Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:22, курсовая работа
ХХ век развернул перед экономистами столь масштабную панораму грандиозных изменений в социально-экономической жизни планеты, что их осмысление потребует от ученых еще много времени и интеллектуальной энергии. В числе важнейших тенденций современного социально-экономического развития необходимо назвать и такие, казалось бы, противоположные по смыслу, но вместе с тем глубоко взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы, как глобализация и регионализация.
Введение
1. Регион и региональная структура. 5
1.1 Регион, виды региона, характерные показатели региона, понятие экономики региона. 5
1.2 Сущность региональной политики. Цели, задачи, объект, субъект, принципы и методы региональной политики. 6
1.3 Система административно-территориального деления (АТД). Административно-территориальные единицы Республики Беларусь. 9
1.4 Проблемы регионального развития в современных условиях. 12
2. Развитие регионов Республики Беларусь. 15
2.1 Социальные и региональные программы, общие направления 15
2.2Основные ориентиры направленные государством для социально-экономического развития страны 20
2.3 Показатели выполнения программы, развитие Витебской области 24
2.4 Сравнение и анализ показателей развития белорусских регионов 31
3.Инфраструктурное обеспечение инновационного устойчивого и социально ориентированного регионального развития. 46
Заключение 52
Список использованных источников 58
Характеристика региональной политики будет неполной без описания методов и инструментария, с помощью которых она осуществляется. Это такой набор ,арсеналов средств и рычагов воздействия национальных и местных органов власти на развитие регионов.
Выделяют 3 основные группы методов и инструментария:
Методы реализации управления регионами:
1.3
Система административно-
Успешное
управление какой-либо крупной территорией
невозможно без ее районирования, или
административно-
т. е. расчленения этой территории на составные
части.
Необходимость
районирования и
При
этом критериями административно-
Система
административно-
Административно-
К
административно-
В
целях определения
Территории
городов в целях оптимальной
организации исполнения решений, связанных
с удовлетворением социально-культурных
и бытовых потребностей граждан, охраной
правопорядка и соблюдением законности,
при необходимости делятся на районы,
не являющиеся самостоятельными административно-
Территория
Республики Беларусь делится на территорию
столицы Республики Беларусь и территории
областей как административно-
Территория
области делится на территории районов
и городов областного подчинения
как административно-
Территория
района делится на территории сельсоветов,
поселков городского типа, городов районного
подчинения, являющихся административно-
Территории
населенных пунктов, не являющихся административно-
Компетенция
республиканских органов
Административно-
По
градостроительной
500 тыс. человек), крупные (250 – 500 тыс. человек),
большие
(100 – 250 тыс. человек), средние (20 – 100 тыс.
человек), малые (менее 20 тыс. человек) и
поселки городского типа [7].
В
Республике Беларусь 207 городских поселений,
в том числе
112 городов (24 города с численностью населения
свыше 50 тыс. человек и 88 малых и средних
городов) и 95 поселков городского типа,
которые различаются по административному
статусу и численности населения.
Из
24 городов с численностью населения
свыше 50 тыс. человек один (город
Минск) относится к категории
крупнейших, 5 (областные центры) -
к категории крупных городов, имеется
8 больших городов областного подчинения
с численностью населения от 100 до 230 тыс.
человек (Барановичи, Пинск, Орша, Новополоцк,
Мозырь, Борисов, Солигорск, Бобруйск),
2 средних города областного подчинения
с численностью населения от 50 до 100 тыс.
человек (Полоцк и Жодино) и
8 средних городов районного подчинения
с численностью населения от 50 до 100 тыс.
человек (Кобрин, Жлобин, Речица, Светлогорск,
Лида, Слоним, Молодечно и Слуцк).
Из 88 городов к категории средних относятся 15 городов с численностью населения от 20 до 50 тыс. человек и 73 – к категории малых городов.
Таким
образом, всего в стране 183 малых и средних
городских поселения с численностью населения
до 50 тыс. человек - 88 городов и
95 поселков городского типа.
Наибольшее их количество согласно таблице 1 в Витебской и Минской областях (39 и 38), наименьшее – в Могилевской и Брестской областях (22 и 25) [11].
Таблица 1.1 – Распределение малых и средних городских поселений по численности населения, категориям и административному статусу:
В республике | По областям | ||||||
Признак | Бресткая | Витебская | Гомельская | Гродненская | Минская | Могилевская | |
Количество малых и средних поселений - всего | 183 | 25 | 39 | 30 | 29 | 38 | 22 |
Из них с числом жителей (тысяч): | |||||||
20-50 | 15 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 |
10-20 | 45 | 10 | 6 | 5 | 5 | 13 | 6 |
5-10 | 55 | 4 | 15 | 9 | 10 | 8 | 9 |
2-5 | 41 | 6 | 10 | 10 | 5 | 8 | 2 |
2 и менее | 27 | 2 | 7 | 4 | 6 | 6 | 2 |
Города | 88 | 17 | 15 | 13 | 11 | 19 | 13 |
Городские поселки | 83 | 7 | 24 | 13 | 17 | 16 | 6 |
Рабочие поселки | 11 | 1 | - | 4 | 1 | 2 | 3 |
Курортные поселки | 1 | - | - | - | - | 1 | - |
Районные центры | 96 | 12 | 18 | 16 | 14 | 17 | 19 |
Из
них:
города |
|||||||
74 | 12 | 12 | 11 | 9 | 17 | 13 | |
городские поселки | 22 | - | 6 | 5 | 5 | - | 6 |
Источник:
[11]
1.4.
Проблемы регионального
развития в современных
условиях
Анализ региона как субъекта развития предполагает рассмотрение его экономической природы (функций); факторов, способствующих формированию экономической субъектности региона; продуктов его деятельности. Анализ факторов, определяющих рост субъектности региона, показывает, что они являются преимущественно экзогенными, внешними по отношению к региону. К ним относятся, прежде всего, глобализация экономики, развитие регионализма.
Основными продуктами деятельности региона как субъекта развития являются:
Необходимость
формирования конкурентоспособной
региональной экономики в условиях
глобализации и интеграции предопределяет
доминанту стратегического
Экономический подъем регионов не всегда сопровождается улучшением условий жизни и показателей развития социальной сферы. На практике экономические интересы хозяйствующих субъектов, различных отраслей материального производства и социальные интересы населения регионов и общества в целом часто не совпадают.
Широко распространены следующие проблемы: