Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:29, контрольная работа
Объектом исследования в моей работе будут регионы, предметом изучения - региональное управление в России. Целью изучения в моей работе будет исследование существующих моделей регионального управления. Для достижения поставленной задачи необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятиям региона и регионального управления;
- проанализировать современное состояние региональной политики в России;
- изучить деятельность министерства регионального развития как основного субъекта управления регионом
Введение………………………………………………………………………….. 3
1.Машиностроительный комплекс региона……………………………………..5
2.1 Понятие региона и регионального управления……………………………..7
2.2 Общая характеристика регионального управления в Калининградской
области……………………………………………………………………………10
2.3 Сущность бюджетного федерализма……………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы………………
Общий экономический спад 90-х годов, который в Калининградской области был глубже, чем в целом по России удалось преодолеть за счет мер, принимаемых федеральным центром. В регионе сконцентрировано большое количество инструментов стимулирования экономического развития.
Основными инструментами развития региона стали режим Особой экономической зоны и Федеральная целевая программа развития Калининградской области.
В настоящее
время в Калининградской
Стратегия социально-экономического развития подготовлена в соответствии с требованиями (техническим стандартом) к стратегии социально-экономического развития субъекта РФ, разработанного Министерством регионального развития России. В стратегии сформулированы цели социально-экономического развития Калининградской области на двадцатипятилетний период. Срок действия стратегии определяется периодом действия режима особой экономической зоны, установленным Федеральным законом от 10 января 2006 года №16-ФЗ ""Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", который вступил в силу 1 апреля 2006 года.
На реализацию положений Стратегии развития Калининградской области направлена Программа социально-экономического развития Калининградской области на 2007-2016 годы.
Цели и задачи
стратегии и программы
Одновременно в регионе внедрен пятилетний финансовый план, направленный на достижение целей и реализацию задач, поставленных губернатором Калининградской области на основании целей и задач, сформированных на федеральном уровне и отраженных в Посланиях Президента Российской Федерации, программе социально-экономического развития Российской Федерации, других программных документах.
В соответствии уставом, Калининградская область - субъект Российской Федерации, имеющая свою территорию, население, законодательство, собственность, органы государственной власти, полномочия по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также собственные предметы ведения. Высшим должностным лицом Калининградской области является Губернатор.
Государственную власть в Калининградской области осуществляют образуемые ею органы государственной власти на основе разделения на законодательную (Калининградская областная Дума), исполнительную (Правительство Калининградской области) и судебную (Уставный Суд). Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Структуру Правительства Калининградской области составляют:
- Губернатор Калининградской области;
- вице-премьеры Правительства Калининградской области;
- министры Калининградской области;
- руководитель
аппарата Правительства
- Полномочный
представитель Губернатора
Деятельность
органов государственной власти
Калининградской области
- приоритет прав и свобод человека и гражданина;
- государственная и территориальная целостность Российской Федерации;
- верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;
- единство системы государственной власти;
- разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;
- разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий;
- самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.
- обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Органы государственной власти Калининградской области содействуют развитию местного самоуправления на территории Калининградской области, обеспечивают реализацию государственных гарантий местного самоуправления.
В ведении Калининградской области находятся:
1) принятие и изменение Устава (Основного Закона) Калининградской области, уставных законов Калининградской области, законов Калининградской области, контроль за их соблюдением;
2) защита прав
и законных интересов
3) административно-
4) социально-экономическое
развитие Калининградской
5) областной
бюджет Калининградской
6) государственная собственность Калининградской области;
7) установление системы органов государственной власти Калининградской области и их формирование;
8) награды и
почетные звания
9) иные вопросы,
не отнесенные Конституцией
Вице-премьеры Правительства
Калининградской области
2.3 Сущность бюджетного федерализма
Существует
множество определений термина
бюджетный федерализм. Согласно одному
из определений бюджетным
Для обновления бюджетного устройства Российской Федерации необходим пересмотр сложившихся отношений между бюджетами различных уровней. России - федеральному государству с трехуровневой бюджетной системой - необходимо бюджетное устройство, основанное на принципах бюджетного федерализма, под которым понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Для этой системы характерны:
- самостоятельность бюджетов разных уровней (закрепление за каждым уровнем власти и управления собственных источников доходов и права самостоятельно определять направления их расходования; недопустимость изъятия дополнительных доходов, неиспользованных или дополнительно полученных средств в вышестоящие бюджеты; право на компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления; право предоставления налоговых и иных льгот только за счет собственных доходов и т. д.),
- законодательное
разграничение бюджетной
- соответствие
финансовых ресурсов органов
власти и управления
- нормативно-расчетные
(формализованные) методы
- наличие специальных
процедур предотвращения и
Реализация концепции бюджетного федерализма основана на сочетании двух взаимодополняющих тенденций - конкуренции между региональными органами на рынке социальных услуг и выравнивании условий этой конкуренции и обеспечении на всей территории страны общенациональных минимальных стандартов.
