Планирование издержек производства и снижение себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 08:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование вопроса себестоимости продукции, а также проведение анализа издержек производства на примере предприятия ОАО «Бурятмясопром». Из цели можно выделить следующие задачи: проанализировать себестоимость продукции; изучить методику планирования издержек производства; выявить мероприятия направленные на снижение себестоимости продукции.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические основы планирования издержек производства и себестоимости продукции……………………………………………………….5
Роль себестоимости продукции в современной экономике……………5
1.2. Методы планирования издержек производства и себестоимости продукции………………………………………………………………………...12
1.3. Снижение себестоимости продукции, как путь повышения эффективности производства………………………………………………….17
Глава 2. Планирование издержек производства и себестоимости продукции на ОАО «Бурятмясопром»…………………………………………………........23
2.1. Краткая характеристика ОАО «Бурятмясопром»……………………...…23
2.2 Анализ себестоимости продукции……………………………………….…25
2.3.Методика планирования издержек производства на 2012год……….…32
2.4 Мероприятия неправленые на снижение себестоимости продукции…...37
Заключение……………………………………………………………………...43
Список использованных источников…………………………………………44
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3

Файлы: 1 файл

куровая ОАО Бурятмясопром.doc

— 351.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.Теоретические  основы планирования издержек производства и себестоимости продукции……………………………………………………….5

    1. Роль себестоимости продукции в современной экономике……………5

1.2. Методы планирования издержек производства и себестоимости продукции………………………………………………………………………...12

1.3. Снижение себестоимости продукции, как путь повышения эффективности производства………………………………………………….17

Глава 2. Планирование издержек производства и себестоимости продукции на ОАО «Бурятмясопром»…………………………………………………........23

2.1. Краткая характеристика ОАО «Бурятмясопром»……………………...…23

2.2 Анализ себестоимости  продукции……………………………………….…25

2.3.Методика  планирования издержек производства  на 2012год……….…32

2.4 Мероприятия неправленые на снижение себестоимости продукции…...37

Заключение……………………………………………………………………...43

Список использованных источников…………………………………………44

Приложение  №1

Приложение  №2

Приложение  №3

 

 

 

Введение

Производство  любого товара требует затрат экономических ресурсов, которые, в силу своей относительной редкости, имеют определенные цены. Количество какого-либо товара, которое фирма стремится предложить на рынке, зависит от цен (издержек) и эффективности использования ресурсов, необходимых для его производства, с одной стороны, и от цены, по которой товар будет продаваться на рынке, — с другой. Затраты, издержки, себестоимость, являются важнейшими экономическими категориями. Их уровень во многом определяет величину прибыли и рентабельности предприятия, эффективность его хозяйственной деятельности. Снижение и оптимизация затрат являются одними из основных направлений совершенствования экономической деятельности каждого предприятия.

Издержки, которые  фирма или отрасль несет при  производстве заданного объема продукции, зависят от возможности изменения количества всех занятых ресурсов. Количество многих используемых ресурсов – большей части видов живого труда, сырья, топлива, энергии и т.д. – может быть изменено легко и быстро. Другие ресурсы требуют большего времени для освоения.

Сущность затрат на производство и издержек производства не тождественны между собой в  теоретическом и практическом планах, как на уровне общественного производства, так и в микроэкономике в отечественной  и зарубежной практике. С позиций общества издержки на производство включают полный объем затрат живого и овеществленного труда и равны стоимости продукта. Затраты на производство отечественных предприятий состоят из их собственных расходов, а издержки зарубежных фирм включают нормативную прибыль.

 Тема курсовой работы: «Планирование издержек производства и снижение себестоимости продукции» при современной рыночной экономике России, является актуальной. Это вытекает из того, что прибыль является основополагающим стимулом деятельности любого предприятия, а также повышает покупательский спрос населения на продукцию предприятия.

Целью курсовой работы является исследование вопроса себестоимости продукции, а также проведение анализа издержек производства на примере предприятия ОАО «Бурятмясопром». Из цели можно выделить следующие задачи: проанализировать себестоимость продукции; изучить методику планирования издержек производства; выявить мероприятия направленные на снижение себестоимости продукции.

