Сущность региональной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

ХХ век развернул перед экономистами столь масштабную панораму грандиозных изменений в социально-экономической жизни планеты, что их осмысление потребует от ученых еще много времени и интеллектуальной энергии. В числе важнейших тенденций современного социально-экономического развития необходимо назвать и такие, казалось бы, противоположные по смыслу, но вместе с тем глубоко взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы, как глобализация и регионализация.

Оглавление

Введение
1. Регион и региональная структура. 5
1.1 Регион, виды региона, характерные показатели региона, понятие экономики региона. 5
1.2 Сущность региональной политики. Цели, задачи, объект, субъект, принципы и методы региональной политики. 6
1.3 Система административно-территориального деления (АТД). Административно-территориальные единицы Республики Беларусь. 9
1.4 Проблемы регионального развития в современных условиях. 12
2. Развитие регионов Республики Беларусь. 15
2.1 Социальные и региональные программы, общие направления 15
2.2Основные ориентиры направленные государством для социально-экономического развития страны 20
2.3 Показатели выполнения программы, развитие Витебской области 24
2.4 Сравнение и анализ показателей развития белорусских регионов 31
3.Инфраструктурное обеспечение инновационного устойчивого и социально ориентированного регионального развития. 46
Заключение 52
Список использованных источников 58

Файлы: 1 файл

курсовая работа(Сорока).doc

— 570.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

1. Регион  и региональная структура.                                                                    5

1.1 Регион, виды региона, характерные показатели  региона, понятие   экономики  региона.                                                                                                   5

1.2 Сущность  региональной политики. Цели, задачи, объект, субъект, принципы и методы  региональной политики.                                                       6

1.3 Система  административно-территориального деления (АТД). Административно-территориальные единицы Республики Беларусь.           9

1.4 Проблемы  регионального развития в современных  условиях.                    12

2. Развитие регионов Республики Беларусь.                                                      15

2.1 Социальные  и региональные программы, общие  направления                   15

2.2Основные  ориентиры направленные государством  для социально-экономического развития  страны                                                                        20

2.3 Показатели  выполнения программы, развитие  Витебской области     24

2.4 Сравнение  и анализ показателей развития  белорусских регионов           31

3.Инфраструктурное  обеспечение инновационного устойчивого  и социально ориентированного  регионального развития.                                                    46

Заключение                                                                                                             52

Список  использованных источников                                                                 58

 

ВВЕДЕНИЕ 

     ХХ  век развернул перед экономистами столь масштабную панораму грандиозных  изменений в социально-экономической  жизни планеты, что их осмысление потребует от ученых еще много  времени и интеллектуальной энергии. В числе важнейших тенденций современного социально-экономического развития необходимо назвать и такие, казалось бы, противоположные по смыслу, но вместе с тем глубоко взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы, как глобализация и регионализация.

     Поскольку в современных условиях капиталы весьма и весьма мобильны (в т. ч. с помощью компьютерных сетей), а свобода движения технологий и трудовых ресурсов ограничена многими объективными и субъективными факторами, то в мире благодаря глобализации создаются отсталые, депрессивные и кризисные регионы со стабильно низкой заработной платой, занятостью и производительностью труда. При этом постоянный отток прибыли в пользу развитых стран еще больше усугубляет указанную дифференциацию, порождая явление неравномерности развития регионов и регионализацию.

     Важно отметить, что аналогичные рассуждения  применимы к ситуациям, складывающимся как на мега-, так и макроуровне. Действительно, в конкретных странах  также имеет место неравномерность  регионального развития, в связи с чем выделяются регионы-доноры и хронически депрессивные регионы-реципиенты. При этом практически повсюду уровень социально-экономического развития центра (столицы и крупных краевых, областных и т. д. городов) значительно выше, чем провинции. Все это свидетельствует не только о наличии ярко выраженной регионализации, но и о необходимости решения проблемы неравномерного развития регионов и, соответственно, об актуальности науки, изучающей региональные проблемы, с целью выработки региональной политики, обеспечивающей гармоничное развитие стран и их территорий.

     В современных условиях возрастает роль территориальных аспектов развития экономических систем как на макро-, так и на мегауровне, что вызывается социально-экономическими диспропорциями в региональном развитии, имеющими особую остроту в условиях трансформационного, связанного с переходом к рыночно ориентированной экономике, кризиса. Спад производства, рост безработицы в депрессивных регионах, гиперурбанизация, острые экологические проблемы, центробежные тенденции в регионах многих стран требуют научно обоснованного подхода к решению проблем управления региональным развитием.

     Региональная политика на современном этапе нацелена на максимально эффективное использование возможностей регионов с учетом специфики климатических, экономических, человеческих ресурсов.

     Цель данной курсовой работы – выявить и раскрыть наличие проблем в регионах, рассмотреть политику проводимую государством направленную на улучшение жизнедеятельности и поддержание функционирования регионов. В связи с этим ставятся следующие задачи:

  • рассмотреть экономическое состояние регионов;
  • провести аналитическое сравнение регионов на основе определенных показателей;
  • проанализировать деятельность государства по улучшению социально-экономического положения в регионах.

     Ввиду отсутствия полной информации о развитии каждого региона в отдельности, в данной работе рассмотрена проводимая государством политика по развитию регионов и повышения темпов их экономического роста, социально-экономические программы и их выполнение, проанализированы статистические показатели развития регионов, их инновационное развитие.

 

1 РЕГИОН И РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

     1.1 Регион, виды региона, характерные показатели региона, понятие экономики региона

 

     Понятие регион является центральным в понятии региональная политика. По смыслу этот термин близок к понятию «район».

     Регион – это часть территории страны, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Причем регион не обязательно должен совпадать с границами субъектов государств – в отдельных случаях он может полностью входить в их состав или быть расположенным на территориях нескольких [1, c. 12].

