Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:52, курсовая работа
Целью нашей работы является изучение системы построения маркетинговой деятельности на предприятии.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить реализацию маркетинговых функций, организацию работы маркетингового отдела на предприятии и планирование комплекса маркетинга в теории и на практике.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты реализации функции маркетинга фирмы…..5
1.1. Сущность маркетинга, принципы, цели и выполняемые функции….5
1.2. Описание комплекса маркетинговых функций……………………….9
1.3. Организация маркетинговой деятельности на предприятии…...…..17
1.3.1. Организационная структура управления маркетингом….…..17
1.3.2. Контроль маркетинговой деятельности………………………24
1.3.3. Маркетинговая информационная система……………………25
Глава 2. Организация маркетинговой деятельности предприятия ОАО "КРАНЭКС"………………………….28
2.1. Характеристика деятельности компании и продукции….…...……..28
2.2. Анализ внешней и внутренней среды……………………..…………30
2.3. Организация маркетинговой деятельности на предприятии……….36
2.3.1. Маркетинговая стратегия предприятия………………………36
2.3.2. Анализ компонентов комплекса маркетинга…………………38
2.3.3. Организация системы маркетинга на предприятии……….…42
2.3.4. Система маркетингового контроля……………………..…….43
2.3.5. Маркетинговая информационная система……………..……..45
2.4. Анализ эффективности работы маркетинговой службы……………47
Заключение…………………………………………….…………………………50
Список используемой литературы………………….…………………………..52
Приложения…………………………………….………………………………..54
Рассмотрим основные показатели затрат, которые несет предприятие при содержании службы маркетинга в следующей таблице:
Таблица 8. Основные показатели эффективности работы маркетинговой службы. (тыс.руб.)
Показатель |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Объем продаж, тыс. руб. |
400 270 |
545 839 |
857 939 |
Рост объема продаж, % |
- |
36,4 |
57,2 |
Общие издержки предприятия |
301 100 |
386 067 |
659 456 |
Общие затраты на маркетинг и рекламу, в т.ч.: |
2 050 |
2 120 |
2 200 |
Затраты на рекламу |
2 000 |
2 000 |
2 000 |
Затраты на содержание маркетинговой службы |
50 |
120 |
200 |
Процент затрат на рекламу и маркетинг в общих затратах, % |
0,68 |
0,54 |
0,33 |
Процент затрат на маркетинг и рекламу в выручке, % |
0,51 |
0,37 |
0,26 |
Рентабельность маркетинговой службы |
8005,4 |
4548,7 |
4289,7 |
Рентабельность рекламы |
200,1 |
227,4 |
428,9 |
Из таблицы 8 видно, что затраты на рекламу остаются стабильны на предприятии в то время как затраты на содержание маркетинговой службы за рассматриваемый период выросли в 4 раза и имеется тенденция к дальнейшему росту (в 2012 году предприятие планирует выделить уже 300 тыс.руб.). Но несмотря на данный рост и рост общих издержек предприятия в целом, доля затрат на рекламу и маркетинг в составе себестоимости продукции и выручки сократилась за рассматриваемый период в 2 раза, что может быть связано с увеличением объема других издержек, связанных непосредственно с производством продукции. Следует отметить, что затраты на содержание маркетинговой службы и рекламу в 2011 году на предприятии минимальны, поскольку вместе не составляют и 1% от общих издержек .
Отметим, что рост объема продаж на предприятии, а следовательно, и выручки за рассматриваемый период произошел более чем на 200%, причем показатель рентабельности маркетинговой службы сокращался, поэтому можно сделать вывод о том, что отдача от вложенных в службу маркетинга средств сократилась почти в 2 раза. В 2011 году на каждый рубль, вложенный в деятельность маркетинговой службы приходилось 4289,7 тыс.руб. прибыли. Рентабельность рекламы наоборот увеличивается более чем в 2 раза за рассматриваемый период и в 2011 году на каждый рубль, вложенный в рекламу приходится 428,9 тыс.руб. прибыли. Сравнивая эти два показателя рентабельности, также следует отметить то, что рентабельность маркетинговой службы гораздо выше, несмотря на то, что отдача от вложенных в нее средств в рассматриваемом периоде сокращается.
Выделим основные трудности и проблемы функционирования, стоящие перед предприятием на данный момент и мешающие ему реализовать свой потенциал в будущем.
