Планирование издержек производства и снижение себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 08:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование вопроса себестоимости продукции, а также проведение анализа издержек производства на примере предприятия ОАО «Бурятмясопром». Из цели можно выделить следующие задачи: проанализировать себестоимость продукции; изучить методику планирования издержек производства; выявить мероприятия направленные на снижение себестоимости продукции.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические основы планирования издержек производства и себестоимости продукции……………………………………………………….5
Роль себестоимости продукции в современной экономике……………5
1.2. Методы планирования издержек производства и себестоимости продукции………………………………………………………………………...12
1.3. Снижение себестоимости продукции, как путь повышения эффективности производства………………………………………………….17
Глава 2. Планирование издержек производства и себестоимости продукции на ОАО «Бурятмясопром»…………………………………………………........23
2.1. Краткая характеристика ОАО «Бурятмясопром»……………………...…23
2.2 Анализ себестоимости продукции……………………………………….…25
2.3.Методика планирования издержек производства на 2012год……….…32
2.4 Мероприятия неправленые на снижение себестоимости продукции…...37
Заключение……………………………………………………………………...43
Список использованных источников…………………………………………44
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3

Файлы: 1 файл

куровая ОАО Бурятмясопром.doc

— 351.00 Кб (Скачать)

При разработке плана по себестоимости должны быть решены следующие задачи:

- выполнен анализ  стоимостных показателей производственной деятельности предприятия в целом и отдельных его подразделений;

- выявлены возможности  и уточнены размеры снижения  себестоимости продукции в планируемом  году по сравнению с предшествующим  периодом;

- составлены  калькуляции себестоимости основных видов выпускаемой продукции;

- выявлены нецелесообразные  затраты и разработаны меры  по их ликвидации;

- определена  рентабельность видов выпускаемой  продукции и производства;

- оценено влияние  на себестоимость, прибыль и  рентабельность увеличения затрат на освоение производства новой продукции;

- создана база  для разработки оптовых или  розничных цен;

- разработаны меры по совершенствованию хозрасчетных взаимоотношений между производственными подразделениями предприятия.

При составлении плана по издержкам особое внимание необходимо обратить на выявление резервов снижения себестоимости, а также величины и причин возникновения затрат, не обусловленных нормальной организацией производственного процесса: сверхнормативного расхода сырья и материалов, топлива и энергии, потерь рабочего времени и доплат за отступление от нормальных условий труда и сверхурочные работы, потерь от простоев машин и оборудования, аварий, брака, излишних расходов, вызванных нерациональными хозяйственными связями по поставкам сырья и материалов, нарушением технологической и трудовой дисциплины, изменением объема работ по подготовке производства, освоению и внедрению новой техники и технологии и т.д.

План по издержкам  предприятия состоит из следующих  разделов:

1) расчет снижения себестоимости продукции за счет влияния на нее технико-экономических факторов;

2) калькулирование  себестоимости видов продукции  (работ и услуг);

3) смета затрат  на производство. Исходными данными  для разработки плана по издержкам  являются: установленные тактическим планом размеры прибыли, а также уровень рентабельности производства или задания по снижению себестоимости продукции; показатели производства и реализации продукции; эффективность мероприятий по разделу тактического плана инноваций; прогрессивные нормы и нормативы соответствующего раздела тактического плана; показатели плана материально-технического обеспечения производства; прейскуранты цен; данные об использовании основных фондов и размерах амортизационных отчислений; показатели плана по труду и кадрам; объем работ по подготовке производства, освоению и внедрению новой техники, объем производства новой техники.

           При планировании себестоимости продукции применяются следующие методы.

1. Пофакторный  метод. Его суть заключается в определении влияния технико-экономических факторов на издержки производства в планируемом году по сравнению с предыдущим годом. При планировании себестоимости этот метод применяется с целью:

- обеспечения  сопоставимости показателей плана  с аналогичными показателями других периодов;

- осуществления  укрупненного расчета основных  технико-экономических показателей  производственно-хозяйственной деятельности  на стадии подготовки и сравнения  вариантов предложений по объемам  производства;

- наиболее полного  учета эффективности внедрения мероприятий по плану повышения эффективности производства;

- определения  участия отдельных служб, отделов  и производственных подразделений  в снижении издержек и повышении  эффективности производства, материального  поощрения за это участие, сводимости показателей по предприятию, объединению, отрасли и в целом по региону;

- анализа и  сопоставления издержек производства  на различных предприятиях и  объединениях.

