Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 23:01, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является изучить себестоимости работ, услуг, учет и анализ затрат на производство продукции (работ, услуг) и определить пути снижения себестоимости на основании нормативных, законодательных материалов, научной и специальной литературы.
ВВЕДЕНИЕ
В современных рыночных условиях необходимым условием успешного функционирования предприятия является повышение конкурентоспособности ее продукции (работ, услуг). При этом ограниченность имеющихся ресурсов заставляет предприятия искать пути наиболее эффективного их использования, сокращения затрат и увеличения прибыли.
Одним из ключевых понятий для предприятия являются затраты на производство, себестоимость продукции (работ, услуг) и прибыль. Каждое предприятие, прежде чем приступить к производственной деятельности, определяет, какие затраты ему предстоят.
Для производства продукции необходимы три элемента: средства труда, предметы труда и рабочая сила. В процессе производства средства труда и предметы труда переносят свою стоимость на готовую продукцию, а затраты рабочей силы, выраженные в заработной плате, выступают как затраты на производство продукции. Все эти затраты могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых или материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Следовательно, предприятие располагает множеством рычагов снижения затрат, которые оно может привести в действие при умелом руководстве. Тем самым определяется значимость показателя затрат на производство и реализацию продукции в экономическом механизме предприятия.
Снижение себестоимости является основным источником роста прибыли и рентабельности производства, увеличения доходов государственного бюджета, фондов экономического стимулирования предприятий.
Возможности снижения себестоимости продукции имеются на каждом производственном участке, в каждой бригаде, на каждом рабочем месте. Грамм сбереженного сырья, сэкономленный киловатт-час электроэнергии, рационально использованная рабочая минута являются вкладом в снижение себестоимости.
Целью данной дипломной работы является изучить себестоимости работ, услуг, учет и анализ затрат на производство продукции (работ, услуг) и определить пути снижения себестоимости на основании нормативных, законодательных материалов, научной и специальной литературы.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоритические основы себестоимости продукции (работ, услуг);
- изучить показатели себестоимости, классификацию затрат на производство;
- определить факторы, влияющие на себестоимость продукции (работ, услуг);
- проанализировать производственно-хозяйственную деятельность РУП «Белгеология»;
- определить мероприятия по снижению себестоимости продукции (работ, услуг).
Объектом дипломной работы является Республиканское унитарное предприятие «Белорусская гидрогеологическая экспедиция».
Предметом в дипломной работе является себестоимость, ее виды, пути снижения.
В данной дипломной работе раскрываются следующие основные вопросы:
-
теоритические аспекты
- анализ производственно-хозяйственной деятельности Белорусская гидрологическая экспедиция РУП «Белгеология»;
- мероприятия по снижению себестоимости продукции (работ, услуг).
При выполнении курсовой работы предполагается изучить специальную литературу из отечественной и зарубежной печати.
Статистической базой исследования послужил практический материал Белорусская гидрогеологическая экспедиция РУП «Белгеология».
Актуальность темы определяется необходимостью снижения себестоимости продукции (работ, услуг).
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)
Себестоимость продукции - это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия (объединения) на ее производство и сбыт. Затраты на производство продукции включают стоимость израсходованных материалов, инструмента, топлива, энергии; заработную плату рабочих, ИТР и служащих; расходы на содержание производственных помещений и общезаводских служб, амортизацию и ремонт основных фондов и другие расходы. В расходы по сбыту продукции включается стоимость упаковки, тары, доставки продукции на станцию отправления, ее погрузки.
В
себестоимости продукции
Себестоимость продукции является самостоятельной экономической категорией экономики переходного периода. Она количественно и качественно отличается от стоимости. Стоимость и её денежное выражение - цена количественно выше себестоимости. Лишь в планово-убыточных, дотационных отраслях стоимость ниже себестоимости, что не характерно в условиях рынка. Индивидуальная себестоимость на конкретных предприятиях может быть выше и ниже стоимости, хотя если она выше – предприятие обанкротится, если не защищено дотацией. Среднеотраслевая же себестоимость, как правило, ниже – стоимости в нормально функционирующих отраслях за исключением дотационных.
