Сущность региональной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

ХХ век развернул перед экономистами столь масштабную панораму грандиозных изменений в социально-экономической жизни планеты, что их осмысление потребует от ученых еще много времени и интеллектуальной энергии. В числе важнейших тенденций современного социально-экономического развития необходимо назвать и такие, казалось бы, противоположные по смыслу, но вместе с тем глубоко взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы, как глобализация и регионализация.

Оглавление

Введение
1. Регион и региональная структура. 5
1.1 Регион, виды региона, характерные показатели региона, понятие экономики региона. 5
1.2 Сущность региональной политики. Цели, задачи, объект, субъект, принципы и методы региональной политики. 6
1.3 Система административно-территориального деления (АТД). Административно-территориальные единицы Республики Беларусь. 9
1.4 Проблемы регионального развития в современных условиях. 12
2. Развитие регионов Республики Беларусь. 15
2.1 Социальные и региональные программы, общие направления 15
2.2Основные ориентиры направленные государством для социально-экономического развития страны 20
2.3 Показатели выполнения программы, развитие Витебской области 24
2.4 Сравнение и анализ показателей развития белорусских регионов 31
3.Инфраструктурное обеспечение инновационного устойчивого и социально ориентированного регионального развития. 46
Заключение 52
Список использованных источников 58

Файлы: 1 файл

курсовая работа(Сорока).doc

— 570.00 Кб (Скачать)

     Характеристика  региональной политики будет неполной без описания методов и инструментария, с помощью которых она осуществляется. Это такой набор ,арсеналов средств и рычагов воздействия национальных и местных органов власти на развитие регионов.

     Выделяют  3 основные группы методов и инструментария:

  1. административные (организационно-распорядительные и административно-правовые – это административные распоряжения, постановления, правила, регулирующие деятельность функционирующих в регионе предприятий, рекомендации, и контроль за деятельностью, осуществляемый определенными органами.);
  2. экономические (их сущность состоит в косвенном воздействии на процесс регионального воспроизводства через экономические интересы субъектов, с помощью таких рычагов, как налоги, льготы, кредиты, субвенции и др.);
  3. социально-психологические (психологическая и социологическая обработка масс).

     Методы реализации управления регионами:

  1. прямые – предусматривают непосредственное воздействие на происходящее в регионах процессы путем распределения средств, субсидий, дотаций, а также посредством установления пределов, норм  
    и т. д. (как административные, так и экономические) и косвенные – подразумевают изменение мотивации, побуждений логики действий хозяйствующих субъектов (преимущественно экономические);
  2. активные и пассивные соответствуют прямым и косвенным методам;
  3. поощрительные (стимулирующие) и сдерживающие (ограничительные) – нацелены на активизацию и включают в себя стандартный набор инструментов:  бюджетная политика, инвестиционная политика, социальная политика и другие [6, c. 26, 28 – 29].
 

     1.3 Система административно-территориального  деления. Административно-территориальные  единицы Республики  Беларусь 

     Успешное  управление какой-либо крупной территорией  невозможно без ее районирования, или административно-территориального деления,  
т. е. расчленения этой территории на составные части.

     Необходимость районирования и административно-территориального деления отражает объективный процесс  регионо- и районообразования, который  обусловлен размерами территорий, сложившимися в них хозяйственными связями, национальными, религиозными и другими особенностями.

     При этом критериями административно-территориального деления могут быть: примерное  равенство площади территориальных  образований, их населения, экономического потенциала и т. п., а также удобство управляемости территорий путем приближения субъекта управления к объекту – к населению и хозяйственным единицам (с учетом транспортных и др. коммуникаций). В целом, экономическое районирование и административно-территориальное деление призваны обеспечить возможность эффективного управления страной, облегчить планирование и прогнозирование, решение социально-экономических проблем.

     Система административно-территориального деления (далее – АТД) заключается в выделении административных единиц определенного уровня в пределах того или иного государства, в соответствии с которым формируется система органов управления страной и ее отдельными территориями. АТД основывается на следующих принципах:

  • единства территории страны как естественного условия самого его существования;
  • достижения баланса общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, путем сочетания единой централизованной государственной власти с местным самоуправлением;
  • учета особенностей производственных и социально-экономических связей, складывающихся на конкретных территориях, при определении структуры административно-территориального устройства;
  • субординации, означающей, что в состав более крупных административно-территориальных единиц входят территории менее крупных;
  • примерного равенства площади территории и численности населения административно-территориальных единиц одного уровня [8].

     Административно-территориальными единицами Республики Беларусь являются территории, в пространственных пределах которых в порядке, предусмотренном законодательством, создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

     К административно-территориальным единицам в Республике Беларусь относятся: области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа, в которых созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

     В целях определения пространственных пределов компетенции местных Советов  депутатов, исполнительных и распорядительных органов для каждой административно-территориальной единицы устанавливаются наименование, границы и административный центр, в котором располагаются эти органы.

     Территории  городов в целях оптимальной  организации исполнения решений, связанных с удовлетворением социально-культурных и бытовых потребностей граждан, охраной правопорядка и соблюдением законности, при необходимости делятся на районы, не являющиеся самостоятельными административно-территориальными единицами.

     Территория  Республики Беларусь делится на территорию столицы Республики Беларусь и территории областей как административно-территориальных единиц.

     Территория  области делится на территории районов  и городов областного подчинения как административно-территориальных  единиц.

     Территория района делится на территории сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, а также поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами.