2. Сметный  метод. Он предполагает обоснование каждой статьи себестоимости с помощью специальной сметы затрат. Смета может составляться как на отдельные комплексные статьи расходов, так и в целом на объем валовой, товарной и реализуемой продукции. При планировании себестоимости в качестве отдельных смет могут использоваться отдельные разделы плана, например план материально-технического обеспечения, план по труду и персоналу, план технического и организационного развития предприятия, в которых обосновываются затраты соответствующих ресурсов.

Сметный метод  позволяет увязать отдельные разделы тактического плана между собой и согласовать их с планами внутрипроизводственных подразделений. На основе смет затрат составляется свод затрат на производство продукции в целом по предприятию. В данном случае свод затрат по предприятию представляет собой сумму затрат, рассчитанную в сметах структурных подразделений. Этот метод достаточно трудоемок и применяется на стадиях окончательного составления плана. В зарубежной практике планирования этот метод получил название бюджетирования, а смета затрат называется бюджетом.

3. Метод  калькуляций. С помощью этого метода обосновывается величина затрат на производство единицы продукции, работ, услуг или их структурных элементов, например детали, узла. При планировании себестоимости данным методом важно правильно определить объекты калькулирования. Ими могут быть: отдельные изделия; заказы; технологические переделы; марки, сорта, артикулы и т.п. В дальнейшем калькуляции применяются при планировании себестоимости валовой, товарной и реализованной продукции, смет затрат и свода затрат по предприятию.

4. Нормативный  метод. Здесь уровень затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг рассчитывается на основе заранее составленных норм и нормативов. Этот метод широко применяется при составлении плановых калькуляций и смет затрат. Важнейшее достоинство нормативного метода планирования себестоимости продукции - возможность обособленного учета отклонений от действующих (текущих) норм и их причин. Это позволяет судить о том, какие факторы привели к изменению затрат, и своевременно принимать оптимальные решения, направленные на улучшение экономических показателей работы предприятия.

При планировании себестоимости продукции указанные  методы применяются, как правило, одновременно, в комплексе, что позволяет решать ряд взаимосвязанных задач планирования издержек. Они дополняют друг друга и делают процесс планирования издержек сквозным. Технологический процесс планирования себестоимости (издержек) представлен в приложении №1.

1.3. Снижение  себестоимости продукции, как путь повышения эффективности производства

«Стремиться минимизировать расходы — не значит действовать в ущерб интересам дела, лишь бы избежать затрат. Эту задачу следует решать, отыскивая оптимально возможное соотношение доходов и расходов. Мало работать с прибылью, которая значится в документах бухгалтерского учета, — надо вести дело так, чтобы дебиторская задолженность практически отсутствовала, а на банковском счете постоянно находились достаточные оборотные средства. Если фактически ситуация иная, то необходимо принимать срочные меры…» Автор: Лев Михайлович Maкapeвич, доктор экономических наук, специалист по стратегическому планированию и бизнес-планированию.

Если сумма  условно-постоянных и условно-переменных затрат организации равна выручке  от продаж, то компания находится в  точке безубыточного производства, то есть не имеет ни убытков, ни прибыли от своей деятельности. Однако это состояние крайне неустойчивое и практически финансово бессмысленное.1 Организация обязательно должна работать с прибылью. Это диктуется следующими причинами:

  • невозможно гарантировать безубыточную деятельность компании на ощутимом отрезке времени, так как не всегда удается неожиданные расходы сразу перекрыть соответствующими доходами;
  • если организация обеспечивает безубыточность, с трудом сводя концы с концами, а расходы имеют тенденцию к превышению доходов, то со временем эту фирму ожидает неминуемое банкротство;
  • компания должна непременно развиваться, а для этого нужны свободные средства или источники прибыли;
  • учредители и акционеры рассчитывают на получение в установленные сроки дивидендов, которые могут выплачиваться только из чистой прибыли;
  • если счет прибылей и убытков компании не имеет положительного сальдо, трудно рассчитывать на результативное финансовое взаимодействие с партнерами и контрагентами.