     Под регионом мы будем понимать определенную территорию, которая отличается от других в том или ином отношении (административном, социально-политическом, экономическом, демографическом) и обладает некоторой целостностью и взаимосвязанностью расположенных на ней структурных элементов [3, c. 7].

     Регион  характеризуется 3 основными особенностями:

  1. ограниченностью территории с производственным наполнением, природными, трудовыми ресурсами;
  2. специализацией на каком-то виде деятельности;
  3. характерными внешними связями [10].

     Большое значение имеет выделение регионов по критерию характера социально-экономического развития. С этой точки зрения их можно разделить на следующие группы:

  • моторные (отличаются сосредоточением крупных быстрорастущих отраслей, агломераций или экономических кластеров);
  • развитые (характеризуются уровнем развития выше среднего);
  • слаборазвитые (характеризуются уровнем развития ниже среднего);
  • кризисные (отличаются существенным снижением уровня экономической активности и (или) наличием острых социально-экономических или экологических проблем);
  • депрессивные (характеризуются низкими темпами экономического роста и отсутствием перспектив социально-экономического развития);
  • проблемные (их нельзя отнести ни к кризисным, ни к депрессивным, но они характеризуются наличием существенных социально-экономических, экологических или демографических проблем);
  • неосвоенные (обладающие определенным потенциалом развития, который в настоящее время не используется) [3, c. 8].

     Важнейшими  характеристиками региона являются такие показатели, как:

  • плотность населения, которая выступает показателем освоенности территории, интенсивности хозяйственной деятельности людей, территориальной структуры хозяйства. Плотность населения формируется в процессе исторического развития под влиянием экономических законов общественных формаций, уровня социально-экономического развития общества и природно-географической среды;
  • размещение, т. е. их географическое местоположение в границах государства;
  • связность, которая предопределяется наличием взаимодействия между регионами в политической, социальной, экономической, культурной и других сферах.

     Под экономикой региона понимается сложившаяся в нем целостная система хозяйствования, совокупность всех его экономических и социальных факторов, а также взаимосвязей между ними и аналогичными факторами других регионов, определяющая уровень развития производительных сил и социальных процессов в регионе. Исходя из объективно существующей асимметричности между регионами, возникает проблема управления их экономическим развитием с целью достижения и поддержания баланса общегосударственных и региональных интересов, сокращения региональных различий в уровнях социально-экономического развития и условиях жизни населения и, как следствие, повышения национальной безопасности и сохранения целостности, единства и жизнестойкости государства в целом. 

     1.2 Сущность региональной политики. Цели, задачи, объект, субъект, принципы и методы региональной политики 

     Целенаправленное управление региональной экономикой является важнейшей составной частью региональной политики государства, под которой понимается сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в территориальном, региональном аспекте, т. е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой.

     Общими  целями региональной политики являются:

  • создание и упрочение единого экономического пространства и обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ государственности;
  • относительное выравнивание уровней социально-экономического развития регионов;
  • приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение для государства;
  • максимально эффективное использование ресурсного потенциала страны;
  • решение экологических проблем регионов.

     Достижение  этих общих, стратегических целей достигается  путем решения более частных задач, к числу которых относятся:

  • сокращение региональных различий в благосостоянии населения;
  • обеспечение самостоятельно поддерживаемого в регионах роста, приемлемого уровня доходов и занятости;
  • сглаживание пространственных различий;
  • поддержка слабых регионов;
  • перераспределение ресурсов между богатыми и бедными территориями страны;
  • повышение конкурентоспособности регионов;
  • стимулирование экономической активности в отсталых, депрессивных, кризисных или недостаточно освоенных регионах и сдерживание, ограничение деловой активности в «перегретых» регионах, перенасыщенных производством, с неблагоприятной экологической обстановкой и т. п.;
  • «смягчение» противоречий между городом и деревней, решение проблемы урбанизации;
  • установление оптимального уровня соотношения общегосударственного и регионального уровней управления;
  • решение национальных проблем;
  • рациональное размещение новых промышленных объектов и т. д  
    [1, c. 24 – 25].

     Объектами региональной политики являются различные территориальные единицы, как закрепленные административно-территориальным делением страны (области, районы, провинции, кантоны, земли и т. п.), так и специально определенные для целей региональной политики в нормативных актах органов власти и управления (например, зоны радиоактивных загрязнений).

     Субъектами  региональной политики являются внешние органы власти государств, а в условиях глобализации и международной интеграции – специальные наднациональные органы управления (например, в Европейском союзе – это Европейская комиссия и, в частности, ее структурное подразделение – Генеральный директорат региональной политики, ответственный за решение задач по сокращению различий в социально-экономическом развитии регионов) [6,c. 24 –25].

     Принципы  государственной региональной политики:

  • децентрализация, т. е. делегирование прав и обязанностей в области регулирования регионального развития местными органами государственного управления и самоуправления;
  • приоритетность, т. е. концентрация усилий на решении наиболее важных проблем регионов;
  • субсидиарность, что предполагает вмешательство правительства в решение только наиболее сложных региональных проблем;
  • гибкость, связанная с регулярным анализом последствий и корректировкой региональной политики;
  • партнерство, предполагающее тесное взаимодействие и сотрудничество высших органов государственного управления местного управления и самоуправления и всех заинтересованных сторон по выработке и реализации региональной политики;
  • превентивность, обусловленная своевременным вмешательством государства в региональное развитие (до появления территориальных диспропорций);
  • перманентность, как постоянное, непрерывное и всестороннее отслеживание процессов в регионах и соответствующее воздействие на них;
  • прозрачность (открытость) государственной региональной политики  
    [3, c. 21].

Информация о работе Сущность региональной политики