     Территории  населенных пунктов, не являющихся административно-территориальными единицами, входящие вместе с другими  территориями в пространственные пределы  сельсоветов, составляют их территорию.

     Компетенция республиканских органов государственного управления и местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов в пределах соответствующих административно-территориальных единиц определяется законодательством Республики Беларусь.

     Административно-территориальная  и территориальная единица в  связи с необходимостью установления особого режима государственного управления, обусловленного требованиями национальной безопасности, экологическими и иными требованиями, может объявляться закрытой. Порядок объявления административно-территориальной и территориальной единицы закрытой и особенности управления ею определяются законодательством Республики Беларусь [9].

     По  градостроительной классификации  в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 января 2007 г. № 19 «О некоторых вопросах государственной градостроительной политики» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 15, 1/8258) выделяются города – крупнейшие (с численностью населения более  
500 тыс. человек), крупные (250 – 500 тыс. человек), большие  
(100 – 250 тыс. человек), средние (20 – 100 тыс. человек), малые (менее 20 тыс. человек) и поселки городского типа [7].

     В Республике Беларусь 207 городских поселений, в том числе  
112 городов (24 города с численностью населения свыше 50 тыс. человек и 88 малых и средних городов) и 95 поселков городского типа, которые различаются по административному статусу и численности населения.

     Из 24 городов с численностью населения  свыше 50 тыс. человек один (город  Минск) относится к категории  крупнейших, 5 (областные центры) - к категории крупных городов, имеется 8 больших городов областного подчинения с численностью населения от 100 до 230 тыс. человек (Барановичи, Пинск, Орша, Новополоцк, Мозырь, Борисов, Солигорск, Бобруйск), 2 средних города областного подчинения с численностью населения от 50 до 100 тыс. человек (Полоцк и Жодино) и  
8 средних городов районного подчинения с численностью населения от 50 до 100 тыс. человек (Кобрин, Жлобин, Речица, Светлогорск, Лида, Слоним, Молодечно и Слуцк).

     Из 88 городов к категории средних относятся 15 городов с численностью населения от 20 до 50 тыс. человек и 73 – к категории малых городов.

     Таким образом, всего в стране 183 малых и средних городских поселения с численностью населения до 50 тыс. человек - 88 городов и  
95 поселков городского типа.

     Наибольшее  их количество согласно таблице 1 в  Витебской и Минской областях (39 и 38), наименьшее – в Могилевской и Брестской областях (22 и 25) [11].

     Таблица 1.1 Распределение малых и средних городских поселений по численности населения, категориям и административному статусу:

  В республике По областям
Признак Бресткая Витебская Гомельская Гродненская Минская Могилевская
Количество  малых и средних поселений - всего 183 25 39 30 29 38 22
Из  них с числом жителей (тысяч):
20-50 15 3 1 2 3 3 3
10-20 45 10 6 5 5 13 6
5-10 55 4 15 9 10 8 9
2-5 41 6 10 10 5 8 2
2 и  менее 27 2 7 4 6 6 2
Города 88 17 15 13 11 19 13
Городские поселки 83 7 24 13 17 16 6
Рабочие поселки 11 1 - 4 1 2 3
Курортные поселки 1 - - - - 1 -
Районные  центры 96 12 18 16 14 17 19
Из  них:

города

             
74 12 12 11 9 17 13
городские поселки 22 - 6 5 5 - 6

     Источник: [11] 

     1.4. Проблемы регионального  развития в современных  условиях 

     Анализ  региона как субъекта развития предполагает рассмотрение его экономической  природы (функций); факторов, способствующих формированию экономической субъектности региона; продуктов его деятельности. Анализ факторов, определяющих рост субъектности региона, показывает, что они являются преимущественно экзогенными, внешними по отношению к региону. К ним относятся, прежде всего, глобализация экономики, развитие регионализма.

     Основными продуктами деятельности региона как субъекта развития являются:

  • конкурентоспособность региона и его подсистем (социальной, экономической, управленческой, экологической, инфраструктурной,
  • институциональной, безопасности);
  • конкурентоспособные общественные блага;
  • конкурентные ресурсы и потенциалы региона. Институциональное оформление продуктов деятельности региона как субъекта развития осуществляется в виде стратегических целей, стратегий и других институтов.

     Необходимость формирования конкурентоспособной  региональной экономики в условиях глобализации и интеграции предопределяет доминанту стратегического подхода  к управлению социально-экономическим  развитием региона. Стратегический подход является динамическим аспектом развития. При статическом подходе к организации регион рассматривается в условиях стабильных внешних связей; проблемы, возникающие в этом случае, носят оперативный (текущий) характер. Динамический подход к региону означает его развитие в условиях изменяющейся внешней среды, а проблемы, связанные с этим, называются стратегическими. Регион функционирует одновременно в двух режимах: оперативном (статическом) и стратегическом (динамическом).

     Экономический подъем регионов не всегда сопровождается улучшением условий жизни и показателей развития социальной сферы. На практике экономические интересы хозяйствующих субъектов, различных отраслей материального производства и социальные интересы населения регионов и общества в целом часто не совпадают.

     Широко  распространены следующие проблемы:

  • слабый научно-технический уровень производства;
  • ограниченность финансовых, трудовых и материально-технических ресурсов, низкая эффективность их использования;
  • низкий уровень организации труда, несовершенство управления и норм хозяйственного права.

Информация о работе Сущность региональной политики