Кадровая проблема – одна из главных на сегодняшний день. Если посмотреть на динамику численности, то можно увидеть, что в 2006 – 2011 гг. произошло резкое уменьшении численности работников. Причиной этого стала низкая заработная плата. Но решение было найдено, многие работники были переведены во вновь созданные организации. Таким образом, удалось повысить заработную плату рабочим, так как теперь им разрешалось принимать заказы со стороны и в тоже время работать на ОАО «МК Кранэкс». Сейчас, так как объемы производства стали увеличиваться, заказов все больше, появилась потребность в высококвалифицированной рабочей силе. В связи с отсутствием на рынке рабочей силы Ивановской области таковых, предприятие привлекает и обучает самостоятельно необходимый персонал, хотя многие предприятия области стараются не брать на работу специалистов без опыта работы.
Вторая важная проблема – нехватка денежных средств на покупку необходимых ресурсов. Поэтому сейчас предприятие вынуждено брать в банках кредиты под недвижимость.
Третья проблема – устаревшая техника. Больше половины станков предприятия находятся в эксплуатации больше 20 лет. В наше время, когда технологии развиваются очень быстро, технике требуется обновление и модернизация уже по истечении двух - трёх лет для того что бы соответствовать современным требованиям. Таким образом, можно сказать, что необходимы большие финансовые вложения для обновления парка.
Заключение
В условиях рыночной экономики маркетинг представляет собой систему организации деятельности предприятия по разработке, производству и сбыту продукции. Основополагающие принципы в его деятельности - производить то, что продается, а не продавать то, что производится. В результате производство продукции предприятия перестраивается в соответствии со спросом на нее.
Успех на рынке может быть достигнут только в том случае, если предприятие изучает рынок, спрос, вкус и желания потребителей, выпускает товары, пользующиеся спросом, воздействует на рынок и спрос в своих интересах.
Промышленное производство
материализует научные
Эффективная работа производства обеспечивается высоким техническим уровнем производства, организацией производства и труда, подбором, расстановкой, воспитанием и повышением квалификации кадров, высокой производственной, трудовой и исполнительской дисциплиной работников.
В первой главе работы были рассмотрены понятие, виды и функции маркетинга на предприятии. Маркетинг - это любая деятельность, направленная на доведение товара от сферы производства до сферы потребления, то есть удовлетворению потребностей в соответствии с тщательным спросом. Маркетинг выполняет аналитическую, производственную, сбытовую и контрольную функции.
Процесс формирования маркетинговой деятельности на предприятии должен включать такие этапы, как:
1. Анализ внешней и внутренней среды, итогом которого является SWOT-анализ, выявляющий сильные и слабые стороны из внутренней среды компании, а также возможности и угрозы из внешней;
2. Выделение целевых сегментов рынка, что позволяет эффективно работать с целевой аудиторией, а также проводить процесс позиционирования продукции;
3. Разработка маркетинговой стратегии предприятия;
4. Создание наиболее эффективной
для данного предприятия
5. Разработка системы
контроля маркетинговой
Во второй главе организация маркетинговой деятельности была рассмотрена на примере предприятия ОАО «МК КРАНЭКС», где роль маркетингового отдела выполняет департамент продаж, состоящий из отделов продаж, рекламы, сервиса и маркетинга и подчиняющийся коммерческому директору.
Анализ эффективности маркетинговой деятельности на данном предприятии показал, что она находится на начальной стадии развития. Необходимо укомплектовать службу маркетинга квалифицированными специалистами правильно распределить между ними обязанности, наделив их необходимыми правами, создать комфортные условия для работы.
Список используемой литературы
1. Маркетинг: учебник. / Алексусик В.А. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2010г. – 216с.
2. Маркетинг: Курс лекций. / Басовский Л.Е. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 219 с.
3. Баззел Р., Кокс Д., Браун Р. Информация и риск в маркетинге — М.:Финстатинформ, 1993.
4. Беляевский И.К. Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 578 с.
5. Березин И. Маркетинговый анализ. М.: ООО "Журнал "Управление персоналом", 2004. - 352с.
6. Богомолова И.П. Эффективность организационной структуры управления маркетингом как способ повышения конкурентоспособности предприятиями // Управление персоналом. - 2008. - №17.
7. Экономика предприятия (фирмы) / Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009
8. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Финпресс», 2003. — 496 с.