Таким образом, бюджетный федерализм - одно из сложнейших направлений экономических реформ, охватывающих область экономических, финансовых и политических отношений.
С полным правом можно сказать, что в Российской Федерации установлена конституционная модель бюджетного федерализма, так как именно Конституция определяет такие общие принципы бюджетной системы, как разграниченность и самостоятельность бюджетов всех уровней. Особым звеном конституционной модели бюджетного федерализма являются совместные бюджетные и налоговые полномочия Федерации и ее субъектов.
С одной, стороны, они взаимно ограничивают полномочия центра и регионов, а с другой - устанавливают их взаимосвязь и взаимозависимость, определяя единство бюджетной и налоговой системы. Конституцией предоставлено в совместное ведение Федерации и ее субъектов установление общих принципов налогообложения и сборов, но в то же время субъекты Федерации могут вводить собственную систему налогов и сборов на основе общих принципов налогообложения. По Конституции действует три системы налогообложения, однако это не означает полного отделения бюджетов и налоговых систем: ведь Федерация и ее субъекты совместно ведают экономической, налоговой базой в виде государственной собственности, земли, недр, водных и других природных ресурсов. Предусмотрены также федеральные фонды регионального развития; следовательно, возникают межбюджетные связи и взаимодействие налоговых систем.
Таким образом, конституционные основы формирования эффективной модели бюджетного федерализма уже существуют. Однако реальная его сущность значительно сложнее и представляет собой взаимодействие экономических и политических интересов властных структур государства разных уровней, направленных на формирование, присвоение, распоряжение и использование денежных ресурсов общества посредством системы налогов, платежей, сборов и системы бюджетных ассигнований и расходов. Именно в рамках данной системы заключен процесс финансового обращения внутри государства, выражающийся в специфических финансовых кругооборотах бюджетных денежных ресурсов между их источниками (юридическими и физическими лицами), органами власти и субъектами присвоения ресурсов. Бюджетный федерализм выступает неким посредником обмена в системе "экономика - государство - экономика", где государство само по себе является целой системой субъектов.
Бюджетный федерализм принято разделять на две сферы: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя сфера выполняет функции централизации, распределения и перераспределения бюджетных средств между уровнями государственной власти. Внешняя сфера отражает конечную предназначенность бюджетных отношений, осуществляя "обслуживание" государством общества, при этом, чем это "обслуживание" дешевле, тем эффективнее система бюджетного федерализма.
Следовательно, переход к рыночным отношениям требует создания принципиально новой системы управления экономическими процессами, и прежде всего процессами взаимодействия между тремя уровнями власти федеральным, субъектов Федерации и местного самоуправления.
Сущность бюджетного
федерализма как концепции
Главным
в понимании проблем бюджетного
федерализма является то, что они
не ограничиваются сферой межбюджетных
отношений, а естественным образом
пронизывают всю бюджетную систему страны.
По существу, бюджетный федерализм есть
не что иное, как форма бюджетного устройства
в федеративном государстве, которая предполагает
реальное участие всех звеньев бюджетной
системы в едином бюджетном процессе,
в равной степени ориентированном и на
учет общегосударственных интересов,
и на реализацию интересов субъектов Федерации.