В данной курсовой работе использованы аналитический, литературный, исследовательский методы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Теоретические основы планирования издержек производства и себестоимости  продукции

1.1. Роль себестоимости продукции в современной экономике

 Как известно, для создания оптимальной системы управления затратами, основная задача которой заключается в обеспечении выгодных позиций предприятия в конкурентной среде, необходима своевременная и достоверная информация о них. Значительная ее часть накапливается в виде фактической себестоимости продукции. Эту информацию используют руководители разных уровней и рангов, чтобы оперативно управлять затратами с целью их неуклонного снижения. Такой подход существовал не одно десятилетие, но времена меняются. Возникают новые реалии, отличные от существовавших ранее: экономика с каждым годом становится все более глобализированной и информатизированной, монополизированной и теневой, что не может не отражаться на таком важном элементе метода бухгалтерского учета, каковым является калькуляция, и ее результате - себестоимости. Поэтому и возникают абсолютно справедливые вопросы: какое место занимает сегодня себестоимость в цене произведенного продукта и какую роль играет в определении эффективности деятельности предприятий?   
           Себестоимость - совокупность затрат предприятия на производство продукции, выполнение работ и предоставление услуг. Это один из синтетических показателей, в котором находят свое отражение все стороны производственно-хозяйственной жизни предприятия, одна из важных экономических категорий, обусловленная действием закона стоимости. Себестоимость - это тот элемент, который соединяет все функции системы управления: учет, контроль, анализ планирования, регулирование.  В их взаимодействии и взаимосвязи всегда достигалась эффективность жизнедеятельности предприятия. Поэтому и неудивительно, что, по мнению отдельных специалистов, финансовый и управленческий учет являются двумя основными подсистемами в системе оценки эффективности производства продукции на любом промышленном предприятии.

В этой системе  различают себестоимость как  сумму затрат на производство продукции, выполнение работ и предоставление услуг; как сумму затрат на приобретение средств труда или предметов труда; как себестоимость реализации; и т. п. Поскольку в задачу этой работы не входит анализ всех видов себестоимости, то ограничимся той, которая связана с производством продукции, выполнением работ и предоставлением услуг. Именно этой себестоимости не одно десятилетие придавалось и сегодня придается чрезвычайно важное значение в экономике предприятия. Она - основа для цены продукта, инструмент для поиска резервов повышения эффективности производства, основной путь к получению прибылей и сверхприбылей, и т. п.