9. Гусев А. Об управлении маркетинговой деятельностью предприятия // Практический маркетинг. - 2006. - № 5.
10. Основы маркетинга: практикум. / под.ред. Дайнтбетова Д.М.- М.: Вузовский учебник, 2007г. – 395с.
11. Маркетинг: основы теории и практики: учебник. / Зубахин А.М., Мищенко В.В. - М.: КНОРУС, 2005. - 672с.
12. Иванов А. Профессиональный маркетинг. - Спб.: Питер, 2011. - 496с.
13. Маркетинг: учебник. / Ким С.А. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2010г. – 260с.
14. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс.: Издательство «Вильямс», 2007. — 656 с.
15. Маркетинг: учебное пособие. / Матюшенкова Н.Г. – М.: Издательский центр «Академия», 2012г. – 272с.
16. Медведев П.М. Организация маркетинговой службы с нуля. - СПб: Питер. - 2005.
17. Мхитарян С.В. Маркетинговая информационная система. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 336 с.
18. Налоговый кодекс РФ. – М: Омега –Л, 2009
19. Маркетинг: учебное пособие. / Новиков Д.А., Чудновский А.Д. – М: ФОРУМ: ИНФРА-М. – 2004г. 282с.
20. Маркетинг: учебное пособие для студентов. / Панкрухин А.П. – М.: Издательство «Омега-Л», 2011г. – 655с.
21. Маркетинг: учебное пособие. / Романенко С.Н. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2009г. – 272с.
22. Маркетинг: теория и практика: учебник. / Синяева И.Н., Романенкова О.Н. – М.: Издательство «Юрайт», 2011г.
23. Устав ОАО МК «КРАНЭКС»
24. Федеральный закон «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ – М.: «Книга сервис», 2010
25. В. П. Федько. Маркетинг для студентов вузов. Издательство: Феникс, 2006 г. 480с.
26. Маркетинг: учебник. / Цахаев Р.К., Муртузалиева Т.В. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2010г. – 552с.
27. Шеремет Д.А. Маркетинговый анализ и его роль в стратегическом развитии организации // Аудит и финансовый анализ. - 2007. - №5.
28. Шмелева Н.А., Ваганов А.С., Данченок Л.А. Стратегический маркетинг. - М.: Московская финансово-промышленная академия. - 2004.
29. Маркетинг. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе: Учебник для вузов / Под ред. Н.Д. Эриашвили. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 255с.
Приложение 1
Таблица 1. Основные определения маркетинга. [4,C.18]
Автор |
Содержание понятия «Маркетинг» |
Американская ассоциация маркетинга |
Процесс планирования и реализации концепции ценообразования, продвижения и распределения идей, товаров и услуг с целью обеспечения обменов, удовлетворяющих потребности индивидуумов и организаций |
Абрамишвили Г. |
Своеобразная философия ведения деловых операций |
Котлер Ф. |
Вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена |
Ковалев А. |
Система взглядов на современное общество и общественное развитие производства, в основу которой положены социально-этические и моральные нормы делового общения, международные кодексы и правила добросовестной коммерческой деятельности, интересы потребителей и общества в целом |
Друкер П. |
Весь бизнес, взятый с точки зрения его количественного результата, т.е. сточки зрения покупателя |
Крылова Г.Д., Соколова МИ. |
Система взглядов, функция координации различных аспектов коммерческой деятельности, комплекс взаимосвязанных элементов деловой активности, философия бизнеса, цель которой - смягчение кризисов перепроизводства, наконец, процесс сбалансирования спроса и предложения |
Кулаков С.Н. |
Суть современного маркетинга
- это предпринимательская предприятия |
Цахаев Р.К. |
Активная предпринимательская деятельность, ориентированная на получение прибыли путем максимального удовлетворения нужд потребителей |
Колюжнова Н.Я., Якобсон А.Я |
Деятельность, объединяющее приспособление к рынку с активным воздействием на него |
Приложение 2
Таблица 1. Матрица SWOT-анализа сети магазинов джинсовой одежды, осень 2008г.
