Сущность региональной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

ХХ век развернул перед экономистами столь масштабную панораму грандиозных изменений в социально-экономической жизни планеты, что их осмысление потребует от ученых еще много времени и интеллектуальной энергии. В числе важнейших тенденций современного социально-экономического развития необходимо назвать и такие, казалось бы, противоположные по смыслу, но вместе с тем глубоко взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы, как глобализация и регионализация.

Оглавление

Введение
1. Регион и региональная структура. 5
1.1 Регион, виды региона, характерные показатели региона, понятие экономики региона. 5
1.2 Сущность региональной политики. Цели, задачи, объект, субъект, принципы и методы региональной политики. 6
1.3 Система административно-территориального деления (АТД). Административно-территориальные единицы Республики Беларусь. 9
1.4 Проблемы регионального развития в современных условиях. 12
2. Развитие регионов Республики Беларусь. 15
2.1 Социальные и региональные программы, общие направления 15
2.2Основные ориентиры направленные государством для социально-экономического развития страны 20
2.3 Показатели выполнения программы, развитие Витебской области 24
2.4 Сравнение и анализ показателей развития белорусских регионов 31
3.Инфраструктурное обеспечение инновационного устойчивого и социально ориентированного регионального развития. 46
Заключение 52
Список использованных источников 58

Файлы: 1 файл

курсовая работа(Сорока).doc

— 570.00 Кб (Скачать)

Информационные услуги и связи:

  • создание условий для внедрения новейших технологий и эффективной работы организаций связи в регионах, малых и средних городах;
  • обеспечение доступности в регионах услуг Интернет;

     развитие  в регионах сегментов, связанных  с новыми способами накопления, обработки и использования аудиовизуальной информации - компьютерные игры, кабельное телевидение, создание мультимедийных центров; электронные СМИ;

     - гибкая тарифная политика в целях выравнивания уровня потребления услуг связи между городом и сельской местностью, различными административными районами;

    • медицинские и санаторно-оздоровительные услуги: обеспечение единых стандартов в оказании медицинской помощи жителям городов и сельской местности;
    • совершенствование и развитие первичной медико-санитарной помощи, создание больниц сестринского ухода',
    • более полное использование рекреационных условий в регионах для развития санаторно-курортных услуг;
    • приоритетное развитие в регионах сети нестационарных учреждений социального обслуживания, территориальных центров социального обслуживания многофункционального назначения;
    • обеспечение адресности и доступности социальной поддержки, внедрения новых форм социального обслуживания населения: «социальное такси», служба сиделок, дома-интернаты малой вместимости, обслуживание мобильными (выездными) бригадами;
    • создание региональных центров по оказанию специализированных социальных услуг (школы-интернаты для слепых и глухих, специализированные медицинские центры, протезно-ортопедические центры, специализированные школы для одаренных детей);
    • подключение общественных организаций к оказанию услуг престарелым, инвалидам, людям с нарушением психофизического состояния; образовательные услуги:
    • обеспечение учреждений образования в регионах, сельской местности, малых и средних городах современными технологиями и средствами обучения;
    • развитие в регионах сети филиалов крупных научных центров и образовательных учреждений,
    • развитие услуг по подготовке и переподготовке кадров, в том числе на базе формирования мобильных фирм, оказывающих услуги.
    • более широкое использование дистанционного обучения населения алых и средних городов и отдаленных населенных пунктов;
    • услуги в области культуры, физической культуры и спорта: развитие в регионах сети центров культуры и досуга; обновление и укрепление материально-технической базы спортивно-оздоровительного и туристического назначения;

     проведение  широкой рекламной кампании и воспитательной работы по приобщению населения регионов, особенно в сельской местности, к здоровому образу жизни, занятиям физкультурой и спортом; создание молодежных клубов и центров досуга; организация мест отдыха в сельской местности-, услуги инфраструктуры региональных рынков технологий, капитала, недвижимости и товаров, в том числе в части инновационной инфраструктуры:

    • формирование образовательно-инновационных зон как сети филиалов вузов, научных центров, консалтинговых и обучающих компаний, ориентированных на подготовку квалифицированной рабочей силы и генерацию новых идей и разработок;
    • организация бизнес-инновационных комплексов, представляющих технологические парки, бизнес-инкубаторы, ориентированные на коммерциализацию и материализацию научных идей и разработок, а также содействие созданию объектов, обеспечивающих поддержку инновационной деятельности и занимающихся финансированием, маркетингом, рекламно-выставочной деятельностью и патентно-лицензионной работой; в части банковской и финансово-кредитной инфраструктуры:
  • формирование филиалов, сети мини-объединений, систем удаленного доступа банков и страховых компаний в регионах;
  • оптимизация территориального размещения банковской сети, расширение перечня оказываемых банковских услуг, в том числе специфических для сельской местности (кредитование фермерских хозяйств, индивидуального предпринимательства);
    • в части инфраструктуры рынка недвижимости:
    • повышение качества риэлтерских услуг и квалификации специалистов на базе стимулирования объединения риэлтерских фирм в регионах в «ассоциации риэлтеров»;

В части инфраструктуры оптовых и розничных товарных рынков:

  • расширение и совершенствование структуры товаропроводящей сети оптовой и розничной торговли за счет строительства гиперсупермаркетов, небольших так называемых «удобных магазинов» и оптимизация количества посреднических структур;
  • развитие региональных оптовых рынков и формирование сетевых территориальных распределительных центров, в том числе для ускоренного продвижения сельхозпродукции и продуктов питания до потребителей;
  • организация оптовой торговли по типу холдингов, формируемых, в том числе по региональному принципу;
  • внедрение в малых и средних городах, сельских населенных пунктах новых прогрессивных форм торгового обслуживания, в том числе дисконтных и внемагазинных форм продажи (электронная торговля, по образцам);
  • разработка совместных производственных программ с участием органов местного управления и самоуправления, торговых организаций и товаропроизводителей, обеспечивающих учет спроса и особенностей местных (региональных) потребительских рынков;
  • приоритетное развитие объектов торговли и общественного питания, относящихся к придорожному сервису,
  • дальнейшее развитие инфраструктурных объектов с целью расширения таких услуг как управленческий, инвестиционный, инжиниринговый консалтинг, маркетинговые исследования, в том числе на бесплатной основе с привлечением кадров и ресурсов органов местного управления и самоуправления и на базе формирования региональных информационных систем;

     - участие органов местного управления  и самоуправления в организации в регионах торгового и бытового льготного обслуживания малообеспеченных граждан, инвалидов и ветеранов;

     -обеспечение контроля за уровнем цен на потребительские и промышленные товары на региональных рынках.

     Правильная политика проводимая государством на развитие регионов, качественные социально-региональные программы, выполнение вышесказанных мной критериев, выведут страну и  отдельные регионы на путь экономического роста, высокой конкуретноспособности, демографическому росту а также к научно-техническому прогрессу. 
 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     На  основании курсового исследования можно сделать следующие выводы.

     В данной работе рассмотрено понятие региона и показаны важнейшие его характеристики. Также определено понятие региональной политики, главной составной частью которого является целенаправленное управление региональной экономикой, т. е. сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны, связанная взаимоотношениями между государством и районами.

     Территория  Республики Беларусь делится на территорию столицы Республики и территории областей как административно-территориальных единиц, в которых и реализуются все направленные и принятые экономические и социальные решения.

     Государство для этого использует определенные целенаправленные методы реализации своих  решений. Как я показала в работе это такие основные программы и прогнозы, как: Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 –2010 год, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы. Проанализировав эти программы, можно сказать, что в них определено, что механизм реализации региональной политики включает инструменты правового, экономического, финансового характера, направленные на обеспечение устойчивого развития регионов, разработку и реализацию документов, дотаций, субсидий, кредитов, оказываемых проблемным регионам с целью поддержания экономического роста.

     Исходя  из работы, можно выявить основные аспекты, направленные на развитие и подержание жизнедеятельности регионов и всего государства.

     Это обеспечение роста благосостояния населения, содействие развитию производств, создание условий для развития поселков городского типа, формирование условий  для повышения инновационной и инвестиционной деятельности, развитие предпринимательства, обеспечение социально-стабильного климата населения, развитие инфраструктуры, создание условий для благоприятного проживания людей, повышение качества жизни и многое другое, т.е. четкая социальная направленность. С помощью достижения высоких показателей по этим критерием, достигается сбалансированное развитие регионов.