Различают индивидуальную и отраслевую (среднеотраслевую) себестоимость.
В индивидуальную входят: затраты на производство и сбыт продукции на конкретном предприятии при имеющихся условиях его работы. Отраслевая себестоимость включает затраты по производству и сбыту одинаковой продукции в среднем по отрасли. Ее находят как средневзвешенное значение индивидуальных себестоимостей продукции на предприятиях отрасли.
Себестоимость продукции является сводным и одним из основных качественных и количественных показателей работы предприятия. В нем находят отражение все стороны его работы: уровень техники, механизации и автоматизации производственных процессов; организации производства, использования материальных и трудовых ресурсов и др.
По времени определения следует различать плановую и отчетную себестоимость продукции. Плановая себестоимость определяется до начала планового периода на основе существующих норм и нормативов с учетом предполагаемого снижения себестоимости. Отчетная себестоимость базируется на отчетных данных предприятия и отображает размер произведенных затрат.
По месту образования затрат себестоимость подразделяется на цеховую, производственную и полную. В цеховую себестоимость входят все затраты данного цеха, связанные с приобретением необходимых материалов, полуфабрикатов и покупных комплектующих изделий, на производство из них продукции, а также расходы по управлению цехами. В производственную себестоимость включаются подобные затраты, производимые в масштабах всего предприятия.
Полная себестоимость состоит из суммы производственной себестоимости и затрат на сбыт продукции.
При
планировании, учете и калькулировании
себестоимости продукции
В экономическом ракурсе себестоимость продукции представляет как стоимостное выражение любых издержек на ее производство и реализацию, именуемые затратами.
Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:
- учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;
- база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;
- экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;
- определение оптимальных размеров предприятия;
- экономическое обоснование и принятие многих управленческих решений и др.
Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия.
В себестоимость входят затраты, связанные непосредственно:
- с производством (сырье, материалы, приобретенные изделия и полуфабрикаты, топливо, энергия и т.д.);
- с обслуживанием производственного процесса и его управлением;
- с оплатой труда и отчислениями в фонд социальной защиты, а также платежи по имущественному страхованию;
- с затратами на ремонт основных производственных фондов;
- с амортизационными отчислениями на полное восстановление основных фондов;
- с расходами на реализацию продукции.
Причем следует отметить, что все компоненты учитываются по фактическим затратам, независимо от того, произведены ли они в пределах установленных действующим законодательством норм или превышают их. То есть эти компоненты являются затратами прошлого труда уже совершенного. Данное обстоятельство особо важно для обоснованного налогообложения прибыли.
Различают следующие виды себестоимости:
Себестоимость всей продукции, под которой понимается общая сумма затрат на ее производство и реализацию. При этом различают полную производственную себестоимость и полную (коммерческую) себестоимость продукции.
Полная производственная себестоимость — это общая сумма прямых и косвенных затрат на производство товаров или услуг.
Полная (коммерческая) себестоимость включает в себя полную производственную себестоимость, а также сумму внепроизводственных (коммерческих) расходов.
Индивидуальная себестоимость, т.е. себестоимость конкретной единицы продукции. Определяется исключительно в случае единичного производства, например при строительстве судна или при изготовлении уникального оборудования.
Средняя себестоимость - данный показатель может быть рассчитан для отдельных предприятий и для отраслей определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции.
При
анализе фактической
Они отражают основные направления работы коллективов предприятий по снижению себестоимости:
- повышение производительности труда;
- внедрение передовой техники и технологии;
- лучшее использование оборудования;
- удешевление заготовки и лучшее использование предметов труда;
- сокращение административно-управленческих и других накладных расходов;
- сокращение брака и ликвидация непроизводительных расходов и потерь.
Себестоимость продукции находится во взаимосвязи с показателями эффективности производства. Она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические факторы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, в структуре и качестве продукции и от величины затрат на ее производство.
Анализ затрат, как правило, проводится систематически в течение года в целях выявления внутрипроизводственных резервов их снижения.