Анализ затрат и себестоимости продаж

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ затрат и себестоимости товарной продукции ОАО «Сегежский ЦБК» подразделения «Бумажные мешки и упаковка».

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы анализа себестоимости продукции 6
1.1 Понятие себестоимости и ее структура 6
1.2. Калькулирование себестоимости продукции 14
1.3. Пути снижения издержек производства 21
Глава 2. Организационно – экономическая характеристика целлюлозно-бумажного предприятия ОАО «Сегежский ЦБК» ПЛ «Бумажные мешки и упаковка» 23
Глава 3. Анализ себестоимости товарной продукции деятельности ОАО «Сегежский ЦБК» и ПЛ «Бумажные мешки и упаковка» 30
3.1 Основные технико-экономические показатели деятельности ОАО «Сегежский ЦБК» и ПЛ «Бумажные мешки и упаковка» 30
3.2. Основные технико-экономические показатели деятельности ПЛ «Бумажные мешки и упаковка » на ОАО «Сегежкий ЦБК» 33
3.3 Анализ выполнения плана производства 35
3.4. Анализ эффективности использования основных производственных фондов (ОПФ) 37
3.5. Анализ товарной продукции 40
Заключение ……………………………………………………………………………………….. 43
Список использованной литературы …………………………………………………………… 46

Файлы: 1 файл

курсовая по экономич анализу.doc

— 1.44 Мб (Скачать)

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

   

      Анализ  затрат и себестоимости продаж, работ и услуг имеет исключительно важное значение. Актуальность такого рода исследования важна с позиции конкурентной среды рынка и оздоровления экономического положения предприятия.

      В представленной курсовой работе анализ затрат и себестоимости продаж промышленного предприятия рассматриваются на примере подразделения «Бумажные мешки и упаковка» входящего в состав предприятия целлюлозно-бумажной промышленности ОАО «Сегежский ЦБК».

      Высокий спрос на продукцию подразделения «Бумажные мешки и упаковка», входящего в состав ОАО «Сегежский ЦБК»,  обеспечивается более низкой ценой нежели, чем у конкурентов при высоких параметрах качества. Это стало возможно благодаря анализу и поиску резервов снижения себестоимости выпускаемой продукции.

      Себестоимость продукции относится к числу  важнейших, качественных показателей, характеризующих все стороны  хозяйственной деятельности предприятия, их достижения и недостатки. Уровень  себестоимости связан с объемом  и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда и т.д.    

      Себестоимость является основой определения цен  на продукцию. Ее снижение приводит к  увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности. Более того, для предприятий, производящих продукцию, цены на которую жестко регламентированы законодательством, снижение себестоимости - это возможность сделать свое производство рентабельным и получать прибыль.      

      Целью данной курсовой работы является анализ затрат и себестоимости товарной продукции ОАО «Сегежский ЦБК» подразделения «Бумажные мешки и упаковка».

      Цель  обусловила необходимость решения  следующих задач:

      -  рассмотреть теоретические основы анализа себестоимости продаж;

       - проанализировать себестоимость товарной продукции промышленного предприятия;

       - охарактеризовать социально-экономическое положение Сегежского ЦБК.

        Глава 1.  Теоретические основы анализа ЗАТРАТ И себестоимости продАЖ

1.1   Понятие себестоимости и ее структура

      Важным  показателем, характеризующим работу предприятий, является себестоимость продукции, работ и услуг. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.

      Анализ  себестоимости продукции (работ, услуг) имеет очень важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по ее уровню, определить влияние факторов на ее прирост, установить резервы и выработать корректирующие меры по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

      Основными задачами анализа затрат и себестоимости продаж (работ, услуг) являются:

  • объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины;
  • исследование причин, вызвавших отклонение показателей от их плановых значений;
  • обеспечение центров ответственности по затратам необходимой информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции;
  • содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции;
  • выявление и сводный подсчет резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции; 

      Объектами анализа затрат и себестоимости продаж являются следующие показатели:

  • полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат;
  • затраты на рубль продукции;
  • себестоимость отдельных изделий;
  • отдельные статьи затрат;
  • затраты по центрам ответственности.

      .Элементы затрат:

  • материальные затраты (сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты за минусом стоимости возвратных отходов;
  • топливо;
  • тепло и электроэнергия;
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация основных средств,
  • прочие затраты (износ нематериальных активов, арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по кредитам банка, налоги,  отчисления во внебюджетные фонды и др.).

      Группировка затрат по элементам является единой и обязательной. Группировка по экономическим  элементам показывает, что именно израсходовано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов в общей сумме расходов. При этом по элементам материальных затрат отражаются только покупные материалы, изделия, топливо и энергию. Оплата труда и отчисления на социальные нужды отражаются только применительно к персоналу основной деятельности.

      Группировка затрат по элементам необходима для того, чтобы изучить материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, фондоемкость и установить влияние технического прогресса на структуру затрат. Если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации увеличивается, то это свидетельствует о повышении технического уровня предприятия, о росте производительности труда. Удельный вес зарплаты сокращается и в том случае, если увеличивается доля покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов, что говорит о повышении уровня кооперации и специализации.