     В работе рассмотрено развитие витебской области. Витебская область располагает определенными инвестиционными преимуществами, к которым можно отнести выгодное географическое положение в непосредственной близости к рынкам стран ЕС и Российской Федерации, хорошо развитый промышленный потенциал, наличие и постоянное развитие сырьевых зон для организации выпуска мясных, молочных, овощных продуктов, всевозможных изделий из древесины, торфа, доломита, льна, рапса, производства широкой гаммы строительных материалов; развитую сеть основных видов транспортных коммуникаций: трубопроводного, железнодорожного, автомобильного и авиа; квалифицированные трудовые ресурсы; а также наличие научных кадров и прикладных научно-технических разработок.

     Дополнительным  преимуществом являются устойчивые связи с регионами Латвии, Литвы, Российской Федерации, которые имеют  многовековую историю и традиции, наличие общих границ в непосредственной близости от областного центра.

     За 2006 – 2010 годы производство промышленной продукции области возросло в 1,4 раза к 2005 году, выпуск потребительских товаров – в 1,7. Область обеспечивает около 20% объема промышленного производства республики, производит более 50% металлорежущих станков, 97% ковров и ковровых изделий, 27% чулочно-носочных изделий, 100% льняных тканей, 20% трикотажных изделий, 45% обуви, 100% стекловолокна и изделий из него, 100% известняковой и доломитовой муки. За истекшую пятилетку создано более 170 новых предприятий и производств, в числе которых 5 – в нефтехимической отрасли, 12 – в легкой промышленности, 4 – в деревообрабатывающей. Модернизированы и переоснащены более 30 предприятий пищевой промышленности, 6 предприятий деревообработки. Ускоренными темпами осваивается выпуск новой высококачественной продукции – ее удельный вес в объеме промышленного производства области составил 23,4%.

     В работе было рассмотрено выполнение региональной программы инновационного развития. Можно сказать, что программа направлена на обеспечение повышения эффективности всех отраслей экономики региона, и социально-экономического развития области.

     Сопоставлено  развитие 6 регионов Беларуси по основным показателям, которые охарактеризовали уровень жизни населения, торговлю, валовый внутренний продукт, инвестиции в основной капитал по которым можно дать определенную оценку состояния региона на определенный период.

     Основными проблемами демографического развития в региональном аспекте являются следующие:

  • территориальная дифференциация показателей демографического развития (половозрастная структура, смертность, рождаемость), особенно между городом и селом;
  • сохраняющиеся территориальные различия по уровню развития социально-экономических предпосылок дальнейшего демографического роста.

     Общая численность занятых в экономике 4657,8 чел. (от общей численности 9 468чел.). По численности занятого населения в экономике преобладает Минск(1 086,7), далее Минская область, Гомельская, Брестская и Витебская область(567,4).

Основные проблемы управления трудовыми ресурсами на региональном уровне выражаются в следующем:

  • сохраняется территориальная дифференциация в сфере занятости населения, особенно на уровне административных районов, малых и средних городов, сельских поселений, которая в значительной мере обусловлена различиями в экономическом и социальном развитии регионов;
  • существует ряд диспропорций в структуре трудовых ресурсов; не адекватна требованиям инновационной экономики возрастная и профессиональная структура населения административных районов, малых и средних городов, имеет место нехватка квалифицированных рабочих и переизбыток специалистов с высшим образованием (зачастую гуманитарных специальностей), депрофессионализация населения;
    • остается неэффективной система управления региональными рынками труда на областном и районном уровнях;

Объемы  промышленного производства:

     В январе-сентябре 2011 года по сравнению  с январем-сентябрем 2010 года увеличен выпуск грузовых автомобилей – в 1,8 раза, тракторов – в 1,4 раза, автомобильных прицепов и полуприцепов – на 27,1%, грузовых магистральных вагонов – на 31,6%, погрузчиков – на 22,2%, стальных труб – на 36,5%, сетки стальной – на 42,3%, электродвигателей переменного тока – на 20%, металлорежущих станков – на 18,8%, дизельного топлива – на 22,6%, изделий санитарных керамических – на 23,3%, стекла строительного – на 15,5%, топливно-древесных гранул – на 35,6%, мотоциклов – на 56,7%, ковров и ковровых изделий – на 24%, крупы – на 52,1%, мясных полуфабрикатов – на 55,7%, быстрозамороженной плодоовощной продукции – на 40,4%, консервов рыбных – на 39,7%, муки – на 27,3%, макаронных изделий – на 34,1%, папирос и сигарет – на 23,1%. 

Информация о работе Сущность региональной политики