Пути снижения себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 23:01, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является изучить себестоимости работ, услуг, учет и анализ затрат на производство продукции (работ, услуг) и определить пути снижения себестоимости на основании нормативных, законодательных материалов, научной и специальной литературы.

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.29 Мб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

     В современных рыночных условиях необходимым  условием успешного функционирования предприятия является повышение  конкурентоспособности ее продукции (работ, услуг). При этом ограниченность имеющихся ресурсов заставляет предприятия  искать пути наиболее эффективного их использования, сокращения затрат и увеличения прибыли.

     Одним из ключевых понятий для предприятия  являются затраты на производство, себестоимость продукции (работ, услуг) и прибыль. Каждое предприятие, прежде чем приступить к производственной деятельности, определяет, какие затраты ему предстоят.

     Для производства продукции необходимы три элемента: средства труда, предметы труда и рабочая сила. В процессе производства средства труда и предметы труда переносят свою стоимость  на готовую продукцию, а затраты рабочей силы, выраженные в заработной плате, выступают как затраты на производство продукции. Все эти затраты могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых или материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Следовательно, предприятие располагает множеством рычагов снижения затрат, которые оно может привести в действие при умелом руководстве. Тем самым определяется значимость показателя затрат на производство и реализацию продукции в экономическом механизме предприятия.

     Снижение  себестоимости является основным источником роста прибыли и рентабельности производства, увеличения доходов государственного бюджета, фондов экономического стимулирования предприятий.

     Возможности снижения себестоимости продукции имеются на каждом производственном участке, в каждой бригаде, на каждом рабочем месте. Грамм сбереженного сырья, сэкономленный киловатт-час электроэнергии, рационально использованная рабочая минута являются вкладом в снижение себестоимости.

     Целью данной дипломной  работы является изучить себестоимости работ, услуг, учет и анализ затрат на производство продукции (работ, услуг) и определить пути снижения себестоимости на основании нормативных, законодательных материалов, научной и специальной литературы.

     Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

     - рассмотреть теоритические основы себестоимости продукции (работ, услуг);

     - изучить показатели себестоимости, классификацию затрат на производство;

     - определить факторы, влияющие на себестоимость продукции (работ, услуг);

     - проанализировать производственно-хозяйственную деятельность РУП «Белгеология»;

     - определить мероприятия по снижению себестоимости продукции (работ, услуг).

     Объектом  дипломной работы является Республиканское унитарное предприятие «Белорусская гидрогеологическая экспедиция».

     Предметом в дипломной работе является себестоимость, ее виды, пути снижения.

     В данной дипломной работе раскрываются следующие основные вопросы:

     - теоритические аспекты формирования  себестоимости продукции;

    - анализ производственно-хозяйственной деятельности Белорусская гидрологическая экспедиция РУП «Белгеология»;

     - мероприятия по снижению себестоимости продукции (работ, услуг).

     При выполнении курсовой работы предполагается изучить специальную литературу из отечественной и зарубежной печати.

     Статистической  базой исследования послужил практический материал Белорусская гидрогеологическая экспедиция РУП «Белгеология».

     Актуальность  темы определяется необходимостью снижения себестоимости продукции (работ, услуг).

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)

    1. Сущность себестоимости продукции (работ, услуг)

     Себестоимость продукции - это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия (объединения) на ее производство и сбыт. Затраты на производство продукции включают стоимость израсходованных материалов, инструмента, топлива, энергии; заработную плату рабочих, ИТР и служащих; расходы на содержание производственных помещений и общезаводских служб, амортизацию и ремонт основных фондов и другие расходы. В расходы по сбыту продукции включается стоимость упаковки, тары, доставки продукции на станцию отправления, ее погрузки.

     В себестоимости продукции находят  отражение все произведенные  предприятием затраты живого и овеществленного труда в виде расходов сырьевых, материальных, топливно-энергетических ресурсов, амортизации основных фондов, оплаты труда. Себестоимость включает прямые материальные и трудовые затраты, а также накладные расходы на управление и обслуживание производства. Таким образом, в себестоимости продукции, как в зеркале, отражаются рачительность и бесхозяйственность, уровень техники и технологии, организации производства, труда и управления. Чем лучше поставлено дело на предприятии, чем выше техническая оснащенность производства, организация производства и труда, тем ниже себестоимость продукции и наоборот.

     Себестоимость продукции является самостоятельной  экономической категорией экономики  переходного периода. Она количественно  и качественно отличается от стоимости. Стоимость и её денежное выражение - цена  количественно выше себестоимости. Лишь в планово-убыточных, дотационных отраслях стоимость ниже себестоимости, что не характерно в условиях рынка. Индивидуальная себестоимость на конкретных предприятиях может быть выше и ниже стоимости, хотя если она выше – предприятие обанкротится, если не защищено дотацией. Среднеотраслевая же себестоимость, как правило, ниже – стоимости в нормально функционирующих отраслях за исключением дотационных.