Себестоимость — единственный критерий, по которому можно оценить эффективность производства. Все минувшее столетие подчеркивалось, что основной целью учета затрат является повышение эффективности производства. Достичь этого можно было одним путем: уменьшение затрат -увеличение прибыли. Но действительно ли возможно до бесконечности сокращать затраты, чтобы без конца получать прибыли и сверхприбыли?  
           Очевидно, что это не так. Ведь существуют научно обоснованные нормы затрат на любое производство: для выпечки хлеба украинского нужна одна рецептура, а хлеба заварного - другая; для изготовления сплава латуни необходимы одни металлы и их четко определенные нормы, а бронзы - почти те же металлы, но уже абсолютно другие нормы.  Следовательно, не придерживаясь норм, в первом случае мы получим новый хлеб, а во втором - другой сплав.  А если для экономии сделать затраты меньше норм, то в обоих случаях мы получим некачественный (точнее - бракованный) продукт, который никто не купит.  Таким образом, существуют нормы, отклонения от которых с целью сокращения затрат просто абсурдны. В свою очередь, отклонения, связанные с ростом цен, провоцируют увеличение себестоимости и уменьшение прибылей, но ведь рост цен закладывается в себестоимость: поднялись цены на газ - поднялись тарифы; увеличилась заработная плата - увеличилась цена продукта. "Способны ли покупатели платить ее?" - вопрос к их бюджетам, а не к бюджетам монополистов, которые ориентируются не на платежеспособность покупателей, а на свои прибыли и сверхприбыли. Очевидно, нужно искать другие пути экономии. 
           Затраты и себестоимость — основа для определения цены продукта и его конкурентоспособности на рынке. Всегда считалось, что в условиях жесткой конкуренции одним из основных преимуществ предприятия становится низкая себестоимость продукции. Ошибки при ее расчете могут повлечь за собой неправильные управленческие решения: снятие с производства рентабельной продукции или, наоборот, увеличение выпуска неперспективных ценностей. Всегда затраты (прямые и косвенные), а также плановая рентабельность формировали полную себестоимость выпущенного продукта, которая и становилась основой для его цены. Поэтому при применении разнообразных методов исчисления цены всегда учитывались затраты, хотя со временем появились новые методы ее формирования. В литературе выделяют методы, ориентированные на затраты; методы, ориентированные на спрос; методы, ориентированные на конкуренцию, а также подходы к формированию цены - затратный и ценностный. 
           Глубокое исследование современной ситуации на рынке показывает, что определяющими для формирования цены продукта являются не столько затраты, сколько другие факторы - спрос и предложение в отношении товара, монопольное положение производителя на рынке, политика цен, новые маркетинговые технологии, рекламные акции, и т. п. Иначе говоря, главным фактором, под влиянием которого формируется цена, становится ценностный подход. Именно он разрушает твердые позиции себестоимости и обусловливает необходимость применения учетных механизмов ее калькуляции. Эту мысль автора подтверждают также другие специалисты. Например, В. Кучер, анализируя механизм оценки эффективности производства и неоднократно подчеркивая важность себестоимости в этом механизме, в конечном счете, заявляет: "Важным недостатком оценки эффективности производства является отсутствие у руководителя предприятия информации о полной себестоимости. Однако в условиях рыночной экономики это не так важно, поскольку цена на продукцию устанавливается не на основе затрат производства, а на основе цен, диктуемых рынком. Наиболее основательное подтверждение этому тезису мы находим в комментариях к книге А. Апчерча "Управленческий учет: принципы и практика": "В рыночной экономике себестоимость не может быть основой для определения цены. Здесь цена диктуется спросом, и расчет фактической себестоимости теряет смысл". Их авторы выяснили немало причин этого феномена, которые лежат непосредственно в плоскости производства.  
          Рассмотрим важнейшие из них: 1) состав затрат производства, а следовательно - и величина себестоимости, обусловлены тем, что именно включается в состав затрат: больше статей затрат - выше себестоимость; 2) выбор методов оценки материалов, списываемых на себестоимость, изменяет ее: если одно и то же сырье списывается по разным методам оценки, то, очевидно, полученные показатели себестоимости не совпадут; 3) объем готовой продукции зависит от объема незавершенного производства, определяемого экспертным путем, но, как известно, эксперты могут его и увеличить, и уменьшить; 4) наличие так называемых "сопряженных" затрат практически перечеркивает возможность калькуляции по фактическим затратам (например, затраты на содержание основного стада нужно распределить на приплод, молоко, мясо и навоз, то есть для этого определяются коэффициенты, которые влекут за собой неточность расчета себестоимости путем учетных манипуляций); 5) учетный подход к определению себестоимости приводит к формированию затратной экономики (особенно это очевидно при формировании цены как себестоимости, увеличенной на заданный процент прибыли, поскольку в таком случае увеличение прибыли возможно только за счет увеличения себестоимости).  
           По убеждению ученых, все эти примеры свидетельствуют, что при помощи себестоимости решать конкретные производственные задачи не приходится, поскольку она неверна по существу и бесполезна по времени получения. 
Конечно, с такими аргументами невозможно не согласиться. Однако они не учли еще одну плоскость - ту, где реализуются изготовленный продукт или предоставленная услуга. Такой плоскостью являются рыночная среда и правящая роль монополий в ней, которая коренным образом меняет условия продажи. Изучая процессы прохождения продукции на рынке, Т. Артемова увидела, что для обеспечения ее эффективной реализации применяют не себестоимость, а ценностное ценообразование. Оно формируется системой современного маркетинга и провозглашает своей официальной целью максимальный учет нужд потребителей. Это достигается путем организации "экономической разведки", в идеале призванной обеспечить максимально полное выявление потребностей и предпочтений отдельных групп потребителей, способов удовлетворить их вплоть до каждого конкретного человека, а также изучение его финансовых покупательных способностей с целью фиксации наивысшей цены на товар, предлагаемый фирмой. Для подтверждения своих слов она приводит простой пример - когда на товары не выставляются ценники. Опытные продавцы по критериям, известным только им, оценивают платежеспособность и покупательную квалификацию клиента, взимая с него соответствующую цену. Таким образом, действует новейший экономический феномен, когда в условиях несовершенной рыночной конкуренции бытие экономического пространства подчиняет себе бытие экономического времени, моделируя закон стоимости посредством всеохватывающей сети маркетинговых структур, аккумулирующих и распределяющих потоки экономической информации. Российские исследователи этого феномена указывают, что, в отличие от затратных методов ценообразования, когда в основу цены закладывались расходы производства, основой рыночного ценообразования являются спрос и психология потребителя . В силу этого проблема учета затрат производителя отступает на задний план. В свою очередь, на первый план выходят ценовые стратегии: установление цен по географическому принципу (разные цены на один и тот же продукт для потребителей с разных территорий); применение разнообразных скидок к ценам; использование "психологической цены" (такой, которая чуть-чуть меньше круглой суммы, - 39,99 вместо 40,00 или 999 вместо 1000). Считается, что именно такую цену потребитель воспринимает лучше, поскольку это создает у него ощущение экономии денег. Следующими являются цена проникновения на рынок (близкая кдемпинговой, когда нужно завоевать максимально большее количество покупателей), а также престижная цена (на товары высокого спроса, когда ее размер имеет меньшее значение, чем возможность приобрести качественные товары известного производителя).

