполнил: студент гр. 23-99, Курс 3

Шапошникова И. И.

 

Научный руководитель: старший         преподаватель

Морозов Валерий Анисимович

 

 

 

 

 

 

 

Сургут 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ.................................................................6

1.1. Понятие и структура себестоимости продукции, её     виды…………………………………………………………………..6

1.2. Цели, задачи и содержание планирования себестоимости    продукции на предприятии ………....................…………………...8

1.3. Пути снижения себестоимости продукции..............................11

1.4. Планирование калькуляции единицы продукции...................12

1.5. Планирование сметы затрат на производство продукции.....16

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПЛАНА СЕБЕСТОИМОСТИ  ПРОДУКЦИИ ИП «Рико».................................................................................20

2.1. Краткая характеристика  ИП «Рико»........................................20

2.2. Планирование себестоимости продукции на ИП «Рико»    методом калькуляции.......................................................................23

2.3. Расчет снижения себестоимости продукции...........................33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................36

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством. Важная роль в реализации этой задачи отводится планированию себестоимости продукции.  С ее помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия.

Себестоимость продукции - один из важнейших экономических  показателей деятельности промышленных предприятий и объединений, выражающий в денежной форме все затраты  предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция. В себестоимость включаются перенесенные на продукцию затраты прошлого труда (амортизация основных фондов, стоимость сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов) и расходы на оплату труда работников предприятия (заработная плата).

Планирование  себестоимости продукции одно из экономических действий, довольно часто  применяемое в условиях современного рынка. Осуществляется с одной главной целью – выявление и использование имеющихся резервов снижения издержек производства. Снижая издержки производства в результате сбережения прошлого и живого труда, промышленность добивается увеличения объемов выпуска продукции. Планирование себестоимости имеет большое значения для предприятия, поскольку является одним из резервов роста прибыли и основой для определения цен на продукцию.

Цели  и задачи исследования. Целью данной курсовой работы является рассмотрение теоретических аспектов планирования себестоимости продукции на предприятии и применение методов планирования на примере условного предприятия ИП «Рико».

Исходя из поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

– рассмотреть содержание и задачи планирования себестоимости продукции;

– рассмотреть виды себестоимости  продукции;

– изучить методы снижения себестоимости продукции;

– рассмотреть планирование калькуляции единицы продукции  и сметы затрат на производство;

– применить методы планирования себестоимости на примере условного предприятия ИП «Рико».

Объектом исследования в данной работе выступают методы планирования себестоимости, применяемые на предприятиях. В качестве объекта рассматривается условное предприятие ИП «Рико».

Предметом исследования являются теоретические и методологические аспекты планирования себестоимости продукции на предприятии.

Во  введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект и предмет исследования, также сформулированы цель и задачи.

В первой главе «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ» рассмотрены теоретические аспекты планирования, методы планирования, виды себестоимости, цели, задачи и структура плана себестоимости продукции.

Во второй главе  «РАЗРАБОТКА ПЛАНА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ИП «Рико» дана краткая организационно-экономическая характеристика условного предприятия ИП «Рико». На основе исходных данных были составлены плановые калькуляции себестоимости трех видов продукции и произведены расчеты по снижению себестоимости продукции.

В заключении даны основные выводы по главам и результаты проделанной работы.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ.

 

1.1. Понятие и структура себестоимости продукции, её виды

 

Себестоимость продукции представляет собой затраты  предприятия на производство продукции и её сбыт.

Себестоимость – это экономическая категория, отражающая общественные отношения  по поводу производства продукции, связанные с производительным потреблением живого и общественного труда. Отсюда, любое совершенствование этих отношений есть одновременно процесс, направленный на снижение уровня издержек производства и повышение на этой основе эффективности общественного производства.

Себестоимость является основой для установления цены любого вида продукции. Снижение себестоимости во многом предопределяет величину прибыли.

Структура себестоимости - это её состав по элементам и их доля в полной себестоимости.

На структуру и величину себестоимости влияют следующие  факторы:

    1. Специфика предприятия (трудоёмкое, материалоёмкое, фондоёмкое, энергоёмкое).
    2. Уровень специализации, кооперации, диверсификации производства.
    3. Географическое положение фирмы.
    4. Инфляция и изменение процентной ставки банковского кредита.

По способам расчета и сферам применения различают следующие виды себестоимости:

По  составу учитываемых расходов -  цеховая, производственная, полная (коммерческая) себестоимость.

Цеховая себестоимость включает все производственные затраты цеха на изготовление продукции. К ним относят прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация оборудования, заработная плата основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, общецеховые расходы.

Производственная  себестоимость кроме производственных затрат цеха охватывает и затраты на осуществление общего управления предприятием, в число которых входят такие затраты как: заработная плата управленческого персонала, амортизация, содержание и текущий ремонт зданий и сооружений общественного назначения.