      Группировка затрат по назначению, т.е. по статьям  калькуляции, указывает, куда, на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы. Она необходима для исчисления себестоимости отдельных видов изделий в многономенклатурном производстве, установления центров сосредоточения затрат и поиска резервов их сокращения.

      Основные  статьи калькуляции: сырье и материалы, возвратные отходы (вычитаются), покупные изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические цели, основная и дополнительная зарплата производственных рабочих, отчисления на социальное и медицинское страхование производственных рабочих, расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы, потери от брака, прочие производственные расходы, коммерческие расходы.

      Различают также затраты прямые и косвенные. Прямые затраты связаны с производством определенных видов продукции (сырье, материалы, зарплата производственных рабочих и пр.). Они прямо относятся на тот или другой объект калькуляции. Косвенные расходы связаны с производством нескольких видов продукции и распределяются по объектам калькуляции пропорционально соответствующей базе (основной и дополнительной зарплате рабочих или всем прямым расходам, производственной площади и т.д.). Примером косвенных расходов являются общепроизводственные и общехозяйственные расходы, затраты на содержание основных средств и др.

     Издержки  классифицируют также на явные и  неявные (имплицитные). К явным относятся издержки, принимающие форму прямых платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. В число явных издержек также входит зарплата рабочих, менеджеров, служащих, комиссионные выплаты торговым фирмам, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых и материальных услуг, оплата транспортных расходов и многое другое.

     Неявные (имплицитные) издержки - это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы или находящихся в собственности фирмы как юридического лица. Такие издержки не предусмотрены контрактами, обязательными для явных платежей, и не отражаются в бухгалтерской отчетности, но от этого они не становятся менее реальными. Например, фирма использует помещение, принадлежащее ее владельцу, и ничего за это не платит. Следовательно, имплицитные издержки будут равны возможности получения денежных платежей за сдачу этого здания кому-либо в аренду.

     На  предприятиях планирование и учет себестоимости  продукции ведется в разрезе  элементов затрат и калькуляционных  статей расходов.

      Элементы  затрат подразделяются на 4 группы:

  1. Материальные затраты (сырье и материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия);
  2. Затраты на оплату труда (зарплата и отчисления на социальные нужды);
  3. Амортизация ОС;
  4. Прочие затраты (износ нематериальных активов, арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по кредитам банков, налоги, включаемые в себестоимость продукции, отчисления во внебюджетные фонды и др.).

      Планирование  и учет себестоимости продукции  по элементам затрат создает условия для контроля и анализа себестоимости продукции в разрезе элементов, составляющих сам процесс производства продукции: затраты предметов труда (материальные затраты); затраты самого труда (оплата труда и отчисления на социальные нужды); затраты средств труда (амортизация ОС); накладные расходы (прочие затраты).

      С внедрением новой техники и совершенствованием организации производства уменьшается доля затрат на оплату труда и возрастает доля материальных затрат и доля амортизации ОС. Изменение структуры затрат в сторону уменьшения удельного веса материальных затрат при относительном увеличении затрат на оплату труда связано со структурными сдвигами в составе продукции.

      Следовательно, группировка затрат по элементам  позволяет провести анализ материалоемкости, энергоемкости, трудоемкости, фондоемкости продукции и установить влияние технического прогресса на себестоимость продукции, т.е. вести контроль за правильностью направления развития себестоимости продукции в целом по предприятию.

      Постатейное отражение затрат в плане, учете, отчетности и анализе раскрывает их целевое назначение и связь с технологическим процессом. Эта группировка используется для определения затрат по отдельным видам вырабатываемой продукции и месту возникновения расходов (цехам, участкам, бригадам).

      Группировка затрат по статьям калькуляции указывает, на какие цели и в каких размерах произведены расходы, что путем анализа облегчает поиск резервов для их сокращения.

      Все калькуляционные статьи расходов по признаку их зависимости от объемов производства продукции следует подразделить на две группы:

  • постоянные, не зависящие от объема производства (амортизация ОС, аренда помещений, налог на имущество, повременная оплата труда и др.);
  • переменные, изменяющиеся, как правило, пропорционально объему производства продукции (сдельная зарплата, сырье и материалы, топливо и энергия на технологические цели и др.).

     Для эффективного управления процессом  формирования себестоимости продукции очень важно правильно определить сумму постоянных и переменных затрат. Для этой цели используются разные методы: алгебраический, графический, статистический, селективный построенный на содержательном анализе каждой статьи и элемента затрат.

     Если  обозначить через З затраты предприятия, через ЗПС и ЗПЕ, соответственно, постоянные и переменные затраты, то, очевидно, исходя из концепции постоянных и переменных затрат, должно получится следующее равенство 

                                      З = ЗПС + ЗПЕ * Х,                                       (1.1)

где

З - затраты  предприятия;

ЗПС - постоянные затраты;

ЗПЕ - переменные затраты;

Х - объем  производства продукции. 

     На  рис. 1.1 приведен график зависимости общего размера затрат от объёма производства1.                                          

Информация о работе Анализ затрат и себестоимости продаж