Сила: Возможности и перспективы |
Слабость: Опасения и угрозы | |
Внутренние |
Хорошие связи в Италии Сильный дизайнер Изучаются вкусы потребителей Новые коллекции поступают оперативно Производство – в Италии |
Миссия фирмы не сформулирована Собственный брэнд не разработан Рекламная поддержка слабая |
Внешние |
Рост доходов населения Мода на свободный спортивный стиль |
Возможен рост ставок арендной платы Ухудшение таможенного режима Потеря эксклюзива по отдельным маркам |
Таблица 2. Матрица SWOT-анализа торговли продукцией промышленного назначения, январь 2010г. [13, С.174-177]
Сила: Возможности и перспективы |
Слабость: Опасения и угрозы | |
Внутренние |
Наличие прочных внешних связей среди менеджмента главного поставщика Устоявшаяся репутация на рынке Личность генерального директора Большие складские помещения Взаимовыгодная горизонтальная кооперация на рынке Хорошие отношения с конкурентами |
Отсутствие четкой стратегии развития бизнеса Отвлечение сил и средств на несвязанные с центральной компетенцией направления деятельности Высокие и плохо контролируемые менеджментом накладные ресурсы Хронический недостаток оборотных средств |
Внешние |
Плановое расширение номенклатуры за счет выхода на новых производителей Усиление контроля за расходами компании Усиление продвижения продукции и услуг, более активная реклама |
Резкое повышение цен в условиях невозможности торга с основными поставщиками Ухудшение таможенных условий Выход новых участников рынка на основного поставщика |
Приложение 3
Таблица 1. Основные факторы сегментации рынка по группам потребителей. [4, C.197-199]
Фактор |
Наиболее распространенные вариации значений факторов |
Географические | |
Регион |
Район Крайнего Севера, Центрально-Черноземный район, Северный Кавказ , Урал, Сибирь, Дальний Восток и т.п. |
Административное деление |
Республика, Край, Область, Район, город. |
Численность населения |
5-20 тыс. чел., 20-100 тыс. чел., 100-250 тыс. чел., 250-500 тыс. чел., 500-1000 тыс. чел. 1-4 млн. чел. свыше 4 млн. чел. |
Плотность населения |
Город, пригород, сельская местность |
Климат |
Умеренно-континентальный, континентальный, субтропический и т.д. |
Демографические | |
Возраст |
До 3 лет, 3-6 лет, 6-12 лет, 13-19 лет, 20-34 лет, 35-49 лет, 50-65 лет, 65 лет и более. |
Пол |
Мужской, женский |
Размер семьи |
1-2 чел., 3-4 чел., 5 и более |
Этап жизненного цикла семьи |
Молодежь - одинокие, молодежь- семейные без детей, молодежь - семейные с детьми, семейные, с детьми, пожилые, имеющие детей, пожилые - семейные, не имеющие детей, пожилые - одинокие |
Уровень доходов |
До минимального размера заработной платы; минимальный размер зарплаты; от 2 до 5 минимальных размером зарплаты и т.д. |
Род занятий |
Научные работники, инженерно-технические работники, служащие, бизнесмены, рабочие государственных предприятий, фермеры, преподаватели, учителя, студенты, домохозяйки и т.д. |
Уровень образования |
Без образования, начальное образование, среднее специальное, высшее, ученая степень, звание и т.д. |
Национальность |
Русские, украинцы, белорусы, грузины, армяне, азербайджанцы, евреи, татары и т.д. |
Религия |
Православная, католическая, ислам и т.д. |
Раса |
Европеидная, монголоидная и т.д. |
Психографические | |
Социальный слой |
Неимущие, среднего достатка, высокого достатка, очень высокого достатка |
Стиль жизни |
Элитарный, богемный, молодежный, спортивный, городской, сельский и т.д. |
Личные качества |
Амбициозность, авторитарность, импульсивность, стадный инстинкт, новаторство, стремление к лидерству, уравновешенность, флегматичность и т.д. |
Поведенческие | |
Степень случайности покупки |
Обычно случайный характер приобретения. Иногда случайный характер приобретения и т.п. |
Поиск выгод |
Поиск изделий высокого качества, хорошего обслуживания, более низких цен и т.п. |
Степень нуждаемости в продукте |
Нужен постоянно, нужен иногда и т.д. |
Степень готовности купить изделие |
Не желает покупать, не готов купить сейчас, недостаточно информирован, чтобы купить, стремится купить, обязательно купить |
Повод для совершения покупки |
Обыденная покупка, особый случай |
Информация о работе Организация маркетинговой деятельности предприятия