Следует отметить, что цеховые и общезаводские расходы не могут быть прямо отнесены на определенный вид продукции и в большинстве отраслей промышленности обычно включаются в себестоимость отдельных видов продукции путем распределения их пропорционально сумме основной заработной платы производственных рабочих и расходов на содержание и эксплуатацию оборудования.

Полная (коммерческая) себестоимость продукции включает все затраты, связанные с ее производством и реализацией. Она рассчитывается путем сложения производственной себестоимости продукции и внепроизводственных расходов, т.е. расходов по сбыту продукции (тара, упаковка изделий, погрузка и доставка продукции и др.), и расходов на научно – исследовательские работы, централизованные расходы по подготовке кадров и т.п.

По характеру данных отражающих расчетный период:        нормативная, плановая, проектная (сметная), прогнозируемая, отчетная (фактическая).

Нормативная себестоимость рассчитывается на определенную дату по установленным на предприятии нормам расхода сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива, энергии, нормам и расценкам заработной платы и расходам по управлению и обслуживанию производства. На ее основе рассчитывается обычно плановая себестоимость.

Плановая себестоимость характеризует затраты предприятия на производство продукции, рассчитанную на основе норм расходов, определенных на планируемый период с учетом сроков внедрения мероприятий по совершенствованию техники, технологии и организации производства.

Проектная (сметная) себестоимость исчисляется на стадии проектирования изделий и является основой для определения лимитных цен.

Прогнозируемая себестоимость необходима для прогнозных разработок экономических показателей, для определения индексов цен в перспективе.

Отчетная (фактическая) себестоимость отражает фактические затраты на производство продукции, сложившиеся в отчетном периоде. Фактические затраты могут отличаться от плановых по причине отклонений фактического расхода ресурсов от установленных норм.

Сопоставление плановой и фактической себестоимости позволяет выявить элементы, по которым был допущен перерасход, определить направления экономики производственных ресурсов и разработать конкретные мероприятия по ликвидации отрицательных отклонений.

 

1.2. План себестоимости продукции: цели, задачи, содержание.

 

План по себестоимости  продукции является одним из важнейших разделов плана экономического и социального развития предприятия. Основной целью планирования себестоимости является выявление и использование имеющихся резервов снижения издержек производства и реализации продукции, и обеспечение выполнения плана прибыли, рентабельности и более эффективного использования ресурсов.

К задачам планирования себестоимости  продукции относятся:

    • выявление нецелесообразных затрат и разработка мер по их ликвидации;
    • составление калькуляции себестоимости основных видов производимых изделий;
    • определение рентабельности производства и видов изготавливаемой продукции;
    • создание базы для разработки оптовых и розничных цен;
    • составление сметы затрат на производство;
    • учёт и контроль всех затрат на выпуск продукции и её реализацию.

План по расчетам издержек предприятия должен включать следующие расчеты:

- расчет снижения себестоимости товарной продукции за счет влияния основных технико-экономических факторов;

- расчет калькуляций себестоимости отдельных видов продукции;

- расчет сметы затрат на производство и реализацию продукции;

- расчет полной себестоимости товарной и реализованной продукции и затрат на один рубль товарной продукции. [3, с.145]

При планировании себестоимости продукции на предприятии применяются следующие методы:

  • Пофакторный метод. Его суть заключается в определении влияния технико-экономических факторов на издержки производства в планируемом периоде по сравнению с предыдущим. Применяется с целью:

- обеспечения сопоставимости показателей плана с аналогичными показателями других периодов;

- осуществления укрупненного расчета основных технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности на стадии подготовки и сравнения вариантов предложений по объемам продукции;

- полного учета внедрения мероприятий по плану повышения эффективности производства;

- определения  участия отдельных служб, отделов  и производственных подразделений  в снижении издержек и повышения  эффективности производства;

  • Сметный метод. Данный метод предполагает обоснование каждой статьи себестоимости с помощью специальной сметы затрат. Смета может составляться как на отдельные комплексные статьи расходов, так и в целом на объем валовой, товарной и реализуемой продукции. Данный метод позволяет увязать отдельные разделы тактического плана между собой и согласовать их с планами внутрипроизводственных подразделений. На основе смет затрат составляется свод затрат на производство продукции в целом по предприятию. Этот метод достаточно трудоемок и применяется на стадиях окончательного составления плана. В зарубежной практике получил название бюджетирования, а смета затрат называется бюджетом.
  • Метод калькуляции. Позволяет обосновать величину затрат на единицу продукции, работ, услуг или их структурных элементов. При данном методе необходимо правильно определить объект калькулирования. Им могут быть отдельные изделия, заказы, марки, сорта, артикулы и т.д.
  • Нормативный метод. Здесь уровень затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг рассчитывается на основе заранее составленных норм и нормативов. Главное достоинство данного метода – возможность обособленного учета отклонений от действующих норм и их причин. Позволяет определить какие факторы привели к изменению затрат, и своевременно принимать оптимальные решения, направленные на улучшение экономических показателей работы предприятия. [1, с.519]

Информация о работе Планирование себестоимости продукции