Мало работать с прибылью, которая значится в документах бухгалтерского учета, — надо вести дело так, чтобы дебиторская задолженность практически отсутствовала, а на банковском счете постоянно находились достаточные оборотные средства. Если фактически ситуация иная, то необходимо принимать самые срочные меры по выходу из критического положения. Для минимизации возникновения неприятных неожиданностей каждая организация систематически планирует свои доходы и расходы. Обычно годовую смету увязывают с решением краткосрочных и долгосрочных программ, вытекающих из поставленных целей и решаемых на данном отрезке времени задач. Бухгалтерский баланс организации (за первый квартал, полугодие, девять месяцев и отчетный год) позволяет оценить фактическую работу и сравнить ее с утвержденной сметой (бюджетом). Вполне понятно, что, сверяя фактические результаты с плановыми всего четырежды в год, намного труднее при необходимости исправить положение, чем делая это ежемесячно. В хорошо организованной компании обязательным является еженедельное подведение бухгалтерией итогов деятельности. Составляя смету организации, следует учесть все возможные затраты, в том числе на:

  • закупку нового оборудования и поддержание имеющегося в работоспособном состоянии;
  • оплату сырья, расходных материалов, быстро изнашивающихся и малоценных предметов;
  • выплату заработной платы;
  • приобретение энергоносителей;
  • содержание или аренду помещений, зданий, сооружений и транспорта;
  • обеспечение складских и охранных мероприятий, а также погрузочно-разгрузочных работ;
  • перечисление налогов и других обязательных платежей;
  • рекламу, связь, командировки и проведение аудиторских проверок;
  • оплату услуг банков и других кредитно-финансовых учреждений.

Еще 10—15% планируемых  на год затрат необходимо предусмотреть  в позиции «неучтенные расходы».2

Составляя годовую  смету, следует обезопасить организацию  от неприятных неожиданностей, приняв во внимание такие общеэкономические  факторы, как фактическая инфляция и инфляционные ожидания, рост цен, повышение прожиточного минимума и  необходимые в связи с этим изменения должностных окладов. Хорошо продуманная смета (годовой бюджет) создает определенную стабильность в работе, даже если приходится ее корректировать в связи с изменениями окружающей обстановки.

Работа со сметой слагается из следующих этапов:

  1. Определение целей и задач организации на период планирования в увязке с краткосрочными и долгосрочными программами.
  2. Анализ принятых на себя обязательств с учетом потребностей в сотрудниках, материальных ресурсах, рабочих системах и средствах обработки информации, услугах других организаций и т.п.
  3. Сбор необходимых исходных данных и систематизация накопленной информации с использованием опыта последних периодов.
  4. Решение о номенклатуре включаемых позиций и значении их цифровых показателей с учетом отличия целей и задач бюджета прошлого года от планируемых в настоящее время и изменений нынешних условий работы относительно соответствующих в прошлом.
  5. Анализ и редактирование подготовленного проекта сметы с учетом проверки его реальности, сезонных колебаний предложения и спроса, срока оформления соответствующих документов и продвижения финансовых средств, соответствия принятым в организации требованиям и действующему законодательству.
  6. Утверждение руководством окончательного варианта или его исправление по сделанным замечаниям.
  7. Исполнение утвержденного бюджета и контроль над отклонениями или нарушениями. Этот важный этап предусматривает:
    • тщательный учет фактических доходов и расходов;
    • систематическое наблюдение за непредвиденными изменениями до того, как их количество перейдет в качество и создаст серьезную проблему;
    • обеспечение сохранности документов: первичных, бухгалтерского учета и отчетности, безналичных средств и наличности, балансового и забалансового имущества;
    • выявление ошибок или упущений, которые не следует скрывать, а напротив, принципиально на них реагировать и оперативно устранять.

Тщательное  выполнение описанного выше, исключение излишеств, спонтанных и неучтенных расходов позволяют минимизировать затраты и снижать себестоимость готовой продукции.

Еще одним мощным источником снижения себестоимости  может служить периодический анализ хозяйственной деятельности организации с целью изыскания резервов повышения производительности труда путем:

Информация о работе Планирование издержек производства и снижение себестоимости продукции