Действительно, в современных рыночных условиях, когда цена формируется в зависимости  от спроса и предложения, все чаще отрываясь от реальной себестоимости продукции, она больше зависит от договоренностей партнеров по бизнесу, чем от реальных затрат, связанных с производством. Цена может быть намного ниже себестоимости (демпинговой цены), а может превышать ее в десятки раз. Именно цена использовалась в период зарождения рыночной экономики и первоначального накопления капитала после распада социалистической системы хозяйствования, когда предприниматели реализовали лишь тот товар, который приносил им доходы в крупных размерах. Они признаются, что даже теперь в случае, если чистая прибыль меньше 100%, они готовы отказываться от такого товара, поскольку в предыдущие годы (8-17 лет назад) по некоторым товарам он достигал не менее 300%, а иногда и 1000%.

Точность себестоимости  — правильность финансовых результатов. Всегда считалось, что информация, полученная на основе бухгалтерского учета (сплошного, непрерывного, строго документированного, осуществляемого методами двойной записи и балансового обобщения), точна и достоверна. Вообще недостоверной или какой-либо искаженной информации в бухгалтерском учете быть не может. Это касается и затрат. Как считалось, чем точнее они отражены в учете, тем правильнее будет финансовый результат деятельности. Однако даже при такой строгости существовали и другие точки зрения.

Еще в начале XX в. г. Галль заметил, что абсолютной точности при определении себестоимости отдельных продуктов производства достичь невозможно.Такое мнение почти столетней давности подтвердил наш современник – западный экономист а. Кинг. Изучая порядок формирования цен и роль учета в этом процессе, он обнаружил, что бухгалтерский учет не является точной наукой, поскольку бухгалтеры могут манипулировать своими расчетами в зависимости от собственных желаний и целей менеджмента. В частности, ученый подчеркивает: "Чтобы предотвратить неправильное ценообразование в условиях колеблющегося производства, бухгалтеры могут включать затраты на невостребованные мощности в затраты за текущий промежуток времени, в то же время не включая их в стоимость товаров, производимых в данное время, или товаров в запасе".

Оперативность формирования себестоимости — своевременность принятия управленческих решений. Существует неоспоримое мнение, что успешность деятельности предприятий во многом (если не в главном) зависит от оперативности информации о затратах, полученной управленческим аппаратом. Их своевременное отражение при помощи учета, по мнению подавляющего большинства специалистов, позволяет оперативно реагировать на изменения в затратах, неуклонно уменьшая себестоимость и достигая роста эффективности хозяйствования. Если же такая информация будет запоздалой, то принятые решения не будут иметь смысла.

1.2.Методы  планирования издержек производства  и себестоимости продукции

Предприятие в  процессе производственно-хозяйственной  деятельности затрачивает различные  ресурсы. Эти затраты в планировании принято делить на единовременные и текущие. Единовременные затраты осуществляются в форме инвестиций на различные инновационные мероприятия, связанные с расширением производства, заменой выбывающих основных фондов, модернизацией и капитальным ремонтом основных фондов, техническим перевооружением, реконструкцией и новым строительством, пополнением оборотных средств и освоением новых видов деятельности. Единовременные затраты в свою очередь делятся на предпроизводственные и капитальные вложения. Текущие затраты связаны с производством и реализацией продукции, работ, услуг и принимают форму издержек. Основная часть издержек - затраты на производство и реализацию продукции. Кроме них предприятие платит налоги, сборы, отчисления, штрафы, пеню, неустойки, обусловленные действующим законодательством, расходует средства на социальные нужды членов трудового коллектива и благотворительную деятельность, а также финансирование текущих мероприятий по формированию и реализации стратегии и тактики своего развития. Сумма указанных затрат, выраженная в денежной форме за определенный период времени, образует издержки предприятия. Уровень и структура издержек предприятия используется при оценке эффективности его деятельности, конкурентоспособности и устойчивости на товарных рынках.

Составной частью издержек предприятия является себестоимость продукции. Качественно издержки и себестоимость не различаются, поскольку представляют собой текущие затраты. Их различие выражается в следующем.

Во-первых, количественно  себестоимость представляет собой только часть издержек предприятия. Статьи издержек, которые входят в себестоимость продукции, устанавливает государство. Таким образом, себестоимость продукции - это нормированные издержки предприятия.

Во-вторых, издержки, не вошедшие в себестоимость продукции, предприятие вынуждено компенсировать из прибыли. Данный подход ограничивает необоснованный рост цен и защищает потребителя от попыток производителя переложить на него часть своих издержек.

В-третьих, часть  издержек непосредственно не связана  с выпуском продукции. Они существуют даже тогда, когда продукция не выпускается вообще. В то же время себестоимость всегда зависит от количества произведенной и реализованной продукции.

Целью планирования издержек (себестоимости) является оптимизация  текущих затрат предприятия, обеспечивающая необходимые темпы роста прибыли и рентабельности на основе рационального использования денежных, трудовых и материальных ресурсов.

Информация о работе Планирование издержек производства и снижение себестоимости продукции