     Различают индивидуальную и отраслевую (среднеотраслевую) себестоимость.

     В индивидуальную входят: затраты на производство и сбыт продукции на конкретном предприятии при имеющихся условиях его работы. Отраслевая себестоимость включает затраты по производству и сбыту одинаковой продукции в среднем по отрасли. Ее находят как средневзвешенное значение индивидуальных себестоимостей продукции на предприятиях отрасли.

     Себестоимость продукции является сводным и  одним из основных качественных и  количественных показателей работы предприятия. В нем находят отражение все стороны его работы: уровень техники, механизации и автоматизации производственных процессов; организации производства, использования материальных и трудовых ресурсов и др.

     По  времени определения следует различать плановую и отчетную себестоимость продукции. Плановая себестоимость определяется до начала планового периода на основе существующих норм и нормативов с учетом предполагаемого снижения себестоимости. Отчетная себестоимость базируется на отчетных данных предприятия и отображает размер произведенных затрат.

     По  месту образования  затрат себестоимость подразделяется на цеховую, производственную и полную. В цеховую себестоимость входят все затраты данного цеха, связанные с приобретением необходимых материалов, полуфабрикатов и покупных комплектующих изделий, на производство из них продукции, а также расходы по управлению цехами. В производственную себестоимость включаются подобные затраты, производимые в масштабах всего предприятия.

     Полная  себестоимость состоит из суммы производственной себестоимости и затрат на сбыт продукции.

     При планировании, учете и калькулировании  себестоимости продукции предприятие  имеет право суммировать в  себестоимость также и иные произведенные  им расходы и платежи, непосредственно  не связанные с производством и реализацией продукции. Эти расходы законодательство позволяет относить на себестоимость, и которые в дальнейшем являются составной частью формируемой цены товара, т.е. будут компенсированы предприятию потребителем его продукции.

     В экономическом ракурсе себестоимость продукции представляет как стоимостное выражение любых издержек на ее производство и реализацию, именуемые затратами.

     Как экономическая категория  себестоимость продукции  выполняет ряд  важнейших функций:

     - учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;

     - база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;

     - экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;

     - определение оптимальных размеров предприятия;

     - экономическое обоснование и принятие многих управленческих решений и др.

     Себестоимость продукции является не только важнейшей  экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия.

     В себестоимость входят затраты, связанные непосредственно:

     - с производством (сырье, материалы, приобретенные изделия и полуфабрикаты, топливо, энергия и т.д.);

     - с обслуживанием производственного процесса и его управлением;

     - с оплатой труда и отчислениями в фонд социальной защиты, а также платежи по имущественному страхованию;

     - с затратами на ремонт основных производственных фондов;

     - с амортизационными отчислениями на полное восстановление основных фондов;

     - с расходами на реализацию продукции.

     Причем  следует отметить, что все компоненты учитываются по фактическим затратам, независимо от того, произведены ли они в пределах установленных действующим законодательством норм или превышают их. То есть эти компоненты являются затратами прошлого труда уже совершенного. Данное обстоятельство особо важно для обоснованного налогообложения прибыли.

     Различают следующие виды себестоимости:

     Себестоимость всей продукции, под которой понимается общая сумма затрат на ее производство и реализацию. При этом различают  полную производственную себестоимость  и полную (коммерческую) себестоимость  продукции.

     Полная  производственная себестоимость — это общая сумма прямых и косвенных затрат на производство товаров или услуг.

     Полная (коммерческая) себестоимость включает в себя полную производственную себестоимость, а также сумму внепроизводственных (коммерческих) расходов.

     Индивидуальная себестоимость, т.е. себестоимость конкретной единицы продукции. Определяется исключительно в случае единичного производства, например при строительстве судна или при изготовлении уникального оборудования.

     Средняя себестоимость - данный показатель может быть рассчитан для отдельных предприятий и для отраслей определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции.

     При анализе фактической себестоимости  выпускаемой продукции, выявлении  резервов и экономического эффекта от ее снижения используется расчет по экономическим факторам. Экономические факторы наиболее полно охватывают все элементы процесса производства - средства, предметы труда и сам труд.

     Они отражают основные направления работы коллективов предприятий по снижению себестоимости:

     - повышение производительности труда;

     - внедрение передовой техники и технологии;

     - лучшее использование оборудования;

     - удешевление заготовки и лучшее использование предметов труда;

     - сокращение административно-управленческих и других накладных расходов;

     - сокращение брака и ликвидация непроизводительных расходов и потерь.

    1. Показатели себестоимости продукции (работ, услуг)

     Себестоимость продукции находится во взаимосвязи  с показателями эффективности производства. Она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические факторы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, в структуре и качестве продукции и от величины затрат на ее производство.

     Анализ  затрат, как правило, проводится систематически в течение года в целях выявления  внутрипроизводственных резервов их снижения.

Информация о работе Пути снижения себестоимости продукции